СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Созвучие с окружающим миром

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: содействовать расширению ценностного миро­восприятия учащихся, осознанию ими взаимосвязи человека с окружающим миром.

Задачи:

-   раскрытие значения ценностного отношения чело­века к окружающему миру;

-   развитие ценностной мировоззренческой позиции;

-   воспитание ценностного, толерантного отношения к окружающему миру.

Ресурсы: аудиозапись песни «Мой мир» на слова Р.Рождественского, музыку В.Чернышева.

Просмотр содержимого документа
«Созвучие с окружающим миром»

7 класс

Урок 23 Дата_________________________________

Тема : СОЗВУЧИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ


Цель: содействовать расширению ценностного миро­восприятия учащихся, осознанию ими взаимосвязи человека с окружающим миром.

Задачи:

- раскрытие значения ценностного отношения чело­века к окружающему миру;

- развитие ценностной мировоззренческой позиции;

- воспитание ценностного, толерантного отношения к окружающему миру.

Ресурсы: аудиозапись песни «Мой мир» на слова Р.Рождественского, музыку В.Чернышева.


Круг радости

Учитель приветствует учеников и приглашает их встать в круг. Звучит аудиозапись песни «Мой мир» на слова Р.Рождественского, музыку В.Чернышева. Учитель и учащиеся подпевают.



МОЙ МИР

Сл Р. Рождественского Муз. В. Чернышева Песня из кинофильма «Отроки во Вселенной»


Ночь прошла, будто прошла боль,

Спит земля, пусть отдохнет, пусть.

У Земли, как и у нас с тобой,

Все впереди, долгий, как жизнь, путь.

Припев:

Я возьму этот большой мир,

Каждый день, каждый его час,

Если что-то я забуду,

Вряд ли звезды примут нас.

Если что-то я забуду,

Вряд ли звезды примут нас.


Я возьму щебет земных птиц,

Я возьму добрых ручьев плеск,

Я возьму свет грозовых зарниц,

Шепот ветров, зимний пустой лес...

Припев:

Я возьму этот большой мир,

Каждый день, каждый его час,

Если что-то я забуду,

Вряд ли звезды примут нас.

Если что-то я забуду,

Вряд ли звезды примут нас.


Беседа

Урок по данной теме посвящен стимулированию поиска учащимися знаний об окружающем мире и расширению их представлений о ценностном отношении к миру.

В связи с этим учитель начинает урок с проведения беседы по выявлению и актуализации представлений учащихся об окружающем мире. Для проведения беседы используются вопросы, представленные в рубрике учебника «Размыш­ляем, беседуем».

Цель беседы - развитие интереса к поиску и осознанию ценностной значимости взаимосвязи человека и мира.

1. Как в жизни человека проявляется его связь с окружающим миром?

2. Какие переживания и чувства испытывает человек от восприятия окружающего мира?

3. Как вы думаете, человек будущего, для которого межзвездные полеты станут реальностью, будет так же, как и вы, любить свою планету? Почему?

4. Что значит любить свою планету, Родину, окружающий нас мир?


Цитата урока

Обобщая размышления учеников, учитель предлагает их вниманию стихотворное изречение Омара Хайама с целью поделиться своими размышлениями о смысле дан­ного изречения.


Быть целью Бытия и мирозданья - нам, Всевидящим умом, лучом познанья - нам. Пойми же, человек, что круг Вселенной - перстень, Где суждено сверкнуть алмазной гранью — нам!

О.Хайам


Задание

Учитель предлагает одному из учеников вслух прочи­тать стихотворение А. Нозика «Помните», представленное в рубрике учебника «Выполняем задание», а затем кратко обсудить его содержание со всеми учащимися. Необходи­мо выделить основную мысль стихотворения, заключаю­щуюся в том, что природа, Вселенная существуют незави­симо от человека, однако человек может либо положите­льно, либо негативно повлиять на состояние окружающей среды. Неуважительное, небрежное отношение человека к природе может отрицательно сказаться на нем самом.

Выучить стихотворение наизусть учащимся пред­оставляется дома.


ПОМНИТЕ

А. Нозик

Помните ли вы, что вы живете На одной из крошечных планет, Что из дальних далей к вам приходит Звезд уже погасших бледный свет... Льют дожди, и падают снежинки, Распускается весной листва, Только человек не понимает -Может все разрушить навсегда! В городах за дымом и угаром О природе можно позабыть... Ненадолго, так как невозможно Без воды и воздуха прожить! Верите ли вы, что вы живете На одной из крошечных планет, Что она сквозь дали излучает Нежный и живой волшебный свет? Льют дожди, и падают снежинки, И сверкают цветы на лугу... Я не знаю, что писать мне о природе, Потому что ею я живу...

Учебная информация

Подытоживая рассуждения учеников, корректируя их ответы, учитель подводит их к творческому осмыслению установочной учебной информации из рубрики учебника «Узнаем новое», которая является лейтмотивом данного урока по указанной теме:

Окружающий человека мир меняется, благодаря поз­нанию становятся более доступны глубины океанов и недра планеты, вергиипы гор и космическое пространство Солнеч­ной системы... Только человек остается таким же, каким он был и век назад, и тысячелетия назад: так же любит, так же ищет смысл своего бытия, так же познает себя, других людей и мир вокруг себя. Но «созвучным» миру человек становится тогда, когда начинает ощущать гармонию окружающего мира. При этом он умножает ее своей внутренней, духовной гармонией через проявление простых и прекрасных нравственных чувств: любви, уважения к Родине, отчему дому, любви к матери и близким, радости от общения с людьми и окружающим миром.



Чтение

В целях расширения представлений об окружающем мире и его взаимосвязи с человеком ученики могут ознако­миться с текстом отрывка из книги «Человек и Вселенная» Ярослава Голованова, размещенного в рубрике учебника «Читаем».

Значение данного учебного текста заключается в том, что ученики получают правильное представление о непре­рывном развитии человека в процессе его практической и мыслительной деятельности, направленной на познание окружающего мира в масштабах Вселенной. Это изменение человека, развитие его внутреннего духовного мира зависит от усвоения знаний и получения представлений об окру­жающем мире, а также от осознания своей ответственности за восприятие мира как общечеловеческой ценности.



ЧЕЛОВЕК И ВСЕЛЕННАЯ

Я. Голованов Книга «Человек и Вселенная»


Луций Анней Сенека сказал однажды, что, если бы на Земле было только одно место, откуда можно наблюдать звезды, к нему непрерывно со всех концов стекались бы люди. Столько веков пролетело, а человек не изменился. Я не могу представить себе человека, где бы он ни жил, каков бы ни был его уровень образования, который бы хоть раз в жизни, подняв лицо к небу, не задавал себе вечные вопросы: что это? где начало и где конец этому черному простору? что сам я значу? какое место занимаю в этом мире и есть ли миру дело до меня, моих радостей и бед, до всей моей жизни?..

Небо - магнит, который притягивает человека постоян­но. Не помню, кто написал фантастический рассказ, в котором объяснялось, почему мы иногда летаем во сне. Это потому, доказывал автор, что наши далекие предки летали и в нашей наследственной памяти до сих пор прячутся воспоминания об этом.

Подсознательно мы все стремимся в небо, все выше, все дальше, и неуемные фантасты, которым мало скорости света, уже научились сжимать пространство, отправляя нас вдогонку за сонмом разбегающихся галактик. Навер­ное, мало кто знает, что первый фантастический рассказ о полете в космос был написан в 160 году нашей эры. Греческий софист и сатирик Лукиан Самосатский назвал свою книгу иронически: "Правдивые истории", но пре­дупреждал: "Я пишу о том, чего я никогда не видел, не испытал и не узнал от другого". Он писал о путешествии Одиссея на Луну. Он понимал, что не может быть бури такой сильной, которая могла бы забросить на Луну целый корабль. Он мечтал, очень хотел увидеть, каков он, космос.

В своих мечтах в космос устремлялись великий астроном Иоганн Кеплер и английский епископ Фрэнсис

Годвин. Профессор математики в Ферраре Франческо да Лана-Терци изобретал летающую колесницу. Я ничего не пишу о великих спорах вокруг идеи множественности обитаемых миров, я не хочу рассказывать о борьбе, подчас трагической, которая шла века вокруг вопроса о взаимном положении Земли и Солнца. Я говорю только о мечте, о неутоляемой ничем жажде человека проникнуть в голубой свод небес. Мы говорим: "Он не хватал звезд с неба", когда хотим обозначить человека ординарного, серого, бесталан­ного. Поговорка удивительно точна: звезды хватали с неба только очень талантливые люди! Только у этих людей сны о полетах обернулись былью, потому что ... они, говоря мудрыми и гордыми словами К.Э.Циолковского, знают, что «ничего не закончено. Все только начато, конца же никогда не будет".


1. Почему человек стремится познать космос?

2. Какая существует связь между познанием Вселенной и познанием самого себя?

3. Как, познавая Вселенную, можно обогатить мир чувств человека?


Творческая деятельность

С целью углубления чувственно-эмоционального восприятия учебного материала и вовлечения детей в активную творческую атмосферу учитель предлагает ученикам выполнить задание из рубрики учебника «Творческая деятельность». Для создания коллективного послания можно предложить учащимся разделиться на группы. При выполнении задания появляется возможность практического применения полученных знаний по изучаемому материалу. В послании разумным существам желательно отразить свое мировидение и ценностное отношение к окружающему миру.

Прочитайте отрывок из статьи, опубликованной в одной из газет. Продумайте и предложите свой вариант послания разумным существам во Вселенной, в котором расскажите о себе, своем отношении к людям, к миру.


Автоматическая станция «Вояджер-1», запущенная в 1977 году, пролетела вблизи Юпитера в 1979 году и вблизи Сатурна в 1980 году, а затем вышла за пределы Солнечной системы. Космическая станция несла заложенное на ее борту послание на случай встречи с разумными сущест­вами во Вселенной. Это послание включало в себя следующее: изображения мужчины, женщины и ребенка, а также карты Солнечной системы с указанием местополо­жения Земли, пластинку с записанной на ней музыкой и приветствием на разных языках и 118 фотографий видов Земли.


Круг «От сердца к сердцу»

В завершение учитель приглашает учащихся встать в круг, благодарит всех за участие в уроке. Затем предлагает прослушать стихотворение Н. Добронравова, которое в порядке следования строф можно предложить прочитать нескольким ученикам.



ГИМН ЗЕМЛЕ

Н.Добронравов


Летим мы к иным созвездьям,

Как будто в иные века.

Ждите от нас известий -

Вы слышите нас пока...

Наш путь - в глубь мироздания.

Ритм слов как заклинание...


Теплая кровиночка, моя Земля.

Люди - это дети твоего тепла.

Ласковая звездочка Вселенной,

Ты сама не знаешь, как ты мала.


В грозном звездном мире ты одна, Земля.

Дышат росной свежестью твои поля...


Остров нашей нежности рассветной,

Добрая планета - Земля моя.


Все полеты в звездной и холодной мгле –

Это верность дому, это гимн Земле.


Преданностью светлой журавлиной

Мы верны любимой земной заре.


Светит человечеству одна заря,

В этом грозном мире мы - одна семья.


Вечность верит в нашу человечность.

Ты у нас навечно одна, Земля.

Теплая кровиночка, моя Земля...





















































Урок 24 Дата___________________

Тема: СОЗВУЧИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ


Цель: содействовать расширению ценностного миро­восприятия учащихся, осознанию ими взаимосвязи чело­века с окружающим миром.

Задачи:

- раскрытие значения ценностного отношения чело­века к окружающему миру;

- развитие ценностной мировоззренческой позиции;

- воспитание ценностного, толерантного отношения к окружающему миру.

Ресурсы: аудиозапись песни на слова Н.Добронравова, музыку М.Таривердиева «Маленький принц».


Круг радости

Учитель проводит «Круг радости» по одной из из­вестных методик.


На данном уроке продолжается развитие ценностной мировоззренческой позиции учащихся через осмысление собственной связи с окружающим миром.


Проверка домашнего задания

Учитель предлагает ученикам по желанию продекла­мировать наизусть стихотворение А. Нозика «Помните».


Чтение

Продолжая развивать идею данной темы урока о взаи­мосвязи человека с миром, природой, Вселенной, учитель предлагает ученикам ознакомиться с текстом отрывка, представленного в рубрике учебника «Читаем». Данный текст вспомогательного характера направлен на углуб­ление знаний учащихся о ценностном отношении к окру­жающему миру, повышение их интеллектуального уровня, развитие творческого мышления.



КАК МЫ СВЯЗАНЫ СО ВСЕЛЕННОЙ

По С.Васильевичу Книга «Наши мысли делают нас»


В нашем мире все взаимосвязано. Иначе говоря, нельзя любой элемент Вселенной отделить от нее. Чтобы доказать это утверждение, зададимся вопросом: чему принадлежит граница человеческого тела? Она одновременно принадлежит и человеку, и среде, в которой он находится. По аналогии с границей человеческого тела, граница любого элемента нашего мира принадлежит самой себе и всей Вселенной. Приходим к выводу, что все элементы Вселенной взаимосвязаны.

Значит, мы являемся частью целостной, открытой и динамично меняющейся Вселенной и именно мы, наши действия, мысли и чувства создают реальность. Эта идея является движущей силой для нашего совершенствования и духовного роста. Осознав эту идею, человеку следует развить более активный, ответственный и творческий подход к самому себе и к жизни.

Мы одновременно живем в двух реальностях: во внутренней реальности наших мыслей, чувств, мировоз­зрения и внешней реальности, где существуют люди, вещи, события, материя. Эти два мира иногда очень сильно отличаются друг от друга и в то же время взаимно влияют друг на друга. Поэтому нужно воспринимать свои мысли как реальность, существующую одновременно с окружаю­щим миром.

Если нам не нравится наш внешний, материальный мир, то для его улучшения следует, прежде всего, совершенст­вовать свой внутренний мир. Например, всего на полчаса в день отбросьте суету, проблемы и думайте только о пре­красном. Возьмите за правило три раза в день чувствовать удовольствие и радость от этой жизни. Например, про­гуляйтесь поздним вечером и понаблюдайте за звездами, пообщайтесь с друзьями, доберитесь с работы до дома необычным для вас образом и другим путем, отдыхайте чаще, улыбайтесь встречным людям, каждый день хотя бы один час занимайтесь своим любимым делом и так далее. Позитивные изменения в реальности не заставят себя долго ждать.


1. Как человек связан со Вселенной?

2. Как можно изменить окружающий нас мир?

3. Что необходимо совершенствовать в себе, чтобы улучшить свою жизнь и мир вокруг?

Задание

Выполнение задания, предложенного в учебнике, поз­волит закрепить и обобщить пройденный материал по те­мам данного раздела. С этой целью учитель может ориен­тировать учеников на рассуждение через последователь­ное изложение собственных мировоззренческих позиций. При этом необходимо подвести их к выводу о том, что гармония и красота окружающего мира зависят от внутрен­ней гармонии и нравственной чистоты самого человека.

Напишите небольшой этюд на тему «О чем может рассказать моя звезда?», в котором отразите свое отношение ко Вселенной, к планете Земля, свою связь с окружающим миром космоса. Эпиграфом к рассказу может послужить следующее стихотворение:

На сцене зеленого рая

Средь бесчисленных солнц и планет

Мы в нелегком спектакле играем,

У которого зрителя нет...

Мы одни во Вселенной, быть может,

И собратьев по разуму нет.

И на все, что томит и тревожит,

У себя лишь найдем мы ответ.

В. Шефнер

Чтение

Следующий этап урока связан с чтением текста, представленного в рубрике учебника «Читаем», по ролям.


ЛУЧИСТЫЙ СВЕТ ЕГО ЗВЕЗДЫ

Бахытжан Момышулы Книга «Сыновья Великого Волка»

... Это происходило в ту пору, когда меня выписали из госпиталя, велев вернуться через два месяца для снятия гипса.

Пришел мой брат, Сейдильда, человек великой и светлой души.

  • Привет, Момышулы! Хотя ты и вовсе не Момыш­улы, - шутливо приветствовал он меня.

  • Будь весел и здоров, Копбаев! - в тон ему ответил я и рассмеялся, не в силах скрыть радости от встречи.

  • Как твои дела? - спросил он, присаживаясь на краешек кровати.

- Как у лежащего на земле светофора, - сказал я. Брови Сейдильды недоумевающе поползли вверх, и я

поспешил пояснить: как-то поздним вечером прогулива­лись по городу. На углу одной из улиц мы увидели сбитый лихачом светофор. Он лежал на земле, но продолжал работать.

Сейдильда удивленно покачал головой:

  • Поверженный светофор, долгое время оберегавший людей, начал посылать свои сигналы небу, регулируя дви­жение потоков космической пыли, элементарных частиц, субатомных сущностей, всяких кварков, фотонов, нейтро­нов. И кто знает, от скольких опасностей спас он город, лежа на земле. Правомочен ли ты сравнивать себя с этим самоотверженным светофором? Глядя на твое серое лицо и тусклые глаза, я начинаю думать, что все лампочки в тебе перегорели.

  • Ты даже свалившуюся железяку ставишь выше меня, - вздохнул я.

  • Нет, что ты?! - всплеснул он руками. - Между вами я ставлю знак равенства, потому что вы подобны друг другу.

1. Что можно сказать о мировосприятии Сейдильды?

2. С чем сравнивает автор взаимосвязь человека с миром, Вселенной?


Цитата урока

Данное изречение может служить обобщением по теме урока. Его можно рассматривать также в качестве общего вывода по всем темам третьего раздела, посвященным взаимосвязи мира и человека.

Существующего во Вселенной порядка вещей могло не быть без человека, но, поскольку есть человек, Вселенная именно такова.

Дж. Уиллер

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель приглашает учеников встать в круг. Звучит ау­диозапись песни на сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева «Маленький принц». Учитель и ученики подпевают.

МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ

Сл Н. Добронравова Муз. М. Таривердиева

Кто тебя выдумал, звездная страна?

Снится мне издавна, снится мне она.

Выйду я из дому, выйду я из дому,

Прямо за пристанью бьется волна.

Ветреным вечером смолкнут крики птиц,

Звездный замечу я свет из-под ресниц,

Прямо навстречу мне, прямо навстречу мне,

Выйдет доверчивый Маленький Принц.

Самое главное - сказку не спугнуть,

Миру бескрайнему окна распахнуть.

Мчится мой парусник, мчится мой парусник,

Мчится мой парусник в сказочный путь.

Где же вы, где же вы, счастья острова,

Где побережье света и добра?

Там, где с надеждами, там, где с надеждами,

Самые нежные бродят слова.

В детстве оставлены давние друзья,

Жизнь - это плаванье в дальние края.

Песни прощальные, гавани дальние,

В жизни у каждого сказка своя...


















5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!