Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, уважительное отношение к великому прошлому России, формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умение наслаждаться окружающим миром, природой, чувствовать и понимать красоту родного края.
Метапредметные:
- Познавательные: расширить представление детей о поэтическом творчестве русских поэтов XIX века; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, помочь учащимся «войти» в художественный мир поэтов.
- Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию.
- Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли, используя различные художественные средства, формирование умения выразительного чтения, навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.
Предметные: умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; формирование умений видеть красоту природы в поэзии; формулирование собственного отношения к поэзии; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; осмысленное чтение и адекватное восприятие; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.
- Оборудование: тексты стихов,портреты поэтов, иллюстрации,
- Тип урока: развитие речи.
Ход урока
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности (целеполагание).
Психологический настрой детей на урок. Приветствие учащихся.
II. Мотивация к учебной деятельности.
- Задание:
– Прочитайте высказывания известных людей и выберите наиболее понравившееся. Объясните свой выбор.
В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека. Михаил Пришвин
Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. Сергей Есенин
Природа... будит в нас потребность любви... Иван Сергеевич Тургенев
2. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
III. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.
- Работа с литературоведческими терминами.
- Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.
- Строфа (гр. strophe – поворот) – группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.
- Рифма (гр. rhythmos – соразмерность) – созвучие окончаний стихотворных строк.
- Тема (гр. thema) – круг жизненных явлений, изображенных в произведении.
- Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
- Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
- Эпитет – (гр. ерitheton – букв.: «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
- Метафора (гр. metaphora – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Проверка домашнего задания
3. Изучение нового материала.
А ) –Чтение статьи «Родной язык, родная речь»
Б ) Физминутка;
Б) И.Бунин. Краткая биография
Чтение стихотворения «Слово»
1.Выразительное чтение стихотворения учителем
2. Беседа с элементами выразительного чтенияловесного рисования.
Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.
В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.
Иван Алексеевич скажет о том, что:
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А. Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.
Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.
Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.
В) В.Г. Гордейчев
Родная речь
5. Комментированное чтение и анализ стихотворения.(Читают учащиеся).
- Какие художественно- изобразительные средства вы знаете? Найдите их в стихотворении.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание:
- Подготовить выразительное чтение стихотворений; подготовиться к контрольной работе
Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, уважительное отношение к великому прошлому России, формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умение наслаждаться окружающим миром, природой, чувствовать и понимать красоту родного края.
Метапредметные:
- Познавательные: расширить представление детей о поэтическом творчестве русских поэтов XIX века; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, помочь учащимся «войти» в художественный мир поэтов.
- Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию.
- Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли, используя различные художественные средства, формирование умения выразительного чтения, навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.
Предметные: умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; формирование умений видеть красоту природы в поэзии; формулирование собственного отношения к поэзии; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; осмысленное чтение и адекватное восприятие; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.
- Оборудование: тексты стихов,портреты поэтов, иллюстрации,
- Тип урока: развитие речи.
Ход урока
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности (целеполагание).
Психологический настрой детей на урок. Приветствие учащихся.
II. Мотивация к учебной деятельности.
- Задание:
– Прочитайте высказывания известных людей и выберите наиболее понравившееся. Объясните свой выбор.
В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека. Михаил Пришвин
Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. Сергей Есенин
Природа... будит в нас потребность любви... Иван Сергеевич Тургенев
2. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
III. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.
- Работа с литературоведческими терминами.
- Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.
- Строфа (гр. strophe – поворот) – группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.
- Рифма (гр. rhythmos – соразмерность) – созвучие окончаний стихотворных строк.
- Тема (гр. thema) – круг жизненных явлений, изображенных в произведении.
- Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
- Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
- Эпитет – (гр. ерitheton – букв.: «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
- Метафора (гр. metaphora – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Проверка домашнего задания
3. Изучение нового материала.
А ) –Чтение статьи «Родной язык, родная речь»
Б ) Физминутка;
Б) И.Бунин. Краткая биография
Чтение стихотворения «Слово»
1.Выразительное чтение стихотворения учителем
2. Беседа с элементами выразительного чтенияловесного рисования.
Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.
В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.
Иван Алексеевич скажет о том, что:
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А. Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.
Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.
Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.
В) В.Г. Гордейчев
Родная речь
5. Комментированное чтение и анализ стихотворения.(Читают учащиеся).
- Какие художественно- изобразительные средства вы знаете? Найдите их в стихотворении.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание:
- Подготовить выразительное чтение стихотворений; подготовиться к контрольной работе
Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, уважительное отношение к великому прошлому России, формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умение наслаждаться окружающим миром, природой, чувствовать и понимать красоту родного края.
Метапредметные:
- Познавательные: расширить представление детей о поэтическом творчестве русских поэтов XIX века; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, помочь учащимся «войти» в художественный мир поэтов.
- Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию.
- Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли, используя различные художественные средства, формирование умения выразительного чтения, навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.
Предметные: умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; формирование умений видеть красоту природы в поэзии; формулирование собственного отношения к поэзии; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; осмысленное чтение и адекватное восприятие; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.
- Оборудование: тексты стихов,портреты поэтов, иллюстрации,
- Тип урока: развитие речи.
Ход урока
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности (целеполагание).
Психологический настрой детей на урок. Приветствие учащихся.
II. Мотивация к учебной деятельности.
- Задание:
– Прочитайте высказывания известных людей и выберите наиболее понравившееся. Объясните свой выбор.
В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека. Михаил Пришвин
Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. Сергей Есенин
Природа... будит в нас потребность любви... Иван Сергеевич Тургенев
2. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
III. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.
- Работа с литературоведческими терминами.
- Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.
- Строфа (гр. strophe – поворот) – группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.
- Рифма (гр. rhythmos – соразмерность) – созвучие окончаний стихотворных строк.
- Тема (гр. thema) – круг жизненных явлений, изображенных в произведении.
- Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
- Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
- Эпитет – (гр. ерitheton – букв.: «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
- Метафора (гр. metaphora – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Проверка домашнего задания
3. Изучение нового материала.
А ) –Чтение статьи «Родной язык, родная речь»
Б ) Физминутка;
Б) И.Бунин. Краткая биография
Чтение стихотворения «Слово»
1.Выразительное чтение стихотворения учителем
2. Беседа с элементами выразительного чтенияловесного рисования.
Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.
В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.
Иван Алексеевич скажет о том, что:
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А. Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.
Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.
Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.
В) В.Г. Гордейчев
Родная речь
5. Комментированное чтение и анализ стихотворения.(Читают учащиеся).
- Какие художественно- изобразительные средства вы знаете? Найдите их в стихотворении.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание:
- Подготовить выразительное чтение стихотворений; подготовиться к контрольной работе
Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, уважительное отношение к великому прошлому России, формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умение наслаждаться окружающим миром, природой, чувствовать и понимать красоту родного края.
Метапредметные:
- Познавательные: расширить представление детей о поэтическом творчестве русских поэтов XIX века; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, помочь учащимся «войти» в художественный мир поэтов.
- Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию.
- Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли, используя различные художественные средства, формирование умения выразительного чтения, навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.
Предметные: умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; формирование умений видеть красоту природы в поэзии; формулирование собственного отношения к поэзии; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; осмысленное чтение и адекватное восприятие; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.
- Оборудование: тексты стихов,портреты поэтов, иллюстрации,
- Тип урока: развитие речи.
Ход урока
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности (целеполагание).
Психологический настрой детей на урок. Приветствие учащихся.
II. Мотивация к учебной деятельности.
- Задание:
– Прочитайте высказывания известных людей и выберите наиболее понравившееся. Объясните свой выбор.
В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека. Михаил Пришвин
Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. Сергей Есенин
Природа... будит в нас потребность любви... Иван Сергеевич Тургенев
2. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
III. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.
- Работа с литературоведческими терминами.
- Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.
- Строфа (гр. strophe – поворот) – группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.
- Рифма (гр. rhythmos – соразмерность) – созвучие окончаний стихотворных строк.
- Тема (гр. thema) – круг жизненных явлений, изображенных в произведении.
- Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
- Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
- Эпитет – (гр. ерitheton – букв.: «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
- Метафора (гр. metaphora – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Проверка домашнего задания
3. Изучение нового материала.
А ) –Чтение статьи «Родной язык, родная речь»
Б ) Физминутка;
Б) И.Бунин. Краткая биография
Чтение стихотворения «Слово»
1.Выразительное чтение стихотворения учителем
2. Беседа с элементами выразительного чтенияловесного рисования.
Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.
В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.
Иван Алексеевич скажет о том, что:
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А. Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.
Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.
Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.
В) В.Г. Гордейчев
Родная речь
5. Комментированное чтение и анализ стихотворения.(Читают учащиеся).
- Какие художественно- изобразительные средства вы знаете? Найдите их в стихотворении.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание:
- Подготовить выразительное чтение стихотворений; подготовиться к контрольной работе
Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, уважительное отношение к великому прошлому России, формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умение наслаждаться окружающим миром, природой, чувствовать и понимать красоту родного края.
Метапредметные:
- Познавательные: расширить представление детей о поэтическом творчестве русских поэтов XIX века; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, помочь учащимся «войти» в художественный мир поэтов.
- Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию.
- Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли, используя различные художественные средства, формирование умения выразительного чтения, навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.
Предметные: умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; формирование умений видеть красоту природы в поэзии; формулирование собственного отношения к поэзии; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; осмысленное чтение и адекватное восприятие; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.
- Оборудование: тексты стихов,портреты поэтов, иллюстрации,
- Тип урока: развитие речи.
Ход урока
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности (целеполагание).
Психологический настрой детей на урок. Приветствие учащихся.
II. Мотивация к учебной деятельности.
- Задание:
– Прочитайте высказывания известных людей и выберите наиболее понравившееся. Объясните свой выбор.
В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека. Михаил Пришвин
Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. Сергей Есенин
Природа... будит в нас потребность любви... Иван Сергеевич Тургенев
2. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
III. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.
- Работа с литературоведческими терминами.
- Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.
- Строфа (гр. strophe – поворот) – группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.
- Рифма (гр. rhythmos – соразмерность) – созвучие окончаний стихотворных строк.
- Тема (гр. thema) – круг жизненных явлений, изображенных в произведении.
- Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
- Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
- Эпитет – (гр. ерitheton – букв.: «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
- Метафора (гр. metaphora – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Проверка домашнего задания
3. Изучение нового материала.
А ) –Чтение статьи «Родной язык, родная речь»
Б ) Физминутка;
Б) И.Бунин. Краткая биография
Чтение стихотворения «Слово»
1.Выразительное чтение стихотворения учителем
2. Беседа с элементами выразительного чтенияловесного рисования.
Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.
В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.
Иван Алексеевич скажет о том, что:
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А. Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.
Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.
Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.
В) В.Г. Гордейчев
Родная речь
5. Комментированное чтение и анализ стихотворения.(Читают учащиеся).
- Какие художественно- изобразительные средства вы знаете? Найдите их в стихотворении.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание:
- Подготовить выразительное чтение стихотворений; подготовиться к контрольной работе
Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, уважительное отношение к великому прошлому России, формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умение наслаждаться окружающим миром, природой, чувствовать и понимать красоту родного края.
Метапредметные:
- Познавательные: расширить представление детей о поэтическом тв