Звучит фрагмент из симфонической поэмы «Шахразада» «Море и корабль Синбада». 1.Что вы представили себе, слушая эту музыку? 2. Каким настроением зарядила нас музыка? 3. Похожа ли мелодия на русскую? 4. В чем её особенность, отличительные черты? Итак, мы пересекли море на корабле прославленного моряка Синбада и оказались в волшебной стране сказок «Тысяча и одной ночи». Как вы думаете, почему они так называются? Я вам расскажу, почему они так называются. Мы с вами попали в роскошный дворец шаха Шахрияра, которому прекрасная Шахразада рассказывала свои волшебные сказки. Сказки « Тысяча и одна ночь»- памятник средневековой арабской литературы, созданный многими авторами. Самая старинная рукопись «Тысяча и одной ночи», датируется XIV веком, но сказки, собранные в книге, к IX веку. Все рассказы объединены вместе историей о шахе Шахрияре и его удивительной жене Шахразаде. Шахрияр каждую ночь берёт себе новую жену и каждое утро по приказу шаха её казнят. Такой порядок длится до тех пор, пока шах не женится на дочери своего визиря, мудрой и красивой Шахразаде. Каждую ночь Шахразада рассказывает властителю истории, каждое утро прерывая «на самом интересном месте». Тысячу ночей рассказывала свои истории Шахразада. И вот, когда наступила тысяча первая ночь, и была окончена последняя сказка, шах Шахрияр сказал: - О Шахразада, Я привык к тебе и не казню тебя, даже если бы ты не знала ни одной сказки. Не надо мне новых жён, ни одна девушка на свете не сравнится с тобой. Так рассказывает арабская легенда о том, как появились чудесные сказки «Тысяча и одна ночь». Именно из этого произведения Н.А. Римский – Корсаков черпал вдохновение для создания музыкальной поэмы «Шахразада». В прекрасном дворце Шахрияра вас ожидает приятная встреча. Поможет нам ещё один волшебник – М.П. Мусоргский. Закройте глаза, и пускай свершится чудо! Включите своё воображение и погрузитесь в музыку. Прослушивание М. П. Мусоргский «Пляска персидок» Какое настроение в этой музыке? Что вы представили, слушая эту музыку? Подумайте, дополняет ли эта музыка образ роскошного дворца? Почему? Как звучит мелодия? Можно ли эту музыку назвать восточной? Какие характерные черты восточной музыки вы услышали? Послушайте стихотворение индийского поэта Рабиндраната Тагора. * * * С улыбкою рассветная звезда вписала, радостью согрета, в последнюю страницу тьмы приветственную песнь рассвета. Какое настроение несёт это стихотворение? Какую бы мелодию вы подобрали бы к этому четверостишью? Творческое задание. Мелодизация стихотворения. 1.В чём особенность восточных интонаций? 2.Чем отличаются восточные интонации от русских? 3.Что помогает композиторам сочинять восточные музыкальные темы? 4.Обязательно ли для этого отправляться в путешествие на Восток? 5.Какие музыкальные произведения на восточные темы ты знаешь? Молодцы, правильно ответили на все вопросы. Наше путешествие подошло к концу. А теперь скажите, что нового вы узнали на уроке? Музыка каких композиторов сопровождала нас? По каким характерным признакам мы можем отличить восточные мелодии? Всем ли понравился наш сегодняшний урок? Кому понравился, поднимите руки и помашите. Все на уроке были внимательны и активны. Я прощаюсь с вами и очень надеюсь, что вы тоже будите всегда добрыми, трудолюбивыми и мудрыми, как герои сказок, рассказанных прекрасной Шахразадой. Спасибо за урок! До свидания! |