СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цвет в произведениях Коровина и Куинджи

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цвет в произведениях  К.А. Коровина и А.И. Куинджи

 

В России первым, кто начал писать по-новому, живо, темпераментно, со свежим видением, в полную силу цвета и света, после долгого периода «затмения» в отечественной живописи был Константин Алексеевич Коровин (Приложение Б.1.). Ещё до знакомства с творчеством французских импрессионистов конца, не осведомлённый о научных открытиях М. Шеврёйля, он пишет учебную работу «Портрет хористки» (1887г.), которая являет собой образец новой, радостной и светлой, свободной от современных академических устоев, этюдной живописи - «первой ласточки» импрессионизма в России (Приложение Б.2.).

Тонкий колорист «от Бога», он пишет дерзко, небрежно, как многим тогда кажется, неумело, добивается яркого красочного пятна, и именно через цвет создает форму, через «цвет в форме» воздействует на зрителя, передавая красоту и радость окружающего мира. Его прекрасные северные и южные пейзажи, романтичные виды Парижа, живописные натюрморты и яркие, живые портреты, поражают колоритом, свободой живописной манеры, ощущением наполненности жизни [24].

Передать красоту и радость ощущения мира, природы, человека в живописи, передать и выразить их цветовыми созвучиями, тонко найденными в природе и мелодично сгармонированными в цветовом единстве, – основная цель стремлений Коровина. Обладая даром «абсолютного зрения», врожденным умением видеть и передавать тончайшие цветовые созвучия в их отношениях. Коровин достиг в своих полотнах исключительного богатства колористических построений и мастерски сумел создать незабываемые по своей свежести и красоте образы русской природы(Приложение Б.3.). Вклад Коровина в историю развития русской живописи и ее техники несомненен и очень ценен.

Изучая технику и творческий метод работы Коровина, не следует забывать, что он был живописцем, «создавшим целую художественную школу, из которой вышли представители московской школы: под несомненным его влиянием сложились такие живописцы, как Виноградов, Жуковский, Туржанский, Петровичев и многие другие».  Влияние Коровина не ограничивалось плеядой современных ему русских художников, оно сказывается и в настоящее время на творчестве ряда живописцев [36].

Среди сотен холстов Коровина нет двух одинаковых по тону. Колористически сдержанными, холодными, «стынущими в холоде и мгле» предстают его шедевры из цикла русского Севера. Под впечатлением от поездки в Скандинавские страны, художник пишет произведение «Геммерфест. Северное сияние» (1894-1895), где уделяет особое внимание сопоставлению холодного цвета северного сияния, крошечных теплых огоньков и зыбкости отражений, что создаёт впечатление сверхъестественности и призрачности таинственного свечения(ПриложениеБ Рис 4).

Великий колорист, давший начало русскому импрессионизму, Коровин утверждал самоценность красок, их одушевленность, практически полностью подчиняя выразительность своей живописи цвету, колористическому единству. О его творчестве прекрасно сказал русский живописец Константин Федорович Юон: «Живопись Коровина – образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира». Творчество Коровина оказало огромное влияние на последующее развитие различных направлений русской живописи, его последователи (Сапунов, Сарьян, Юон, Йогансон, Судейкин, Петров-Водкин, Фальк) известны не менее своего учителя [41].

Особенность цветового видения К. А. Коровина заключается в том, что все 12 цветов спектра, выделяемых в русской национальной картине мира, присутствуют в текстах художника: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, черный, серый, а также розовый и коричневый. С другой стороны, цветовая палитра К. А. Коровина намного богаче и включает, кроме номинаций основных цветов спектра, также их оттенки, тона, выражаемые не только прилагательными, но и существительными и другими частями речи, образуя своеобразный лексический класс цвета.

Передать красоту и радость ощущения мира, природы, человека в живописи, передать и выразить их цветовыми созвучиями, тонко найденными в природе и мелодично сгармонированными в цветовом единстве, - основная цель стремлений Коровина (Приложение Б.5.).

Отличительной чертой использования цветообозначений в текстах К.А. Коровина является то, что живописец часто употребляет не монохроматические по своему значению формулировки, а старается описать мир полихроматическими цветообозначениями, в значение которых могут входить схемы сразу нескольких цветов спектра («перламутровый», «нефрит», «бронзово-зеленый»). Это помогает К.А. Коровину максимально достоверно передать свое индивидуальное цветовое видение окружающей действительности: «Среди проезжих, в стороне, сидели высокие нагие пастухи, как бронзово-зеленые изваяния цвета нефрита. Под белыми чалмами у виска воткнуты красные маки. Восхитительный ярко красочный Восток...».

               Наряду с тонким чувством колорита в живописи Коровина огромную роль играл  его метод ведения живописного процесса на холсте, заключающийся в том, что художник все время видел  создаваемое им в целом. Это уменье передать целостное ощущение увиденного, состоявшее из бесчисленного множества тончайших цветотоновых  отношений, переносимых рукою мастера на холст, не теряя при этом остроту восприятия, составляло особенность живописного метода художника.

              В своей живописи Коровин  шел от темного к светлому, артистически умел передавать близкие друг к другу найденные им тоновые отношения. Он сперва выискивал на палитре различие между всеми оттенками в теневых местах, затем в полутонах и, наконец, в светах. Эти поиски он вел на палитре и затем с исключительной точностью переносил найденное на холст. Работая методом беспрерывного сравнения и одновременного выявления различий, наблюдаемых им в природе, ни на минуту не переставая видеть  своим зрением всю живопись в целом, не пестря и не разбивая единства целостного восприятия всей живописи, художник точнейшим образом наносил красочные тона, полутона и их оттенки на холст, предварительно абсолютно верно найдя их на палитре. При таком методе работы, построенном на исключительно развитом глазе и чувстве цвета, Коровин достигал в своих произведениях удивительного единства формы и цвета. В основе этого метода лежало не только одно вдохновение, но и отличное знание ремесла, совершенное владение техникой живописи.

            Одной из особенностей техники живописи Коровина является мастерское умение максимально использовать  фактуру, зерно и строение ткани холста в процессе работы над произведением. Оставляя отдельные места на холсте чуть прикрытые тончайшим слоем краски, Коровин включает их в создаваемую им живописную ткань произведения (Приложение Б.6.).

Цвет для К.А. Коровина – это единство цвета и тона. Художник никогда не отступал от натурных, наблюдаемых в природе колористических отношений. Художник был исключительно верен натуре, он виртуозно писал наполненный жизнью и темперамента этюд за пару часов и в то же время неделями мучился и искал верный тон какой-либо тени от фонаря, без которого жизнь словно бы уходила из этюда [31]. Коровин не описывает жизнь, а творит ее цельный, гармоничный образ, увиденный и возникший в цвете, свете, во всей его жизненной трепетности. Его картины и этюды – это всегда праздник, всегда открытие. К.А. Коровин говорил, что что пишет не для себя, а для всех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечно разнообразному миру красок, форм, кто не перестает изумляться вечно меняющейся игре света и тени [50]. Именно это принципиально и отличало живопись К.А. Коровина.

                    Цвет в произведениях А. Куинджи.

Непревзойденная игра света и цвета на полотнах великого русского художника Архипа Ивановича Куинджи удивляла современников. Искусствоведы и коллеги по цеху считали, что художник обладал великолепной цветовосприимчивостью. Известный русский художник И.Н. Крамской писал: «…у нас в России, в отделе пейзажа… никто не различал в такой мере, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга». Уникальность зрения Куинджи подтверждена исследованиями. Он был дружен с лучшим оптиком того времени – Федором Петрушевским, разработавшим «лунный спектрофотометр». Однажды ученый проверил зрение художников. Среди участников эксперимента были Репин, Шишкин, Ярошенко и Куинджи. Репин потом писал: «Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных тонкостей, а у некоторых товарищей до смеху была груба эта чувствительность» [41].

Но одно лишь уникальное зрение не обеспечило бы успех. Куинджи обладал и глубокими знаниями о гармонии цветов. Он экспериментировал с новыми пигментами, чего побаивались другие художники.

Художник был настоящим мастером контрастов и одним из его секретов была система дополнительных цветов. Например, теплый красноватый тон земли на картине противопоставлен холодному серебристо-зеленому оттенку лунного света. Максимальной выразительности мастер добивался, располагая контрастные цвета рядом.  Кроме того, Куинджи очень внимательно относился к демонстрации своих картин. Во время выставки его знаменитого шедевра «Лунная ночь на Днепре» все помещение было задрапировано черной тканью, окна закрыты наглухо, допускалось только комнатное освещение, а свет падал точно на картину (Приложение Б.7.).

В ранний период творчества Архип испытывал большое влияние своего учителя Ивана Айвазовского, от которого и перенял мастерство запечатления момента реальности. Айвазовский был маринист. Вдохновляемый красотой морской волны, он искал все новые и новые способы передачи ее качеств в изображении и всю жизнь посвятил совершенствованию художественного стиля, позволяющего схватить необходимые для почти физического ощущения изображаемого мира детали. Именно этот метод Куинджи осваивал в годы обучения у Ивана Константиновича, только предметом художественной страсти ученик выбрал свет и ландшафт местности, а не морскую волну.

Развивая свой метод, Архип Иванович постоянно экспериментировал с различными световыми эффектами и интенсификацией цвета, сведенной к нескольким основным тонам, тем самым стремясь передать наиболее выразительные по освещенности состояния природы. И у него получалось добиться практически полной оптической иллюзии настоящего освещения.

Часто художник прибегал к различным композиционным приемам, подкрепляющим его изыскания в области светоизображения (Приложение А.9.). Например, одним из таких приемов был неестественно высокий горизонт, из-за чего взгляд на привычный образ местности трансформировался и достигалось ощущение присутствия (Приложение А.10.). Также Архип Иванович постоянно подчеркивал, что главный секрет его работ кроется в выборе красок. Он с глубочайшей тщательностью выбирал необходимые цвета, самостоятельно подбирал нужные для создания красок вещества, изобретал новые составы, смешивал и все время экспериментировал. В этом и выражался его технический гений – превращать имеющийся материал в реальность, запечатанную в холсте [39].

Цвет в произведениях  К.А. Коровина и А.И. Куинджи

 

В России первым, кто начал писать по-новому, живо, темпераментно, со свежим видением, в полную силу цвета и света, после долгого периода «затмения» в отечественной живописи был Константин Алексеевич Коровин (Приложение Б.1.). Ещё до знакомства с творчеством французских импрессионистов конца, не осведомлённый о научных открытиях М. Шеврёйля, он пишет учебную работу «Портрет хористки» (1887г.), которая являет собой образец новой, радостной и светлой, свободной от современных академических устоев, этюдной живописи - «первой ласточки» импрессионизма в России (Приложение Б.2.).

Тонкий колорист «от Бога», он пишет дерзко, небрежно, как многим тогда кажется, неумело, добивается яркого красочного пятна, и именно через цвет создает форму, через «цвет в форме» воздействует на зрителя, передавая красоту и радость окружающего мира. Его прекрасные северные и южные пейзажи, романтичные виды Парижа, живописные натюрморты и яркие, живые портреты, поражают колоритом, свободой живописной манеры, ощущением наполненности жизни [24].

Передать красоту и радость ощущения мира, природы, человека в живописи, передать и выразить их цветовыми созвучиями, тонко найденными в природе и мелодично сгармонированными в цветовом единстве, – основная цель стремлений Коровина. Обладая даром «абсолютного зрения», врожденным умением видеть и передавать тончайшие цветовые созвучия в их отношениях. Коровин достиг в своих полотнах исключительного богатства колористических построений и мастерски сумел создать незабываемые по своей свежести и красоте образы русской природы(Приложение Б.3.). Вклад Коровина в историю развития русской живописи и ее техники несомненен и очень ценен.

Изучая технику и творческий метод работы Коровина, не следует забывать, что он был живописцем, «создавшим целую художественную школу, из которой вышли представители московской школы: под несомненным его влиянием сложились такие живописцы, как Виноградов, Жуковский, Туржанский, Петровичев и многие другие».  Влияние Коровина не ограничивалось плеядой современных ему русских художников, оно сказывается и в настоящее время на творчестве ряда живописцев [36].

Среди сотен холстов Коровина нет двух одинаковых по тону. Колористически сдержанными, холодными, «стынущими в холоде и мгле» предстают его шедевры из цикла русского Севера. Под впечатлением от поездки в Скандинавские страны, художник пишет произведение «Геммерфест. Северное сияние» (1894-1895), где уделяет особое внимание сопоставлению холодного цвета северного сияния, крошечных теплых огоньков и зыбкости отражений, что создаёт впечатление сверхъестественности и призрачности таинственного свечения(ПриложениеБ Рис 4).

Великий колорист, давший начало русскому импрессионизму, Коровин утверждал самоценность красок, их одушевленность, практически полностью подчиняя выразительность своей живописи цвету, колористическому единству. О его творчестве прекрасно сказал русский живописец Константин Федорович Юон: «Живопись Коровина – образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира». Творчество Коровина оказало огромное влияние на последующее развитие различных направлений русской живописи, его последователи (Сапунов, Сарьян, Юон, Йогансон, Судейкин, Петров-Водкин, Фальк) известны не менее своего учителя [41].

Особенность цветового видения К. А. Коровина заключается в том, что все 12 цветов спектра, выделяемых в русской национальной картине мира, присутствуют в текстах художника: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, черный, серый, а также розовый и коричневый. С другой стороны, цветовая палитра К. А. Коровина намного богаче и включает, кроме номинаций основных цветов спектра, также их оттенки, тона, выражаемые не только прилагательными, но и существительными и другими частями речи, образуя своеобразный лексический класс цвета.

Передать красоту и радость ощущения мира, природы, человека в живописи, передать и выразить их цветовыми созвучиями, тонко найденными в природе и мелодично сгармонированными в цветовом единстве, - основная цель стремлений Коровина (Приложение Б.5.).

Отличительной чертой использования цветообозначений в текстах К.А. Коровина является то, что живописец часто употребляет не монохроматические по своему значению формулировки, а старается описать мир полихроматическими цветообозначениями, в значение которых могут входить схемы сразу нескольких цветов спектра («перламутровый», «нефрит», «бронзово-зеленый»). Это помогает К.А. Коровину максимально достоверно передать свое индивидуальное цветовое видение окружающей действительности: «Среди проезжих, в стороне, сидели высокие нагие пастухи, как бронзово-зеленые изваяния цвета нефрита. Под белыми чалмами у виска воткнуты красные маки. Восхитительный ярко красочный Восток...».

               Наряду с тонким чувством колорита в живописи Коровина огромную роль играл  его метод ведения живописного процесса на холсте, заключающийся в том, что художник все время видел  создаваемое им в целом. Это уменье передать целостное ощущение увиденного, состоявшее из бесчисленного множества тончайших цветотоновых  отношений, переносимых рукою мастера на холст, не теряя при этом остроту восприятия, составляло особенность живописного метода художника.

              В своей живописи Коровин  шел от темного к светлому, артистически умел передавать близкие друг к другу найденные им тоновые отношения. Он сперва выискивал на палитре различие между всеми оттенками в теневых местах, затем в полутонах и, наконец, в светах. Эти поиски он вел на палитре и затем с исключительной точностью переносил найденное на холст. Работая методом беспрерывного сравнения и одновременного выявления различий, наблюдаемых им в природе, ни на минуту не переставая видеть  своим зрением всю живопись в целом, не пестря и не разбивая единства целостного восприятия всей живописи, художник точнейшим образом наносил красочные тона, полутона и их оттенки на холст, предварительно абсолютно верно найдя их на палитре. При таком методе работы, построенном на исключительно развитом глазе и чувстве цвета, Коровин достигал в своих произведениях удивительного единства формы и цвета. В основе этого метода лежало не только одно вдохновение, но и отличное знание ремесла, совершенное владение техникой живописи.

            Одной из особенностей техники живописи Коровина является мастерское умение максимально использовать  фактуру, зерно и строение ткани холста в процессе работы над произведением. Оставляя отдельные места на холсте чуть прикрытые тончайшим слоем краски, Коровин включает их в создаваемую им живописную ткань произведения (Приложение Б.6.).

Цвет для К.А. Коровина – это единство цвета и тона. Художник никогда не отступал от натурных, наблюдаемых в природе колористических отношений. Художник был исключительно верен натуре, он виртуозно писал наполненный жизнью и темперамента этюд за пару часов и в то же время неделями мучился и искал верный тон какой-либо тени от фонаря, без которого жизнь словно бы уходила из этюда [31]. Коровин не описывает жизнь, а творит ее цельный, гармоничный образ, увиденный и возникший в цвете, свете, во всей его жизненной трепетности. Его картины и этюды – это всегда праздник, всегда открытие. К.А. Коровин говорил, что что пишет не для себя, а для всех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечно разнообразному миру красок, форм, кто не перестает изумляться вечно меняющейся игре света и тени [50]. Именно это принципиально и отличало живопись К.А. Коровина.

                    Цвет в произведениях А. Куинджи.

Непревзойденная игра света и цвета на полотнах великого русского художника Архипа Ивановича Куинджи удивляла современников. Искусствоведы и коллеги по цеху считали, что художник обладал великолепной цветовосприимчивостью. Известный русский художник И.Н. Крамской писал: «…у нас в России, в отделе пейзажа… никто не различал в такой мере, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга». Уникальность зрения Куинджи подтверждена исследованиями. Он был дружен с лучшим оптиком того времени – Федором Петрушевским, разработавшим «лунный спектрофотометр». Однажды ученый проверил зрение художников. Среди участников эксперимента были Репин, Шишкин, Ярошенко и Куинджи. Репин потом писал: «Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных тонкостей, а у некоторых товарищей до смеху была груба эта чувствительность» [41].

Но одно лишь уникальное зрение не обеспечило бы успех. Куинджи обладал и глубокими знаниями о гармонии цветов. Он экспериментировал с новыми пигментами, чего побаивались другие художники.

Художник был настоящим мастером контрастов и одним из его секретов была система дополнительных цветов. Например, теплый красноватый тон земли на картине противопоставлен холодному серебристо-зеленому оттенку лунного света. Максимальной выразительности мастер добивался, располагая контрастные цвета рядом.  Кроме того, Куинджи очень внимательно относился к демонстрации своих картин. Во время выставки его знаменитого шедевра «Лунная ночь на Днепре» все помещение было задрапировано черной тканью, окна закрыты наглухо, допускалось только комнатное освещение, а свет падал точно на картину (Приложение Б.7.).

В ранний период творчества Архип испытывал большое влияние своего учителя Ивана Айвазовского, от которого и перенял мастерство запечатления момента реальности. Айвазовский был маринист. Вдохновляемый красотой морской волны, он искал все новые и новые способы передачи ее качеств в изображении и всю жизнь посвятил совершенствованию художественного стиля, позволяющего схватить необходимые для почти физического ощущения изображаемого мира детали. Именно этот метод Куинджи осваивал в годы обучения у Ивана Константиновича, только предметом художественной страсти ученик выбрал свет и ландшафт местности, а не морскую волну.

Развивая свой метод, Архип Иванович постоянно экспериментировал с различными световыми эффектами и интенсификацией цвета, сведенной к нескольким основным тонам, тем самым стремясь передать наиболее выразительные по освещенности состояния природы. И у него получалось добиться практически полной оптической иллюзии настоящего освещения.

Часто художник прибегал к различным композиционным приемам, подкрепляющим его изыскания в области светоизображения (Приложение А.9.). Например, одним из таких приемов был неестественно высокий горизонт, из-за чего взгляд на привычный образ местности трансформировался и достигалось ощущение присутствия (Приложение А.10.). Также Архип Иванович постоянно подчеркивал, что главный секрет его работ кроется в выборе красок. Он с глубочайшей тщательностью выбирал необходимые цвета, самостоятельно подбирал нужные для создания красок вещества, изобретал новые составы, смешивал и все время экспериментировал. В этом и выражался его технический гений – превращать имеющийся материал в реальность, запечатанную в холсте [39].

 

Просмотр содержимого документа
«Цвет в произведениях Коровина и Куинджи»

Цвет в произведениях К.А. Коровина и А.И. Куинджи


В России первым, кто начал писать по-новому, живо, темпераментно, со свежим видением, в полную силу цвета и света, после долгого периода «затмения» в отечественной живописи был Константин Алексеевич Коровин. Ещё до знакомства с творчеством французских импрессионистов конца, не осведомлённый о научных открытиях М. Шеврёйля, он пишет учебную работу «Портрет хористки» (1887г.), которая являет собой образец новой, радостной и светлой, свободной от современных академических устоев, этюдной живописи - «первой ласточки» импрессионизма в России.

Тонкий колорист «от Бога», он пишет дерзко, небрежно, как многим тогда кажется, неумело, добивается яркого красочного пятна, и именно через цвет создает форму, через «цвет в форме» воздействует на зрителя, передавая красоту и радость окружающего мира. Его прекрасные северные и южные пейзажи, романтичные виды Парижа, живописные натюрморты и яркие, живые портреты, поражают колоритом, свободой живописной манеры, ощущением наполненности жизни.

Передать красоту и радость ощущения мира, природы, человека в живописи, передать и выразить их цветовыми созвучиями, тонко найденными в природе и мелодично сгармонированными в цветовом единстве, – основная цель стремлений Коровина. Обладая даром «абсолютного зрения», врожденным умением видеть и передавать тончайшие цветовые созвучия в их отношениях. Коровин достиг в своих полотнах исключительного богатства колористических построений и мастерски сумел создать незабываемые по своей свежести и красоте образы русской природы. Вклад Коровина в историю развития русской живописи и ее техники несомненен и очень ценен.

Изучая технику и творческий метод работы Коровина, не следует забывать, что он был живописцем, «создавшим целую художественную школу, из которой вышли представители московской школы: под несомненным его влиянием сложились такие живописцы, как Виноградов, Жуковский, Туржанский, Петровичев и многие другие». Влияние Коровина не ограничивалось плеядой современных ему русских художников, оно сказывается и в настоящее время на творчестве ряда живописцев.

Среди сотен холстов Коровина нет двух одинаковых по тону. Колористически сдержанными, холодными, «стынущими в холоде и мгле» предстают его шедевры из цикла русского Севера. Под впечатлением от поездки в Скандинавские страны, художник пишет произведение «Геммерфест. Северное сияние» (1894-1895), где уделяет особое внимание сопоставлению холодного цвета северного сияния, крошечных теплых огоньков и зыбкости отражений, что создаёт впечатление сверхъестественности и призрачности таинственного свечения(ПриложениеБ Рис 4).

Великий колорист, давший начало русскому импрессионизму, Коровин утверждал самоценность красок, их одушевленность, практически полностью подчиняя выразительность своей живописи цвету, колористическому единству. О его творчестве прекрасно сказал русский живописец Константин Федорович Юон: «Живопись Коровина – образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира». Творчество Коровина оказало огромное влияние на последующее развитие различных направлений русской живописи, его последователи (Сапунов, Сарьян, Юон, Йогансон, Судейкин, Петров-Водкин, Фальк) известны не менее своего учителя.

Особенность цветового видения К. А. Коровина заключается в том, что все 12 цветов спектра, выделяемых в русской национальной картине мира, присутствуют в текстах художника: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, черный, серый, а также розовый и коричневый. С другой стороны, цветовая палитра К. А. Коровина намного богаче и включает, кроме номинаций основных цветов спектра, также их оттенки, тона, выражаемые не только прилагательными, но и существительными и другими частями речи, образуя своеобразный лексический класс цвета.

Передать красоту и радость ощущения мира, природы, человека в живописи, передать и выразить их цветовыми созвучиями, тонко найденными в природе и мелодично сгармонированными в цветовом единстве, - основная цель стремлений Коровина.

Отличительной чертой использования цветообозначений в текстах К.А. Коровина является то, что живописец часто употребляет не монохроматические по своему значению формулировки, а старается описать мир полихроматическими цветообозначениями, в значение которых могут входить схемы сразу нескольких цветов спектра («перламутровый», «нефрит», «бронзово-зеленый»). Это помогает К.А. Коровину максимально достоверно передать свое индивидуальное цветовое видение окружающей действительности: «Среди проезжих, в стороне, сидели высокие нагие пастухи, как бронзово-зеленые изваяния цвета нефрита. Под белыми чалмами у виска воткнуты красные маки. Восхитительный ярко красочный Восток...».

Наряду с тонким чувством колорита в живописи Коровина огромную роль играл  его метод ведения живописного процесса на холсте, заключающийся в том, что художник все время видел  создаваемое им в целом. Это уменье передать целостное ощущение увиденного, состоявшее из бесчисленного множества тончайших цветотоновых  отношений, переносимых рукою мастера на холст, не теряя при этом остроту восприятия, составляло особенность живописного метода художника.

В своей живописи Коровин  шел от темного к светлому, артистически умел передавать близкие друг к другу найденные им тоновые отношения. Он сперва выискивал на палитре различие между всеми оттенками в теневых местах, затем в полутонах и, наконец, в светах. Эти поиски он вел на палитре и затем с исключительной точностью переносил найденное на холст. Работая методом беспрерывного сравнения и одновременного выявления различий, наблюдаемых им в природе, ни на минуту не переставая видеть  своим зрением всю живопись в целом, не пестря и не разбивая единства целостного восприятия всей живописи, художник точнейшим образом наносил красочные тона, полутона и их оттенки на холст, предварительно абсолютно верно найдя их на палитре. При таком методе работы, построенном на исключительно развитом глазе и чувстве цвета, Коровин достигал в своих произведениях удивительного единства формы и цвета. В основе этого метода лежало не только одно вдохновение, но и отличное знание ремесла, совершенное владение техникой живописи.

Одной из особенностей техники живописи Коровина является мастерское умение максимально использовать  фактуру, зерно и строение ткани холста в процессе работы над произведением. Оставляя отдельные места на холсте чуть прикрытые тончайшим слоем краски, Коровин включает их в создаваемую им живописную ткань произведения.

Цвет для К.А. Коровина – это единство цвета и тона. Художник никогда не отступал от натурных, наблюдаемых в природе колористических отношений. Художник был исключительно верен натуре, он виртуозно писал наполненный жизнью и темперамента этюд за пару часов и в то же время неделями мучился и искал верный тон какой-либо тени от фонаря, без которого жизнь словно бы уходила из этюда. Коровин не описывает жизнь, а творит ее цельный, гармоничный образ, увиденный и возникший в цвете, свете, во всей его жизненной трепетности. Его картины и этюды – это всегда праздник, всегда открытие. К.А. Коровин говорил, что что пишет не для себя, а для всех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечно разнообразному миру красок, форм, кто не перестает изумляться вечно меняющейся игре света и тени. Именно это принципиально и отличало живопись К.А. Коровина.

Цвет в произведениях А. Куинджи.

Непревзойденная игра света и цвета на полотнах великого русского художника Архипа Ивановича Куинджи удивляла современников. Искусствоведы и коллеги по цеху считали, что художник обладал великолепной цветовосприимчивостью. Известный русский художник И.Н. Крамской писал: «…у нас в России, в отделе пейзажа… никто не различал в такой мере, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга». Уникальность зрения Куинджи подтверждена исследованиями. Он был дружен с лучшим оптиком того времени – Федором Петрушевским, разработавшим «лунный спектрофотометр». Однажды ученый проверил зрение художников. Среди участников эксперимента были Репин, Шишкин, Ярошенко и Куинджи. Репин потом писал: «Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных тонкостей, а у некоторых товарищей до смеху была груба эта чувствительность».

Но одно лишь уникальное зрение не обеспечило бы успех. Куинджи обладал и глубокими знаниями о гармонии цветов. Он экспериментировал с новыми пигментами, чего побаивались другие художники.

Художник был настоящим мастером контрастов и одним из его секретов была система дополнительных цветов. Например, теплый красноватый тон земли на картине противопоставлен холодному серебристо-зеленому оттенку лунного света. Максимальной выразительности мастер добивался, располагая контрастные цвета рядом. Кроме того, Куинджи очень внимательно относился к демонстрации своих картин. Во время выставки его знаменитого шедевра «Лунная ночь на Днепре» все помещение было задрапировано черной тканью, окна закрыты наглухо, допускалось только комнатное освещение, а свет падал точно на картину.

В ранний период творчества Архип испытывал большое влияние своего учителя Ивана Айвазовского, от которого и перенял мастерство запечатления момента реальности. Айвазовский был маринист. Вдохновляемый красотой морской волны, он искал все новые и новые способы передачи ее качеств в изображении и всю жизнь посвятил совершенствованию художественного стиля, позволяющего схватить необходимые для почти физического ощущения изображаемого мира детали. Именно этот метод Куинджи осваивал в годы обучения у Ивана Константиновича, только предметом художественной страсти ученик выбрал свет и ландшафт местности, а не морскую волну.

Развивая свой метод, Архип Иванович постоянно экспериментировал с различными световыми эффектами и интенсификацией цвета, сведенной к нескольким основным тонам, тем самым стремясь передать наиболее выразительные по освещенности состояния природы. И у него получалось добиться практически полной оптической иллюзии настоящего освещения.

Часто художник прибегал к различным композиционным приемам, подкрепляющим его изыскания в области светоизображения. Например, одним из таких приемов был неестественно высокий горизонт, из-за чего взгляд на привычный образ местности трансформировался и достигалось ощущение присутствия. Также Архип Иванович постоянно подчеркивал, что главный секрет его работ кроется в выборе красок. Он с глубочайшей тщательностью выбирал необходимые цвета, самостоятельно подбирал нужные для создания красок вещества, изобретал новые составы, смешивал и все время экспериментировал. В этом и выражался его технический гений – превращать имеющийся материал в реальность, запечатанную в холсте.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!