СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку ИЗО. Городецкая роспись. урок 1

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель: Волокитина Яна Валерьевна. МКОУ для обучающихся с ОВЗ Одинцовская школа Надежда.

Тема урока: Городецкая роспись урок №1.

Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний.

Класс: 9.

 Цель: формирование графических умений и навыков в рисовании кистью и декоративных элементов Городецкой росписи.

Задачи:

- познакомить учащихся с историей развития Городецкой росписи;

- предоставить возможность реализовать свои творческие способности;

- воспитывать любознательность, аккуратность, умение работать  индивидуально;

- способствовать развитию мышления, фантазии, художественного вкуса.

- развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, самовыражения, самоанализа.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

 Формирование готовности познавать, усваивать новые художественные приемы работы с материалами, желания проявлять себя в роли народных мастеров, знатоков искусства, развивать эстетическое сознание. Уважительно относиться к культуре народного искусства. Понимать роль культуры и искусства в жизни человека. Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности. Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.

Метапредметные:

 Познавательные УУД: Овладеть умением творческого видения, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы. Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих

результатов.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других. Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы.

 Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Отличать верно выполненное задание от неверного. Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу.  Уметь организовать место занятий.

Предметные

 Учащиеся должны понимать, что такое – Городецкая роспись. Объяснять ее отличия  от других традиционных росписей.

Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.

 

Этапы

Методы и приемы

1. Организационный момент

Сбор участников, размещение, решение организационных вопросов.

2. Изучение нового материала

Учитель: сегодня наше занятие посвящено Городецкой росписи. Для начала послушайте немного об истории возникновения этой росписи.

На берегу Волги стоит древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий, как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя  враги разграбили и сожгли Городец, но со временем его отстроили заново. Город стоял по соседству с Макарьевской ярмаркой, на которой продавали различный товар, в том числе и изделия, сделанные своими руками.

Жители Городца славились как умелые плотники, резчики по дереву. Особой известностью на ярмарке пользовались прялки, т.к они были оформлены росписью, а со временем мастера стали расписывать игрушки, посуду, мебель, и даже части дома- это ставни, двери, ворота.

Вся Городецкая роспись символична, например, конь в ней является как символ богатства, птица - означает счастье, а цветы как изображение здоровья и процветания во всех начатых делах. Еще одна особенность Городецкой росписи в том, что животные изображаются в профиль, а люди только в анфас, и все эти персонажи находятся в окружении прелестных цветков и их гирлянд.

Городецкая роспись выполняется в три этапа:

сначала на изделие наносится фон, обычно он желтого цвета, ведь раньше дерево красили луковой шелухой.

I этап называется «подмалевок» когда на фон наносятся крупные цветовые пятна.

II этап «теневка» на цветовые пятна наносится контрастный рисунок, чаще всего темной краской по светлому фону подмалевка.

III этап «разживка» ее выполняют черной и белой краской, и тогда картинка оживает.

Рассказ учителя.

Демонстрация наглядных пособий расписных изделий.

Учитель: вашему вниманию представлены изделия, оформленные Городецкой росписью, а так же на доске вы видите образцы поэтапного выполнения различных элементов росписи (травка, листья, бутон, розан, ромашка, птицы, конь вороной и т.д.)

-Давайте вспомним и назовем этапы росписи на примере Городецкой розы.

Комментируемая демонстрационная беседа по выполнению различных элементов росписи

Используемые инструменты и материалы при росписи изделия.

Учитель: ребята, для росписи нам понадобятся такие инструменты и материалы как:

1. кисти №2, №6. белка;

2. баночка с водой;

3. картон белый;

4. краски гуашь;

5. лист бумаги для смешивания красок;

6. тряпочка.

Беседа учителя с обучающимися, демонстрация необходимых инструментов и материалов

3. Практическая работа. Выполнение элементов Городецкой росписи

Учитель: А теперь мы с вами научимся изображать основные элементы Городецкой росписи так, как это делают народные мастера.

Сейчас я на доске буду выполнять элементы росписи, вы можете рисовать то же что и я.

 Итак, я решила нарисовать Городецкую розу.

Первый этап-ПОДМАЛЕВОК

Беру красную краску, немного разбавляю водой, толстой кистью выполняю цветовое пятно, рисую листья у цветка. Пока мы будем рисовать листья и травку, наше цветовое пятно для цветка высохнет.

Переходим к этапу №2 - ТЕНЕВКА, рисуем на подмалевке. Теперь мне нужно смешать на палитре черный и красный цвета, чтобы получить более темный оттенок красного. Тонкой кистью я рисую центр розы (маленький кружок вверху) и обвожу ее по контуру.

И последний этап – РАЗЖИВКА - оживляем рисунок черной и затем белой краской.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь.

Показательная демонстрация последовательности выполнения росписи.

Учитель отвечает на вопросы, помогает в выполнении практического задания.

4.Физминутка. Мы писали, мы писали, наши пальчики устали….

Проведение с детьми физминутки.

5. Рефлексия. Подведение итогов.

Вопросы учителя:

- С каким народным промыслом  мы сегодня познакомились?

- Какие элементы Городецкой росписи мы научились выполнять?

-  На каких изделиях выполняется роспись?

- сегодня каждый из вас был в роли народного мастера, понравилось ли вам своими руками создавать эти удивительные узоры? В чем вы испытывали затруднения?

С задачей нашего занятия все справились, вы молодцы! 

Я надеюсь, что это занятие способствовало  зарождению истинного интереса к такому виду искусства как народные промыслы, в частности  Городецкая роспись, и возникновению желания применить свои знания на практике еще много раз, а также научиться выполнять более сложные элементы. Ведь благодаря этому виду искусства создается уют и сказка вокруг нас.

Всем спасибо!

Беседа, обмен впечатлениями, обсуждение, обобщение, вывод и отзывы

 

 

 

Оборудование и материалы:

  1. Иллюстрации поэтапного выполнения элементов Городецкой росписи («Городецкая роза», «листья и кустики», «купавка и бутон», «ромашка», «розан»).
  2. Художественные материалы (гуашь, набор кистей для росписи, баночка для воды, бумага, картон, тряпочка).

Технологии: Здоровьесберегающие, творческий, дифференцированный подход.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

3.Выполнение практической работы.

4. Физминутка.

5. Рефлексия. Подведение итогов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!