3. Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа) Наглядный (показ) | Выявляет место и причину затруднения. Определяет тему и цель урока. - Сейчас я предлагаю вам прослушать отрывок пьесы из цикла «Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди. Вивальди был необычайно виртуозным скрипачом. Современники отмечали необычайную подвижность его левой руки, которая не имела ограничений. - Как звучала данная музыка? - Какие инструменты вы услышали? - Какой характер передает данный отрывок? - Изменялась ли мелодия со временем? - Для определения темы урока отгадайте загадку: «Вот художник, так художник! Все леса позолотил! Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл. Отгадать загадку просим, кто художник этот?» - Тогда, как будет звучать тема нашего урока? - Какую цель мы перед собой поставим? - "Осень" у Вивальди - это не "печальная пора, очей очарованье", а совсем наоборот. Это самое весёлое время года, отпуск для крестьянина: золотое зерно в амбаре, урожай собран, тяжёлый труд позади. Такое настроение царит в первой части концерта Вивальди. | Отвечают на вопросы учителя, определяют место затруднения, тему и цель урока. Прослушивают отрывок из пьесы «Времена года» Антонио Вивальди. - Подвижно, живо, весело. - Скрипка, оркестр. - Веселый. - Да. Изначально она веселая, затем замедляется. Отгадывают загадку. - Осень. - «Музыка осени». - Узнать, как изображали «осень» композиторы, поэты, художники в своих произведениях. | | Р: принимать и сохранять учебную задачу. К: владеть диалогической формой речи. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) | Рассказывает о произведениях искусства на тему «Осень». - Первым пунктом мы определили, что нам нужно узнать, как же изображали осень в различных жанрах искусства, как музыка передаёт осенние краски и настроение. Давайте отправимся в гости к волшебнице Осени. Звучит запись Г. Свиридова «Осень» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» - Какую осень нарисовал композитор музыкальными красками? - Какой характер показала музыка? - Как звучала мелодия? - Какие музыкальные инструменты вы услышали? - Какие чувства вы испытывали, слушая эту музыку? - Какие картины вы представили? Композитор показал нам не совсем позднюю осень, в музыке присутствует светлое звучание, характер лирический, напевный, спокойный, неторопливый, немного навевает грусть. - Осенью природа словно затихает, готовится к зимнему сну, поэтому нам кажется усталой, утомленной. Листья скидывают с себя листву, птицы улетают в теплые края. Становится немного грустно, когда смотришь на это увядание. Демонстрация картины И.И. Левитана «Золотая осень». - Что мы видим на экране? - Это были фотографии или картины художников? -Что такое пейзаж? -Подберите эпитеты (слова-прилагательные), чтобы описать, какую осень вы увидели? Демонстрация картины Шишкин Иван Иванович. «Золотая осень». - Посмотрите на эту картину. Чем она отличается от предыдущей? - Какие краски использует художник? - Какими прилагательными вы бы описали эту картину? - Какая из картин подходит к музыке Вивальди, а какая к Свиридову? - Об осени писали не только художники, но поэты Пушкин, Тургенев, Некрасов, Есенин, Тютчев и многие другие. Осень манила их своим обликом своей неповторимой красотой. - Поэзия – это мир чувств. Поэтом быть очень сложно. Для этого надо уметь видеть и чувствовать особенным образом. Уметь воспринимать окружающий мир как живой, видеть его красоту. Поэты в своих стихотворениях обращались к теме осени как живому собеседнику. - Давайте вспомним стихотворение А. С. Пушкина «Унылая пора». - О какой осени нам рассказывает поэт в своем стихотворении? - Какие слова вам на это указали? В своем стихотворении "Унылая пора" Пушкин образно рисует картины осени, не ранней и не слишком поздней, а вероятно месяц октябрь. Он пишет, что леса еще одеты в багрец и золото, то есть листва еще не опала, но небо постоянно затянуто тучами, сквозь которые иногда пробивается редкий лучик солнца. Мы словно слышим осенние ветра. При этом поэт упоминает уже и мороз, напоминая нам, что зима близко. - Пушкин также в этом стихотворении писал, что с каждой осенью «Он расцветает вновь!». Как интересно получается: осенью природа увядает, а душа Пушкина, напротив, расцветала, и его талант начинал играть еще более яркими красками . - Но не все поэт радовались приходу осени. Давайте прочитаем стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Осень». - Как описывает писатель осень? В стихотворении Бальмонта «Осень» образ этого времени года описывается как меланхоличный и таинственный. Поэт описывает осень как «сумрачную» и «туманную», что создает ощущение загадочности и некоторой опасности. В то же время, в стихотворении присутствует и красота осени, которая проявляется в ярких красках листьев и золотистых оттенках солнечных лучей. - Какое настроение стихотворения? - Ребята! У осени есть еще одна удивительная особенность. Оказывается, что в нашей с вами жизни есть две осени. Вы никогда не услышите, что есть две зимы, две весны. А вот две осени бывают всегда. Одна – радостная, пышно убранная, богатая урожаем и другая – грустная, в лоскутьях опадающей листвы, с тихим плачем мелкого дождя. Первую любят за красоту лесов, за ясные дни, за щедрость, с какой она отдает богатство своих полей. А поздняя осень – это надежда человека, на то, что красота и тепло лета обязательно возвратятся, что природа вечно жива, что она замерла ненадолго. - Приметы каждого времени года отражены в музыкальных произведениях разных композиторов. Например, русский композитор П.И. Чайковский создал целый сборник пьес для фортепиано, который назвал «Времена года». В него вошли 12 пьес и каждая носит название месяца. Есть там пьесы и про осень: «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» У каждой пьесы свой подзаголовок, например «Октябрь. Осенняя песня»» Давайте прослушаем. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня». - Что вы услышали в ней? Какие картины нарисовали в воображении? - В данной лирико-психологической зарисовке композитор живописно изобразил не только преображение окружающего мира, но и печальное настроение, которое властвует над людьми в это меланхоличное время года. Природа в октябре подводит итог календарного цикла и готовится к зимнему оцепенению. Солнечных дней становиться меньше, небо затягивают серые тучи, птицы улетают на юг, с деревьев облетает последняя листва и всё вокруг становиться безотрадно тоскливым. И вот такой грустный осенний пейзаж Пётр Ильич Чайковский гениально отразил в своей, окрашенной в светло-печальные тона, «Осенней песне». - И поэт, и художник, и музыкант в своих произведениях смоли передать нам свои впечатления и все то, что они чувствовали, когда смотрели на золотые краски осени. | Слушают, отвечают на вопросы учителя, проявляют эмоциональный отклик. - нежными, прозрачными, серыми. - спокойно, грустно, плавно, нежно. - Скрипка. - грусть, печаль, уныние. - Серой осени. - Картину. - Изображение природы. - яркую, красочную, пеструю, величественную. - Художник использовал более темные тона желтого цвета. - Теплые. - Тусклая, холодная. Читает один обучающийся стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. Читает один обучающийся. Отвечают на вопросы учителя. - Она более грустная, медленная, лирическая. - Конец осени, ее увядание. | П: определять характер музыки, проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений. | Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других. П: строить логические рассуждения. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа) | Организовывает разучивание песни «Ах, какая осень». - Сейчас прозвучит песня, которую мы с вами разучим. - Какой характер у данной музыки? - Какие строки повторяются? - О чем поется в данной песне? Разучивает вместе с детьми построчно песню. Жестами показывает, где взять высокую ноту, а где снизить темп исполнения. | Разучивают песню - Веселый - «Ах, какая осени» - О том, как дети ждут осень | П: определять характер музыки, проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений. | Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других. К: строить монологическое высказывание. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |