|
Предмет | ОРКСЭ. | Класс | 4 |
Тема урока | Россия – наша Родина. |
|
Тип урока: изучение новых знаний |
Планируемые образовательные результаты |
|
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Усвоение понятий «Отечество», «Родина», «малая родина», «духовный мир человека», «нравственные ценности». | П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции. Р. Навык саморефлексии, самокоррекции. К. Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в команде. | Формирование у детей образа родной страны как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей; воспитание в детях радости и гордости за то, что мы родились и живем в России. |
Цель урока | Формирование представления учащихся о России как о многонациональной стране с многовековыми культурными традициями; воспитание патриотизма, пробуждение желания стать наследниками славных традиций нашей истории. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Отечество. Родина. Россия. Столица. Культурные традиции. Патриот. Символы. Духовный мир человека. Нравственные ценности. |
Средства ИКТ, используемые на уроке | Компьютер, проектор, экран, электронная презентация |
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Аудиозапись «С чего начинается Родина» (сл. М. Матусовского, муз. В.Блантера) , гимн России; слайды с репродукциями картин художников – пейзажистов А.Саврасова, И.Левитана, К.Коровина, И. Шишкина, Ф. Васильева; пословицы и поговорки; карта России, учебник. |
Структура урока |
Этап урока | Основные формы деятельности учителя и учащихся | Формируемые УУД |
Орг. момент. | Весело звенит звонок, Начинается урок! Проверка готовности к уроку. Упражнение «Улыбнитесь друг другу» Определение темы. ( Просмотр слайдов под аудиозапись песни М. Матусовского, В. Блантера «С чего начинается Родина») Беседа. - Ребята, что вы чувствовали, когда слушали эту песню, просматривали иллюстративный материал? - О чем прозвучавшая песня? - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (синквейн к слову Родина) Родина. Малая, большая. Родиться, жить, помнить. Место, где родился человек. Отечество. Работа над синонимами РОДИНА-ОТЕЧЕСТВО-ОТЧИЗНА - Как называется наша общая Родина? -Расскажи соседу, как ты понимаешь слово Родина? (работа в паре) | Личностные компетенции: эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Познавательные: прием информации, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения. |
Актуализация | Самостоятельная формулировка учащимися темы урока. - Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока. Беседа. Мы живём в замечательной стране – России. - Почему мы считаем Россию своей Родиной? - Слово «родина» происходит от слова «род». Какие родственные слова можно подобрать к этому слову? - Какими другими словами можно назвать Родину? - Как вы понимаете следующие высказывания? (работа в группах, задание на карточках) Наше государство – Россия. Символы государства: флаг, герб, гимн. Москва – столица России. Мы - граждане России. Россияне – люди разных национальностей. Они защищали Родину. Самостоятельное индивидуальное выполнение действий учащимися. Задание на карточках: соедините части пословиц о Родине. Родина - мать, умей за нее постоять. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Человек без Родины - соловей без песни. Своя земля и в горсти мила. На чужой земле и весна не красна. | Регулятивные УУД: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, достижение договоренностей и согласование общего решения. Познавательные УУД: прием информации, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, подведение под понятие, определение основной и второстепенной информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания Личностные: осознание ответственности за общее дело Регулятивные: контроль (сличение с эталоном), коррекция |
Изучение новых знаний и способов деятельности | I. Совместное обсуждение учащимися темы в парах. Работа по учебному пособию. - Прочитайте и найдите информацию на с.6 как по-другому называют Россию? -Как вы понимаете слово «федерация»? (затруднение) -Где можно узнать значение этого слова? Слово учителя: -В толковом словаре Ожегова слову «федерация» дано следующее объяснение: ФЕДЕРАЦИЯ- это союзное государство, состоящее из объединившихся государств. Слово учителя: (на слайде карта России) Россия – необъятная страна. Её площадь – 17 млн. кв.км. Работа с учебником с.7-9. -Назовите богатства нашей Родины? -Как называли нашу Родину в древние времена? -Назовите города РФ. Слово учителя: - На территории России проживают люди около 150 национальностей. Все они вместе составляют одну дружную семью народов России. - Какие национальности вы знаете, которые живут на территории России? - Почему мы должны быть толерантными? - Как вы объясните понятие «малая родина»? (работа в группах по вопросам) Слово учителя: Малая родина - это то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Не случайно в трудные минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, то есть свою малую Родину. II. Чтение стихотворения татарского поэта Ш. Маннур «Моя родная сторона», с.10 Беседа по содержанию. – С каким чувством поэт говорит о Родине? – Какова главная мысль этого стихотворения? - Какого человека называют патриотом? - Можно ли сказать, что стихотворение написано поэтом – патриотом? | Познавательные УУД: визуализация понятия, анализ, сравнение, обобщение, классификация, подведение под понятие, установление причинно- следственных связей, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные УУД: распознавание эмоций и выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач, формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации. Личностные УУД: формирование у детей образа родной страны как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями. |
Первичное закрепление понимания изученного и коррекция знаний | Творческая работа. - Составьте и напишите на листочках предложения со словами: Родина Отечество Отчизна Патриот Символы России Предложения могут быть любыми: простыми, сложными, с однородными членами, разные по интонации и цели высказывания. Проверка. Упражнение «Слово-магнит». - Какие слова «притягиваются» к данным словам? (ассоциации) Например, Родина… (семья, дом, мама, родители, друзья, детство, город, деревня, небо, просторы, рощи, озеро, река и т.д.) Речетворческая работа. - Какой у России цвет? (Цвет: радужный, светлый, нежно-розовый (на рассвете), золотистый (поля пшеницы), голубой (небо), зеленый (поля, леса), чистый, прозрачный (реки и озера), разноцветный (осенью) и т.д.) - А какой у России звук? (Звук: колокольный звон, тишина, журчание ручья, шелест листьев, детский смех, раздольные песни, пение птиц, трели соловья и т.д.) - Какой запах у России? (Запах: ветра, дождя, росы, цветов, свежего сена, хлеба, меда, молока, родного дома и т.д.) - Какой характер у России? (Характер: добрый, любящий, миролюбивый, радостный, веселый, мужественный, героический, милосердный, честный, справедливый и т.д.) - Какая Россия по размеру? (Размер: просторная, широкая, бескрайняя, необозримая, огромная, неоглядная и т.д.) | Познавательные УУД: прием информации (осознанное построение речевых высказываний, высказывания своего собственного мнения), умение ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, способствовать развитию учащихся навыков творческой работы. Личностные компетенции: развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, использование речевых средств Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в рамках учебной деятельности, использовать речевые средства, развивать умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Рефлексия | Прослушивание учащимися гимна России. Делается акцент на то, что мы разные, но мы вместе и нас объединяет одна родина и её культурные традиции. Задание с последующей проверкой. Продолжи предложения: 1.Россия – это…. 2. Россия- многонациональная страна. В ней проживают русские,…… 3. Богатства России: люди, горы, …. Проверка. Итак, поблагодарим друг друга за работу. Спасибо всем за внимание и сотрудничество! | Познавательные УУД: прием информации. Личностные: понимают значение знаний для человека. Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать высказывания учителя или товарищей, содержащие оценочный характер. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. |
Домашнее задание | Прочитайте учебник на стр. 6-10. Узнай, люди каких национальностей проживают в городе Азнакаево. |