СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: «Сложносочиненное предложение» (8 класс).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

(Повторение и обобщение темы «Сложносочиненное предложение».)

Цель урока: Познавательная: отработка умений различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения с союзом «и», определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях (с общим второстепенным членом и без него), определять стилистическую роль сложносочиненных предложений.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: «Сложносочиненное предложение» (8 класс).»





МКОУ «Кичигамринская СОШ»

Открытый урок на тему:

«Сложносочиненное

предложение».

8 класс





Составила и провела учитель

русского языка и литературы

Алхилаева Аминат Гамидовна



2018г





О ткрытый урок на тему: «Сложносочиненное предложение».

(Повторение и обобщение темы «Сложносочиненное предложение».)

Цель урока: Познавательная: отработка умений различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения с союзом «и», определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях (с общим второстепенным членом и без него), определять стилистическую роль сложносочиненных предложений.

Развивающая: развивать навыки анализа текста, учить писать сочинение-миниатюру.

Воспитательная: продолжать знакомиться с понятием любви.

Оборудование: сигнальные карточки, карточки-задания для самостоятельной работы, отрывки из художественных текстов, презентация «Обобщение темы «Сложносочиненные предложения» музыкальное сопровождение урока, компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Методические приемы: анализ предложений, восстановление текста с пропущенными союзами, исследование, конструирование предложений, выполнение тестовых заданий, составление кластера, написание сочинения-миниатюры.

Ход урока

1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.



Сегодня мы повторим сведения, полученные при изучении сложносочиненных предложений (ССП). Все задания будут объединены общей темой – темой любви.



Любовь –

она бывает разной.

Бывает отблеском на льду.

Бывает

болью неотвязной

Бывает

яблоней в цвету.

Бывает

вихрем и полетом.

Бывает

цепью и тюрьмой…

Мы ей покоем и работой,

И жизнью жертвуем самой!

Но есть еще любовь

такая,

Что незаметно подойдет

И, поднимая, помогая,

Тебя сквозь годы поведет.

И будет до последних

дней

Душой и

совестью твоей.



Эти замечательное лирическое стихотворение написала Ольга Высотская. Первые его строки станут эпиграфом нашего урока.

2.Орфоэпическая разминка.



3.Орфографическая разминка.



4.Теоретическая разминка.



Назовите главную единицу синтаксиса.

Какие виды предложений вы знаете?

Что представляет собой сложносочиненное предложение?

К акими союзами выражаются соединительные отношения?

Какие союзы относятся к противительным?

В чем состоит отличительная особенность союза «же»?

Назовите разделительные союзы.

Какие знаки препинания употребляются в сложносочиненных предложениях?

Когда между частями сложносочиненного предложения запятая не ставится?



5.Работа с сигнальными карточками. Определение типа союза, соединяющего части сложносочиненного предложения.



1) Истинная любовь похожа на приведение: все о ней говорят, но мало кто ее видел.

(Ф. Ларошфуко)



2) Жена и дети учат человечности, холостяки же мрачны и суровы.

(Ф. Бэкон)



3) Оба мы в страну обманную

Забрели и горько каемся

Но зачем улыбкой странною

И застывшей улыбаемся?

(А. Ахматова)



4) Настоящую нежность

Не спутаешь ни с чем,

И она тиха…

(А. Ахматова)



5) Для тебя я долю хмурую,

Долю-муку приняла.

Или любишь белокурую,

Или рыжая мила?

(А. Ахматова)



6. Синтаксический разбор.

Запишем предложение под № 4 , разберем его по членам, охарактеризуем его, составим схему (У доски работает ученик).



(ССП состоит из двух частей, соединенных союзом «и»; 1-я часть представляет



собой односоставное, распространенное, определенно-личное предложение, 2-я – двусоставное, нераспространенное предложение).



Дополнительные вопросы по теме урока:



Когда употребляется союз «зато»?

Когда запятая между частями сложносочиненного предложения не ставится?

Что может выступать в роли общего слова?



7. Восстановление поэтического текста (Работа по карточкам).



Если вы правильно вставите пропущенные союзы, расставите недостающие знаки препинания, то перед вами появятся поэтические строки о любви известного русского поэта А. К. Толстого, посвященные первой его встрече с будущей женой Софьей Андреевной Миллер. Впоследствии эти стихи были переложены на музыку П. И. Чайковским.



Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты

Тебя я увидел… тайна

Твои покрывала черты;

Лишь очи печально глядели

… голос так дивно звучал,

К ак звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал…



Дополнительное задание.

Выделите грамматические основы в этом отрывке.

Определите типы союзов, которые здесь встречаются.

Выполните морфологический и морфемный разборы слова «играющий».

Объясните значение слова «суета».



8. Самостоятельная работа по вариантам.



Задание: расставьте недостающие знаки препинания, определите вид предложения и тип союза, выделите грамматическую основу, составьте схемы предложений.

Вариант 1.



  1. Уходишь ты и сердце в час разлуки

Уж не звучит желаньем и мольбой.

(В. Соловьев)

(ССП с соединительным союзом «и»)



  1. Я любил тебя ты же не хотела в это верить.

(Ю. Саранцев)

(ССП с противительным союзом «же»)



  1. Расстались мы но твой портрет



Я на груди своей храню.



(М. Лермонтов)

(ССП с противительным союзом «но»)



  1. Она сидела на полу и груду писем разбирала.

(Ф. Тютчев)

(Простое предложение с однородными сказуемыми)



Вариант 2.

1) Бледна была твоя щека

И как цветы глаза синели.

(И. Бунин)

(ССП с соединительным союзом «и», 2-я часть осложнена сравнительным оборотом)

2) Весной обостряются все чувства и хочется бесконечно много говорить о любви.

(Ю. Саранцев)

(ССП с общим второстепенным членом)

3) Зацвела на воле в поле бирюза

Да не смотрят в душу милые глаза.

(И. Бунин)

(ССП с противительным союзом «да»)



4) Ты любовь искал повсюду и не верил в неудачу.

(Г. Верцман)

(Простое предложение с однородными сказуемыми)

9 . Конструирование предложений (по вариантам).

Задание: составьте и запишите сложные предложения, употребляя сочинительные союзы. Объясните орфограммы в словах с пропущенными буквами.

Какова стилистическая роль сложносочиненных предложений? (Отдельные предложения, входящие в состав ССП, представляют собой как бы детали, из сочетания которых создается общая картина. Такие ССП обычно используются для описаний).

Вариант 1.

Любовь – одно из самых возвыше(н,нн)ых и прекрасных чувств на земле. Она неповторима и вечна, как жизнь.

Настоящая любовь всегда бе..корыстна и самоотверженна. Она способна пр..одолеть любые пр..пятствия.

Любить, по мнению Л. Н. Толстого, – значит жить жизнью того, кого люб..шь. По утверждению Аристотеля, любить – значит желать другому того, что счита..шь за благо.



Вариант 2.

Каждый человек обладает способностью любить. Люди эгоистического склада способны, пожалуй, только на вл..чение, влюбленность – не больше.

Поэтами всех времен и народов написа(нн,н)ы десятки тысяч стихотворных строк, продиктова(н,нн)ых чистым, глубоким, нежным чувством любви. Они будут писать об этом всегда, пока жив человек и пока бьется его сер(?)це.

10.Упр.214.Уч-к Львова С.И.

О любви сказано: «Тайна сия велика есть!» Влюбленных обожествляют, их любят самоотверженно. И рождаются волшебные строки стихов…

«Я встретил вас…» - это тютчевское стихотворение посвящено А. Лерхенфельд, чьей красотой поэт был поражен. Л.Д.Малашкин переложил эти чарующие строки на музыку. Послушаем романс в исполнении О.Погудина

И пусть эта музыка и эти стихи вдохновят вас на написание небольшой творческой работы, которая так и будет называться – «О любви».

11.Любовь подобна вселенной с множеством спутников. Составление кластера на тему «Любовь».

Помните: любовь многолика и многогранна. Это может быть любовь к близкому другу, к родителям, к Родине. А в качестве эпиграфа вы можете использовать строки, представленные на последнем слайде презентации. Желающие могут попробовать написать синквейн или другую миниатюру).

(Проверяется и оценивается 2-3 работы)

12..Итог урока. Домашнее задание. Оценки за урок.

Итак, что мы повторили на сегодняшнем уроке?

Выпишете примеры сложносочиненных предложений из поэтических произведений о любви своих любимых авторов. Подготовьте устное сообщение о сложносочиненном предложении и его стилистической роли.





5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!