СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Русский Восток"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: углубление в тему, усвоение новых знаний.

Методы: метод забегания вперед и возвращения назад.

Формы и виды контроля: наблюдение, рассуждение.

Музыкальный материал: фрагменты из оперы М. Глинки “Руслан и Людмила”: Каватина Людмилы (из 1-го д.), Речитатив и ария Руслана (из 2-го д.), Персидский хор (из 3-го д.), Восточные танцы в замке Черномора: Турецкий, Арабский (из 4-го д.); Симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» (1часть, фрагмент).

Оборудование: магнитофон, CD-mp3, учебник Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка» 4 класс, плакат музыкального звукоряда, портреты М. И. Глинки, А. С.Пушкина, Н. А. Римского-Корсакова, предметы востока (костюм, платки, украшения, восточные сладости, блюдо с разнообразными фруктами,), «цветик-семицветик», баян, ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийный экран, методические и нотные пособия.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Русский Восток"»

Русский Восток

урок в 4 классе

Цель: формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей культуры

Предметные УУД:

  • дать учащимся представление о поэтизации Востока русскими композиторами в различных музыкальных жанрах;

  • закрепить и расширить ранее полученные представления об интонационном своеобразии музыки народов Востока через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими, воинственными музыкальными образами в музыке русских композиторов;

Регулятивные УУД:

  • анализ музыкальных произведений, особенностей музыкального языка композиторов;

  • развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять, развивать ассоциативное мышление, внимание, память, устанавливая интонационно-образные связи музыки и литературы, воспитывать инициативу и самостоятельность детей;

  • развивать творческое начало в размышлениях о музыке, в двигательных импровизациях

Коммуникативные УУД:

  • умение работать коллективно, объективно оценивать друг друга;

  • формирование певческих навыков, исполнительской и слушательской культуры.

Тип урока: углубление в тему, усвоение новых знаний.

Методы: метод забегания вперед и возвращения назад.

Формы и виды контроля: наблюдение, рассуждение.

Музыкальный материал: фрагменты из оперы М. Глинки “Руслан и Людмила”: Каватина Людмилы (из 1-го д.), Речитатив и ария Руслана (из 2-го д.), Персидский хор (из 3-го д.), Восточные танцы в замке Черномора: Турецкий, Арабский (из 4-го д.); Симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» (1часть, фрагмент).

Оборудование: магнитофон, CD-mp3, учебник Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка» 4 класс, плакат музыкального звукоряда, портреты М. И. Глинки, А. С.Пушкина, Н. А. Римского-Корсакова, предметы востока (костюм, платки, украшения, восточные сладости, блюдо с разнообразными фруктами,), «цветик-семицветик», баян, ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийный экран, методические и нотные пособия.


































ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! (поздороваться с гостями)

Дети: Здравствуйте!

Уч.: Настроение каково?

Д.: Во! (показывают «пальчик вверх»)

Уч.: Настроение приподняли, призаживайтесь.


II. Активизация ранее полученных знаний.

(На экране видео-фрагмент стихотворения «У лукоморья…»)



У.:Произведение какого русского поэта вы просмотрели?

Д.: А.С.Пушкина

У.: Мы остановились не спроста на данном фрагменте. Напомните автора и название оперы?

Д.: Опера М. И. Глинки “Руслан и Людмила”.

У.: Что послужило источником создания оперы?

Д.: Одноименная поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

У.: Имя великого русского поэта тесно связано со многими музыкальными шедеврами. Неспроста ХIХ век называют золотым веком русской культуры, так как ХIХ век дал России столько великих людей, что даже перечислить их на уроке невозможно. Культура России этого времени преуспела во многом, Русская культура, в целом, – будь то музыка, литература или другие виды искусства, всегда постигала черты, характер культуры других народов. “Восточная тема” стала излюбленной с 19 века, так как сам Восток стал более зримым, доступным, открытым именно в этот период: гости с Востока поражали, удивляли роскошью, мудростью, загадочностью женских образов, необычной одеждой, пищей и т.д. Вот почему, создавая русские национальные образы, Пушкин вводил в поэзию – арабов, персов, цыган, грузин, усиливая контраст, придавая большую яркость произведениям. В русской музыке, начиная с М. Глинки, впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. В опере “Руслан и Людмила” он вводит не только народные русские мелодии, но и арабские, персидские, турецкие, кавказские. Все эти восточные образы, созданные русскими композиторами в мировой музыке часто так и называют Русский Восток. Поэтому тема нашего урока так и будет звучать…

Д.: Русский Восток.

У.: Перечислите главных героев оперы «Руслан и Людмила»?

Д.: Людмила, Руслан, Наина.

У.: Сейчас мы прослушаем фрагменты из оперы: попробуйте представить и вспомнить героя, его образную характеристику и соответствующую сцену.

  • Восприятие Арии Руслана (из 2-го д.)

У.: Какие чувства испытывает главный герой? Каким показан здесь Руслан?

Д.: Грустный, печальный, мрачный, подавленный.

У.: Почему? Где он находится?

Д.: Это сцена из оперы, когда Руслан попадает на Мертвое поле и скорбит по погибшим.

У.: Со вздохом витязь вкруг себя

Взирает грустными очами.

«О поле, поле, кто тебя

Усеял мертвыми костями?..

У.: Верно, ребята. Именно такими словами Руслан поет свою арию, сольную песню.

  • Восприятие Каватины Людмилы (из 1-го д.)

У.: Где поет свою песню Людмила?

Д.: На свадьбе.

У.: Какой мы ее себе представили?

Д.: Веселая, игривая, подшучивает над Фарлафом и Ратмиром.

  • Восприятие Персидского хора (из 3-го д.)

У.: Кто исполняет этот хор?

Д.: Восточные девушки в замке злой волшебницы Наины.

У.: Зачем?

Д.: Персидские девы манят путников пленительным пением.

У.: Как восточным красавицам это удается? В чем особенность их пения?

Д.: Тембр голоса завораживающий, нежный, многочисленные распевы,

убаюкивающий ритмический рисунок, мелодический рисунок волнистый, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент.


III. Закрепление музыкального материала (угадайка)

(На партах листочки для «Угадайки»)

Включаются музыкальные фрагменты, учащиеся отмечают на листках под каким номером прозвучал фрагмент.


Название произведения

1

2

3

Арии Руслана




Каватины Людмилы




Персидского хора





IV. Повторное восприятие и обобщение.

У.: В основе Персидского хора – восточная народная мелодия, которая была известна в Персии. Глинка использовал подлинные интонации и ритмы восточных народов.

В чем же здесь особенность мелодического рисунка?

(ответы детей)

У.: Проверить и дополнить ваши ответы нам помогут слова-помощники на слайде. Откроем их и прочитаем вслух (на слайде прилагательные разных цветов с характеристикой мелодического рисунка):

Слайд: ИЗВИЛИСТЫЙ

ВОЛНИСТЫЙ

ЗАТЕЙЛИВЫЙ

ВЬЕТСЯ ТОНКИМ УЗОРОМ

ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ

УБАЮКИВАЮЩИЙ

ЗАВОРАЖИВАЮЩИЙ

У.: Какую роль в опере играют восточные танцы?

Д.: Отвлечь, удивить и развеселить Людмилу.

У.: Верно, ребята! Мы знаем, что Черномор хотел прельстить Людмилу сокровищами, но ничего из этого не вышло, и тогда он пытается удивить ее чудесными восточными танцами…

Подумайте, почему при создании русского национального характера в опере используются восточные мелодии – в песнях, танцах?

Д.: Придать таинственность, сказочность, волшебство, фантастическую нотку…





V. Углубление в тему.

У.: За основу восточных мотивов были взяты подлинные народные персидские, арабские, турецкие мелодии, но написаны были русскими композиторами.

Да, Русский Восток красив, а какой же тогда настоящий Древний Восток.… Вспомнить Древний Восток нам поможет сборник арабских сказок “Тысяча и одна ночь” (на слайде), который знаком и любим нами с детства.

У.: А почему эти сказки нам так нравятся?

Д.: Много увлекательных приключений и т.д.

У.: Назовите героев сказок, которых вы помните?

Д.: Синдбад, Алладин, Али-баба и т.д.

У.: Чем они так известны? (ответы детей)

У.: Сегодня мы с вами приоткрыли дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все времена. Примерно также, давным-давно, увлек Восток и русского композитора Николая Римского-Корсакова (показ портрета). Он написал симфоническую сюиту “Шехеразада” в четырех частях всего лишь за два месяца. Трудно ли будет догадаться, что послужило источником создания сюиты?

Д.: Сказки “Тысяча и одна ночь”.

У.: Эти сказки создавались многими поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами, турками. В России перевод сборника сказок появляется лишь в начале 19 века. Впервые прочитав его, Н. А. Римский-Корсаков, пораженный сказочным миром Востока, сразу же написал симфоническую сюиту “Шехеразада”.

У.: Мы продолжаем знакомство с “Русским Востоком”. В симфонической сюите “Шехеразада” можно услышать, представить и увидеть чудеса Востока. Свое сочинение Н. А. Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением (на доске появляется слайд):

Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая из ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.

VI. Восприятие музыки.

У.: Итак, слушаем фрагмент из 1-ой части сюиты, который начинается с показа главных героев Шахриара и Шехеразады. Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают?(восприятие музыки на слайд)

У.: Каков нрав восточного повелителя? Каким вы его себе представляете?

Д.: Грозный, могучий, злой, властный султан, который величаво лежит на подушках и раздает приказы…

У.: Как вы это почувствовали?

Д.: Воинственно и грозно звучат инструменты медной духовой группы…

У.: А какую картину рисует в твоем воображении тема Шехеразады?

Д.: Мягкая, нежная…Учитель дополняет ответы детей, обращая их внимание на слайд

НЕЖНАЯ

ТОНКАЯ

ИЗЯЩНАЯ

ПЛЕНИТЕЛЬНАЯ

МЯГКАЯ

ЗАДУМЧИВАЯ

МЕЧТАТЕЛЬНАЯ

У.: Какой инструмент помог нам все это почувствовать?

Д.: Скрипка и арфа.

У.: С чем можно сравнить здесь мелодический рисунок?(ответы детей)

У.: Скрипка и арфа поют нам пленительную мелодию: редкого обаяния напев вьется тонким, извилистым узором и умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтическая восточная мелодия в русской музыке.

VII. Закрепление.

У.: Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что поэтизация Востока русскими композиторами нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: в опере М. Глинки “Руслан и Людмила” и в симфонической сюите Николая Римского-Корсакова “Шехеразада”. Здесь мы познакомились и с танцевальными, и с песенно-лирическими, и с воинственными музыкальными образами.

Теперь, прослушав немало восточных тем и сделав их анализ, подумайте, в чем же особенности восточной интонации?

(ответы детей завершаются показом слайдов “Особенности восточной интонации”)

  • многочисленные распевы, убаюкивающие и завораживающие;

  • мелодический рисунок может быть волнистым, извилистым, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент;

  • часто встречается мелодия плавная покачивающаяся, которая передает неторопливые, размеренные, женственные, мягкие и томные движения танцующих или же, наоборот, напоминает бурный восточный темперамент – с резкими акцентами на сильной доле, напоминают стремительные прыжки танцующих мужчин;

  • характерны темповые, динамические и регистровые контрасты, красочное звучание оркестра, близкое по тембру восточных народных инструментов.

У.: Почему русские композиторы в своих произведения часто используют восточные мотивы? С чем это связано?

Д.: Придают волшебство, загадочность, контраст…

У.: Что помогает композиторам сочинять восточные темы? Обязательно ли для этого отправляться в путешествие на Восток? Как в мировой музыке появилось такое понятие как Русский Восток?

(ответы детей)

VIII. Рефлексия:

У.: Наш урок подходит к концу и я хотела бы завершить его небольшим самоанализом. Вспомните, пожалуйста, всё, о чем мы говорили, слушали и узнали нового.

(На доске черное полотно – небо)

У.: Для того чтобы узнать ваше мнение об уроке я предлагаю сегодня высказать его с помощью звездочек

(На слайде: Желые звезды- активен и внимателен на уроке, чувствовал себя комфортно; розовые звезды – малоактивен, рассеян, чувствовал себя не комфортно)

У.: Какое прекрасное звездное небо у нас получилось. Наш урок прошёл не зря! Молодцы! (подытоживая):

У.: В преддверии наступающего праздника я предлагаю исполнить песню «Защитники Отечества» сл. И.,В.Нужины. (Исполнение песни всем классом – Д/З - выучть).

У.: Молодцы! Сегодня мы выяснили, что Восток в русской музыке создан композиторами на основе подлинных народных мелодий и показан не внешне, а всегда постигается изнутри, ведь русской культуре свойственна широта интересов и великая способность “входить в образ”, “вживаться” в явления других национальных культур.

У.: Спасибо за совместное творчество и ваши эмоции. С вами было приятно работать. Урок окончен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!