СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет наглядно изучить  на уроке русского языка в 9 классе тему "Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении"»

ОБОУ «Лицей-интернат №1»  г. Курска Открытый урок по русскому языку в 9В классе « Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении » 9 октября 2019 год Учитель Калашникова И.В.

ОБОУ «Лицей-интернат №1» г. Курска

Открытый урок по русскому языку

в 9В классе

« Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении »

9 октября 2019 год

Учитель Калашникова И.В.

Задание №2 Синтаксический анализ. Прочитайте текст (1) Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живем мы — разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2) Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3) Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых — около миллиарда лет. (4) Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5) А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс — похожи на планету Земля, но в отличие от нее, они безжизненны. Задание: Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) появление стало (предложение 1) 2) проблема возникновения жизни (предложение 2) 3) следы жизни обнаружены (предложение 3) 4) имелись атмосфера и гидросфера (предложение 4) 5) они безжизненны (предложение 5)

Задание №2

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст

(1) Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живем мы — разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2) Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3) Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых — около миллиарда лет. (4) Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5) А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс — похожи на планету Земля, но в отличие от нее, они безжизненны.

Задание:

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) появление стало (предложение 1)

2) проблема возникновения жизни (предложение 2)

3) следы жизни обнаружены (предложение 3)

4) имелись атмосфера и гидросфера (предложение 4)

5) они безжизненны (предложение 5)

Задание №3 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.   В Александрии работало немало выдающихся ученых (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля - шар (9) вращающийся вокруг Солнца.  

Задание №3

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

В Александрии работало немало выдающихся ученых (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля - шар (9) вращающийся вокруг Солнца.

 

Задание №4 Орфографический анализ Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.   1) Расценивать — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С. 2) Подведены (итоги) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного. 3) Расстилаться — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения. 4) (решил много) Задач — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется. 5) (говорил) По-английски — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

Задание №4

Орфографический анализ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

 

1) Расценивать — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) Подведены (итоги) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3) Расстилаться — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4) (решил много) Задач — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5) (говорил) По-английски — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

Петухи давно пропели и играют на рожке.

Петухи давно пропели и играют на рожке.

Петухи давно пропели, и они играют на рожке.

Петухи давно пропели, и они играют на рожке.

« Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении»

« Смысловые отношения между частями

в сложносочиненном предложении»

Определим цели урока по опорным словам: повторить усвоить научиться
  • Определим цели урока по опорным словам:
  • повторить
  • усвоить
  • научиться
Повторить сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы; Усвоить особенности сложносочинённого предложения; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения; научиться различать виды сложносочинённых предложений.
  • Повторить сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;
  • Усвоить особенности сложносочинённого предложения; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;
  • научиться различать виды сложносочинённых предложений.
Задание Выделите в предложениях грамматические основы, определите, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается.  Сучок хрустнул, и ветка обломилась. В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь.

Задание

Выделите в предложениях грамматические основы, определите, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. 

  • Сучок хрустнул, и ветка обломилась.
  • В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы.
  • То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь.
Вывод:  Сложносочиненным предложением (ССП) называют такой тип СП, в котором части соединены при помощи сочинительных союзов. При соединении частей с помощью сочинительных союзов части остаются относительно независимы друг от друга, между ними устанавливаются равноправные отношения. Более конкретные смысловые отношения выявляются из значения  союзов, стоящих между частями.

Вывод:

Сложносочиненным предложением (ССП)

называют такой тип СП, в котором части соединены

при помощи сочинительных союзов.

При соединении частей с помощью сочинительных

союзов части остаются относительно независимы

друг от друга, между ними устанавливаются

равноправные отношения. Более конкретные

смысловые отношения выявляются из значения

союзов, стоящих между частями.

1.  Славу свою добываю в бою. 2.  Бог-то бог, а не будь сам плох. 3.  Святой Боже пахать не поможет. 4.  Глаза с поволокой, а рот с позевотой. 5.  У врача лечись, у умного учись. 6.  Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба. 7.  Один глаз на мельницу, другой на кузницу. 8.  Добрый разум наживёшь не сразу. 9.  На свой ум надейся, а за чужой держись. 10.  Пчела мала и та работает.

1. Славу свою добываю в бою.

2. Бог-то бог, а не будь сам плох.

3. Святой Боже пахать не поможет.

4. Глаза с поволокой, а рот с позевотой.

5. У врача лечись, у умного учись.

6. Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

7. Один глаз на мельницу, другой на кузницу.

8. Добрый разум наживёшь не сразу.

9. На свой ум надейся, а за чужой держись.

10. Пчела мала и та работает.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!