Статья по теме: Навыки 21 века
Мы живем в мире цифровых технологий быстрых и непредсказуемых изменений, причем темп этих изменений все ускоряется.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями.
Во всем мире меняется рынок труда: цифровая эпоха преобразует все стороны жизни и экономики. Исследователи предсказывают, что до 50% всех нынешних рабочих мест могут быть автоматизированы.
Происходит переход к другому типу труда, где важны не специализированные знания и навыки, а особую ценность приобретают адаптивность к изменениям, умение учиться и переучиваться. Неудивительно, что сегодня во всем мире стоит вопрос о новом содержании образования.
В этой связи с реформированием системы образования в последние годы часто упоминается громкое название «Навыки XXI века»
О чем же идет речь? «Навыки XXI века» — новая концепция обучения, которая не только дает возможность устранить недостатки привычной традиционной системы образования, но и помогает отыскать новые, современные пути к новым технологиям и личному росту.
Основная идея новой концепции обучения состоит в том, чтобы сформировать и развить у обучающихся такие навыки, которые способствовали бы свободной ориентации человека в потоке информации
Выделяется ключевой навык — уметь находить нужные знания и применять их на практике.
Если раньше главной направленностью обучения считалось накопление знаний и основными навыками были чтение и письмо: большего не требовалось, то сегодня требования кардинально изменились в сторону критического мышления, взаимодействия и совместной коммуникации.
В связи с этим кардинально меняются:
Подходы к обучению. На данном этапе развития общества сами учащиеся порой обладают более широким кругозором и знаниями, нежели их педагоги — все благодаря достижениям информационных технологий. Поэтому совсем скоро педагоги станут не передатчиками знаний, а скорее организаторами процесса обучения.
Кардинально меняются:
Направления учебных программ. В эпоху постиндустриального общества программы обучения должны быть направлены на развитие коммуникативных способностей налаживать межличностные отношения.
В то время когда ручной труд уходит в прошлое, актуальными становятся совершенно другие умения и навыки, направленные больше на развитие креативных способностей и творчества.
Так что же такое «Навыки XXI века»?
Они представляют собой 2 группы:
Жёсткие навыки (твёрдые) — профессиональные или технические навыки. Мы получаем их в процессе обучения и оттачиваем, применяя в работе. Твёрдые навыки – это те, которые легко наблюдать, измерить и продемонстрировать, например, умение решать математические задачи, умение читать, владение иностранным языком, умение ездить на велосипеде. Твёрдые навыки необходимы, чтобы эффективно заниматься определенным видом деятельности.
Гибкие (мягкие) навыки — универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность, это способность работать в команде, способность общаться с людьми в организации и вне её, способность планировать, выделять приоритеты, способность искать и обрабатывать информацию.
Результаты исследования, проведенного в Гарвардском Университете, что вклад твёрдых навыков в профессиональную успешность сотрудника составляет всего - 15%, тогда как мягкие - 85%.
Именно поэтому переориентация образования на развитие у детей «гибких навыков» является ключевым звеном к решению успешности в будущей трудовой деятельности. Мотивированный человек с развитыми навыками адаптивности, кооперативной работы и критического мышления остаётся, и ещё долгое время будет оставаться, востребованным.
А теперь посмотрим на гибкие навыки: ничего не напоминает? Конечно! Эти навыки соотносятся с Базовыми учебными действиями, прописанными в стандарте
Мы видим, что система мягких навыков предполагает, что учащиеся будут:
- выполнять комплексные и оригинальные задания, для этого им необходимо умение работать в команде и развитое критическое мышление;
- следовать индивидуальной образовательной траектории, соответствующей интересам и качествам каждого конкретного ученика;
- учиться использовать имеющиеся у них компетенции и знания для самостоятельного усвоения новых знаний, поиска новой информации;
- применять в процессе обучения доступные современные технологии, которыми им предстоит пользоваться и во взрослой жизни;
- получать поддержку от педагогов, обсуждать с ними свои успехи и неудачи, планировать свой образовательный маршрут.
И следующий столбик БУДЫ, прописанные в ФГОС
Коммуникативные учебные действия
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
Таким образом мы видим, что часть навыков 21 века, требование к их формированию прописаны в ФГОС.
Нацеленность на формирование системы гибких навыков требует перестройки методов организации образовательного процесса, использования игровых, дискуссионных методик, проектной деятельности учащихся, совмещение урочной и внеурочной деятельности.
Предлагаются следующие методы и приемы формирование системы гибких навыков
Смена рабочих зон. В идеале класс можно разделить на зоны: зона работы с учителем, зона групповой работы, зона on-line, в каждой из которых занимается отдельная группа. Каждая группа должна проработать в 3-х указанных зонах, перемещаясь между ними в течение урока и предоставить отдельный продукт. Использование данной модели является наиболее целесообразным, если изучение темы предполагает разные виды деятельности в рамках одного урока.
Следующий прием «Автономная группа» позволяет выделить группу обучающихся с особыми познавательными потребностями и организовать их деятельность, как в классе, так и во время самообучения.
Следующий прием «Индивидуальная траектория»
Практически в каждом классе найдется ученик/ученики с индивидуальными образовательными потребностями: это могут быть и “продвинутые” школьники и школьники, нуждающиеся в ИП
Следующий метод Индивидуальная проектная деятельность.
Учит: умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности
Во время выполнения школьных проектов развиваются умения распределять роли, руководить и подчиняться, обсуждать тему, приводить аргументы, анализировать информацию и делать выводы, тренируются навыки планирования и выступления на публике.
Внеурочная деятельность. В школах создается воспитательная среда, которая позволяет активизировать интеллектуальные и социальные интересы учеников, развить творчески активную, здоровую личность. Только в определенных условиях дети приобретают социальный опыт, успешно развивают свои интересы, постигают культурные традиции и духовно-нравственные ценности.