СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский Восток.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок изучения нового материала.урок 

Цель урока: сформировать представление об особенностях «восточных» интонаций в музыке русских композиторов.

Просмотр содержимого документа
«Русский Восток.»

Класс: 4

Предмет: Музыка.

Тема урока: Русский Восток.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок – путешествие.

Цель урока: сформировать представление об особенностях «восточных» интонаций в музыке русских композиторов.

Задачи урока:

  • Познакомить обучающихся с произведениями Н.А. Римского – Корсакова, М.П. Мусоргского;

  • На основе чувственных ощущений  научить отличать восточный колорит музыки;

  • Пробудить интерес к выполнению творческих заданий.

Методы:   

  • метод интонационно – стилевого постижения музыки,

  • метод ассоциативно - образного мышления                            

  • метод имитационного моделирования,

  • вокально-хоровой метод.

Планируемые результаты:

Личностные:  проявление устойчивого положительного отношения к урокам музыки; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 Метапредметные:

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; планировать действия; выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам; осуществлять оценку и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять анализ музыки с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, общаться в группах; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные: соотносить особенности музыкального языка русских композиторов; определять особенности восточных интонаций; сравнивать музыку разных композиторов и находить общие черты.

















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД


1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)


Звучит песня «Арабская ночь».  

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Александровна, сегодня урок музыки проведу у вас я. Я рада нашей встречи и вашим улыбкам!


Приветствуют учителя.



Включаются в учебную деятельность, получают эмоциональный настрой.



Личностные:

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.


2. Постановка учебной задачи.















Сегодня на уроке мы отправимся в необыкновенное путешествие. Прозвучавшая песня указывает нам путь в это место. Вы догадались, куда мы отправимся?

Правильно, все события этой сказки происходят на Востоке. Скажите пожалуйста, а как вы представляете себе Восток?

Какой он?

Да, Восток всегда ассоциируется у нас с волшебством, загадкой, фантастическими и невероятными историями. Ребята, а вы хотели бы попасть туда?

Мы сможем совершить это путешествие. И помогут нам в этом ваше воображение, волшебные сказки «Тысяча и одной ночи» и музыка настоящего чародея Н. А. Римского – Корсакова.

Закройте глаза и слушайте.





Ответы детей: на Восток.



Отвечают: невероятный, волшебный.





Отвечают: да.









Регулятивные:

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.








Регулятивные:

В сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи.



3. Усвоение новых знаний и способов действий (открытие новых знаний).
































































4. Закрепление знаний.

















5. Применение знаний в практической деятельности.






















6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Звучит фрагмент из симфонической поэмы «Шахразада» «Море и корабль Синбада».

1.Что вы представили себе, слушая эту музыку?

2. Каким настроением зарядила нас музыка?

3. Похожа ли мелодия на русскую?

4. В чем её особенность, отличительные черты?

Итак, мы пересекли море на корабле прославленного моряка Синбада и оказались в волшебной стране сказок «Тысяча и одной ночи». Как вы думаете, почему они так называются?

Я вам расскажу, почему они так называются. Мы с вами попали в роскошный дворец шаха Шахрияра, которому прекрасная Шахразада рассказывала свои волшебные сказки.

Сказки « Тысяча и одна ночь»- памятник средневековой арабской литературы, созданный многими авторами. Самая старинная рукопись «Тысяча и одной ночи», датируется XIV веком, но сказки, собранные в книге, к IX веку. Все рассказы объединены вместе историей о шахе Шахрияре и его удивительной жене Шахразаде.

Шахрияр каждую ночь берёт себе новую жену и каждое утро по приказу шаха её казнят. Такой порядок длится до тех пор, пока шах не женится на дочери своего визиря, мудрой и красивой Шахразаде. Каждую ночь Шахразада рассказывает властителю истории, каждое утро прерывая «на самом интересном месте».

Тысячу ночей рассказывала свои истории Шахразада. И вот, когда наступила тысяча первая ночь, и была окончена последняя сказка, шах Шахрияр сказал:

- О Шахразада, Я привык к тебе и не казню тебя, даже если бы ты не знала ни одной сказки. Не надо мне новых жён, ни одна девушка на свете не сравнится с тобой.

Так рассказывает арабская легенда о том, как появились чудесные сказки «Тысяча и одна ночь». Именно из этого произведения Н.А. Римский – Корсаков черпал вдохновение для создания музыкальной поэмы «Шахразада».

В прекрасном дворце Шахрияра вас ожидает  приятная встреча.


Поможет нам ещё один волшебник – М.П. Мусоргский. Закройте глаза, и пускай свершится чудо! Включите своё воображение и погрузитесь в музыку.

Прослушивание М. П. Мусоргский «Пляска персидок»

Какое настроение в этой музыке?

Что вы представили, слушая эту музыку?


Подумайте, дополняет ли эта музыка образ роскошного дворца? Почему?

Как звучит мелодия?

Можно ли эту музыку назвать восточной?

Какие характерные черты восточной музыки вы услышали?

Послушайте стихотворение индийского поэта Рабиндраната Тагора.

* * *

С улыбкою рассветная звезда

вписала, радостью согрета,

в последнюю страницу тьмы

приветственную песнь рассвета.


Какое настроение несёт это стихотворение?

Какую бы мелодию вы подобрали бы к этому четверостишью?

Творческое задание.

Мелодизация стихотворения.

1.В чём особенность восточных интонаций?

2.Чем отличаются восточные интонации от русских?

3.Что помогает композиторам сочинять восточные музыкальные темы?

4.Обязательно ли для этого отправляться в путешествие на Восток?

5.Какие музыкальные произведения на  восточные темы ты знаешь?

Молодцы, правильно ответили на все вопросы.





Наше путешествие подошло к концу.

А теперь скажите, что нового вы узнали на уроке?

Музыка каких композиторов сопровождала нас?

По каким характерным признакам мы можем отличить восточные мелодии?

Всем ли понравился наш сегодняшний урок?

Кому понравился, поднимите руки и помашите.

Все на уроке были внимательны и активны.

Я прощаюсь с вами и очень надеюсь, что вы тоже будите всегда добрыми, трудолюбивыми и  мудрыми, как герои сказок, рассказанных прекрасной Шахразадой.


Спасибо за урок! До свидания!

Слушают фрагмент.


Отвечают на вопросы.













Слушают учителя.















































Отвечают на вопросы.





Ответы учащихся на вопросы.







Слушают четверостишье.






Отвечают на вопросы.



Отвечают на вопросы.

















Отвечают на вопросы.



Познавательные:

Осуществляют анализ (анализируют песню).













Познавательные:

Формируются новые понятия, новые знания о сказках «Тысяча и одна ночь».









































































Личностные:

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений.












Личностные:

Эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции























Личностные:

Активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками; проявляют упорство в достижении поставленных целей.





















Регулятивные:

Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!