СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП литература 7 класс для обучающихся с ОВЗ (обучение на дому)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП по литературе для обучающегося с ОВЗ. Домашнее обучение. 7 класс. 0, 5 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«РП литература 7 класс для обучающихся с ОВЗ (обучение на дому)»

Пояснительная записка

Корзун Даниил по заключению ПМПк является ребенком с ОВЗ. По заключению ПМПк ему рекомендовано обучение по основной общеобразовательной программе общего образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи с формой обучения на дому по индивидуальному образовательному плану. Программа по предмету «Литература» рассчитана на 17 часов. На изучение литературы выделено 0.5 часа в неделю.


Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, вступившим в силу с 01 сентября 2013 г.

  • Конвенция о правах ребёнка.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. № 1897. (с изменениями – приказ от 29.12.14 №1644).

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  • Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, внесенная в государственный реестр (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 утверждены санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (СанПиН 2.4.2.3286-15).

  • СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26.

  • Устав ГБОУ СОШ №37

  • АООП ООО ТНР ГБОУ СОШ №37 (Приказ №538 от 31.08.2020г.).


Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных МП РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ:

Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Авт.-сост. Г. С. Меркин. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 430 с. – ( Инновационная школа).


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами освоения обучающимися 7 класса основной школы программы по литературе являются:

- воспитание ценностного отношения к русскому языку и литературе;

- приобщение к литературному наследию своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

- осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.


Метапредметными результатами освоения обучающимися 7 класса являются:

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. Обучающийся сможет:

- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Обучающийся сможет:

- определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- выделять явление из общего ряда других явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- резюмировать главную идею текста; критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

- использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций развитие личной ответственности за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;

- развитие и углубление восприятия литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.


Предметные результаты обучения

К концу 7 класса обучающиеся научатся:

- выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

- оценивать систему персонажей;

- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя;

- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста;

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению.

При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.

При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.

II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют.

У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?», умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

- выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;

- покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;

- покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);

- проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);

- сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);

- определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;

- дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию. Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.


Ученик получит возможность научиться:

- рассказывать о самостоятельно прочитанном литературном произведении, обосновывая свой выбор;

- сочинять литературное произведение и/или придумывать сюжетные линии;

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


2. Содержание учебного предмета


Раздел 1. Из устного народного творчества

Тема 1. Былины

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Со­ловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отра­жение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили – сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»), Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: эпос; эпические жанры в фольклоре; былина (эпическая песня), тематика былин, своеобразие центральных персонажей и особенности конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; отзыв на эпизод; подготовка сообщения; письменные ответы на вопросы; работа с репродукциями.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (А.К. Толстой «Илья Муромец»); изобразительное искусство (репродукции картин: В.М. Васнецов «Богатыри»; Н.К. Рерих «Богатырский фриз», «Святогор»; М.А. Врубель «Вольга и Микула»; К.А. Васильев «Дар Святогора»).

Метапредметные ценности: воспитание интереса к произведениям устного народного творчества.


Раздел 2. Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет » («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность. Нравственный облик человека в древнерусской литературе.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть). Универсальные учебные действия: лексическая работа; подробный пересказ; изложение с элементами сочинения; викторина; подготовка сообщения; заполнение таблицы; работа с репродукциями картин.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (сага о викинге Орваре Одле); история (время правления Олега); изобразительное искусство (иконопись; оформление памятников древнерусской литературы — миниатюра из «Радзивилловской летописи» — «Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру»; Ф.А. Бруни «Олег прибивает щит к вратам Константинополя»; В.М. Васнецов «Прощание вещего Олега с конем», «Олег у костей коня»).

Метапредметные ценности: формирование ценностных представлений на примере жизни Петра и Февронии Муромских.


Раздел 3. Из литературы XVIII века

Тема 1. М.В. Ломоносов.

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всерос­сийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: литературное направление, классицизм; ода; учение М.В. Ломоносова о «трех штилях»; риторические фигуры; эпиграмма; тема и мотив (развитие представлений).

Универсальные учебные действия: работа с учебником; лексическая работа; сопоставительный анализ произведений разных видов искусства; прослушивание музыкального фрагмента; выразительное чтение.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (фрагмент из книги «Юности честное зерцало»); изобразительное искусство (портрет М.В. Ломоносова — гравюра М. Шрейдера с оригинала Шульце; скульптурный портрет М.В. Ломо- 110 носова работы Ф.И. Шубина; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской Ломоносова); музыка (сочинения М.И. Глинки, П.И. Чайковского).

Метапредметные ценности: формирование ценностных и нравственно-эстетических представлений.

Творческая работа: сочинение с элементами рассуждения.


Тема 2. Г.Р. Державин. Д.И. Фонвизин

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды; тематическое разнообразие лирики; псалом; риторические фигуры (развитие представлений).

Универсальные учебные действия: лексическая работа; чтение наизусть; выразительное чтение; заполнение таблицы; беседа; составление тезисного плана статьи учебника; сопоставительная характеристика 81 псалма и стихотворения Г.Р. Державина; работа с иллюстрациями.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (В.Ф. Ходасевич «Державин»; «Наказ…» Екатерины II); скульптура (М.И. Козловский «Императрица Екатерина II в образе Фемиды»).

Метапредметные ценности: формирование представлений о гражданской позиции.

Раздел 4. Из литературы XIX века

Тема 1. А.С. Пушкин

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы – предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие.

Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

Теория литературы: поэма, баллада; образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип; тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора); жанровое образование — дружеское послание.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения; самостоятельная исследовательская работа со вспомогательным справочным и литературоведческим материалом; подготовка сообщения; беседа; работа с учебником; слайдовая презентация.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (А.И. Одоевский «Струн вещих пламенные звуки…»; Вс. Рождественский «Баловень лицейской легкой славы…»); история (Отечественная война 1812 года; П.Я. Чаадаев); изобразительное искусство (иллюстрации; Н. Бестужев «Портреты декабристов», мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской М.В. Ломоносова; портрет Петра I; рисунки учащихся); музыка (И.Ф. Стравинский «Туча»).

Метапредметные ценности: формирование и развитие нравственно-эстетических представлений при характеристике «чувств добрых» в поэзии А.С. Пушкина.

Творческая работа: сочинение-рассуждение.


Тема 2. М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

Теория литературы: жанры лирики; сюжет и композиция лирического произведения (углубление и расширение понятий); фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; контраст; вымысел и верность исторической правде; градация.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; исследовательская работа с текстом; рассказ о событии; работа со статьей учебника; работа с иллюстрациями; подготовка сообщения; составление письменного ответа на вопрос.

Внутрипредметные и межпредметные связи: история (Смутное время, опричнина); изобразительное искусство (акварели, рисунки, пейзажи М.Ю. Лермонтова; В.М. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», «Встреча Алены Дмитри- 115 евны с Кирибеевичем», «Бой Кирибеевича с Калашниковым», «Прощание с братьями (казнь)»; И.Е. Репин «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»; Н.В. Неврев «Опричники»); музыка (музыкальные произведения на сюжеты произведений М.Ю. Лермонтова).

Метапредметные ценности: формирование нравственно-эстетических представлений.

Творческая работа: устное рисование; рецензия.



Тема 3. Н.В. Гоголь

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема – изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.

Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; различные виды пересказа; выразительное чтение; подбор цитат и составление словаря для характеристики персонажа; исследовательская работа с текстом; работа со статьей учебника; дискуссия.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература («Житие святого Акакия»); изобразительное искусство (А.В. Венецианов «Акакий Акакиевич в департаменте», «Лествица»); кино, мультипликация по мотивам повести Н.В. Гоголя.

Метапредметные ценности: формирование и развитие нравственно-эстетических представлений в процессе выявления художественной идеи произведения.


Раздел 5. Из литературы XX века

Тема 1. М. Горький. И.А. Бунин. А.И. Куприн

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»), Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

Теория литературы: автобиографическая проза; трилогия; контраст (развитие представлений); герой-романтик.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; различные виды пересказа, в том числе художественный пересказ; цитатный план произведения; выразительное чтение; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (автобиографические произведения); изобразительное искусство (В.А. Серов. Портрет М. Горького; Б.А. Дехтерев. Иллюстрации к произведениям М. Горького); фотографии писателя.

Метапредметные ценности: формирование ценностных представлений в процессе выявления гуманистического содержания произведений Горького.


Тема 2. А. С. Грин. В.В. Маяковский. . С.А. Есенин

Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса». Творческая история произведения. Своеобразие образного мира повести.

Теория литературы: развитие представлений о герое-романтике.

Универсальные учебные действия: художественный пересказ; выразительное чтение; характеристика образов; письменный отзыв на эпизод; литературная композиция «Мечты сбываются».

Внутрипредметные и межпредметные связи: фотографии А. Грина; изобразительное искусство (иллюстрации С. Бродского к повести «Алые паруса», репродукция картины В. Фалилеева «Волна»); кино (кинофильм «Алые паруса», режиссер А. Птушко, 1961).

Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (мечта, вера, искренность, любовь, романтический идеал, чудо).

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея; рифма; тропы и фи- 129 гуры (гипербола, метафора, синтаксические фигуры и интонация конца предложения, аллитерация).

Универсальные учебные действия: выразительное чтение; подготовка сообщения; работа с портретом В. Маяковского и иллюстрациями; работа с учебником.

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (портрет В. Маяковского работы художников П. Келина, Н. Соколова, И. Бройдо; иллюстрации Д. Бурлюка, Е.Г. Дорфман, Н.А. Долгорукова).

Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (работа с понятием служение).

Краткие сведения о поэте. «Я покинул родимый дом…». Богатство русской природы в стихотворении «Отговорила роща золотая…»

Теория литературы: образ-пейзаж; тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, метафора, поэтический синтаксис — развитие представлений); неологизм.

Универсальные учебные действия: чтение наизусть; работа с учебником и иллюстративным материалом; подготовка сообщения.

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (Б. Григорьев. Портрет С. Есенина; М. Володин «Есенин в Константиново»; А. Бакулевский. Гравюра «С. Есенин»; иллюстрации в учебнике); фотографии поэта; музыка 130 (Г. Пономаренко «Отговорила роща золотая…», Н. Кадышева «Отговорила роща золотая…»).

Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (чувство родной природы, родина). Творческая работа: устная рецензия или отзыв о стихотворении.


Тема 3. К.Г. Паустовский

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» – по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение — развитие представлений); пейзаж как сюжетообразующий фактор (развитие представлений).

Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; художественный пересказ; составление тезисного плана статьи учебника; работа с иллюстрациями; составление комментария к картине И.И. Левитана.\

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (сопоставление рассказов И.С. Шмелева, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского); изобразительное искусство (Л.А. Усов. Портрет К.Г. Паустовского; И.И. Левитан «Над вечным покоем»; иллюстрации).

Метапредметные ценности: развитие мировоззренческих представлений при работе над понятием малая родина.

Творческая работа: изложение с элементами рассуждения.


Раздел 6. Из зарубежной литературы

Тема 1. У. Шекспир

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, – так теперь...», «Люблю, – но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).

Универсальные учебные действия: составление плана; выразительное чтение, чтение наизусть; прослушивание музыкальных произведений; сопоставление портретов У. Шекспира; составление вопросов к статье учебника.

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (М. Друшаут. Портрет У. Шекспира; Э. Улан. Портрет У. Шекспира); музыка (М. Таривердиев «Люблю, — но реже говорю об этом...»).

Метапредметные ценности: формирование эмоциональной культуры; развитие представлений о «вечных» темах (любовь).


Тема 2. Р.Л. Стивенсон

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.

Теория литературы: приключенческая литература.

Универсальные учебные действия: чтение и различные способы комментирования; подготовка сообщения; художественный пересказ глав романа; просмотр фрагментов мультфильма «Остров сокровищ» 1999 года.

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации российских и зарубежных художников: У.Н. Конверса, Ф. Годвина, Г.М. Брока, Р. Ингпена, И.И. Пчелко, И.А. Ильинского, В.Б. Остапенко, П.И. Луганского); кино (мультфильмы 1988 и 1999 годов).

Метапредметные ценности: формирование интереса к приключенческой литературе.


Тема 3. Антуан де Сент-Экзюпери

Сказка «Маленький принц». Своеобразие жанра философской сказки. Мудрость детского восприятия мира. Духовное и материальное, красивое и полезное в иерархии жизненных ценностей. Галерея образов «взрослых». Тема любви и дружбы. Ответственность как основа человеческих отношений. Аллегория и метафора в сказке.

Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений); правда и вымысел; образы-символы; афоризмы.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; составление вопросов к статье учебника; выразительное чтение; художественный пересказ эпизодов; подготовка сообщения.

Внутрипредметные и межпредметные связи: фотографии писателя; сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств: кино, изобразительное искусство, музыка; иллюстрации автора; рисунки детей по мотивам «Маленького принца» (Ким Мин Жи. Рисунки к «Маленькому принцу»; Леону Верту. Иллюстрации к «Маленькому принцу»).

Метапредметные ценности: развитие мировоззренческих представлений при анализе лексического значения слова духовность.





3. Тематическое планирование


п\п


Название разделов и тем


Кол-во часов

В том числе на:

Уроки

Контрольные работы

(указать виды: диктант, списывание, изложение

и т.д.)

Лабораторно-практические, развитие речи, творческие работы, экскурсии (указать виды)

Примерное кол-во часов на самостоятельные работы

Раздел 1. Из устного народного творчества( 1 ч.)

1

Былины

1

1

тест



Раздел 2. Из древнерусской литературы( 1 ч.)

1

Из древнерусской литературы

1

1




Раздел 3.Из русской литературы XVIIIв( 2 ч.)

1

М. В. Ломоносов

1

1




2

Г. Р. Державин. Д. И. Фонвизин

1

1




Раздел 4. Из русской литературы XIX в ( 6 ч.)

1

А. С. Пушкин

2

2




2

М. Ю. Лермонтов

2

2




3

Н. В. Гоголь

1

1




4

И. С. Тургенев

1

1




Раздел 5. Из литературы XX в. ( 4 ч.)

1

М. Горький И. А. Бунин А. И. Куприн

1

1




2

А. С. Грин В. Маяковский С. А. Есенин

1

1




3

К. Г. Паустовский

1

1




4

В. М. Шукшин

1

1




Раздел 6. Из зарубежной литературы ( 3 ч.)

1

У. Шекспир

1

1




2

Р.Л. Стивенсон

1

1




3

Итоговый урок

1


1-итоговая работа




Итого

17

16

1



Приложение 1

Календарно-тематический план

Литература 7 класс

Обучающийся Корзун Даниил, учитель Л.В.Базаева

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Примечание

План

Факт

УУД

Личностные

Метапредметные

(П - познавательные,

Р - регулятивные,

К - коммуникативные)

Предметные

(- научится;

- получит возможность научиться)

1-я четверть ( 5 ч.)

Раздел 1. Из устного народного творчества (1 часа)

Тема 1. Былины (1 ч.)

1

1.09

1.09

Былины. «Святогор и Микула Селянинович».

1

Понимание поучительного смысла былины.

Овладение фоновыми знаниями, важными для общекультурного развития и более точного понимания текстов.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информационного поиска.

Коммуникативные: способствовать продуктивной кооперации.

Научится владеть теоретическими понятиями «эпические жанры в фольклоре», «былина», «тематика былин», «своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием)».

Получит возможность научиться создавать рассказ по тезисному плану.


Раздел 2. Из древнерусской литературы (1 ч.)

2

15.09

15.09

Из «Повести временных лет»: «… И вспомнил Олег коня своего…». Историческая основа летописной записи.

1

Формирование представлений о патриотизме: понимание поучительного смысла древнерусской литературы, мудрости, преемственности поколений, любви к родине.

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: уметь анализировать текст древнерусского произведения.

Коммуникативные: уметь читать текст и понимать прочитанное.

Научится выделять историческую основу летописной записи, параллельных сюжетов о смерти от коня в мировой литературе, особенностей языка летописи, художественно пересказывать фрагмент текста.


Раздел 3. Из русской литературы XVIII века (2 ч.)

Тема 1. М. В. Ломоносов (1 ч.)

3

29.09

29.09

Классицизм в русской литературе. М.В. Ломоносова, Из оды «На день восшествия на всероссийский престол Её величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года».

1

Развитие представления об образе человека в русской литературе 18 века.

Воспитание интереса к личности и творчеству М.В. Ломоносова.

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения.

Научится выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять особенности жанра оды Определять особенности классицизма как литературного направления.

Получит возможность научиться подбирать и обобщать дополнительнй материал о биографии и творчестве писателей.


Тема 2. Г.Р. Державин (1 ч.)

4

13.10

13.10

Художественная идея стихотворения Г.Р. Державина «Властителям и судиям». Комедии Д.И. Фонвизина. «Недоросль»,

1

Формирование представлений о гражданственности, гражданской лирике.

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Научится находить некоторые факты из биографии Г. Р. Державина, определять художественную идею стихотворения, выразительно читать стихотворение, сравнивать с текстом 81 псалма.


Раздел 4. Из русской литературы XIX века (5 ч.)

Тема 1. А. С. Пушкин (2 ч.)

5

27.10

27.10

Художественная идея стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву»

1

Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Научится определять художественную идею стихотворений, выявлять характерные для произведений русской литературы 19 века темы, образы, приемы изображения человека


2-я четверть ( 3 ч. )

6

17.11

17.11

Эпоха восстания декабристов в стихотворении А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд …»

1

Понимание явной и скрытой информации в тексте. Осознание роли природы в жизни человека.

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Научится воссоздавать историческую атмосферу эпохи восстания декабристов, причин,

выразительно читать наизусть стихотворения.

Получит возможность научиться создавать литературоведческую статью.


Тема 2. М. Ю. Лермонтов (2 ч.)

7

1.12

1.12

Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове. Анализ стихотворения «Родина».

1

Формирование навыков исследовательской и творческой деятельности.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Научится подбирать и обобщать дополнитель-ный материал о биографии и творчестве М. Ю. Лермонтова, давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.


8

15.12

15.12

Историческая эпоха в «Песне про купца Калашникова». Иван Грозный в изображении М.Ю. Лермонтова.

1

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Регулятивные: выполнять учебные действия, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: строить монологические высказывания.

Научится выявлять различия между реальными историческими событиями эпохи И. Грозного в изображении М.Ю. Лермонтова.


3-я четверть ( 3 ч. )

Тема 3. Н. В. Гоголь (1 ч.)

9

12.01

21.01

Н. В. Гоголь в Петербурге. Повесть «Шинель». «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича.

1

Формирование навыков самодиагностики исследовательской деятельности.

Формирование убеждения на примере повести в том, что человека нельзя оценивать только по социальному положению, в том, что даже самый обычный, незаметный человек может быть очень интересным.

Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

К.: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

Научится выявлять различия «Внешнего» и «внутреннего» человека в образе Акакия Акакиевича Башмачкина, мифологического источника образа; понимать теоретические понятия : «говорящие» фамилии, мифологический источник образа; анализировать текст.


Тема 4. И. С. Тургенев (1 ч.)

10

26.01


Природный ум, трудолюбие, смекалка героев в рассказе «Хорь и Калиныч».

1

Размышление над вопросами особенностей русского национального характера, сложных характеров крестьян, социальных отношений людей в деревне.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Научится давать понятия в теории литературы: цикл рассказов, средства характеристики героев; пересказывать фрагменты текста.


Раздел 5. Из русской литературы XX века (3 ч.)

Тема 1. М. Горький. И.А.Бунин. А.И.Куприн (1 ч.)

11

9.02


Особенности новаторства М. Горького в произведениях. Рассказ Бунина «Кукушка». Художественная идея в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»

1

Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности

Познавательные: уметь искать и находить необходимую информацию в учебнике определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Научится выявлять особенности новаторства Горького, основных сюжетных линий; составлять цитатный план произведения, выразительно читать текст, составлять комментарии цитат из текста.


Тема 4. А. С. Грин В. В. Маяковский С. А. Есенин (1 ч.)

12

2.03


А.С. Грин. Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент) Краткие сведения о С.А. Есенине

1

Формирование навыков исследовательской деятельности.

Познавательные: уметь выбирать текст в зависимости от поставленной цели.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах.

Коммуникативные: овладеть умением диалогической речи.

Научится выявлять гуманистические идеи повести-феерии, утверждение человека, как источника ценностных представлений мира, темы произведения, характеристика образов героев повести, развитие ценностных представлений.


Тема 9. К. Г. Паустовский (1 ч.)

13

16.03


Мир природы в повести К.Г. Паустовского «Мещерская сторона».

1

Формирование навыков исследовательской деятельности. Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя.

Познавательные: уметь выбирать текст в зависимости от поставленной цели.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах.

Коммуникативные: овладеть умением диалогической речи.

Научится подбирать факты биографии писателя, выявлять художественную идею частей повести; выразительно читать текст, характеризовать тропы и фигуры, и их роль в произведении.

Получит возможность научиться готовить художественный пересказ фрагмента текста.


Тема 13. В. М. Шукшин (1 ч.)

14

06.04


Краткие сведения о писателе В. М. Шукшине. Рассказ «Чудик».

1

Формирование мотивации к самосовершенствованию. Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека.

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: применять метод информационного поиска.

Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия.

Научится подбирать факты биографии писателя, выявлять художественную идею частей повести; выразительно читать текст.


4-я четверть ( 4 ч. )

Раздел 6. Из зарубежной литературы (3 ч.)

Тема 1. У. Шекспир (1 ч.)

15

20.04


Краткие сведения об У. Шекспире. Сонеты

1

Формирование навыков исследовательской деятельности. Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять прочитанное.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: строить монологические высказывания.

Научится подбирать факты биографии писателя; воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку.

Получит возможность научиться создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств.


Тема 3. Р. Л. Стивенсон (1 ч.)

16

04.05


Краткие сведения о Р.Л. Стивенсоне.

«Остров сокровищ».

1

Формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор. Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения.

Научится подбирать факты биографии Р.Л. Стивенсона;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации.


Тема 5. А. Сент- Экзюпери (1 ч.)

17

18.05


Краткие сведения о писателе. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

1

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять прочитанное

Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: строить монологические высказывания.

Научится подбирать факты биографии писателя;

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ.





Приложение № 2

КИМы по литературе

Самостоятельная работа по теме «Былины»

1.К какому роду относятся былины?

А) лирика; б) драма; в) эпос.

2. Какому богатырю соответствует приведенное описание?
У оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.

А) Илья Муромец б) Микула Селянинович в) Вольга Святославович.

3. Выбрать примеры употребления гиперболы.
А) «Чисто поле», «ковыль-трава», «добрый конь»
Б) «Птицей-соколом летать ему под оболока»
В) «Мужичками-разбойничками, положил их до тысячи».

4. Соотнести существительные и прилагательные, чтобы получились «постоянные эпитеты»
Чисто конь 
Добрый поле
Буйная дружинушка
Хоробрая головушка

5. К какому древнему жанру былина ближе всего?
А) сказка б) миф в) легенда г) историческая повесть

6. Перечислите художественные особенности былин.
7. Что такое пословица?
8. В чем сходство былины и сказки?
9. Что общего у Ильи-Муромца и Микулы Селяниновича?

01. В чем различие между пословицей и поговоркой?



Итоговая контрольная работа

Итоговые тесты по литературе 7 класс

Вариант I.

Часть: А

А1. Годы жизни М.В.Лермонтова?

1) 1743-1816 3) 1814-1841

2)1711-1765 4) 1809-1852

А2. Какого героя в произведении «Тарас Бульба» не было?

1) Кошевой 3) Дуня

2) Остап 4) Кукубенко

А3. Кто написал повесть «Станционный смотритель»?

1) Г.Р.Державин 3) А.К.Толстой

2) И.С.Тургенев 4) А.С.Пушкин

А4. Где родился А.П.Чехов?

1) Таганрог 3) Москва

2) Санкт-Петербург 4) Псков

А5. Какое произведение принадлежит Л.Н.Андрееву?

1) «Кусака» 3) «Детство»

2) «Муму» 4) «Юшка»

А6. В каком произведении в степи появлялись «голубые искры перед дождём»?

1) «Кусака» 3) «Старуха Изергиль»

2) «Тарас Бульба» 4) «Живое пламя»

Часть: В

В1. Что нашел один из генералов на острове ( «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыков - Щедрин)? _______________________________________________________________________


В2. Настоящая фамилия Ахматовой Анны Андреевны?

_______________________________________________________________________

В3. Трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов (безударный, ударный, безударный).

_______________________________________________________________________

В4. Кто из героев Н.В. Гоголя является автором данных слов? («Полно, полно выть, старуха! Казак не на то, чтобы возиться с бабами…»)

_______________________________________________________________________

Часть: С

Объясните выражение «В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег…»

(Из произведения Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади») Ответ должен быть полным: 5-8 предложений

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Приложение 3

Нормы оценивания по литературе.

Критерии устного ответа по литературе:

Оценка

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

5

Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.

4

Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе.

3

Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.

2

Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.

1

Оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.


Оценка письменных работ

Тест

Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов:

  • Оценка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%–100% от общего количества вопросов.

  • Оценка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.

  • Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%–70% правильных ответов.

  • Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%–50% правильных ответов.

Примерные критерии оценки сочинения (содержание)


Оценка «5» может быть выставлена, если есть прямой и исчерпывающий ответ по теме, обнаружено отличное знание и глубокое понимание текста художественного произведения, а также умение пользоваться литературным материалом для раскрытия темы, давать оценку излагаемым фактам, логически последовательно и аргументировано излагать свои мысли, писать правильным и выразительным литературным языком.

Оценка «4»ставится за сочинение, дающее в целом правильный и достаточно полный ответ на тему, обнаруживая хорошее знание текста, умение пользоваться литературным материалом, делать необходимые выводы и обобщения, писатьправильным литературным языком, но содержащее отдельные неточности в выражении мыслей.

Оценка «3»ставится за сочинение, в котором дан в основном правильный, но схематичный ответ на тему или допущены отдельные отклонения от темы, неточности в изложении фактического материала, нарушения последовательности изложения мыслей.

Оценка «2» ставится за сочинение, в котором не понята и не раскрыта тема, налицо плохое знание текста произведения, преобладают общие фразы, не подтвержденные литературным материалом; изложение носит трафаретный характер или сводится к простому пересказу произведения или учебника, имеются серьезные нарушения последовательности в выражении мыслей, отсутствуют выводы и обобщения.



15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!