Просмотр содержимого документа
«Сенсорный эталон. Музыкальный звук.»
СЕНСОРНЫЙ ЭТАЛОН
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУК»
(СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
Пискунова Ирина Геннадьевна
музыкальный руководитель
МБДОУ «ЯСЛИ-САД № 260 Г. ДОНЕЦКА»
Цель использования:
формирование у дошкольников восприятия отдельных свойств музыкальных звуков, для повышения уровня культуры музыкального восприятия в целом.
Задачи:
- формировать слуховое внимание детей;
- приучать их вслушиваться в разнообразные гармоничные звуковые сочетания;
- улавливать смену контрастных и сходных звуковых соотношений;
- обучать способам обследования музыкального звучания;
- развивать музыкально-сенсорные способности (вслушивание, различение, узнавание, сопоставление, обследование, комбинирование звуковысотных и ритмических, тембровых и динамических отношений в условиях различных музыкальных практик).
Развивает:
Уровень слуховых ощущений, восприятий, представлений, связанный с выразительными средствами музыки в их простейших сочетаниях.
Сенсорные способности детей: вслушивание, различение, узнавание, сопоставление, обследование, комбинирование звуковысотных и ритмических, тембровых и динамических отношений в условиях различных музыкальных практик.
длительность
свойства музыкального звука
тембр
высота
громкость
Возраст 5-6 лет - возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Это период благоприятный для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.
ВНИМАНИЕ
- выполнить задание, не отвлекаясь в течение 20-25 минут; удерживать в поле зрения 6-7 предметов;
- находить 10 отличий между предметами;
- выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу; -
- находить 8-9 пар одинаковых предметов .
МЫШЛЕНИЕ
- определять последовательность событий;
- складывать разрезанную картинку из 6-9 частей;
- находить и объяснять несоответствия на рисунках;
- находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
- находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
ПАМЯТЬ
- запоминать 10-12 картинок в течение 1-2 минут;
- рассказывать наизусть несколько стихотворений;
- пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
- сравнивать два изображения, предмета по памяти.
Музыкально-дидактическое пособие «Капитошка»
(автор: Пискунова И.Г., участие в Республиканском конкурсе методических разработок «Методический шедевр», 2016 г.)
предназначено для развития музыкальности детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки. Направлено на развитие у детей умения определять и анализировать средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. Помогает развивать у детей ритмический, мелодический, динамический, тембровый слух, память, внимание.
Пособие может использоваться как на музыкальных занятиях в качестве обучающего материала, так и в музыкальных центрах групп детского сада в качестве дидактической игры.
Схема взаимодействия с участниками учебно-воспитательного процесса
ВОСПИТАТЕЛЬ
ДЕТИ
РОДИТЕЛИ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Работа с родителями:
- Методические рекомендации
- Консультации
- Совместные дидактические игры
- Практические семинары
ВЫВОДЫ:
- Музыкальное развитие детей в своей целостности и комплексности не было бы полным и разносторонним, если бы опускалось в нем сенсорное звено. Музыкально-дидактические пособия и игры сочетают в себе многие условия, которые особо благоприятствуют развитию детей. Их содержание структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха развития детей.
- Моделирование свойств музыкальных звуков средствами музыкально-дидактических пособий и игр способствует накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволяет детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно.
- Для музыкально-сенсорной практики характерны не только процессы восприятия. Границы ее шире – она связана и с воспроизведением и с эстетическим переживанием. На сенсорной основе выстраивается сложная структура музыкального развития детей.