Задонская Надежда Геннадьевна,
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №24 «Звездочка»
города Димитровграда Ульяновской области
Выступление на педагогическом совете по теме
«Формы и методы сенсорного развития детей раннего возраста»
сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Воспитатель пояснил, что ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой..
Задонская Н.Г. также обозначила в своем выступлении, что сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей. На этой основе выделяются следующие задачи: формирование у детей систем перцептивных действий, формирование у детей систем сенсорных эталонов, формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
Надежда Григорьевна в своем выступлении обратила внимание коллег на тот факт, что ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т.е. усвоения меры качеств – эталонов, выработанных человечеством. Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя: основные цвета спектра, пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал; три величины; большая, средняя, маленькая. В сенсорном развитии, так же как и в умственном, физическом развитии определены требования программы. Требования программы по сенсорному воспитанию с 1,6 до 2 лет: ориентироваться в 3-4 цветах, некоторые называть, подбирать по образцу; ориентироваться в трех и более контрастных величинах (собирать трехместную матрешку и другие вкладыши после показа); собирать пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин; соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске); в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии, называть то, что рисует.
Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. - сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон - значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.
В заключение своего доклада Надежда Григорьевна сделала вывод о том, что создание целостного образа, учитывающего все свойства предмета, возможно лишь в том случае, если ребенок овладел поисковыми способами ориентирования при выполнении задания. С этой целью следует научить его планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию, ощупыванию и обследованию