СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен материал по теме "Смысловые отношения в ССП". Наличие теории и практических заданий способствуют лучшему усвоению материала. Презентация содержит материал для подготовки к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях»

Смысловые отношения в ССП

Смысловые

отношения

в ССП

Прочитайте текст (1) Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живем мы — разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2) Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3) Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых — около миллиарда лет. (4) Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5) А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс — похожи на планету Земля, но в отличие от нее, они безжизненны. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) появление стало (предложение 1) 2) проблема возникновения жизни (предложение 2) 3) следы жизни обнаружены (предложение 3) 4) имелись атмосфера и гидросфера (предложение 4) 5) они безжизненны (предложение 5) Ответ: 45

Прочитайте текст

(1) Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живем мы — разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2) Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3) Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых — около миллиарда лет. (4) Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5) А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс — похожи на планету Земля, но в отличие от нее, они безжизненны.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) появление стало (предложение 1)

2) проблема возникновения жизни (предложение 2)

3) следы жизни обнаружены (предложение 3)

4) имелись атмосфера и гидросфера (предложение 4)

5) они безжизненны (предложение 5)

Ответ: 45

Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.   В Александрии работало немало выдающихся ученых (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля - шар (9) вращающийся вокруг Солнца. Ответ: 13456789.

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры,

на месте которых должны стоять запятые.

 

В Александрии работало немало выдающихся ученых (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля - шар (9) вращающийся вокруг Солнца.

Ответ: 13456789.

Орфографический анализ Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1 ) РАССТАВЛЯТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С. 2 ) РЕШЕНА (задача) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного. 3) ПРИКАСАТЬСЯ  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения. 4) (устал от) НЕУДАЧ  — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется. 5) (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ  — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И. Ответ: 15.

Орфографический анализ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1 ) РАССТАВЛЯТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2 ) РЕШЕНА (задача) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3) ПРИКАСАТЬСЯ  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4) (устал от) НЕУДАЧ  — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5) (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ  — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

Ответ: 15.

1) РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С. 2) РЕШЕНА (задача) — в краткой форме причастия пишется одна буква -Н-. 3) ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от последующего суффикса. 4) (устал от) НЕУДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется. 5) (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

1) РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) РЕШЕНА (задача) — в краткой форме причастия пишется одна буква -Н-.

3) ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от последующего суффикса.

4) (устал от) НЕУДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5) (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

Терминологический диктант 1. Часть речи, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании.  2. Виды союзной связи.  3. Группы сочинительных союзов по значению.   4. Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания. Союз Сочинительная, подчинительная Соединительный, разделительный,  противительный Пунктуация

Терминологический диктант

1. Часть речи, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании.

2. Виды союзной связи.

3. Группы сочинительных союзов по значению.

4. Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания.

Союз

Сочинительная, подчинительная

Соединительный, разделительный,

противительный

Пунктуация

Дробясь о мрачные скалы, Шумят и пенятся валы, И надо мной кричат орлы, И ропщет бор, И блещут средь волнистой мглы Вершины гор. — Как вы думаете, одну общую или несколько разных картин передал поэт в одном предложении? — Какие языковые средства помогают читателю воспринимать целостно поэтическую картину? В одном предложении поэт передал одну общую картину. Воспринимать целостно поэтическую картину природы читателю помогают сочинительные союзы И, которые соединяют 4 простых предложения в составе сложного (ССП) 7

Дробясь о мрачные скалы,

Шумят и пенятся валы,

И надо мной кричат орлы,

И ропщет бор,

И блещут средь волнистой мглы

Вершины гор.

Как вы думаете, одну общую или несколько разных картин передал поэт в одном предложении?

Какие языковые средства помогают читателю воспринимать целостно поэтическую картину?

В одном предложении поэт передал одну общую картину. Воспринимать целостно поэтическую картину природы читателю помогают сочинительные союзы И, которые соединяют 4 простых предложения в составе сложного (ССП)

7

 Сложносочинённое предложение — это такое сложное предложение, в котором два и более простых предложения связаны сочинительными союзами и интонацией.  Сочинительные союзы – это союзы, которые связывают равноправные части в ССП.  Смысловые отношения в сложносочиненном предложении определяются теми сочинительными союзами, которыми они связаны.

Сложносочинённое предложение — это такое сложное предложение, в котором два и более простых предложения связаны сочинительными союзами и интонацией.

Сочинительные союзы – это союзы, которые связывают равноправные части в ССП.

Смысловые отношения в сложносочиненном предложении определяются теми сочинительными союзами, которыми они связаны.

Смысловые отношения между частями ССП СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ и, да (=и), а, но, да (=но), 1. Одновременность действий. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ни... ни, зато, однако, то... то, 1. Противопоставление 2. Последовательность действий. тоже, 2. Сопоставление 3. Причинно-следственные также или (иль), не только... но и 1. Чередования. 2. Взаимоисключения либо... либо, отношения (Одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется ему)  не то... не то,  то ли... то ли

Смысловые отношения между частями ССП

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ

ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ

и, да (=и),

а, но, да (=но),

1. Одновременность действий.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

ни... ни,

зато, однако,

то... то,

1. Противопоставление

2. Последовательность действий.

тоже,

2. Сопоставление

3. Причинно-следственные

также

или (иль),

не только... но и

1. Чередования.

2. Взаимоисключения

либо... либо,

отношения

(Одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется ему)

не то... не то,

то ли... то ли

Смысловые отношения в ССП СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ отношения отношения отношения Взаимоисключения Противопоставление последовательность Сопоставление одновременность Чередование причина Сверкнула молния, и вслед за тем послышался резкий удар грома. Открылась дверь, но в комнату никто не вошёл. То ли открылась дверь, то ли открылось окно. Дождь лил как из ведра, и дул сильный ветер. Маша была бледна, а Катя испуганно смотрела ей в глаза. То Маша бледнеет, то Катя начинает испуганно куда-то смотреть. Наступила весна, и люди радуются жизни.

Смысловые отношения в ССП

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ

ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

отношения

отношения

отношения

Взаимоисключения

Противопоставление

последовательность

Сопоставление

одновременность

Чередование

причина

Сверкнула молния, и вслед за тем послышался резкий удар грома.

Открылась дверь, но в комнату никто не вошёл.

То ли открылась дверь, то ли открылось окно.

Дождь лил как из ведра, и дул сильный ветер.

Маша была бледна, а Катя испуганно смотрела ей в глаза.

То Маша бледнеет, то Катя начинает испуганно куда-то смотреть.

Наступила весна, и люди радуются жизни.

Задание 1. Вставьте нужный по смыслу союз в сложносочиненном предложении Большими лохматыми хлопьями он [снег] падает на землю, ... в наступающих утренних сумерках земля начинает белеть.  1)        И 2)        А 3)        Но 4)        Также 1)        И

Задание 1.

Вставьте нужный по смыслу союз в сложносочиненном предложении

Большими лохматыми хлопьями он [снег] падает на землю, ... в наступающих утренних сумерках земля начинает белеть.

1)        И

2)        А

3)        Но

4)        Также

1)        И

Задание 2. Вставьте нужный по смыслу союз, определите смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного Душно стало в сакле, ... я вышел на воздух освежиться.  1) И, последовательность событий 2) И, причина событий 3) А, противопоставление 4) Однако, сопоставление И, причина событий

Задание 2.

Вставьте нужный по смыслу союз, определите смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного

Душно стало в сакле, ... я вышел на воздух освежиться.

1) И, последовательность событий

2) И, причина событий

3) А, противопоставление

4) Однако, сопоставление

И, причина событий

Задание 3 . Установите соответствие между предложением и названием смысловых отношений в ССП.  1)        На табор кочевой нисходит сонное молчанье, и слышно в тишине степной лишь лай собак да коней ржанье. 2)        Местами на бескрайнем болоте зеленели небольшие кустики, да белели уродливые стволы карельских берез. 3)        Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре. 4)        Паду ли я, стрелой пронзенный, иль мимо пролетит она.  А) Противопоставление - Б) Одновременность - В) Последовательность - Г) Взаимоисключение - 3 2 1 4

Задание 3 . Установите соответствие между предложением и названием смысловых отношений в ССП.

1)        На табор кочевой нисходит сонное молчанье, и слышно в тишине степной лишь лай собак да коней ржанье.

2)        Местами на бескрайнем болоте зеленели небольшие кустики, да белели уродливые стволы карельских берез.

3)        Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре.

4)        Паду ли я, стрелой пронзенный, иль мимо пролетит она.

А) Противопоставление -

Б) Одновременность -

В) Последовательность -

Г) Взаимоисключение -

3

2

1

4

Дополните незаконченные сложносочинённые предложения так, чтобы они выражали: 1) одновременность явлений: Звенят на ветру лиловые колокольчики, и ... 2) причинно-следственные отношения: Незаметно подкралась осень, и ... 3) противопоставление: Был день, но ... .

Дополните незаконченные сложносочинённые предложения так, чтобы они выражали:

  • 1) одновременность явлений:

Звенят на ветру лиловые колокольчики, и ...

  • 2) причинно-следственные отношения:

Незаметно подкралась осень, и ...

  • 3) противопоставление:

Был день, но ... .

 Определите смысловые отношения в сложносочинённом предложении Светало, и свет ещё не погашенных на шоссе фонарей был уже не нужен.  а) причинно-следственные б) последовательность действий в) одновременность г) сопоставление причинно-следственные

Определите смысловые отношения в сложносочинённом предложении

Светало, и свет ещё не погашенных на шоссе фонарей был уже не нужен.

а) причинно-следственные

б) последовательность действий

в) одновременность

г) сопоставление

причинно-следственные

Какое значение вносит союз и в предложение Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины ?  а) одновременность явлений б) последовательность в) чередование г) противопоставление последовательность

Какое значение вносит союз и в предложение

Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины ?

а) одновременность явлений

б) последовательность

в) чередование

г) противопоставление

последовательность

Составьте сложносочинённые предложения, используя данные слова и словосочетания в качестве подлежащего (или его группы) для выражения:   а) одновременности событий ( вспышки молнии — гул отдалённого грома; сильный мороз — реки и озера ) ; б) последовательности явлений ( окончание занятий — возвращение домой, выходной день — поездка в город ). в) противопоставление событий ( тёплый день – тёмная туча, сильный мороз – весёлое настроение)

Составьте сложносочинённые предложения, используя данные слова и словосочетания в качестве подлежащего (или его группы) для выражения:

а) одновременности событий ( вспышки молнии — гул отдалённого грома; сильный мороз — реки и озера ) ;

б) последовательности явлений ( окончание занятий — возвращение домой, выходной день — поездка в город ).

в) противопоставление событий ( тёплый день – тёмная туча, сильный мороз – весёлое настроение)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!