СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок родной литературы в 5 классе Тема. Лишь слову жизнь дана. Родной язык, родная речь: И. А. Бунин. «Слово». В. Г. Гордейчев. «Родная речь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения.

Планируемые результаты:

Личностныеразвитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, уважительное отношение к великому прошлому России, формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умение наслаждаться окружающим миром, природой, чувствовать и понимать красоту родного края.

Метапредметные:

  • Познавательные: расширить представление детей о поэтическом творчестве русских поэтов XIX века; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, помочь учащимся «войти» в художественный мир поэтов.
  • Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию.
  • Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли, используя различные художественные средства, формирование умения выразительного чтения, навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

Предметныеумение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; формирование умений видеть красоту природы в поэзии; формулирование собственного отношения к поэзии; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; осмысленное чтение и адекватное восприятие; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.

  • Оборудование: тексты стихов,портреты поэтов, иллюстрации,
  • Тип урока: развитие речи.

 

Ход урока

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности (целеполагание).

Психологический настрой детей на урок.  Приветствие учащихся.

II. Мотивация к учебной деятельности.

  1. Задание:

– Прочитайте высказывания известных людей и выберите наиболее понравившееся. Объясните свой выбор.

В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека. Михаил Пришвин

Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. Сергей Есенин

Природа... будит в нас потребность любви... Иван Сергеевич Тургенев

 

2. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

III. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

  1. Работа с литературоведческими терминами. 
  1. Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.
  2. Строфа (гр. strophe – поворот) – группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.
  3. Рифма (гр. rhythmos – соразмерность) – созвучие окончаний стихотворных строк.
  4. Тема (гр. thema) – круг жизненных явлений, изображенных в произведении.
  5. Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
  6. Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
  7. Эпитет – (гр. ерitheton – букв.: «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
  8. Метафора (гр. metaphora – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Проверка домашнего задания  3. Изучение нового материала. А ) –Чтение статьи «Родной язык, родная речь»

 Б ) Физминутка;

Б) И.Бунин. Краткая биография

Чтение стихотворения «Слово»

1.Выразительное чтение стихотворения учителем

2. Беседа с элементами выразительного чтенияловесного рисования.

Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.

В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.

Иван Алексеевич скажет о том, что:

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А. Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.

 

 

Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.

Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.

В) В.Г. Гордейчев  Родная речь  5. Комментированное чтение и анализ стихотворения.(Читают учащиеся).  - Какие художественно- изобразительные средства вы знаете? Найдите их в стихотворении. 6. Итог урока. 7. Домашнее задание: - Подготовить выразительное чтение стихотворений; подготовиться к контрольной работе  

 

Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения.

Планируемые результаты:

Личностныеразвитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, уважительное отношение к великому прошлому России, формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умение наслаждаться окружающим миром, природой, чувствовать и понимать красоту родного края.

Метапредметные:

  • Познавательные: расширить представление детей о поэтическом творчестве русских поэтов XIX века; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, помочь учащимся «войти» в художественный мир поэтов.
  • Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию.
  • Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли, используя различные художественные средства, формирование умения выразительного чтения, навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

Предметныеумение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; формирование умений видеть красоту природы в поэзии; формулирование собственного отношения к поэзии; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; осмысленное чтение и адекватное восприятие; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.

  • Оборудование: тексты стихов,портреты поэтов, иллюстрации,
  • Тип урока: развитие речи.

 

Ход урока

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности (целеполагание).

Психологический настрой детей на урок.  Приветствие учащихся.

II. Мотивация к учебной деятельности.

  1. Задание:

– Прочитайте высказывания известных людей и выберите наиболее понравившееся. Объясните свой выбор.

В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека. Михаил Пришвин

Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. Сергей Есенин

Природа... будит в нас потребность любви... Иван Сергеевич Тургенев

 

2. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

III. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

  1. Работа с литературоведческими терминами. 
  1. Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.
  2. Строфа (гр. strophe – поворот) – группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.
  3. Рифма (гр. rhythmos – соразмерность) – созвучие окончаний стихотворных строк.
  4. Тема (гр. thema) – круг жизненных явлений, изображенных в произведении.
  5. Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
  6. Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
  7. Эпитет – (гр. ерitheton – букв.: «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
  8. Метафора (гр. metaphora – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Проверка домашнего задания  3. Изучение нового материала. А ) –Чтение статьи «Родной язык, родная речь»

 Б ) Физминутка;

Б) И.Бунин. Краткая биография

Чтение стихотворения «Слово»

1.Выразительное чтение стихотворения учителем

2. Беседа с элементами выразительного чтенияловесного рисования.

Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.

В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.

Иван Алексеевич скажет о том, что:

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А. Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.

 

 

Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.

Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.

В) В.Г. Гордейчев  Родная речь  5. Комментированное чтение и анализ стихотворения.(Читают учащиеся).  - Какие художественно- изобразительные средства вы знаете? Найдите их в стихотворении. 6. Итог урока. 7. Домашнее задание: - Подготовить выразительное чтение стихотворений; подготовиться к контрольной работе  

 

 

Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения.

Планируемые результаты:

Личностныеразвитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, уважительное отношение к великому прошлому России, формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умение наслаждаться окружающим миром, природой, чувствовать и понимать красоту родного края.

Метапредметные:

  • Познавательные: расширить представление детей о поэтическом творчестве русских поэтов XIX века; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, помочь учащимся «войти» в художественный мир поэтов.
  • Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию.
  • Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли, используя различные художественные средства, формирование умения выразительного чтения, навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

Предметныеумение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; формирование умений видеть красоту природы в поэзии; формулирование собственного отношения к поэзии; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; осмысленное чтение и адекватное восприятие; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.

  • Оборудование: тексты стихов,портреты поэтов, иллюстрации,
  • Тип урока: развитие речи.

 

Ход урока

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности (целеполагание).

Психологический настрой детей на урок.  Приветствие учащихся.

II. Мотивация к учебной деятельности.

  1. Задание:

– Прочитайте высказывания известных людей и выберите наиболее понравившееся. Объясните свой выбор.

В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека. Михаил Пришвин

Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. Сергей Есенин

Природа... будит в нас потребность любви... Иван Сергеевич Тургенев

 

2. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

III. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

  1. Работа с литературоведческими терминами. 
  1. Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.
  2. Строфа (гр. strophe – поворот) – группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.
  3. Рифма (гр. rhythmos – соразмерность) – созвучие окончаний стихотворных строк.
  4. Тема (гр. thema) – круг жизненных явлений, изображенных в произведении.
  5. Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
  6. Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
  7. Эпитет – (гр. ерitheton – букв.: «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
  8. Метафора (гр. metaphora – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Проверка домашнего задания  3. Изучение нового материала. А ) –Чтение статьи «Родной язык, родная речь»

 Б ) Физминутка;

Б) И.Бунин. Краткая биография

Чтение стихотворения «Слово»

1.Выразительное чтение стихотворения учителем

2. Беседа с элементами выразительного чтенияловесного рисования.

Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.

В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.

Иван Алексеевич скажет о том, что:

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А. Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.

 

 

Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.

Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.

В) В.Г. Гордейчев  Родная речь  5. Комментированное чтение и анализ стихотворения.(Читают учащиеся).  - Какие художественно- изобразительные средства вы знаете? Найдите их в стихотворении. 6. Итог урока. 7. Домашнее задание: - Подготовить выразительное чтение стихотворений; подготовиться к контрольной работе  

 

 

Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения.

Планируемые результаты:

Личностныеразвитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, уважительное отношение к великому прошлому России, формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умение наслаждаться окружающим миром, природой, чувствовать и понимать красоту родного края.

Метапредметные:

  • Познавательные: расширить представление детей о поэтическом творчестве русских поэтов XIX века; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, помочь учащимся «войти» в художественный мир поэтов.
  • Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию.
  • Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли, используя различные художественные средства, формирование умения выразительного чтения, навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

Предметныеумение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; формирование умений видеть красоту природы в поэзии; формулирование собственного отношения к поэзии; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; осмысленное чтение и адекватное восприятие; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.

  • Оборудование: тексты стихов,портреты поэтов, иллюстрации,
  • Тип урока: развитие речи.

 

Ход урока

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности (целеполагание).

Психологический настрой детей на урок.  Приветствие учащихся.

II. Мотивация к учебной деятельности.

  1. Задание:

– Прочитайте высказывания известных людей и выберите наиболее понравившееся. Объясните свой выбор.

В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека. Михаил Пришвин

Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. Сергей Есенин

Природа... будит в нас потребность любви... Иван Сергеевич Тургенев

 

2. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

III. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

  1. Работа с литературоведческими терминами. 
  1. Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.
  2. Строфа (гр. strophe – поворот) – группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.
  3. Рифма (гр. rhythmos – соразмерность) – созвучие окончаний стихотворных строк.
  4. Тема (гр. thema) – круг жизненных явлений, изображенных в произведении.
  5. Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
  6. Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
  7. Эпитет – (гр. ерitheton – букв.: «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
  8. Метафора (гр. metaphora – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Проверка домашнего задания  3. Изучение нового материала. А ) –Чтение статьи «Родной язык, родная речь»

 Б ) Физминутка;

Б) И.Бунин. Краткая биография

Чтение стихотворения «Слово»

1.Выразительное чтение стихотворения учителем

2. Беседа с элементами выразительного чтенияловесного рисования.

Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.

В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.

Иван Алексеевич скажет о том, что:

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А. Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.

 

 

Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.

Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.

В) В.Г. Гордейчев  Родная речь  5. Комментированное чтение и анализ стихотворения.(Читают учащиеся).  - Какие художественно- изобразительные средства вы знаете? Найдите их в стихотворении. 6. Итог урока. 7. Домашнее задание: - Подготовить выразительное чтение стихотворений; подготовиться к контрольной работе  

 

Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения.

Планируемые результаты:

Личностныеразвитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, уважительное отношение к великому прошлому России, формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умение наслаждаться окружающим миром, природой, чувствовать и понимать красоту родного края.

Метапредметные:

  • Познавательные: расширить представление детей о поэтическом творчестве русских поэтов XIX века; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, помочь учащимся «войти» в художественный мир поэтов.
  • Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию.
  • Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли, используя различные художественные средства, формирование умения выразительного чтения, навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

Предметныеумение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; формирование умений видеть красоту природы в поэзии; формулирование собственного отношения к поэзии; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; осмысленное чтение и адекватное восприятие; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.

  • Оборудование: тексты стихов,портреты поэтов, иллюстрации,
  • Тип урока: развитие речи.

 

Ход урока

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности (целеполагание).

Психологический настрой детей на урок.  Приветствие учащихся.

II. Мотивация к учебной деятельности.

  1. Задание:

– Прочитайте высказывания известных людей и выберите наиболее понравившееся. Объясните свой выбор.

В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека. Михаил Пришвин

Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. Сергей Есенин

Природа... будит в нас потребность любви... Иван Сергеевич Тургенев

 

2. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

III. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

  1. Работа с литературоведческими терминами. 
  1. Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.
  2. Строфа (гр. strophe – поворот) – группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.
  3. Рифма (гр. rhythmos – соразмерность) – созвучие окончаний стихотворных строк.
  4. Тема (гр. thema) – круг жизненных явлений, изображенных в произведении.
  5. Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
  6. Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
  7. Эпитет – (гр. ерitheton – букв.: «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
  8. Метафора (гр. metaphora – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Проверка домашнего задания  3. Изучение нового материала. А ) –Чтение статьи «Родной язык, родная речь»

 Б ) Физминутка;

Б) И.Бунин. Краткая биография

Чтение стихотворения «Слово»

1.Выразительное чтение стихотворения учителем

2. Беседа с элементами выразительного чтенияловесного рисования.

Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.

В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.

Иван Алексеевич скажет о том, что:

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А. Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.

 

 

Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.

Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.

В) В.Г. Гордейчев  Родная речь  5. Комментированное чтение и анализ стихотворения.(Читают учащиеся).  - Какие художественно- изобразительные средства вы знаете? Найдите их в стихотворении. 6. Итог урока. 7. Домашнее задание: - Подготовить выразительное чтение стихотворений; подготовиться к контрольной работе  

 

Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения.

Планируемые результаты:

Личностныеразвитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, уважительное отношение к великому прошлому России, формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умение наслаждаться окружающим миром, природой, чувствовать и понимать красоту родного края.

Метапредметные:

  • Познавательные: расширить представление детей о поэтическом тв

Просмотр содержимого документа
«Урок родной литературы в 5 классе Тема. Лишь слову жизнь дана. Родной язык, родная речь: И. А. Бунин. «Слово». В. Г. Гордейчев. «Родная речь»»

Урок родной литературы в 5 классе Дата.29.04

Тема. Лишь слову жизнь дана. Родной язык, родная речь: И. А. Бунин. «Слово». В. Г. Гордейчев. «Родная речь»

Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения.

Планируемые результаты:

Личностныеразвитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, уважительное отношение к великому прошлому России, формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умение наслаждаться окружающим миром, природой, чувствовать и понимать красоту родного края.

Метапредметные:

  • Познавательные: расширить представление детей о поэтическом творчестве русских поэтов XIX века; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, помочь учащимся «войти» в художественный мир поэтов.

  • Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию.

  • Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли, используя различные художественные средства, формирование умения выразительного чтения, навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

Предметныеумение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; формирование умений видеть красоту природы в поэзии; формулирование собственного отношения к поэзии; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; осмысленное чтение и адекватное восприятие; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.

  • Оборудование: тексты стихов,портреты поэтов, иллюстрации,

  • Тип урока: развитие речи.


Ход урока

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности (целеполагание).

Психологический настрой детей на урок. Приветствие учащихся.

II. Мотивация к учебной деятельности.

  1. Задание:

– Прочитайте высказывания известных людей и выберите наиболее понравившееся. Объясните свой выбор.

В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека. Михаил Пришвин

Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. Сергей Есенин

Природа... будит в нас потребность любви... Иван Сергеевич Тургенев


2. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

III. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

  1. Работа с литературоведческими терминами. 

  1. Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.

  2. Строфа (гр. strophe – поворот) – группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.

  3. Рифма (гр. rhythmos – соразмерность) – созвучие окончаний стихотворных строк.

  4. Тема (гр. thema) – круг жизненных явлений, изображенных в произведении.

  5. Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

  6. Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

  7. Эпитет – (гр. ерitheton – букв.: «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

  8. Метафора (гр. metaphora – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Проверка домашнего задания 
3. Изучение нового материала.
А ) –Чтение статьи «Родной язык, родная речь»

Б ) Физминутка;

Б) И.Бунин. Краткая биография

Чтение стихотворения «Слово»

1.Выразительное чтение стихотворения учителем

2. Беседа с элементами выразительного чтенияловесного рисования.

Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.

В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.

Иван Алексеевич скажет о том, что:

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А. Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.




Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.

Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.

В) В.Г. Гордейчев 
Родная речь 
5. Комментированное чтение и анализ стихотворения.(Читают учащиеся). 

- Какие художественно- изобразительные средства вы знаете? Найдите их в стихотворении.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание:
- Подготовить выразительное чтение стихотворений; подготовиться к контрольной работе








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!