СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сестринская помощь при пиелонефритах и мочекаменной болезни

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сестринская помощь при пиелонефритах и мочекаменной болезни»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Саткинский медицинский колледж»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


учебного занятия


на тему: «Сестринская помощь при пиелонефритах и мочекаменной болезни»


ПМ 02 Участие в лечебно-диагностических и

реабилитационных процессах

МДК 02.01.1 Сестринское дело в терапии

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело







































Сатка 2023



Методическая разработка учебного занятия разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности 34.02.01 Сестринское дело


Организация–разработчик: ГБПОУ «Саткинский медицинский колледж»


Разработчик: Баширова А. В. – преподаватель


Рассмотрена на заседании цикловой комиссии лечебного дела и сестринского дел.


Протокол №____от «____»_________________ 2023 г.

Председатель____________________М. П. Чудинова


Утверждена:

Зам. директора по УР_________________А. Н. Гильмиярова

















СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………

4

Цели учебного занятия ……………….………………………………

5

Требования, предъявляемые к студентам ……..……………………

5

Формируемые компетенции………………………………………….

6

Тип занятия, место проведения продолжительность занятия……..

8

Оснащение занятия: методические и материально- технические…………………………………………………………….

8

Методы и методические приемы…………………………………….

9

Междисциплинарные и межмодульные связи………………………

9

Хронологическая карта………………………………………………..

10

Этапы планирования занятия…………………………………………

11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

13

КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК

15

Приложение № 1 Графологический диктант………………………..

17

Приложение № 2 Заполни таблицу..………………………………..

18

Приложение № 3 Сопоставь термины..……………………………...

20

Приложение № 4 Ситуационные задачи……………………………..

23

Приложение № 5 Тестовый контроль…………………………………

28

Приложение № 6 Графологический диктант…………………………

32

Эталоны ответов……………………………………………………….

33

Приложение № 7 Протокол учебного занятия ………………………

34

Приложения № 6 Критерии оценки учебного занятия …………….

35









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Хронический пиелонефрит является самым частым и распространенным из неспецифических воспалительных заболеваний мочевыделительной системы, составляющий до 40% всех урологических патологий. Проблема хронического пиелонефрита (ХП)
следует из его повсеместной распространенности и нерешенности многих
вопросов патогенеза, ранней диагностики, профилактики и рецидивов
активной фазы. Данное учебно – методическое пособие поможет студентам успешно освоить тему и получить фундаментальные знания, которые они смогут, приметь в дальнейшей работе. Так же студенты научаться у анализировать, сравнивать, выделять главное, формулировать проблемы пациентов при пиелонефритах и мочекаменной болезни.





















1 Цель учебного занятия


  1. Учебные дидактические цели:

  • организовать деятельность студентов по изучению и закреплению знаний сестринского ухода при пиелонефритах и мочекаменной болезни, причин их возникновения, клинических проявлений, диагностике, лечению, профилактике и роли медицинской сестры в осуществлении сестринского процесса;

  • обеспечить формирование у студентов умений анализировать, сравнивать, выделять главное, формулировать проблемы пациентов при остром и хроническом пиелонефрите и мочекаменной болезни;

  • содействовать развитию у студентов элементов самоконтроля, самооценки, само–коррекции учебной деятельности.

  1. Развивающие цели:

– способствовать развитию памяти и речи;

– способствовать развитию логического мышления;

– развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать.

  1. Воспитательные цели:

– стремиться воспитать чувства милосердия, гуманизма, взаимопомощи;

– стремиться к воспитанию чувства ответственности за выполняемую работу, умения контролировать свои эмоции, воспитание чувства долга.


2 Требования, предъявляемые к студентам

Знать:

– определение понятия «острого и хронического пиелонефрита и мочекаменной болезни»;

– причины, предрасполагающие факторы развития;

– клинические проявления острого и хронического пиелонефрита и мочекаменной болезни;

– принципы диагностики и лечения;

– механизм действия и группы лекарственных препаратов, применяемых для лечения острого и хронического пиелонефрита и мочекаменной болезни;

– проблемы пациентов и варианты их решения;

– особенности сестринского ухода при остром и хроническом пиелонефрите и мочекаменной болезни.


Уметь:

  • осуществлять сестринский уход при остром и хроническом пиелонефрите и мочекаменной болезни;

  • эффективно общаться с пациентом в процессе учебной деятельности;

  • соблюдать принципы профессиональной этики.


3 Формируемые компетенции


ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3 Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4 Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделия и изделия медицинского назначения в ходе лечебно- диагностического процесса.

ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7 Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8 Оказывать паллиативную помощь.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающегося следующих общих компетенций, включающих в себя способность:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной.


4 Тип занятия, место проведения, продолжительность занятия


Тип занятия: практическое занятие.

Место проведения: кабинет доклинической практики ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум» № 21.

Количество часов: 180 минут.

Распределение рабочего времени на учебном занятии:

1. Организационный момент – 5 минут.

2. Контроль исходного уровня знаний – 15 минут.

3. Изложение темы, цели и плана занятия – 5 минут.

4. Эвристическая беседа – 30 минут.

5. Демонстрационная часть – 30 минут.

6.Отработка манипуляций – 20 минут.

7. Самостоятельная работа студентов (тестированный контроль, решение клинических задач) – 70 минут.

8. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 10 минут.

9.Задание на дом – 5 минут.


5 Оснащение занятия: методическое и материально-техническое


Материальное обеспечение учебного занятия:

1. Методическая разработка учебного занятия «Сестринский уход при пиелонефритах и мочекаменной болезни» (для преподавателя).

2. Учебно-методическая разработка учебного занятия «Сестринский уход при пиелонефритах и мочекаменной болезни» (для студентов).

2. Ноутбук.

3. Программа для демонстрации презентаций PowerPoint.

4. Тестовые задания.

5. Карточки с заданиями для студентов (ситуационные задачи, практические манипуляции, алгоритмы).


6 Методы обучения и методические приемы


Метод

Основное назначение

Уровни усвоения

Приемы

Объяснительно-иллюстративный;

Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала

Воспроизведение

Умения и навыки

Рассказ, беседа, иллюстрация плакатов, презентаций

Репродуктивный





Формирование умений и навыков

использования полученных знаний

Воспроизведение

Умения и навыки




Решение типовых задач, тестов, выполнение практических заданий по заданному алгоритму

Частично-поисковый



Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов

Воспроизведение

Умения и навыки



Эвристическая беседа, обобщение



Проблемный метод



С помощью ситуационной задачи создается ранее не знакомая для студента проблема, которую он должен решить, опираясь на свои раннее полученные знания

Воспроизведение

Умения и навыки

Решение ситуационных задач





7 Междисциплинарные и межмодульные связи


1 Предшествующие:

– технология оказания медицинских услуг;

– анатомия с физиологией;

– фармакология с рецептурой;

– психологи.

2 Сопутствующие:

– гериатрия.

3 Последующие:

– государственная итоговая аттестация;

– первичная аккредитация;

– первичная специализированная аккредитация.

8 Хронологическая карта занятия

1. Организационный момент – 5 минут.

2. Контроль исходного уровня знаний – 15 минут.

3. Изложение темы, цели и плана занятия – 5 минут.

4. Эвристическая беседа – 30 минут.

5. Демонстрационная часть – 30 минут.

6. Отработка манипуляций – 20 минут.

7. Самостоятельная работа студентов (тестированный контроль, решение клинических задач) – 70 минут.

8. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 10 минут.

9.Задание на дом – 5 минут.


Итог: 180 минут




9 Этапы планирования занятия


Этапы

занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность

учащихся

Мотивация

Время

1.Организационный момент

Приветствие. Внешний вид. Готовность кабинета. Отмечает отсутствующих

Отвечает староста подгруппы

Мобилизация внимания на предстоящей работе, создание благоприятного микроклимата


2 мин.

2.Формулировка темы, ее обоснование, целей занятия.


Сообщает тему и ее значимость, поясняет стратегию занятия, отвечает на вопросы студентов

Слушают, записывают тему в тетрадь

Мотивация деятельности студентов


3 мин.

3. Контроль исходного уровня знаний

Используется тестовый/фронтальный опрос с последующим разбором ошибок. (Приложение 1,Приложение 2)

Инструктирует студентов, задает вопросы, корректирует ответы студентов.

Отвечают на вопросы преподавателя, участвуют в обсуждении. Проводят оценку своих ответов (%)..

Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий и формирования общих и профессиональных компетенций


5 мин.

4. Инструктаж к выполнению практической работы

Преподаватель совместно со студентами разбирают предстоящую практическую работу в соответствии с методическими указаниями.

Слушают, усвоение студентами новых знаний и способов действий на уровне применения в типичной ситуации

Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение


5 мин.

5. Демонстрационная часть

Преподаватель демонстрирует проведение манипуляций, обращает внимание на наиболее сложные моменты

Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение. Задают вопросы.

Познакомить студентов с алгоритмом выполнения манипуляции.


30 мин.

6.Выполнение практической работы

Преподаватель в процессе выполнения работы консультирует студентов, направляет их при возникновении затруднений.

Студенты выполняют практическую работу в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, данными преподавателем. Работают парами.

Усвоение студентами новых знаний и способов действий на уровне применения в типичной ситуации

Осознание студен­тами значимости полу­ченных результа­тов.

Анализ и оценка ус­пешности достижения цели и задач отдель­ными студентами и всей группой в целом, определение перспек­тив последующей ра­боты.


70 мин.

7. Контроль и коррек­ция знаний и умений.

Контроль в виде реше­ния ситуационных за­дач (Приложение № 4; При­ложение № 6)

Инструктирует

студентов, наблю­дает за их работой,

корректирует ее.

Студенты решают клинические задачи, демонстрируют практические навыки.

Систематизировать знания по теме. Нау­читься быстро и пра­вильно принимать ре­шения в условиях, близких к реальным.


55 мин.

8. Подведение итогов занятия


Преподаватель обобщает резуль­таты работы, дости­жение целей заня­тия, комментирует работу на занятии отдельных студен­тов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учё­том вводного кон­троля, проделанной самостоятельной работы, заключи­тельного контроля.

Стимуляция практи­ческой деятельно­сти, поощрение ак­тивных учащихся.

Анализ и оценка ус­пешности достижения цели и задач отдель­ными студентами и всей группой в целом, определение перспек­тив последующей ра­боты.

15 мин.

9.Сообщение домаш­него задания

Преподаватель со­общает тему сле­дующего занятия: «Профилактика пролежней», дает рекомен­дации по подго­товке к занятию.

Слушают, записы­вают.

Осознание студен­тами целей содержа­ния и способов выпол­нения домаш­него задания.


5 мин.




10 Методы контроля


  1. Письменный – дает возможность в наиболее короткий срок проверить усвоение учебного материала всей подгруппе (тестирование).

  2. Устный.

  3. Фронтальный опрос – беседа преподавателя с группой.

  4. Комбинированный опрос – беседа проводится со всей группой, но на некоторые вопросы выбирается для ответа конкретный студент.

  5. Практический – определяется способность студентов к применению своих теоретических знаний в практической работе при решении ситуационных задач и выполнении практических манипуляций.
















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеев, С. А. Хронический пиелонефрит: учеб.-метод. пособие / С. А. Алексеев, С. Н.Шнитко.Минск : БГМУ, 2018. – 30 с.

2. Гостищев, В. К. Общая медицина : учеб. / В. К. Гостищев. 5-е изд., перераб. идоп. М. : 2019. – 736 с.

3. Терапевтические болезни : учеб. / под ред. А. П. Черноусова.
М. : ГЭОТАР-Медиа,2019. – 664с.

4. Клиническая терапия: науч. рук. : в 2 т. / под ред. В. С. Савельева, А. И. Кириенко. М. : 2019. – 832с.

5. Ковалев, А. И. Школа неотложной терапии практики /
А. И. Ковалев,Ю. Т. Цуканов. 2-е изд., испр. и доп. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 743с.

6. Макинтайр, Р. Алгоритмы диагностики и лечения в терапии : пер. с англ. /Р. Макинтайр, Г. Стейгман, Б. Эйман ; под ред. В. А. Кубышкина. М. : 2019. – 744с. с.

7. Общая терапия: учеб. пособие / Г. П. Рычагов [и др.] ; под ред.
Г. П. Рычагова, П. В. Горелика, Ю. Б. Мартова. Минск : Итерперссервис, 2018. – 928 с.

8. Основы клинической терапии: практ. рук. / под ред.
Н. А. Кузнецова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 672 с.

9. Современные методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний : сб.инструктив.-метод. док. Минск : РИМБ, 2019. – 243 с.

10. Шотт, А. В. Курс лекций по частной хирургии / А. В. Шотт,
В. А. Шотт.Минск : Аскар, 2019. – 528 с.

11.Неотложные состояния в терапии: в 2 т. / под ред.
А. Е. Борисова. 2-е изд., расш. и доп. СПб. : Скифия-принт, 2018. – 400с.



КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК

Приложение 1

Графический диктант

    1. Пиелонефрит это воспаление почек?

    2. Полиурия это мало мочи?

    3. Дизурия это расстройство мочеиспускание?

    4. Симптом Пастернацкого отрицательный при остром пиелонефрите?

    5. Протеинурия это белок в моче?

    6. Пиурия это эритроциты в моче?

    7. Анализ мочи по Нечипоренко конкременты в моче?

    8. Гидронефроз образуется в результате закупорки мочеточника?

    9. Мочекаменная болезнь возникает в результате нарушения обменных процессов?

    10. Анализ мочи по Зимницкому собирается в течении суток?

















Эталон ответов




_ ___________________________________________




­ «ДА»



«НЕТ»























Приложение 2

Задание 2. Заполните таблицу

Определение МКБ

­ ­­­­­­­­­­­­­­­----------------------------



Этиология Симптомы

-------------------- --------------------

________________ _____________



Диагностика

Инструментальный метод

- --------------------------------------



Лечение

(2 вида)







Эталон ответов

Определение МКБ

Х роническое заболевание, которое характеризуется образованием в почках мочевых камней (конкрементов) в результате нарушения обмена веществ и изменений со стороны мочевыводящих путей.


Этиология

Симптомы



Нарушение обменных процессов

Боль в поясничной области



Авитаминоз

Кровь в моче



Застойные явления в почках





Диагностика



Рентгенография мочевых путей





Лечение



Консервативное

Хирургическое













Приложение 3

Задание № 3 Соответствие терминов в мочеполовой системе



Термин

Ответ

Определение

1. Дизурия –


А. выделение мочи с постоянным удельным весом

2. Диспротеинемия


Б. частое и болезненное мочеиспускание

3. Изостенурия


В. увеличение диуреза

4. Лейкоцитурия


Г. белок в моче

5. Нефроптоз


Д. нарушение нормального количества соотношения между фракциями белков крови

6. Нефросклероз


Е. повышение лейкоцитов в мочеиспускание

7. Никтурия


Ё. снижение диуреза

8. Олигоурия


Ж. патологическая подвижность почки, опущение её

9. Полиурия


З. преобладание ночного диуреза над дневным

10. Протеинурия


И. разрастание в почках соединительной ткани













Эталон ответа

Задание № 3 Соответствие терминов в мочеполовой системе



Термин

Ответ

Определение

1. Дизурия –

Б

А. выделение мочи с постоянным удельным весом

2. Диспротеинемия

Д

Б. частое и болезненное мочеиспускание

3. Изостенурия

А

В. увеличение диуреза

4. Лейкоцитурия

Е

Г. белок в моче

5. Нефроптоз

Ж

Д. нарушение нормального количества соотношения между фракциями белков крови

6. Нефросклероз

И

Е. повышение лейкоцитов в мочеиспускание

7. Никтурия

З

Ё. снижение диуреза

8. Олигоурия

Ё

Ж. патологическая подвижность почки, опущение её

9. Полиурия

В

З. преобладание ночного диуреза над дневным

10. Протеинурия

Г

И. разрастание в почках соединительной ткани













Приложение 4

Ситуационные задачи

Задача № 1

Больная Н. 72 года находится на лечении в нефрологическом отделении. По назначению врача нужно собрать анализ мочи по Нечипоренко, пациентка не знает, как это сделать.

Задание:

    1. Объясните пациенте как собрать анализ мочи по Нечипоренко.


Задача № 2

Пациент П, 57 лет находится на лечении в нефрологическом отделении. По назначению врача пациенту назначена экскреторная урография.

Задание:

  1. Объясните пациенту подготовку к данной процедуре.


Задача № 3

Пациентка В, 37 лет находится на лечении в нефрологическом отделении. По назначению врача пациентке назначена процедура УЗИ органов малого таза

Задание:

  1. Объясните пациентке подготовку к данной процедуре.


Задача № 4

Пациенту Д, 45 лет находящемуся в нефрологическом отделении. По назначению врача назначена манипуляция катетеризация мочевого пузыря.

Задание:

  1. Продемонстрируйте на муляже технику катетеризации мочевого пузыря у мужчин.

































Эталон ответа на ситуационные задачи

Задача № 1

Сбор мочи по Нечипоренко

Цель. Определение количества форменных элементов и цилиндров.

Показания. Воспалительные заболевания почек.

Оснащение. Чистая сухая банка из прозрачного стекла; направ­ление в клиническую лабораторию; чистый сухой горшок или судно с направлением.

Техника выполнения.

  1. Получив назначение врача, готовят по­суду с направлением.

  2. Пациента готовят следующим образом: «Завтра утром вам нужно собрать мочу на исследование. В 8.00 утра тщательно под­мойтесь и помочитесь прерывисто, т.е. сначала в унитаз, затем в горшок, остатки опять в унитаз. Всю мочу из горшка перелейте в банку и поставьте в санитарной комнате на стеллаж».

  3. Мочу отправляют в лабораторию сразу после мочеиспуска­ния в теплом виде.

  4. Результат исследования подклеивают в историю болезни.

Примечания. Для исследования необходим 1 мл мочи. Мочу на

исследование по Нечипоренко при необходимости можно соби­рать в любое время. В экстренных случаях можно собрать не сред­нюю порцию струи мочи, а всю мочу, особенно если ее мало.

В норме при исследовании по Нечипоренко в моче содержат­ся: лейкоцитов – 4 000; эритроцитов – 1 000; цилиндров – 20.

Задача № 2

Экскреторная урография – рентгенконтрастный метод обследования, направленный на косвенную оценку функции почки, анатомию чашечно-лоханочной системы, мочеточников.

Порядок проведения исследования:

Выполнение обзорной рентгенографии органов брюшной полости (оценка подготовленности кишечника перед предстоящим исследованием). При недостаточной подготовке исследование откладывается.

Постановка периферического венозного катетера с последующим введением рентгенконтрастного препарата.


Соблюдение диеты:

Прекращение приема следующих продуктов за 3 дня (хлеб, сдоба, бобовые, капуста, редис, репа, редька, китайский салат, лук, артишоки, грибы, все каши, кроме рисовой, виноград, груши, яблоки и персики, соки, минеральная вода, газированные напитки, жевательную резинку.

Разрешен прием следующих продуктов: приготовленные на пару блюда из нежирных

сортов мяса и птицы (без кожи), паровые котлеты, блюда из нежирных сортов рыбы, мясные и рыбные бульоны, протертый творог, простокваша, некислая сметана (при переносимости). Огородная зелень: укроп, петрушка, а также «укропная вода», тмин, лавровый лист. Яйца всмятку, паровые омлеты.

Начать за день до исследования:

Симетикон 40 мг капс. По 2 капс. 3 раза в день, после приема пищи у детей старше 6 лет и взрослых. Утром перед исследованием 2 капс. внутрь совместно с легким завтраком.

Задача № 3

При прохождении УЗИ органов малого таза у не беременных женщин, необходимо ограничить себя в питании за 3 дня до начала исследования и исключить из рациона:

  • хлеб из тёмной муки;

  • молоко в любом виде (каши и супы на молоке; чай и кофе с молоком);

  • овощи, способствующие газообразованию (фасоль, горох, капуста);

  • фрукты, способствующие газообразованию (виноград, яблоки, сливы);

  • сладкие и мучные блюда (торты, пирожки);

  • любые газированные напитки.

Начать принимать в течение этих дней активированный уголь по 2-4 таблетки 3 раза в день или «Эспумизан». Если есть нарушения пищеварения, через 30 минут после еды можно принимать «Мезим» по 1 таблетке или «Фестал» во время еды по 1 таблетке.

Так же, за два дня до исследования сделать очистительную клизму. Не накануне исследования, а именно за два дня. Последний приём пищи в 19-00. За час до исследования (если врач не укажет необходимость иного варианта подготовки) необходимо выпить 1-1,5 литра воды без газа и не мочиться до исследования.

Задача № 4

«Катетеризация мочевого пузыря у мужчин»

Цель:лечебная и диагностическая;

Показания: определяет врач (острая задержка мочи, промывание мочевого пузыря);

Противопоказания: определяет врач;

Оснащение: кожный антисептик; антисептический раствор (раствор фурацилина 1:5000) Октенисепт (для обработки слизистых), стерильная маска, стерильные перчатки ширма, стерильный катетер Фолея, лотки,; ватные и марлевые шарики в 70% спирте; стерильная кювета, накрытый стерильный лоток со стерильным инструментарием (пинцет, марлевые салфетки, ватные и марлевые шарики); лоток для отработанного материала; ёмкости с дезрастворами (3% и 5% р-ры хлорамина); стакан с чистым инструментарием ( пинцет, ножницы ); аптечка «Анти-СПИД»; муляж, мешок для грязного белья; стерильное вазелиновое масло шприц одноразовый, емкость для сбора мочи, пеленка, клеенка,

Алгоритм действия медсестры.

  1. Объяснить пациенту цель, ход предстоящей манипуляции, получить добровольное согласие пациента на выполнение манипуляции;

  2. Отгородить пациента ширмой;

  3. Обработать руки на гигиеническом уровне, надеть перчатки;

  4. Помочь пациенту занять положение в постели - лежа на спине с согнутыми в коленях ногами, постелить под таз пациента клеёнку и пелёнку;

  5. Провести тщательный туалет промежности;

  6. Поменять перчатки, обработать перчатки ватными шариками в 70 % спирте, отработанные шарики сбросить в лоток для отработанного материала;

  7. Поставить между бедрами пациента лоток со стерильными салфетками и лоток для отработанного материала;

  8. Вскрыть чистыми ножницами упаковку катетера и стерильным пинцетом выложить его в стерильную кювету;

  9. Открыть пробку флакона с вазелиновым маслом стерильной салфеткой, несколько капель слить в лоток для отработанного материала;

  10. Нанести на слепой конец катетера вазелиновое масло, закрыть флакон;

  11. Набрать в шприц Жане раствор для промывания, положить его в стерильный лоток;

  12. Выложить в стерильный лоток салфетки и марлевые шарики, залить р-ром «Октенисепта»;

  13. Обработать перчатки ватными шариками в 70 % спирте, отработанные шарики сбросить в лоток для отработанного материала;

  14. Обернуть половой член стерильной салфеткой, обнажить головку полового члена, захватить Ш и IV пальцами левой руки половой член за головку, I и II пальцами наружное отверстие мочеиспускательного канала.

  15. Обработать головку полового члена вокруг наружного отверстия мочеиспускательного канала салфеткой смоченной «Октенисептом» повторите это дважды, затем промокните эту область сухой стерильной салфеткой однократно, салфетки сбросить в лоток для отработанного материала;

  16. Захватите стерильным пинцетом катетер, отступя от слепого конца на 4-5 см (тыл кисти обращен к катетеру!), приподнимите свободный конец расположите между 4-5 пальцами;

  17. Захватить III и IV пальцами левой руки половой член за головку, I и II пальцами наружное отверстие мочеиспускательного канала.

  18. Ввести конец катетера в уретру и постепенно, перехватывая катетер, продвигайте его по каналу глубже, как бы натягивая половой член на катетер;

  19. Опустить конец катетера в лоток и слить мочу в мочеприёмник;

  20. Присоединить шприц Жане к катетеру и ввести в мочевой пузырь антисептический раствор (до появления дискомфорта у пациента), шприц положить в лоток для отработанного материала;

  21. Выпустить из пузыря половину р-ра, удалите катетер, поместить его в лоток для отработанного материала;

  22. Убрать лотки, мочеприёмник, пелёнку и клеёнку;

  23. Поправить постель, помочь пациенту занять удобное положение в постели, укрыть его, убедиться в том, что он себя комфортно чувствует;

  24. Вынести всё оборудование, проветрить палату;

  25. Обработать руки на гигиеническом уровне.






Приложение 5

Тестовый контроль

«Сестринская помощь при пиелонефритах»

ВАРИАНТ 1

Выберите один правильный ответ

1. Для сбора мочи на общий анализ медсестра должна обеспечить пациента:

а) сухой банкой;

б) сухой пробиркой;

в) стерильной банкой;

г) стерильной пробиркой.

2. У пациента суточный диурез составил 2500 мл – это:

а) анурия;

б) олигурия;

в) полиурия;

г)никтурия

3. Основная причина острого пиелонефрита:

а) инфекция;

б) нерациональное питание;

в) переохлаждение;

г) стрессы.

4. При пиелонефрите преимущественно поражаются почечные:

а) канальцы;

б) клубочки;

в) канальцы и клубочки;

г) чашечки, лоханки

5. Приоритетная проблема пациента при остром пиелонефрите:

а) слабость;

б) головня боль;

в) снижение аппетита;

г)боль в пояснице

6. При остром пиелонефрите в анализе мочи определяются:

а) гематурия, протеинурия;

б) лейкоцитурия, бактериурия;

в) глюкозурия, цилиндрурия;

г) глюкозурия, протеинурия

7. При остром пиелонефрите медсестра рекомендует пациенту суточное употребление жидкости (в миллилитрах):

а) 500;

б) 1000;

в) 1500;

г) 2500.


8. При лечении острого пиелонефрита используются:

а) ампициллин, нитроксолин;

б) корвалол, нитроглицерин;

в) дибазол, папаверин;

г) мезатон, кордиамин.

9. При остром пиелонефрите медсестра рекомендует пациенту лекарственные травы:

а) алтей, термопсис;

б) брусника, медвежьи ушки;

в) мята, мать – и – мачеха;

г) валериана, пустырник.

10. Подготовка пациента к рентгенологическому исследованию почек:

а) накануне вечером – проба на переносимость препарата;

б) клизма накануне вечером и утром в день исследования;

в) клизма накануне вечером и утром в день исследования, проба на переносимость

препарата за 15 мин. До исследования;

г) не проводится.

























ВАРИАНТ 2


Выберите один правильный ответ


Выберите один правильный ответ

1. Потенциальная проблема пациента с хроническим пиелонефритом:

а) лихорадка;

б) слабость;

в) боль в пояснице;

г) почечная недостаточность.

2. Заболевание, характеризующееся приступами сильной боли в пояснице с иррадиацией по ходу источника мочеточника в паховую область:

а) острый гломерулонефрит;

б) острый пиелонефрит;

в) мочекаменная болезнь;

г) хронический гломерулонефрит

3. Приоритетная проблема пациента при почечной колике:

а) тошнота;

б) боль в пояснице;

в) лихорадка;

г) одышка.

4. При почечной колике боль иррадиирует:

а) под правую лопатку;

б) в правое плечо;

в) в левое плечо;

г) в паховую область.

5. При почечной колике в моче появляется:

а) макрогематурия;

б) бактериурия;

в) глюкозурия;

г)лейкоцитурия

6.Рентгенологическое контрастное исследование почек и мочевыводящих путей:

а) ирригоскопия;

б) томография;

в) хромоцистоскопия;

г) экскреторная урография.

7. Симптом Пастернацкого определяется методом:

а) глубокой пальпации живота;

б) поверхностной пальпацией живота;

в) поколачивания по пояснице;

г) поколачивания по реберной дуге.


8. При диагностике мочекаменной болезни проводится:

а) ирригоскопия;

б) колоноскопия;

в) холецистография;

г) ультразвуковое исследование

9. Медсестра готовит горячую ванну пациенту при:

а) желудочном кровотечении;

б) кишечной колике;

в) печеночной колике;

г) почечной колике.

10. Зависимое сестринское вмешательство при почечной колике – введение:

а) атропина, баралгина;

б) дибазола, папаверина;

в) кордиамина, кодеина;

г) эфедрина, эуфиллина.


























Эталоны ответов на тестовый контроль

«Сестринская помощь при пиелонефритах»



Вариант 1

Вариант 2

1

А

1

Г

2

В

2

В

3

А

3

Б

4

Г

4

Г

5

Г

5

А

6

Б

6

Г

7

Г

7

В

8

А

8

Г

9

Б

9

Г

10

В

10

А




























Приложение 6

Задание № 4

Выполните графический диктант по теме «Мочекаменная болезнь» (рис. 1), впишите недостающие термины.



Причины

Факторы развития




Образование камней



Мочекаменная болезнь

Симптомы

Лечение

Осложнения

Профилактика
































Э

Факторы

талон ответов на графический диктант «Мочекаменная болезнь»

Причины



Нарушение обменных процессов

Недостаток витаминов



Вредные условия труда





Аномалии развития мочеполовой системы



Приём ряда препаратов (аскорбиновая кислота)

Образование камней



Мочекаменная болезнь

Симптомы

Лечение

Боль в пояснице

Кровь в моче

Боль в животе с иррадиацией в паховую область

Консервативное

Хирургическое

Осложнения

Профилактика

ОПН, ХПН, Калькулёзный гидронефроз, АГ



Первичная

Вторичная



























Приложение 7



Протокол учебного занятия

ФИО

Тест контроль

Практическая часть

Решение

задач

Итог

1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





8.





9.





10.




















Приложение 8

Критерии оценки учебного занятия

Критерии оценки за тестовые задания

За каждый правильный ответ 1 балл

Процент
результативности (правильных
ответов)

Качественная оценка
индивидуальных образовательных
достижений

балл
(отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно

Критерии оценки манипуляционной техники

Критерии

Баллы

Рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпиднадзора; все действия обосновываются;

5

Рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но не уверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;

4

Рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима;

3

Затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами

2


Критерии оценки за устный ответ

При определении оценки необходимо исходить из следующих критериев:

– сумма знаний, которыми обладает студент (теоретический компонент

– системность знаний, их полнота, достаточность, действенность знаний, прочность, глубина и др. критерии оценки);

– понимание сущности педагогических явлений и процессов и их взаимозависимостей;

– умение видеть основные проблемы (теоретические, практические), причины их возникновения;

– умение теоретически обосновывать возможные пути решения существующих проблем (теории и практики).

Оценка «отлично»: 

Ответы на поставленные вопросы излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Делаются обоснованные выводы. Соблюдаются нормы литературной речи. 
Оценка «отлично» предполагает глубокое знание всего курса, понимание всех явлений и процессов, умение грамотно оперировать медицинской терминологией. Ответ студента на каждый вопрос должен быть развернутым, уверенным, ни в коем случае не зачитываться дословно, содержать достаточно четкие формулировки. Такой ответ должен продемонстрировать знание материала лекций, базового учебника и дополнительной литературы. Оценка «отлично» выставляется только при полных ответах на все основные и дополнительные вопросы.

Оценка 5 («отлично») ставится студентам, которые при ответе:

– обнаруживают всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала; 

– демонстрируют знание современной учебной и научной литературы; 

– способны творчески применять знание теории к решению профессиональных задач; 

– владеют понятийным аппаратом; 

– демонстрируют способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в билете проблематики; 

Оценка «хорошо»:

Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно. Материал излагается уверенно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер. Соблюдаются нормы литературной речи. 

Оценка «хорошо» ставится студенту за правильные ответы на вопросы билета, знание основных характеристик раскрываемых вопросов в рамках рекомендованного учебниками и положений, данных на лекциях. Обязательно понимание взаимосвязей между явлениями и процессами, знание основных закономерностей. 

Оценка 4 («хорошо») ставится студентам, которые при ответе:

– обнаруживают твёрдое знание программного материала; 

– усвоили основную и наиболее значимую дополнительную литературу; 

– способны применять знание теории к решению задач профессионального характера; 

– допускают отдельные погрешности и неточности при ответе. 

Оценка «удовлетворительно»:  Допускаются нарушения в последовательности изложения. Демонстрируются поверхностные знания вопроса. Имеются затруднения с выводами. Допускаются нарушения норм литературной речи. 

Оценка 3 («удовлетворительно») ставится студентам, которые при ответе:

– в основном знают программный материал в объёме, необходимом для предстоящей работы по профессии;

– в целом усвоили основную литературу; 

– допускают существенные погрешности в ответе на вопросы экзаменационного билета. 

Оценка «удовлетворительно» предполагает ответ только в рамках лекционного курса. Как правило, такой ответ краток, приводимые формулировки являются недостаточно четкими, нечетки, в ответах допускаются неточности. Положительная оценка может быть поставлена при условии понимания студентом сущности основных категорий по рассматриваемому и дополнительным вопросам.

Оценка «неудовлетворительно»: 

Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний. Оценка «неудовлетворительно» предполагает, что студент не разобрался с основными вопросами изученных в процессе обучения, не понимает сущности процессов и явлений, не может ответить на простые вопросы. Оценка «неудовлетворительно» ставится также студенту, списавшему ответы на вопросы и читающему эти ответы экзаменатору, не отрываясь от текста, а просьба объяснить или уточнить прочитанный таким образом материал по существу остается без ответа.

Оценка 2 («неудовлетворительно») ставится студентам, которые при ответе:

– обнаруживают значительные пробелы в знаниях основного программного материала; 

– допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!