СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочный план. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. В 2016-2017 уч.год

Просмотр содержимого документа
«Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.»

4 класс

Тема: Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

Цели: познакомить с восточными мотивами в операх русских композиторов.

Музыкальный материал:

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. работа по теме урока.

Еще одно направление творчества русских композиторов – это так называемый «русский Восток». Рассматриваем живописные произведения русских художников – репродукцию с картины В.Верещагина «Двери Тамура» и эскиз костюма И.Билибина «Шамаханская царица». Какие особенности мы видим на этих изображениях?

На картине Верещагина с фотографической точностью передан замысловатый орнамент тяжелой резной двери, детали красочной восточной одежды стражей, их воинского обмундирования (луки, стреляя, щиты, копья, сабли).

Эскиз костюма «Шамаханская царица» И.Билибина, выполненный к опере «Сказка о золотом петушке» Н.Римского-Корсакова отличается яркостью красного тона, на котором тонко выписаны узоры. Обращаем внимание на царственную позу молодой женщины (в раскинутых руках скипетр и волшебный цветок), восточные черты лица, необычность костюма – тяжелый тюрбан со звездой на голове, шаровары, многослойность и орнаментальная роспись верхней одежды, характерная (с загнутыми носами) обувь. Художник изобразил восточную царицу в ярко-красных праздничных тонах. (о художниках в информации для учителя).

А теперь обращаемся к знакомым операм. Пропеваем две темы на с.103 – пляску персидок из «Хованщины» Мусоргского и «Персидский хор» из «Руслана и Людмилы» Глинки. Выявляем характерные восточные интонации и причудливые восточные ритмы, узорчатость мелодики, обилие распевов. Сопоставляем восточную мелодику с русской – вспоминаем русскую народную песню «Исходила младешенька», пропеваем ее.

Слушаем последовательно два фрагмента из опер, останавливаем внимание на красочности оркестровки, необычность тембров голосов и инструментов, на вариационном типе развития музыки.

Персидскую пляску можно сопровождать танцевальными движениям рук, корпуса, хлопками (акценты), звучанием треугольника, румбы, которые подчеркнут ритмические рисунок.

«Хор персидок» сопровождаем пластическим интонирование – плавным движением рук отмечаем фразировку, вступление высоких (сопрано) и низких (альты) голосов хора и их сочетание. Предлагаем пропевать темы хора «про себя», стараясь брать дыхание там, где это делают певцы.

Открываем следующий разворот учебника «Восточные мотивы» (с.104-105). Он посвящен знакомству с фрагментами из балета армянского композитора Арама Ильича Хачатуряна (1903-1978) «Гаянэ». Гаянэ – имя главной героини балета, простой девушки, которая живет в горной деревушке. Композитор, рассказывая о простых людях, рисует их музыкальные портреты, сцены из их жизни.

Знакомимся с сольным номером из балета – «Колыбельной Гаянэ». Поем ее основную тему, ориентируясь на нотную запись (с.104). Подчеркиваем в ней необыкновенную песенность, задушевность, лиричность, обращаем внимание на ритмический рисунок мелодии, наличие в ней мелких длительностей (мелизмов), которые выполняют роль своеобразного орнамента, украшения, словно оплетающего основную тему «Колыбельной». Убаюкивающий ритм сопровождения исполняем мягким движением кистей рук, имитируя игру на фортепиано. Окончания фраз можно украсить звуками треугольника (в оркестре звучат колокольчики).

Слушаем «Колыбельную Гаянэ». Обращаем внимание, как из нежной и спокойной, набирая силу, эта музыка становится в средней части взволнованной и страстной, определяем трехчастную форму.

Сочные краски оркестрового звучания «Колыбельной» можно сравнить с яркими красками картины «Армения» художника Мартироса Сергеевича Сарьяна (1880-1972). Что мы видим? Пейзаж, в котором есть и голубая гладь озера и спрятавшуюся в дымке гонную гряду с вершинами, уходящими в небо, и поля, и небольшие селения.

Разучиваем «Мелодию» А.Хачатуряна, «Утро» А.Парцхаладзе (Хр. 1 кл), вспомнить грузинские народные песни «Солнце, в дом войди…», «Светлячок» (4 кл.)

IV. Итог урока.

С каким направлением творчества русских композиторов вы познакомились сегодня на уроке?

V. Домашнее задание.

Спеть вокализом мелодию "Колыбельной" М.Глинки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!