СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Театр на английском языке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности базового уровня

Просмотр содержимого документа
«"Театр на английском языке"»

Комитет образования администрации

города Тамбова Тамбовской области

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №12 имени Г.Р. Державина»



Принята на методическом совете

МАОУ гимназии №12 им. Г.Р. Державина

Протокол № ____

от __________________



Утверждено

Директор МАОУ «Гимназия №12 имени Г.Р. Державина»

__________Н.П.Черемисина



Рассмотрена и согласована

на заседании кафедры

Протокол № ____

от __________________







Дополнительная

образовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

базового уровня


«Театр на английском языке»


Возраст обучающихся: 8–10 лет

Срок реализации: 1 год







Автор-составитель:

Цветкова Е.А., учитель

английского языка










Тамбов

  1. г.




1.Пояснительная записка.

Реализация ФГОС второго поколения связана с существенными преобразованиями процесса обучения младших школьников. Особую роль приобретает организация внеурочной деятельности. Она становится важным звеном, обеспечивающим полноту и цельность начального общего образования.

Рабочая программа «Театр на английском языке» имеет художественную направленность и ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения. Данная программа адресована обучающимся 2 - 4 классов (8-10 лет) общеобразовательных школ и предполагает базовый уровень освоения.

Актуальность программы заключается в необходимости организации эффективного обучения иностранному языку в начальной школе, формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Решению данной задачи способствует формирование интереса у детей к овладению иноязычной культурой посредством создания благоприятных условий для данной деятельности.

 Новизна данной программы состоит в систематизации средств и методов театрально-игровой деятельности, обосновании использования разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Педагогическая целесообразность программы выражается в формировании дружного, сплоченного коллектива. Театральное творческое объединение на иностранном языке развивает художественные способности, чувство коллективизма, взаимовыручку, прививает любовь к труду, интерес к познанию нового в изучаемом предмете.

Программа кружка «Театр на английском языке» соответствует действующим нормативным правовым актам: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.12 №273 – ФЗ), Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.15 №09 – 3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ). Программа кружка разработана в соответствии с ФГОС (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 года №373).

В методике преподавания иностранных языков технология драматизации является одним из современных, нестандартных, нетрадиционных способов организации образовательного процесса, сочетающего в себе формирование комплекса компетенций учащихся с развитием их творческих способностей. Театральные методики особенно эффективны на начальном этапе обучения, когда у детей ещё развито непроизвольное запоминание, и они хорошо запоминают то, что для них интересно и вызывает эмоциональный отклик. Ролевая игра, игра-сказка – огромный стимул в достижении успеха там, где порой оказываются неэффективными традиционные упражнения.

 В программе заложены принцип междисциплинарной интеграции (литература и музыка, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика) и принцип креативности, предполагающий максимальную ориентацию на творчество ребенка, раскрепощение личности.

Отличительная особенность программы «Театр на английском языке» заключается в создании особого социолингвистического пространства, в рамках которого иноязычная речевая деятельность включается в театральную и соприкасается с рядом учебных предметов, изучаемых в начальной школе: технологией, рисованием, музыкой, ритмикой, литературным чтением.

Программа построена на сказках разных народов мира. Сказки – замечательное средство приобщения детей к культуре народов, к развитию речи. Сказки на английском языке превращают процесс обучения ребенка в привлекательную игру.

Во многих из них встречается типичный для фольклора композиционный приём – повтор. Каждый эпизод, обогащаясь новой деталью, повторяет почти дословно предыдущий, что помогает узнаванию слов и постепенно образует навык восприятия текста. Чтение формирует интеллект, обостряет чувства, способствует развитию познавательных интересов, а также общей культуры школьников.

Работа над чтением и драматизацией литературных произведений, соответствующих возрастным особенностям младших школьников, способствует развитию творческого воображения учащихся, расширению словарного запаса, развитию индивидуальных способностей, креативности, повышению их эмоциональной отзывчивости, стимулированию фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражения, обогащению внутреннего духовного мира ученика.

Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях: как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета); исполнительское (речевое, двигательное); оформительское (декорации, костюмы и т.д.).

В программе учитываются возрастно-психологические особенности учащихся. Основными формами деятельности для детей младшего школьного возраста являются игры, разучивание песен на английском языке, постановка и разыгрывание сценок. Игры и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей, их интересы, эмоциональную и мотивационную сферы.

Для большинства учащихся 2-4 классов театр – это продолжение их ролевых детских игр, только на английском языке, и, если уровень языковой подготовленности не препятствует участию в этих играх, они сохраняют привлекательность для школьников на данных этапах обучения. Такое понимание драматизации как игры обязывает учителя не вторгаться в нее с исправлением ошибок, не делать замечаний по поводу поведения участников театра, а позаботиться о создании необходимого уровня языковой подготовки учащихся, подобрать материал, способный вдохновить их, помочь понять его, научить импровизировать, распределить роли в соответствии с интересами детей, организовать подготовку необходимых атрибутов драматизации.

В распределении ролей учитываются как языковые, так и актерские возможности учащихся: одни произносят реплики на английском языке, другие – пантомимические роли, третьи становятся суфлерами и работают со зрительной опорой на текст. Могут назначаться дублеры, оформители, режиссеры постановок. Такая организация работы стимулирует активность всех ее участников.

Набор в группу предполагается свободный, без предъявления специальных требований, состав постоянный и переменный.

Численный состав группы определяется исходя из имеющихся условий проведения образовательного процесса, согласно требованиям Сан Пина и составляет не более 15 человек.

        Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по подгруппам.

Программа рассчитана на детей 8-10 лет, реализуется за 1 год. Занятия проводятся два раза в неделю, 72 часа в год.

        Внеурочная деятельность по английскому языку основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли и т.д.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  Предусматривается изучение теоретического материала и другие формы работы (беседа, игра–драматизация, рассказ, прослушивание магнитофонных записей, дисков, просмотр компьютерных презентаций, экскурсия, изготовление декораций и костюмов, чтение сказок, лексические, фонетические и грамматические игры, разучивание песен, пантомима, постановочные работы над спектаклем). Теоретические занятия проводятся в форме бесед и коротких сообщений с использованием компьютерных презентаций.

В содержание деятельности учащихся на кружке входит:

1. Выполнение  упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

2. Игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);

3. Чтение, литературно-художественная деятельность;

4. Постановка драматических сценок;

5. Прослушивание и разучивание стихов и песен;

6. Проектная деятельность.

Целью программы “Театр на английском языке” является создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка.

Задачи программы реализуются в следующих аспектах:

1. Обучающий аспект:

- познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история театра, литература, традиции, праздники и т.д.);

- способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и  познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;

- формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;

- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

2. Развивающий аспект:

- развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;

- развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;

- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;

- формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;

- развивать технику речи, артикуляцию, интонации;

- развивать двигательные способности детей через драматизацию;

- познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.

3. Воспитательный аспект:

-способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре; приобщать к общечеловеческим ценностям;

- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);

-обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок;

- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.

Одним из способов определения результативности программы является диагностика, проводимая в конце каждой учебной четверти в виде наблюдения и отчета динамики развития успехов обучающихся; выставки работ или презентации проекта.

Итогом работы над постановкой спектакля является театрализованное представление, открытые занятия для учеников школы и родителей, участие в школьных концертах.



3. Учебный план

Название раздела

Кол-во часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Знакомство с программой «Театра на английском». Определение уровня подготовки учащихся.

2

1

1

Педагогическое наблюдение,

Беседа.

Фонетическая разминка. Работа с артикуляционным аппаратом. Игры.

3

0

3

Педагогическое наблюдение

Гласные звуки английского языка. Правила употребления. Работа с речевым аппаратом. Игры.

3

1

2

Педагогическое наблюдение

Простые согласные звуки английского языка. Правила употребления. Работа с речевым аппаратом. Игры.

3

1

2

Педагогическое наблюдение

Гласные звуки. Использование скороговорок для улучшения работы артикуляционного аппарата.

3


1

2

Педагогическое наблюдение

Дифтонги. Правила употребления.

Чтение стихов.

3

1

2

Педагогическое наблюдение

Этюдная работа «На опушке». Практическая отработка звуков.

3

1

2

Прослушивание на репетиции

Концерт

Звук /Ɵ/ и его звонкий эквивалент. Использование скороговорок, стихов для закрепления навыка произношения.

3

1

2

Педагогическое наблюдение

Звук /ƞ/ и /n/. Использование скороговорок, стихов для закрепления навыка произношения.

3

1

2

Педагогическое наблюдение

Шипящие звуки в английской речи. Различение и правила употребления. Практическое использование.

3

1

2

Педагогическое наблюдение

Изучение правил чтения сочетаний букв.

Работа со стихами и песнями.

3

1

2

Педагогическое наблюдение

Работа с интонацией. Восходящий и нисходящий тон в интонации.

3

1

2

Педагогическое наблюдение

Выразительные средства языка. Вербальные средства.

3

1

2

Педагогическое наблюдение

Выразительные средства языка. Невербальные средства.

3

1

2

Педагогическое наблюдение

Использование восклицаний.

Адаптация сказки для постановки в театре.

3

1

2

Педагогическое наблюдение

Вопросы различных типов и использование их в речи.

Адаптация рассказа для постановки в театре.

3

1

2

Педагогическое наблюдение

Творческое занятие «Я-писатель».

2

1

1

Конкурс

Учебный мультфильм на английском языке.

2

1

1

Педагогическое наблюдение

Репетиции.

Работа над сценарием для школьной постановки.

7

1

6

Педагогическое наблюдение,

Прослушивание на репетициях

Работа с характером персонажа. Монолог.

4

1

3

Прослушивание на репетициях

Работа с характером персонажа. Диалоги.

2

0

2

Прослушивание на репетициях

Студийные праздники. Работа с хореографией

4

1

3

Концерты

Изготовление декораций и костюмов к постановке.

2

0

2

Педагогическое наблюдение

Выступление.

1

0

1

Самоанализ.


Всего

72

20

52




4. Содержание учебного плана

  1. Знакомство с программой «Театра на английском языке», её целями и задачами. Определение уровня подготовки учащихся - беседа о предыдущем опыте выступления.

  2. Фонетическая разминка. Знакомство с устройством системы английской фонетики и артикуляционного аппарата. Работа с артикуляционным аппаратом, проработка звуков в словах и предложениях. Игры- ледоколы.

  3. Гласные звуки английского языка. Правила употребления. Работа с речевым аппаратом. Практика произношения гласных звуков. Совершенствование навыка произношения гласных звуков. Игра «Лексический стул».

  4. Простые согласные звуки английского языка. Правила употребления. Работа с речевым аппаратом. Практика произношения простых согласных звуков. Совершенствование навыка произношения простых согласных звуков. Игра «Испорченный телефон».

  5. Гласные звуки. Повторение правил артикуляции. Использование скороговорок для улучшения работы артикуляционного аппарата. Закрепление полученного навыка. Совершенствование звуко-произносительных навыков.

  6. Дифтонги. Правила употребления. Практика употребления дифтонгов в речи. Совершенствование использования полученного навыка.

  7. Этюдная работа «На опушке». Теоретическая проверка полученных навыков. Инсценировка этюда. Проверка практического применения полученных звуко-произносительных навыков.

  8. Звук /Ɵ/ и его звонкий эквивалент. Работа с артикуляцией по произношению звука /Ɵ/. Работа с артикуляцией по произношению звонкого эквивалента звука /Ɵ/. Совершенствование навыка произношения звуков и распознавания их в речи. Закрепление навыка использования в речи звуков, посредством проговаривания скороговорок, чтения и заучивания стихов.

  9. Звуки /ƞ/ и /n/. Теория. (1ч). Работа с артикуляцией по произношению звука /ƞ/. Работа с артикуляцией по произношению звука /n/. Совершенствование навыка произношения звуков и распознавания их в речи. Закрепление навыка использования в речи звуков, посредством проговаривания скороговорок, чтения и заучивания стихов.

  10. Шипящие звуки в английской речи. Различение и правила употребления в речи. Практическое использование. Закрепление навыка чтения шипящих звуков. Совершенствование навыка использования в речи шипящих звуков. Чтение Лимериков.

  11. Изучение правил чтения сочетаний букв. Теория. Чтение сочетаний двух букв. Чтение сочетаний трех букв. Чтение басен вслух по ролям.

  12. Работа с интонацией. Восходящий и нисходящий тон. Теория. Чтение стихов, кратких рассказов и сказок. Разыгрывание сценок из прочитанных произведений.

  13. Выразительные средства языка. Вербальные средства. Теория. Практическая отработка использования вербальных средств языка. Закрепление полученного навыка. Выполнение заданий по применению вербальных средств в речи. Совершенствование навыка использования в речи вербальных средств, посредством их самостоятельного подбора. Постановка сценического дыхания. Извлечение звука. Разучивание песни.

  14. Выразительные средства языка. Невербальные средства. Теория. Практическая отработка использования невербальных средств языка. Отработка некоторых элементов (драка, слёзы, смех, шёпот, и др.) Закрепление полученного навыка. Выполнение заданий по применению невербальных средств в речи. Сценическое движение. Совершенствование навыка использования в речи невербальных средств, посредством их самостоятельного подбора. Игра «Крокодил».

  15. Использование восклицаний в речи. Теория. Практическое применение восклицаний в речи. Закрепление полученного навыка. Совершенствование навыков использования восклицаний наряду с другими средствами выразительности языка. Закрепление и совершенствование использования в речи интонации, средств выразительности языка посредством постановки мини-спектакля.

  16. Вопросы различных типов и использование их в речи. Теория. Практическая отработка использования различных типов интонации для правильной постановки вопросов разных типов. Закрепление полученного навыка посредством выполнения задания. Совершенствование звуко-произносительного навыка использования интонации различных типов вопросов.

  17. Творческое занятие «Я-писатель». Составление рассказа по картинке с неожиданным концом. Обсуждение работ. Выбор лучшей работы.

  18. Учебный мультфильм на английском языке. Обсуждение сюжета и средств выразительности.

  19. Репетиции. Репетиция спектакля «Бременские музыканты». Знакомство со сценарием. Распределение ролей. Первичная репетиция. Индивидуальные репетиции. Групповые репетиции на сцене. Работа с ошибками. Работа с хореографией.

  20. Работа с характером персонажа. Составление характеристик героев постановки «Бременские музыканты». Диалоги. Создание диалогов между персонажами. Корректировка. Индивидуальная репетиция. Групповая репетиция.

  21. Работа с характером персонажа. Создание монологов. Совершенствование речи героев посредством добавления выразительных средств языка. Индивидуальные репетиции. Работа с речью и интонацией. Групповые репетиции.

  22. Студийные праздники. Репетиция к 8 марта. Выступление – стихи, песни.

  23. Изготовление декораций и костюмов к постановке. Изготовление афиши. Обсуждение и изготовление необходимого реквизита, подбор костюмов.

  24. Выступление на школьном концерте. Последующее обсуждение результатов.


5. Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  1. оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений, в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  2. называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  3. самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

- определять, различать языковые конструкции;

- конструировать по условиям, заданным взрослым/ по образцу, ситуативные задания;

Регулятивные УУД:

- умение работать по предложенным методикам, инструкциям;

- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.

Коммуникативные УУД:

- умение работать в паре и в коллективе;

- умение работать над проектом в команде.

Предметными результатами изучения курса является формирование знаний и умений. Предполагается, что к концу дополнительного курса, обучающий должен знать:

- интонацию основных типов предложений;

- лексические единицы по пройденной тематике;

- элементарные, связанные высказывания: а) о себе и об окружающем мире; б) о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом своё отношение к воспринятой информации.

Уметь:

- участвовать в элементарном этикетном диалоге: поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить;

- расспрашивать собеседника, задавая вопросы (кто, что, где, когда) и отвечать на вопросы собеседника;

- кратко рассказать о себе, своей семье, друге;

- читать и понимать на слух простые тексты;

- понимать на слух речь учителя, одноклассников;

- описывать своего любимого героя фильма, сказки;

- писать короткие тексты.


6. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

  • игровые средства обучения (игротека): набор кубиков, мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок и пр.

  • сценическая ширма (сцена, актовый зал);

  • видеокамера (желательно);

  • музыкальный центр (магнитофон);

  • элементы театральных декораций;

  • персональный компьютер, оснащенный звуковыми колонками, для обработки сценарного и музыкального материала;

  • материальная база для создания костюмов;

  • проектор;

  • экран.


Методическое обеспечение программы:

Учебно-иллюстративный материал:

  • слайды, презентации по темам;

  • видеоматериалы по темам;

  • аудиоматериалы по темам;

  • иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;

  • натурные объекты: реквизит к спектаклям, театральным постановкам;

Методические материалы:

  • методическая литература для учителя;

  • литература для обучающихся;

Материалы по результатам освоения программы:

  • перечень творческих достижений;

  • видеозаписи итоговых постановок;

  • фотографии и аудиозаписи мероприятий

7. Формы аттестации

Контроль результатов обучения осуществляется посредством показательных выступлений и последующей рефлексии.

Форма подведения итогов реализации программы: школьный праздник в рамках Недели иностранного языка, выступление перед родителями на выпускном вечере.


8. Оценочные материалы

Критерии оценивания достижений обучения в кружке «Театр на английском языке».



Уровень освоения программы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень.

1-3 балла

4-6 баллов

7-9 баллов



Вид работы

1 балл

2 балла

3 балла

Знание теории.

Знает театральные термины и понятия, но с трудом объясняет их значение.

Знает театральные термины и понятия, но испытывает

незначительные

затруднения в

объяснении их значения.

Знает театральные

Термины, понятия и их значение.

Актерское мастерство, сценическая речь.

С трудом находит

оправдания выдуман-

ным позам. Забывает

текст и действия.

При движении, текст

произносит неточно.

Находит оправдание позам и действиям.

Находит оправдание

любой позе и действию.

Легко

соединяет действие

со словом.

Постановочная деятельность.

С трудом ориентируется на сцене. С трудом

исполняет пластиче-

ские этюды, песни.


Умеет ориентироваться

на сцене. Пластические и музыкальные

этюды выполняет с незначительными затруднениями.

Свободно перемещается

по сцене в заданном

этюде. Пластически

четко показывает

любого животного и

предметы





9. Методические материалы

Формы и методы, используемые при реализации программы.

1. В обучении:

- наглядные методы обучения: иллюстрирование, наблюдение;

- практические методы обучения: упражнения, тестирование, творческое выполнение заданий;

- объяснительно-иллюстративный метод обучения: беседа, рассказ, объяснение;

- эвристический – мозговой штурм, копилка идей, творческие проекты.

2. В воспитании:

          • методы воспитания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений гражданина: беседа, рассказ, дискуссия;

          • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнения, приучение, требования, создание воспитательных ситуаций;

          • методы стимулирования поведения и деятельности: поощрения, игра.

Формы проведения занятий: игры, инсценировки, работа над речью, хореография, подготовка декораций, постановка спектакля.

Педагогические технологии, применяемые в программе:

- здоровьесберегающие технологии;

- личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей;

- индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;

- игровые технологии;

- интегрированное обучение;

- взаимодействие с семьёй;

- групповые;

- проблемное обучение.


10. Список литературы

Литература для учителя:

1. Верхогляд В.А. “Английские стихи для детей. Книга для чтения на английском языке”, М. “Просвещение”, 1992г.

2. Дзюина Е.В. “Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке” 1 – 4 классы, М. “Вако”, 2006г.

3. Дзюина Е.В. “Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке”, 5–9-е классы, М.: “Вако”, 2007 г.

4. Дзюина Е.В. “Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке”, 10–11-е классы, М.: “Вако”, 2007 г.

5. Здоровова Б.Б. “Запевай! Сборник песен на английском языке для учащихся средней школы”, М.: “Просвещение”, 1990 г.

6. Кулиш В.Г. “Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории”, М.: “Сталкер”, 2001 г.

7. Английский язык. 2-4 кл.: кн. для учителя в 2 ч. / К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова и др. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2017. – (Звездный английский).

8. Рабочие программы 2-4 кл. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка / Р.П. Мильруд, Ж.А. Суворова.


Литература для обучающихся и родителей:

1. Английский язык. 2-4 кл.: уч. для общеобразоват. учреждений и школ с углубленным изучением анг. яз. в 2 ч. / К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова и др. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2017. – (Звездный английский).

2. Английский язык. 2-4 кл.: рабочая тетрадь для общеобразоват. учреждений и школ с углубленным изучением анг. яз. в 2 ч. / К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова и др. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2017. – (Звездный английский).

3. Английский язык. 2-4 кл.: контрольные задания: пособие для общеобразоват. учреждений и школ с углубленным изучением анг. яз. / К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова и др. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2017. – (Звездный английский).

4. Английский язык. 2-4 кл.: языковой портфель: пособие для общеобразоват. учреждений и школ с углубленным изучением анг. яз. / К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова и др. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2017. – (Звездный английский).

5. Аудиокурс для самостоятельных занятий дома. 2-4 кл. / К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова и др. – М.: Express Publishing: Просвещение. – (Звездный английский).

6. Раздаточный материал. 2-4 кл. / К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова и др. – М.: Express Publishing: Просвещение. – (Звездный английский).

7. Видео курс на DVD. 2-4 кл. / К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова и др. – М.: Express Publishing: Просвещение. – (Звездный английский).


Интернет-ресурсы:

http://www.fun4child.ru/

http://skazka.bombina.com/

http://www.ourkids.ru/

http://kids.dnschool.ru/

http://englishforme.ucoz.ru/

http://www.englishclub-spb.ru/

http://elf-english.ru/

www.titul.ru

www.1september.ru/

www.englishteachers.ru

www.lingvaflavor.com/



Приложение.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

ЭСТАФЕТА
Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованное действий.
Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпоритм и не вмешиваясь в действия друг друга. Это упражнение можно выполнять в разных вариантах, придумывая с детьми интересные игровые ситуации.
ЗНАКОМСТВО
Из-за ширмы появляется какой-либо любимый герой детских сказок (Карлсон, Красная шапочка, Буратино и т.п.). Он хочет познакомиться с детьми и предлагает встать и назвать свое имя четко вслед за предыдущим.
РАДИОГРАММА Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле, — «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно и последний ребенок — «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, тогда корабль спасен.
ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ?
Цель. Тренировать слуховое внимание.
Ход игры. Сидеть спокойно и слушать звуки, которые про¬звучат в комнате для занятий в течение определенного времени. Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.
УПРАЖНЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ
Цель. Тренировать зрительное внимание.
Ход игры. Педагог произвольно раскладывает на столе не¬сколько предметов (карандаш, тетрадь, часы, спички, монету).
Водящий ребенок в это время отворачивается. По команде он подходит к столу, внимательно смотрит и старается запомнить расположение всех предметов. Затем снова отворачивается, а педагог в это время либо убирает один предмет, либо меняет что-то в их расположении. Водящий соответственно должен либо назвать пропавший предмет, либо разложить все как было.
РУКИ-НОГИ
Цель. Развивать активное внимание и быстроту реакции.
Ход игры. По одному хлопку дети должны поднять руки, по двум хлопкам — встать. Если руки подняты: по одному — опустить руки, по двум — сесть.
УПРАЖНЕНИЕ СО СТУЛЬЯМИ
Цель. Привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами.
Ход игры. По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус.
ЕСТЬ ЛИ НЕТ?
Цель. Развивать внимание, память, образное мышление.
Ход игры. Играющие встают в круг и берутся за руки; ведущий — в центре. Он объясняет задание; если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да!»; если не согласны, опускают руки и кричат: «Нет!».
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?

ПЕРЕДАЙ ПОЗУ
Цель. Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.
Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.
ЗАПОМНИ ФОТОГРАФИЮ
Цель. Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.
Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4—5человек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать, кто и где фотографируется.
КТО ВО ЧТО ОДЕТ?
Цель. Развивать наблюдательность, произвольную зрительную
память.
Ход игры. Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют на мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот».
Для мальчиков:
В центр круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорее дай ответ: Ваня наш во что одет?
или для девочек:
Ждем мы твоего ответа:
Машенька во что одета?
Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет одежды названного ребенка.
ДРУЖНЫЕ ЗВЕРИ
Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.
Ход игры. Дети распределяются на три группы — медведи, обезьяны и слоны. Затем педагог называет поочередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнить свое движение. Например, медведи — топнуть одной ногой, обезьяны — хлопнуть в ладоши, слоны — поклониться. Можно выбирать других животных и придумывать другие движения. Главное, чтобы каждая группа выполняла свое движение синхронно, общаясь только взглядом.
ТЕЛЕПАТЫ
Цель. Учить удерживать внимание, чувствовать партнера.
Ход игры. Дети стоят врассыпную, перед ними водящий ребенок —«телепат». Он должен, не используя слова и жесты, связаться только глазами с кем-либо из детей и поменяться с ним местами. Игру продолжает новый «телепат». В дальнейшем можно предложить детям, меняясь местами, поздороваться или сказать друг другу что-нибудь приятное. Продолжая развивать игру, дети придумывают ситуации, когда нельзя шевелиться и разговаривать, но необходимо позвать к себе партнера или поменяться с ним местами. Например: «В разведке», «На охоте», «В царстве Кощея» и т.п.
Упражнения этого цикла продолжают тренировать способности концентрировать и продолжительно удерживать внимание на мышечном аппарате. Образное содержание подключает фантазию и воображение, расширяя тренировочные задачи.
Упражнение «Дерево»
Исходное положение: свободная стойка, руки опущены.
Задание: представьте, что ваше тело - это окаменевший, замерзший ствол дерева. Весна. Согрелась почва. Дерево начинает оживать. Вот согрелись корни (ноги), теплый сок пошел по стволу вверх, оживляя ветки. Очень важно добиться ощущения разницы между теми участками, которые уже «ожили», и теми, которые еще «мертвы».
Когда процесс оживления доходит до рук, они поднимаются, словно распускаются листья, и дерево расцветает. Движение рук единственное в этом упражнении. Рисунок движения произвольный и зависит от того, какое дерево воображает студиец, какова его графика: мощные изломы дуба, плавность ивы, развесистость березы.
Затем дерево «увядает». В обратном порядке происходит его омертвение от пальцев рук. Руки при этом опускаются в пластике увядания через постепенное расслабление мышц. Упражнение можно делать с музыкой. Продолжительность упражнения не более двух минут.
Упражнение «Корабль»
Задание: представьте свое тело как большой корабль. Рисунок позы произвольный (по воображению).
Корабль тонет. Медленно погружается в воду. Верхняя часть еще ощущает солнце и воздух, нижняя скрылась под водой. Вот уже не виден весь корабль. Все глубже опускается он в пучину, все больше давление воды, все гуще темнота. Вот корабль лег на дно, погрузился в ил. Так пролежал он 300 лет, оброс водорослями, ракушками. Но вот корабль поднимается на поверхность. Медленно и тяжело отрывается он от грунта , преодолевая давление воды, поднимается.
Все больше света, все прозрачнее вода, вот после 300-летней тьмы «ощущает» солнце, голубое небо и вновь качается на волнах.
Все этапы жизни корабля ты должен ощутить своим телом: кожей, суставами, мышцами. Рисунок при этом прост. Приседаешь (тонешь), не меняя позы «корабль», а затем поднимаешься в исходное положение в пространстве.
ЛЕТАЕТ — НЕ ЛЕТАЕТ. РАСТЕТ — НЕ РАСТЕТ
Цель. Развивать внимание, координацию.
Ход игры. Педагог или водящий ребенок называет предмет, если он летает, дети машут руками, как крыльями; если не летает — опускают руки вниз. Если растет — поднимают руки вверх, не растет — охватывают себя двумя руками.
ВОРОБЬИ — ВОРОНЫ
Цель. Развивать внимание, выдержку, ловкость.
Ход игры. Дети распределяются на две команды: «Воробьи и «Вороны»; затем становятся в две шеренги спинами друг к другу. Та команда, которую называет ведущий, ловит; команда которую не называют, — убегает в «домики» (на стулья или до определенной черты). Ведущий говорит медленно: «Bo-о-ро-о…». В этот момент готовы убегать и ловить обе команды. Именно этот момент мобилизации важен в игре.
Более простой вариант: та команда, которую называет ведущий, хлопает в ладоши или начинает «летать» по залу врассыпную, а вторая команда остается на месте.
ВЫШИВАНИЕ
Цель. Тренировать ориентировку в пространстве, согласованность действий, воображение.
Ход игры. С помощью считалки выбирается ведущий «иголка», остальные дети становятся, держась за руки, ним — «нитка». «Иголка» двигается по залу в разных направлениях, вышивая различные узоры. Темп движения может меняться, «нитка» не должна рваться. Усложняя игру, на пути можно поставить препятствия, разбросав мягкие модули.
ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗВЕРИ (ухо, нос, хвост)
Цель. Тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.
Ход игры. Дети представляют, что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их ловкость и внимание. Beдущий показывает, например, на ухо, нос, хвост и называет что он показывает. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает на нос, но упрямо повторяет: «Ухо!». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.
ЖИВОЙ ТЕЛЕФОН
Цель. Развивать память, слуховое внимание, согласованность действий.
Ход игры. Между детьми распределяются цифры от 0 до 9. Затем ведущий называет любой телефонный номер. Дети с соответствующими цифрами выходят вперед и строятся по порядку цифр в названном номере.
ЯПОНСКАЯ МАШИНКА
Цель. Развивать память, зрительное и слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма, согласованность.
Ход игры. Дети сидят в кругу и выполняют одновременно ряд движений:
• хлопают перед собой в ладоши;
• хлопают обеими руками по коленям одновременно (правой — по правому, левой — по левому);
• не выпрямляя локоть, выбрасывают правую руку вправо —
вверх, одновременно щелкая пальцами;
Когда дети научатся действовать ритмично и синхронной в разных темпах, каждому ребенку предлагается запомнить свой порядковый номер, начиная с 0. Машинка вновь включается, и дети по порядку номеров на каждый щелчок называют свой номер. На следующем этапе на щелчок правой руки участник игры называет свой номер, а на щелчок левой — любой номер, который задействован в игре, передавая, таким образом ход другому ребенку.

ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА
Цель. Развивать память, внимание, координацию движений, чувство ритма, согласованность движений, закрепить знание алфавита.
Ход игры.
Между детьми распределяются буквы алфавита, причем некоторым детям достаются две буквы. Ведущий задает любое слово, например «кот», и говорит: «Начали». Первым хлопает в ладоши ребенок, которому досталась буква «к», вторым — ребенок с буквой «о» и последним — ребенок с буквой «т» . Конец слова обозначает вся группа общим хлопком или вставанием.

2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Игры с предметами быта и игрушками:

  • Выбрать любой предмет и рассмотреть его. Подумать, на что он похож. Попытаться представить, чем раньше был этот предмет или где он находился. Определить, какой у него характер, какое настроение в данный момент.

  • Сочинить и рассказать небольшую историю о данном предмете.

  • Придумать и воспроизвести беседу, которую ведут листик, камень, прищепка и т.д.

  • «Театр всевозможного». Каждый предмет обыграть в небольшой сценке, придуманной самим. Передать характер предмета-образа.

  • Принести из дома любимую игрушку. Показать ее детям и рассказать, какой у нее характер, что она любит.

  • Предложить двум детям побеседовать от имени игрушек

  • Устроить импровизированный концерт, исполняемый игрушками.

Творческие задания на развитие пантомимики:

  1. Показать, как Коза, Баба Яга, Красная Шапочка и др.

  • смотрится в зеркало;

  • пробует любимое блюдо;

  • пробует нелюбимое блюдо;

  • выслушивает комплименты;

  • выслушивает замечания;

  • садится на стул.

  1. Диалоги-пантомимы:

  • разговор двух «иностранцев», не знающих языка друг друга;

  • разыграть ситуацию, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому;

  1. Загадки-пантомимы:

  • в магазине – отдать товар, который нужен покупателю, с помощью жестов

  • в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке

  • отгадать профессии (по характерным движениям и позе)

  • отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке, самолетом, поездом)

  • отгадать настроение.

  • отгадать, какая погода на улице

Определить по походке прохожего (балерина, солдат, задавака, старый человек, манекенщица)

  1. Показать частями тела:

  • как твои плечи говорят: «я горжусь».

  • как твоя спина говорит: «я старый, больной человек».

  • как твой палец говорит: «иди сюда».

  • как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это печенье…»

  • как твое ухо говорит: «Я слышу птичку».

  • как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится…»

Этюды на развитие творческого воображения:

  1. Перевернутый ящик – телевизор. Дети сидят на стульях и смотрят передачу. Кто какую передачу смотрит?

  2. Подойти к стулу и рассмотреть его, будто это:

  • королевский трон

  • аквариум с экзотическими рыбками

  • костер

  • куст цветущих роз.

  1. Передать книгу друг другу так, как будто это:

  • кирпич

  • кусок торта

  • бомба

  • фарфоровая статуэтка.

  1. Взять со стола карандаш так, как будто это:

  • червяк

  • горячая печеная картошка

  • маленькая бусинка.

  1. Пройти по линии, нарисованной мелом, как по канату.

  2. Выполнять различные действия:

  • чистить картошку

  • нанизывать бусы на нитку

  • есть пирожное

  1. • Игра «Зеркало» - в парах.

Этюды на общение:

  • Куклы встречаются друг с другом, здороваются. Спрашивают друг друга о здоровье, прощаются.

  • Одна кукла нечаянно толкнула другую, просят прощение.

  • Кукла празднует день рождения, остальные поздравляют, дарят подарки, извиняются за опоздание, за пролитый компот.

Специальная театральная игра: «Посмотри, что я делаю?»
Цель. Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.
Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

  1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике;
    вешаю куртку; украшаю елку и т.п.

  2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.

  3. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.

Специальная театральная игра: «Одно и то же по-разному»
Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.
Ход игры. Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.
Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.
Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.
I группа — задание «сидеть». Возможные варианты:

а) сидеть у телевизора;
б) сидеть в цирке;
в) сидеть в кабинете у зубного врача;
г) сидеть у шахматной доски;
д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

II группа — задание «идти». Возможные варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;
б) идти по горячему песку;
в) идти по палубе корабля;
г) идти по бревну или узкому мостику;
д) идти по узкой горной тропинке и т.д.

III группа — задание «бежать». Возможные варианты:

а) бежать, опаздывая в театр;
б) бежать от злой собаки;
в) бежать, попав под дождь;
г) бежать, играя в жмурки и т.д.

IV группа — задание «размахивать руками».Возможные варианты:

а) отгонять комаров;
б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
в) сушить мокрые руки и т.д.

V группа — задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:

а) кошку;
б) попугайчика;
в) кузнечика и т.д.

Специальная театральная игра: «Кругосветное путешествие»
Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.
Ход игры. Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение.
Специальная театральная игра: «Игры на превращение»
В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение — это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение.
ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА
Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
Ход игры. Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

  • карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

  • маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

  • записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета. Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер.
ПРЕВРАЩЕНИЕ КОМНАТЫ
Цель. Та же.
Ход игры. Дети распределяются на 2—3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната.
Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, театр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей красавицы, пещера дракона и т.д.
ПРЕВРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ
Цель. Та же.
Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д.
Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.

3. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

МУРАВЬИ
Цель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.
Ход игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.
КАКТУС И ИВА
Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.
Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» — ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.
ПАЛЬМА
Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.
Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.
• «Завяли листочки»: уронить кисть.
• «Ветви»: уронить руку от локтя.
• «И вся пальма»: уронить руку вниз.
Упражнение повторить левой рукой.
МОКРЫЕ КОТЯТА
Цель. Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.
Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде »дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.
ШТАНГА
Цель. Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук.
Ход игры. Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее, отдыхает.
САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ

Цель. Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.
Ход игры. Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.
Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.
БУРАТИНО И ПЬЕРО
Цель. Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.
Ход игры. Дети двигаются как в упражнении «Муравьи», по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» — опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро.
НАСОС И НАДУВНАЯ КУКЛА
Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «с» и «ш»; действовать с воображаемым предметом.
Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок — надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены второй — «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса; наклоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает воздух со звуком «с-с-с-с» (второй вид выдыхания), при вдохе — выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом», медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем куклу сдувают, вытаскивают пробку, воздух выходит со звуком «ш-ш-ш-ш» (первый вид выдыхания), ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями. Можно предложить надувать куклу быстро, подключая третий вид выдыхания: «С! С! С!»
СНЕГОВИК
Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.
Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к ругу, все мышцы напряжены. Педагог говорит:«Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.
БАБА-ЯГА
Цель. Умение напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу.
Ход игры. Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя движения под текст. Бабка-Ёжка, костяная ножка, С печки упала, ножку сломала! (Дети идут врассыпную по залу.) А потом и говорит: «У меня нога болит!». (Дети останавливаются.) Пошла на улицу — раздавила курицу, Пошла на базар — раздавила самовар! Вышла на лужайку — испугала гайку! (Дети продолжают бежать)
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
Цель. Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.
Ход игры. Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей: называет при этом определенные части тела (правая рука, левая рука, левая нога, правая нога, корпус, голова), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки, корпус, ноги), дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.)
КОНКУРС ЛЕНТЯЕВ
Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.
Ход игры.
Хоть и жарко, хоть и зной,
Занят весь народ лесной.
Лишь барсук — лентяй изрядный
Сладко спит в норе прохладной.
Лежебока видит сон, будто делом занят он.
На заре и на закате все не слезть ему с кровати.
(В. Викторов)
Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на ковер и стараются как можно больше расслабиться.
ГИПНОТИЗЕР
Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.
Ход игры. Педагог превращается в гипнотизера и проводит «сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения руками, он говорит:
«Спите, спите, спите... Ваши голова,
руки и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются.
Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.
HE ОШИБИСЬ
Цель. Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.
Ход игры. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.
РИТМИЧЕСКИЙ ЭТЮД
Цель. Развивать чувство ритма, координацию движений, согласованность действий с партнерами.
Ход игры. Дети делятся сначала на две, а по мере приобретения определенных навыков на три и даже четыре группы. Первая группа придумывает ритмический рисунок и начинает его воспроизводить в хлопках. Вторая группа присоединяется к первой, отхлопывая свой ритмический рисунок, затем включается третья группа и т.д.
ПОЙМАЙ ХЛОПОК
Цель. Развивать произвольное слуховое внимание и быстроту реакции.
Ход игры. Дети стоят врассыпную. Их задача заключается в том, чтобы среагировать на хлопок педагога и хлопнуть практически одновременно с ним. Педагог предлагает «поймать» то маленький мячик, то цветок, то монетку.
ГОЛОВА ИЛИ ХВОСТ
Цель. Развитие координации движений, быстроты реакции, воображения.
Ход игры. Педагог превращается в Ивана-Царевича, а все дети — в Змея-Горыныча. Иван-Царевич взмахивает мечом (гимнастической палкой или линейкой), если взмах на уровне головы — Змей Горыныч должен спрятать головы (дети быстро наклоняются), если взмах на уровне ног, Змей-Горыныч спасает хвост (дети подпрыгивают).
СЧИТАЛОЧКА
Цель. Развивать координацию движений, согласованность действий, чувство ритма, умение пользоваться жестами.
Ход игры. Дети произносят текст и одновременно выполняют движения.
Раз, два — острова Два хлопка, полукруг одной рукой, затем другой в сторону, как бы изображая два острова.
Три, четыре — мы приплыли
Пять, шесть — сходим здесь
Два хлопка, обеими руками изобразить волнообразные движения в направлении от себя. Два хлопка, поочередное движение правой рукой ладошкой вниз (как бы отбиваем мяч), левой — ладошкой вверх (подбрасываем мяч).
Семь, восемь — сколько сосен!

Два хлопка, правая рука вытягивается вверх, затем на слове «сосен» вытягивается вверх левая рука. Два хлопка, средним и указательным пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги».
БАБУШКА МАЛАНЬЯ
Цель. Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
Ход игры. Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.
У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
(Идут по кругу и поют.)
Семь дочерей,
(Останавливаются и с помощью мимики и жестов изображают то, о чем говорится в тексте.)
Семь сыновей,
Все без бровей!
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой...
(Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок.)
Ничего не ели,
Целый день сидели.
На него (нее) глядели, Делали вот так...
ШЕЯ ЕСТЬ, ШЕИ НЕТ
Цель. Развивать подвижность мышц плечевого пояса.
Ход игры. Дети стоят в основной стойке и в соответствии со словами педагога выполняют движения.
Шея есть — стоять прямо, показывая длинную шею.
Шеи нет — поднять плечи вверх, как бы «втянуть» шею (уродцы). Повторить несколько раз.
Заводная кукла.
Цель. Развивать подвижность шеи, расслаблять мышцы шеи, рук и корпуса.
Ход игры. Дети стоят в позе куклы: ноги на ширине плеч, руки внизу, кисти напряжены, пальцы растопырены, ладони вперед. Желательно упражнение проводить под музыку, с размером 2/4, например, «Полька» А. Жилинского.
Такт 1. Наклонить голову вперед на первую четверть, назад — на вторую четверть.
Такт 2. Голову вперед, назад и прямо (движение на каждую восьмую длительность).
Такт 3. Наклонить голову назад, потом вперед.
Такт 4. Голову назад, вперед, прямо.
Такт 5. Повернуть голову вправо, затем влево.
Такт 6. Вправо, влево, прямо.
Такт 7. Повернуть голову влево, затем вправо.
Такт 8. Влево, вправо, прямо.
Такт 9. Наклонить голову к правому плечу, затем к левому.
Такт 10. К правому, к левому, прямо.
Такт 11. Наклонить голову к левому плечу, затем к правому.
Такт 12. К левому, к правому, прямо.
Такт 13. Движение как в 1-м такте.
Такт 14. Движение как во 2-м такте.
Такт 15. Движение как в 3-м такте.
Такт 16. Голову прямо на 1-ю долю, на 2-ю долю согнуться пополам, уронить голову и руки — завод кончился.
ТЮЛЬПАН
Цель: Развивать пластику рук.
Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены.
Утром тюльпан раскрывается – соединяя ладони, поднять руки к подбородку, раскрыть ладони, локти соединить.
На ночь закрывается – Соединяя ладони, опустить руки вниз.
Тюльпанное дерево – внизу соединить тыльные стороны ладоней и поднимать руки над головой.
Раскидывает свои ветви – руки сверху раскинуть в стороны, ладони вверх.
И осенью листики опадают – повернуть ладони вниз и мягко опустить вниз, чуть перебирая пальцами.
ОСЬМИНОГ
Цель. Развивать пластику рук, координацию движений.
Ход игры. Руки в стороны, ладони вперед, основная стойка. Мягко скрестить руки в запястьях перед грудью и плавно отвести в стороны. Повторить четыре раза, сверху то правая, то левая рука. Мягко скрестить руки на груди, как бы стараясь обхватить себя руками, плавно развести в стороны. Повторить четыре раза, чередуя положение рук.

МЕДВЕДИ В КЛЕТКЕ
Цель. Развивать ловкость, координацию движений.
Ход игры. Встать на колени, затем сесть на пятки, ладони положить на пол и в тыльные стороны ладоней уткнуть «мокрые носы». Медвежата сидят в клетке и пытаются из нее выбраться к маме в лес...
1. Правой вперед, затем левой
2. К себе, к себе
3. В стороны, в стороны
4. К себе, к себе
5. Правую руку вперед,
левую ногу — назад
Не поднимая головы, вытянуть вперед правую руку по полу, потом левую руку.
По очереди вернуть руки в исходное положение.
Вытянуть руки по полу в стороны: сначала правую, потом левую. По очереди вернуть руки в исх. п. Опираясь на левую руку, подняться с пяток, потянуться правой рукой вперед, левой прямой ногой назад.
ЗМЕИ
Цель. Развивать чувство ритма, пластику рук.
Ход игры. Дети сидят врассыпную по-турецки, руки в стороны, ладони вниз, спина прямая. Все вместе произносят текст:
На охоту собираясь, На каждый слог плавным движением приблизить тыльные стороны ладоней к плечам и обратно, как бы отталкиваясь от плеча.
Ползут змеи, извиваясь. На каждый слог то же движение,
но поднимая руки вверх и опуская вниз. Можно делать упражнение без текста на звуке «с-с-с-с-с-с-с».
ЕЖИК
Цель. Развитие координации движений, ловкости, чувства ритма.
1. Ежик съежился, свернулся,
2. Развернулся...
3. Потянулся.
4. Раз, два, три, четыре,
пять...
Ход игры. Дети лежат на спине, руки вытянуты вдоль головы, носки ног вытянуты.
Согнуть ноги в коленях, прижать к животу, обхватить их руками, нос в колени. Вернуться в исх. п. Поворот на живот через правое плечо.
Поднять прямые руки и ноги вверх, потянуться за руками.
5. Ежик съежился опять!.. Поворот на спину через левое плечо, обхватить руками ноги, согнутые в коленях, нос в колени.
ПОЛЗУЩИЕ ЗМЕИ
Цель. Развивать гибкость, пластическую выразительность.
Ход игры. Стать на колени и, прогнув спину, как можно дальше вытянуть руки вперед, прижимаясь грудью к полу. Затем подтянуть ноги («хвост») и снова продвинуться вперед. Характер движения волнообразный и непрерывный. Змеи могут изгибаться в разные стороны, пластически общаться, артикулировать звуки «с-с-с-с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш», «щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ», «ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч» (1-й вид выдыхания).
ПАНТЕРЫ
Цель. Та же.
Ход игры. Дети сидят на корточках и, не касаясь коленями пола, руками («мягкими лапками») идут по окружности к своему «хвосту», не разворачивая по возможности корпус. Идут поочередно в разные стороны. В дальнейшем пантеры могут пластически и с помощью звуков общаться между собой.
МАРИОНЕТКИ
Цель. Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс.
Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке. По хлопку педагога они должны импульсивно, очень резко принять какую-либо позу, по второму хлопку — быстро принять новую позу и т.д. В упражнении должны участвовать все части тела, менять положение в пространстве (лежа, сидя, стоя).
СКУЛЬПТОР
Цель. Развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнером.
Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль скульптора, а другой — роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. В дальнейшем можно предложить существу ожить и начать двигаться. Затем дети меняются ролями.
В «ДЕТСКОМ МИРЕ»
Цель. Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.
Ход игры. Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную игрушку. Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями.
КТО НА КАРТИНКЕ?
Цель. Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений.
Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т.д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.
ЗЕРНЫШКО
Цель. Тренировать веру, фантазию и пластическую выразительность.
Ход игры. Дети распределяются на зрителей и исполнителей. Каждый ребенок представляет себя маленьким зернышком какого-либо растения. Дети сидят на корточках (голову прижать к коленям и обхватить себя руками). В заданном ритме из зернышка пробивается расточек, он тянется к солнышку, растет, выпускает листочки... Зрители пытаются определить, что за растение выросло из каждого зернышка.
ЦЫПЛЯТА
Цель. Та же.
Ход игры. Дети ложатся на ковер, прижимают колени к груди, голову к коленям и обхватывают себя руками («яйцо»). Сначала приподнимается голова, цыплята клювиками разбивают скорлупу, расправляют крылышки, пытаются встать на ножки, начинают двигаться, знакомиться с окружающим миром, пробуют клевать зернышки...
МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ
Цель. Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.
ПЕРВАЯ ПОТЕРЯ
Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию, как бы отвечая на вопросы: где, когда, почему, что потерял? Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему.
Музыкальное сопровождение: «Первая потеря», муз. Р.Шумана (Альбом для юношества).
ПОДАРОК
Дети свободно и эмоционально передают радостное настроение в связи с полученным подарком. Фантазируют, когда (Новый год или день рождения), от кого (мама, папа, друг и т.п.), что именно получили в подарок.
Музыкальное сопровождение: «Новая кукла», муз. П. Чайковского (Детский альбом) или «Вальс-шутка», муз. Д.Шостаковича.
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.
Музыкальное сопровождение: «Вальс-фантазия», муз. М.Глинки или вальс «Осенний сон», муз. А.Джойса.
УТРО
Дети лежат на ковре (спят), ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходят к окну и, открыв его, любуются ранним утром...
Музыкальное сопровождение: «Утро», муз. Э.Грига; «Рассвет на Москве-реке», муз. М.Мусоргского.
БАБОЧКИ
На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими пестрыми крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.
Музыкальное сопровождение: «Мотылек», муз. Д.Кабалевского
ГОРОД РОБОТОВ
Роботы вышли на улицы города, они сделаны из металла и пластика, их движения резкие и упругие...
Музыкальное сопровождение: «Монтекки и Капулетти» (из балета «Ромео и Джульетта», муз. С.Лрокофьева).
ФАКИР И ЗМЕИ
Факир играет на дудочке, и спокойно лежащие на полу змеи начинают свой танец, плавно покачиваясь и извиваясь.
Музыкальное сопровождение: «Арабский танец» из балета «Щелкунчик», муз. П.Чайковского.
УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ
Раненный, лебедь пытается взлететь, чтобы догнать свою стаю, он машет крыльями, но силы убывают, сломанное крыло не подчиняется, движения становятся все слабее, он бессильно опускается на землю.
Музыкальное сопровождение: «Умирающий лебедь» («Карнавал животных», муз. К.Сен-Санса).
В ЦАРСТВЕ ЗОЛОТОЙ РЫБКИ
В морском царстве Золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб...
Музыкальное сопровождение: «Аквариум» («Карнавал животных» ), муз. К.Сен-Санса.
В ГОСТЯХ У РУСАЛОЧКИ
В подводном дворце морского царя Русалочка танцует в окружении рыб и медуз, крабов и морских звезд, раковин и кораллов...
Музыкальное сопровождение: «Нептун», муз. Г.Хольста.

У ВОЛШЕБНИЦЫ АНИТРЫ
В далекой и таинственной стране, где властвует прекрасная Анитра, она и ее подданные завлекают и заколдовывают путников, случайно попавших в эту страну...
Музыкальное сопровождение: «Танец Анитры из сюиты «Пер Гюнт», муз. Э.Грига.
В ЗАМКЕ СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЫ
В заколдованный замок, где жизнь замерла и все обитатели которого, превращенные в статуи, застыли в разных позах, попадает принц. Он дотрагивается до спящей принцессы, и все вокруг оживает: потягивается и поднимается кошка, просыпается огонь в камине, слуги накрывают на стол, гости, очнувшись от сна, начинают двигаться и танцевать.
Игры на восприятие музыкального произведения.
• Дети слушают музыку и рисуют. Рисовать можно так, как ребенок чувствует, выбирая любой цвет, технику изображения.
• Движения под музыку с любыми атрибутами (ленточки, шары, флажки, цветы…)
• Детям предлагают различные по цвету и форме тряпочки, к которым прикреплены две веревки. Держа эти тряпочки за веревки, ребенок может ими манипулировать, как куклами-марионетками. «Ожившие» тряпочки танцуют под музыку.

4. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

ИГРА СО СВЕЧОЙ
Цель. Развивать правильное речевое дыхание.
Ход игры. Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить пламя двигаться в разные стороны.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГУБ
1. Веселый пятачок:
а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;
б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;
в) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.
Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ
Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот едва приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти.
1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди;
2. Удивленный бегемот: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
3. Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау...», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.
4. Горячая картошка: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты,
мягкое небо поднято, гортань опущена).
ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫКА
1. Жало змеи. Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо — влево.
2. Конфетка. Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо — влево, вверх — вниз, по кругу.
3. Колокольчик. Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.
4. Уколы. Острым кончиком зыка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть
неподвижна.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СВОБОДУ ЗВУЧАНИЯ
С МЯГКОЙ АТАКОЙ
БОЛЬНОЙ ЗУБ

Ход. Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.
КАПРИЗУЛЯ
Ход. Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.
КОЛОКОЛЬЧИКИ
Ход. Дети распределяются на две группы, и каждая по очереди изображает звон колоколов: удар — бом! И отзвук — ммм... БУммм — БОммм! БУммм — БОммм! БУммм — БОммм! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн!
КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Ход. Дети воображают, что они укачивают игрушку, и напевают колыбельную, сначала с закрытым ртом на звук «м», а потом ту же музыкальную фразу колыбельной на гласные звуки «а», «о», «у».

Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии.
1. Звуки улицы.
Внимательно послушай и отгадай, что там сейчас происходит (птицы поют, собаки лают, дети играют, машины проезжают, идет дождь и т.д. Это «большой круг» внимания.
2. Звуки помещения.
Вслушайся в звуки, которые окружают нас в данном помещении (чьи-то шаги, голоса, шум электричества…) Это «средний круг» внимания.
3. Звуки внутри нас.
Вслушайся в звуки, которые живут внутри нас (дыхание, биение сердца…) Это «малый круг» внимания.
В процессе проведения таких упражнений важно научить детей внимательно слушать и определять различные звуки. Такие задания стимулируют развитие внимания, воображения, фантазии, речи.
Прослушать запись театральных шумов и отгадать, что происходит:
• Какая погода на улице?
• Какая машина проехала?
• Где сейчас мама на кухне или в ванной?
• Отгадать, кто пришел? (по шагам)
• Отгадать, где находится Буратино: в зоопарке, на улице, дома, на берегу моря…
• Придумать и рассказать:
-О чем беседуют собаки?
-Почему котенок плачет?
-Почему пищит щенок?
Можно усложнить задание: послушать, угадать и изобразить.




Сценарий «Бременские музыканты»

BREMEN TOWN MUSICIANS

Donkey ’s owner: Look at my donkey. It was good and strong. (фото ослика) But now it is old. It can't work. (обращаясь к Ослу) Go away! (прогоняет мешком)

DONKEY: I am old and I am tired (поправляет уши). I can’t work.(не может поднять мешок) What shall I do?... I’ll go to Bremen-town to sing and play.

NARRATOR: So he goes to Bremen town.(стрелка на Бремен).

DOG’S OWNER: Oh dear! You are old and weak. You can’t catch a hare. You can’t even carry it. You don't help me. Go away! (целится из ружья)

   (cобака чуть не сбивает с ног, осел подходит к собаке)

DONKEY: What happened to you?

DOG: I helped the hunter. I ran in the forest. But now I'm old. He wanted to kill me, and I ran away. I don’t know what to do.

DONKEY: Don’t worry, come with me. I am going to Bremen town. We’ll be musicians there.

DOG: Oh, great, let’s go!

    (идут вместе)

NARRATOR: And so they go together.


Cat’s owner: Bad cat! Why don’t you catch mice any more? (показывает мышь) I’ll kill you.

CAT: Meow, Meow! I am an old cat.  I am too old to catch mice. Poor me. 

    (подходят к коту)

DOG: What´s the matter with you?

DONKEY Why are you sad?

CAT: I lived on the farm. I caught mice. But now I'm old. My mistress wants to kill me. What shall I do?
DONKEY: Don’t cry, come with us. We are going to Bremen town.

CAT: Oh, great. Thank you, my friends.

   (идут все вместе)

NARRATOR And so they go together.

Cock’s owner: Tomorrow many guests will come. I need some food. (собирает капусту, морковь, видит петуха)

Good cock, nice, fat cock. The soup will be tasty.


COCKOREL: Cock-a-doodle-doo

DONKEY: What happened to you, cock?

COCKOREL: Oh, tomorrow many guests will come to my master’s house. They want to kill me and make soup. What can I do?

CAT: Come with us. We are going to Bremen town.

 COCKOREL: OK, friends, I will be happy to go with you.

   (идут все вместе)

NARRATOR: Suddenly they see a trumpeter.

DONKEY: Hello, guy, what are you doing in the forest?

Trumpeter: Hello, friends. I am going to Bremen town. I want to sing and play the guitar. I want to have a band. You see, I have some instruments but no musicians.

Donkey, Cat, Dog, Cock: We can help you.

 COCKOREL:  We are going to Bremen, too.

Trumpeter: Let’s go together.

(Песня)

NARRATOR: The friends come to the forest.

COCKOREL: It's dark!
CAT: I'm thirsty!
DOG: I'm hungry!
Donkey: I'm tired!
( Петух указывает в сторону) 
COCKOREL: Look! A light!
Trumpeter: It's a house!

DONKEY: We can have a rest.
Dog: There's meat!
Cat: There's milk! Let's go there!
COCKOREL: I see robbers. Разбойники сидят за столом над картой

1 Robber: Oh, guys, good news.

2 Robber: What? What? What happened?

1 Robber: Tomorrow the King will go through the forest. And you know that he has much money.

3 Robber: Yes! Great! Wonderful.

Вместе: We like money!

(Танцуют вместе)

Trumpeter: I’ve got an idea!

(Подкрадываются и говорят не своими голосами. Собака мяукает, кот гавкает, ослик кукарекает, петух «иа», Трубадур «бу»).

ROBBER 2: What´s that terrible sound? 

ROBBER 3: Gobblins, monsters, ghosts!

ROBBER 1: Run as fast as you can!

(Убегают)

 CAT: Hooray, we did it!.

Trumpeter: Let´s stay here, let´s play and sing!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!