Классный час «С любовью о Родине»
Цель: создать условия для воспитания у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию: любви к родному краю, бережного отношения к его культурно-историческим и природным богатствам.
Задачи:
- учить видеть и ощущать красоту родного края;
- воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою малую родину;
- формировать интерес к истории малой родины; к прошлому наших предков, традициям, языку, быту;
- развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Планируемые результаты:
Коммуникативные: развивать умения аргументировать свою точку зрения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками; уметь внимательно слушать педагога, словесную речь, давать отчёт о проделанной работе.
Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществлять контроль деятельности; оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные: выявлять особенности объектов в процессе их рассматривания; выявлять сходства и различия объектов.
Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, уважение к своему народу, принятие ценностей; воспитание доброжелательности, уважения друг к другу. Развитие умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. Результатом данного мероприятия можно считать появление интереса к изучению истории.
1.Вступительная часть – постановка вопроса.
Учитель: Общение людей всегда начинается с приветствия. Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются. Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в щеку. А как здороваются жители нашей страны? (пожимают друг другу руку) Так давайте поздороваемся друг с другом, как здороваются у нас в России.
Учитель: Ребята, в русском языке есть много красивых, добрых, ласковых слов. Но есть и такие слова, которые являются для каждого из нас еще самыми дорогими и родными. Как вы думаете, какие это слова? (мама, друг, школа и др.)
Учитель: Есть ещё одно дорогое слово, о нём вы узнаете, если правильно отгадаете загадку:
Здесь родился, живёшь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем сегодня вести разговор?
Учитель: Правильно, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, а точнее, о нашей малой родине, о родном крае.
2. Основная часть
Учитель: Как вы думаете, откуда произошло слово РОДИНА?
Учитель: Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.
Учитель: Подберите однокоренные слова к слову родина. (Род, родня, родственник, родители, родословная, народ и т.д.)
Учитель: Мы родились в стране, которая называется …. Россией! Мы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля.
Учитель: Откуда появилось такое название – «Россия?»
Учитель: В стародавние времена Россию называли Русью. Слово «Русь» произошло от слова «русло». Русло - это ложе реки, по которому она течёт меж берегов. Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Страна света, солнца, добрых людей.
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
Учитель: Вы знаете, что каждое государство имеет свои символы. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер. Какие символы у нашего государства - России?
Учитель: Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, Россия имеет так же и другие символы.
Учитель: Красная площадь, как символ единства России, героизма российского народа, боевой и трудовой славы многих наших соотечественников. Береза всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания и долголетия.
Матрешки — неофициальный символ России. Символ ее загадочной для всех души. У матрешки на одежке много цветов. Потому что Матрешка, девочка Матреша, сама растет среди цветов и трав, как и все мы среди них растем. Балалайка — это один из инструментов, ставших (наряду с гармонью) музыкальным символом русского народа.
Учитель: В нашей стране проживает более 160 народов: русские, татары, украинцы, армяне, чеченцы, чуваши, таджики.
Учитель: Россия - необъятная страна.
Учитель: Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина. Ребята, скажите, что значит малая? Что значит родина?
Учитель: МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка необъятной страны
Учитель: РОДИНА – потому что здесь живут родные нашему сердцу люди. Для нас малая– это наш улус Шулута. Сотни таких сёл, деревень в России… А самое родное – одно, наш улус Шулута.
В каком регионе мы с вами живем?
Как называется наш район?
А как называется наша малая родина?
Учитель: В 2023 году летом наша республика Бурятия и наш Тункинский район отметили свой 100-летний юбилей !!!
На центральном стадионе в с. Кырен прошло открытие праздника «Наадан – Сурхарбаан - 2023». Вместе с районным «Сурхарбааном» гости и жители Тункинской долины отметили Международный фестиваль «Древо согласия» - «Эб модоной наадан», посвящённые также 100-летию Республики Бурятия и 100-летию Тункинского района.
Жемчужина Сибири, Долина красоты и здоровья – про Тункинский район существует много эпитетов. Оно и неудивительно. Каждый, кто хоть раз бывал в этих краях, отмечают уникальную природу: сочетание гор, богатой растительности, красивых озёр, кристально-чистых рек создают уникально живописные картины нашей Тункинской долины. В Тункинской долине много целебных источников- аршанов.
Учитель: Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и песни под гармонь, и ромашковые поля. Село, историей которого мы гордимся! Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь.
Родина-это место, где ты родился и вырос, - самое дорогое на земле. Оно даёт нам силы, служит источником вдохновения.
Есть такая поговорка: «Где родится, там и пригодится». Наше село – это плодородные земли, поля, луга, бело-розовые сады весной, пруды, богатые рыбой. Разве это не сказка? Но главное наше богатство – люди. Недаром говорят:«Родина – это люди!»
Многие жители нашего села, а они ваши прабабушки и прадедушки, достигали высоких производственных показателей на своих рабочих местах, за что получали высокие награды.
В грозные военные годы жители деревни стали на защиту Отечества: мужчины ушли на фронт, женщины и дети принимали участие в полевых работах растили хлеб, который отправлялся на фронт. Многие наши односельчане погибли во время ВОВ. Вечная слава героям! Среди наших земляков, которые вернулись с войны, был Герой Советского Союза Жамбал Ешеевич Тулаев.
Игра «Мы знаем пословицы о родной земле».
Вспомните пословицы о родине, назовите их
Соедините пословицы.
Родная сторона – мать, | что соловей без песни. |
Человек без Родины, | расставаясь с Родиной – всю жизнь. |
Расставаясь с другом, плачут семь лет; | а чужая – мачеха. |
Родина – мать, | как мать любимую. |
Береги землю родимую, | умей за нее постоять. |
3. Заключительная часть
Учитель: Наша страна огромна и прекрасна. Богаты её леса и недра, полноводны реки и озёра, талантлив народ. Только узнав свою малую родину, полюбив её, в будущем мы можем стать рачительными хозяевами своей родины. А начинается эта любовь с изучения своего родного края, родного языка, места, где ты родился и рос, с появления уважения к своим землякам, людям, которые тебя окружают, помогают тебе, поддерживают тебя в жизни.
Учитель: Ребята, а в чём может проявляться ваша любовь к родине?
Учитель: Я надеюсь, что вы всегда будете гордиться своей Родиной и когда вырастите, может быть, прославите ее своими именами. Россия и наши земляки всегда будут гордиться Вами, Вашими делами и поступками. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь. Но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы живете, любовь к малой родине.
Чтобы любить и беречь нашу большую и уникальную планету Земля, нам нужно с любовью и бережностью относиться к своим истокам, к своей Малой Родине!
Наш классный час подошёл к концу.