СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку музыки "Музыка осени"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технологическая карта разработана для проведения уроков музыки. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку музыки "Музыка осени"»

Конспект учебного занятия по музыке

в 4 «А» классе

Тема: «Музыка осени»

студентки 302 группы

Буцанец Алёны Александровны








Урок будет выдан: 04.10.2023

Школа: МБОУ СОШ №17

Учитель: Дмитриева Елена Борисовна

Методист: Федосенко Ольга Анатольевна



Новосибирск, 2023

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: музыка.

Класс: 4 «А».

Тема урока: «Музыка осени».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении образа осени в искусстве.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:
1.
Формировать умения определять характер музыки, проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений.
2.
Формировать умения: определять особенности музыки, передавать характер музыки музыкально ритмическими движениями.

3. - Познакомить с музыкальными произведениями:

П.И. Чайковский “Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песня», Антонио Вивальди «Времена года».

Картинами: И.И. Левитана «Золотая осень», И. И. Шишкина «Золотая осень»;

Осенней лирикой А.С. Пушкина, К. Д. Бальмонта.

Предметные:
Уч-ся научатся: определять характер музыки, проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;
Уч-ся получат возможность: определять особенности русской народной музыки, передавать характер музыки музыкально ритмическими движениями; познакомиться с музыкальными произведениями: П.И. Чайковский “Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песня», Антонио Вивальди «Времена года».

Картинами: И.И. Левитана «Золотая осень», И. И. Шишкина «Золотая осень»;

Осенней лирикой А.С. Пушкина, К. Д. Бальмонта.

Развивающие:

1. Формировать умения (Р): принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять самооценку деятельности.


2. Формировать умения (П): осуществлять обобщение, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить логические рассуждения.
3. Формировать умения (К): владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других, строить монологическое высказывание

Метапредметные
Регулятивные:
Уч-ся научатся: принимать и сохранять учебную задачу;
Уч-ся получат возможность научиться:
планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять самооценку деятельности.
Познавательные:
Уч-ся научатся: осуществлять обобщение, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Уч-ся получат возможность научиться: строить логические рассуждения.
Коммуникативные:
Уч-ся научатся: владеть диалогической формой речи; слушать и понимать речь других.
Уч-ся получат возможность научиться:
строить монологическое высказывание.

Воспитательные:
1. Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; любовь к музыке, природе, искусству;

2. Воспитывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; любовь к музыке, природе, искусству;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Музыкальный материал: П.И. Чайковский “Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песня», Антонио Вивальди «Времена года».

Дидактический материал: тексты песни, стихотворения А.С.Пушкина и К. Д. Бальмонта, карточки для рефлексии, карточки для самостоятельной работы.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация учебной деятельности


Словесный

(беседа)

Наглядный (показ)

Приветствует. Проверяет готовность к уроку. Мотивирует к учебной деятельности.

- Здравствуйте, меня зовут Алёна Александровна и сегодня урок музыки у вас проведу я.

- Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны находиться листы с текстом песни, лист рефлексии.

-Ребята, начнем наш урок с цитаты великого композитора, о котором мы сегодня поговорим.

Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых.“ — Пётр Ильич Чайковский

-Как вы понимаете смысл этой цитаты? Что хотел нам сказать композитор?

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность на парте. Проявляют мотивацию к учебной деятельности.











Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный (беседа)





Актуализирует знания обучающихся по прошлой теме с помощью вопросов.

-Ребята, скажите, чему был посвящен прошлый урок?

- Что вы можете рассказать о великом композиторе и дирижере? У вас было домашнее задание.

- Хорошо. И сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством великих людей.

Актуализируют знания по теме «Сергей Рахманинов».


- Изучению творчества Сергея Рахманинова.




К: владеть диалогической формой речи.

П: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.


Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа)

Наглядный (показ)

Выявляет место и причину затруднения. Определяет тему и цель урока.

- Сейчас я предлагаю вам прослушать отрывок пьесы из цикла «Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди. Вивальди был необычайно виртуозным скрипачом. Современники отмечали необычайную подвижность его левой руки, которая не имела ограничений.

- Как звучала данная музыка?

- Какие инструменты вы услышали?

- Какой характер передает данный отрывок?

- Изменялась ли мелодия со временем?

- Для определения темы урока отгадайте загадку:

«Вот художник, так художник! Все леса позолотил!

Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим, кто художник этот?»

- Тогда, как будет звучать тема нашего урока?

- Какую цель мы перед собой поставим? - "Осень" у Вивальди - это не "печальная пора, очей очарованье", а совсем наоборот. Это самое весёлое время года, отпуск для крестьянина: золотое зерно в амбаре, урожай собран, тяжёлый труд позади. Такое настроение царит в первой части концерта Вивальди.

Отвечают на вопросы учителя, определяют место затруднения, тему и цель урока.

Прослушивают отрывок из пьесы «Времена года» Антонио Вивальди.




- Подвижно, живо, весело.

- Скрипка, оркестр.

- Веселый.

- Да. Изначально она веселая, затем замедляется.


Отгадывают загадку.

- Осень.




- «Музыка осени».

- Узнать, как изображали «осень» композиторы, поэты, художники в своих произведениях.


Р: принимать и сохранять учебную задачу.



К: владеть диалогической формой речи.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный (беседа)

Наглядный (показ)

Организовывает построение плана урока.

-Сегодня мы будем работать по такой вот лесенке успеха. Посмотрите, даны три слова узнать, научиться, оценить.

- Что мы должны узнать?

- Чему научиться?

- Что оценить?

1. Узнать, как изображали «осень» в различных произведениях искусства.

2. Научиться определять характер музыки, исполнять одно из произведений.

3. Передать в собственном исполнении особенности музыки и оценить собственную деятельность на уроке.


Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

К: владеть диалогической формой речи.


5. Реализация построенного проекта.

Словесный (беседа)


Рассказывает о произведениях искусства на тему «Осень».

- Первым пунктом мы определили, что нам нужно узнать, как же изображали осень в различных жанрах искусства, как музыка передаёт осенние краски и настроение. Давайте отправимся в гости к волшебнице Осени.

Звучит запись Г. Свиридова «Осень» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель»

- Какую осень нарисовал композитор музыкальными красками?

- Какой характер показала музыка?

- Как звучала мелодия?

- Какие музыкальные инструменты вы услышали?

- Какие чувства вы испытывали, слушая эту музыку?

- Какие картины вы представили?

Композитор показал нам не совсем позднюю осень, в музыке присутствует светлое звучание, характер лирический, напевный, спокойный, неторопливый, немного навевает грусть.

- Осенью природа словно затихает, готовится к зимнему сну, поэтому нам кажется усталой, утомленной. Листья скидывают с себя листву, птицы улетают в теплые края. Становится немного грустно, когда смотришь на это увядание.

Демонстрация картины И.И. Левитана «Золотая осень».

- Что мы видим на экране?

- Это были фотографии или картины художников?

-Что такое пейзаж?

-Подберите эпитеты (слова-прилагательные), чтобы описать, какую осень вы увидели?

Демонстрация картины Шишкин Иван Иванович. «Золотая осень».

- Посмотрите на эту картину. Чем она отличается от предыдущей?

- Какие краски использует художник?

- Какими прилагательными вы бы описали эту картину?

- Какая из картин подходит к музыке Вивальди, а какая к Свиридову?

- Об осени писали не только художники, но поэты Пушкин, Тургенев, Некрасов, Есенин, Тютчев и многие другие.

Осень манила их своим обликом своей неповторимой красотой.

- Поэзия – это мир чувств. Поэтом быть очень сложно. Для этого надо уметь видеть и чувствовать особенным образом. Уметь воспринимать окружающий мир как живой, видеть его красоту. Поэты в своих стихотворениях обращались к теме осени как живому собеседнику.

- Давайте вспомним стихотворение А. С. Пушкина «Унылая пора».

- О какой осени нам рассказывает поэт в своем стихотворении?

- Какие слова вам на это указали?

В своем стихотворении "Унылая пора" Пушкин образно рисует картины осени, не ранней и не слишком поздней, а вероятно месяц октябрь. Он пишет, что леса еще одеты в багрец и золото, то есть листва еще не опала, но небо постоянно затянуто тучами, сквозь которые иногда пробивается редкий лучик солнца. Мы словно слышим осенние ветра.

При этом поэт упоминает уже и мороз, напоминая нам, что зима близко.

- Пушкин также в этом стихотворении писал, что с каждой осенью «Он расцветает вновь!». Как интересно получается: осенью природа увядает, а душа Пушкина, напротив, расцветала, и его талант начинал играть еще более яркими красками .

- Но не все поэт радовались приходу осени. Давайте прочитаем стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Осень».

- Как описывает писатель осень?

В стихотворении Бальмонта «Осень» образ этого времени года описывается как меланхоличный и таинственный. Поэт описывает осень как «сумрачную» и «туманную», что создает ощущение загадочности и некоторой опасности. В то же время, в стихотворении присутствует и красота осени, которая проявляется в ярких красках листьев и золотистых оттенках солнечных лучей.

- Какое настроение стихотворения?

- Ребята! У осени есть еще одна удивительная особенность. Оказывается, что в нашей с вами жизни есть две осени. Вы никогда не услышите, что есть две зимы, две весны. А вот две осени бывают всегда. Одна – радостная, пышно убранная, богатая урожаем и другая – грустная, в лоскутьях опадающей листвы, с тихим плачем мелкого дождя. Первую любят за красоту лесов, за ясные дни, за щедрость, с какой она отдает богатство своих полей. А поздняя осень – это надежда человека, на то, что красота и тепло лета обязательно возвратятся, что природа вечно жива, что она замерла ненадолго.

- Приметы каждого времени года отражены в музыкальных произведениях разных композиторов. Например, русский композитор П.И. Чайковский создал целый сборник пьес для фортепиано, который назвал «Времена года». В него вошли 12 пьес и каждая носит название месяца. Есть там пьесы и про осень: «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» У каждой пьесы свой подзаголовок, например «Октябрь. Осенняя песня»» Давайте прослушаем.

Чайковского «Октябрь. Осенняя песня».

- Что вы услышали в ней? Какие картины нарисовали в воображении?

- В данной лирико-психологической зарисовке композитор живописно изобразил не только преображение окружающего мира, но и печальное настроение, которое властвует над людьми в это меланхоличное время года. Природа в октябре подводит итог календарного цикла и готовится к зимнему оцепенению. Солнечных дней становиться меньше, небо затягивают серые тучи, птицы улетают на юг, с деревьев облетает последняя листва и всё вокруг становиться безотрадно тоскливым. И вот такой грустный осенний пейзаж Пётр Ильич Чайковский гениально отразил в своей, окрашенной в светло-печальные тона, «Осенней песне».

- И поэт, и художник, и музыкант в своих произведениях смоли передать нам свои впечатления и все то, что они чувствовали, когда смотрели на золотые краски осени.

Слушают, отвечают на вопросы учителя, проявляют эмоциональный отклик.








- нежными, прозрачными, серыми.

- спокойно, грустно, плавно, нежно.

- Скрипка.


- грусть, печаль, уныние.


- Серой осени.















- Картину.



- Изображение природы.


- яркую, красочную, пеструю, величественную.



- Художник использовал более темные тона желтого цвета.

- Теплые.

- Тусклая, холодная.














Читает один обучающийся стихотворение.


Отвечают на вопросы учителя.























Читает один обучающийся.

Отвечают на вопросы учителя.











































- Она более грустная, медленная, лирическая.

- Конец осени, ее увядание.

П: определять характер музыки, проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

К: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других.

П: строить логические рассуждения.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Словесный (беседа)


Организовывает разучивание песни «Ах, какая осень».

- Сейчас прозвучит песня, которую мы с вами разучим.

- Какой характер у данной музыки?

- Какие строки повторяются?

- О чем поется в данной песне?

Разучивает вместе с детьми построчно песню. Жестами показывает, где взять высокую ноту, а где снизить темп исполнения.


Разучивают песню




- Веселый

- «Ах, какая осени»

- О том, как дети ждут осень

П: определять характер музыки, проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

К: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других.

К: строить монологическое высказывание.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Словесный (беседа)


Организовывает самостоятельную работу с самопроверкой.

- На парте у вас лежат листы для контроля. Вам необходимо соединить названия музыкальных произведений, названия картин с их исполнителями. На выполнение 3 минуты.

Выполняют задание с самопроверкой.


К: владеть диалогической формой речи.


Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Словесный (беседа)

Проводит закрепление материала по теме.

- Сегодня мы говорили с вами о том, как изображают осень в разных видах искусства. Образы природы - это излюбленная тема для всех творцов искусства. Природу изображают художники, её воспевают поэты в своих стихах. У художников – краски, у поэтов – слово, у композиторов – только звуки. Но ими тоже можно прекрасно рисовать природу.



К: владеть диалогической формой речи.

К: строить монологическое высказывание

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный (беседа)

Проводит рефлексию учебной деятельности.

- Мы сегодня работали по лесенке успеха и выполнили все пункты плана на урок. Сейчас нарисуйте человечка на одной из ступенек. Оцените, как вы работали на уроке.

Оценивают свою работу на уроке.


Р: осуществлять самооценку.

Л: способность к самооценке.












Стихотворения А. С. Пушкин «Унылая пора …»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.


Стихотворение К. Д. Бальмонт «Осень»

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!