Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
имени Героя Социалистического Труда Н.Г.Зырина р.п.Измайлово»
муниципального образования «Барышский район»
Ульяновской области
«СОГЛАСОВАНА» «УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора по УВР Директор МОУ СОШ
им.Н.Г.Зырина р.п.Измайлово
_____________О.В. Лазарева ____________В.Т. Жидкова
2021 г Приказ ОУ № от 2021г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Обучения на дому
ПО ЛИТЕРАТУРЕ___________________
(указать учебный предмет, курс)
Срок реализации 2021- 2022 учебный год
Уровень образования (класс) среднее общее образование- 11 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
Количество часов: всего 96 часов; в неделю 3 часа;
Учитель _Борзова Н.И.___________________(высшая_категория)
Программа :Рабочая программа к линии УМК под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. Литература. 10-11классы. - Москва «Дрофа», 2017 год.
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Учебники:
Литература. 11 кл.:учебник: базовый уровень: в двух частях/Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина и др.; под редакцией Т.Ф. Курдюмовой Москва. Дрофа. 2017 год. (электронная версия 2021 г на портале НЭБ)
«Рассмотрена и принята на заседании ШМО
учителей гуманитарного цикла»
Руководитель ШМО
___________/____________________
Протокол №1 от__________2021г
Пояснительная записка.
Согласно учебному плану школы на 2021-2022 год в 11 классе 32 учебные недели. На предмет «Литература» (обучение на дому) выделяется 3 часа в неделю, 96 часов в год:
№ | Название раздела, темы | Количество часов , отводимое на изучение раздела, темы | Количество часов , отводимое на изучение раздела, темы (внесённые изменения) | |
1 | Введение Литература XX -XXIвеков | | 2 |
2 | Русская литература 90-х годов XIX – начала XX веков | | 2 |
3 | Русская литература рубежа XIX –XX веков | | 12 |
4 | Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. | | 12 |
5 | Крестьянская поэзия | | 3 |
6 | Русская литература 20-30-х годов | | 27 |
7 | Зарубежная литература | | 4 |
8 | Литература русского зарубежья | | 8 |
9 | Великая Отечественная война в литературе | | 6 |
10 | Литература второй половины XX –начала XXI века | | 6 |
11 | А.Т. Твардовский | | 3 |
12 | А.И.Солженицын | | 4 |
13 | Ф.Абрамов | | 2 |
14 | В.П. Астафьев | | 1 |
15 | В.Г. Распутин | | 2 |
16 | Литература 90-х годов –начала XXI века | | 4 |
17 | Итоги | | 1 |
18 | Итого | 102 | 96 |
Из них 32 урока отводится на самостоятельное обучение
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание курса «Литература». 11 класс
Литература XX- XXI веков
Введение(2ч)
История XX-XXI веков и судьбы искусства. Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры.
Вопрос о роли искусства в начале XX века. Пути развития русской литературы после 1917 года. Советская литература, «возвращённая литература» и литература русского зарубежья. Пути их объединения., отражение в них «вечных проблем» бытия.
Теория. Литературный процесс. Сложности и противоречия.
Русская литература рубежа XIX –XX веков (2 ч.)
Пути развития литературы в России. Реализм. Обогащение реализма достижениями других литературных направлений. Модернизм. Как одно из новейших направлений.
М. Горький(4ч.+1ч). Жизнь и творчество (обзор).
Пьеса «На дне». Литературные портреты («Лев Толстой», «А. Чехов»). Публицистика.Раннее творчество («Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике»). Соотношение романтического идеала и реалистической картины жизни. «На дне» как социально-философская драма. Спор о человеке. Вопрос о правде. Авторская позиция. Новаторство Горького-драматурга. Роль Горького в судьбах русской литературы.
Теория. Социально-философская драма. Литературный портрет.
Входная диагностическая контрольная работа (тест)
Р.р. Сочинение
И. А. Бунин (3ч.) Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Крещенская ночь», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель»,»Одиночество», «Песня».
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», цикл «Темные аллеи»
Теория. Психологизм.
А. И. Куприн(1+1ч.) Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет»,
Теория. Критический реализм.
Р.р. Сочинение
В.Г. Короленко Вн. чтение. «Без языка», «Река играет», «Парадокс» и др. (2ч.)
Теория. Мастерство писателей конца XIX начала – XX в.
Поэзии конца XIX – начала XX в (2ч.).
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс.
Модернизм. Его сущность и просчёты.(2ч.)
Модернизм и декаданс. Основные течения модернизма
Символизм (3+1ч.)
В. Я. Брюсов Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Конь блед», «Творчество», «Юному поэту», «Грядущие гунны» и др.
К. Д. Бальмонт. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
А. Белый Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине»
А. А. Блок (1+1) Жизнь и творчество(обзор)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Скифы».
Поэма «Двенадцать».
Теория. Символ в поэтике символизма
Р.р. Сочинение
Акмеизм (2ч.) Н. С. Гумилев Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны»»Андрей Рублёв» и др.
Футуризм(2ч.) И. Северянин Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава».
В. В. Хлебников Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».
В. В. Маяковский Жизнь и творчество(обзор)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Вам!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой», «С. Есенину», «Клоп», «Баня»
«Облако в штанах».
Теория. Тоническое стихосложение
Р.р. Сочинение
Крестьянская поэзия (2ч.+1ч.)
Н. А. Клюев.
Вн. чтение. Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».
С. А. Есенин Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская».
«Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.
Теория.Имажинизм
Р.р. Сочинение
Контрольный тест
Литература 20-30-х годов XXв. (2ч)
Общая характеристика периода.
Теория. Социалистический реализм
А.А.Фадеев.(2ч.)
"Разгром".Тема Гражданской войны. Нравственные проблемы романа. Интеллигенция и революция. Современная полнемика о романе.
А.А. Ахматова.Жизнь и творчество (обзор) (2ч.)
«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне голос был…», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).
«Реквием». Смысл названия. Отражение в поэме личного горя и трагедии времени.
Б.Л.Пастернак (2ч.) Жизнь и творчество (обзор).
«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «3имняя ночь»
"Доктор Живаго" (обзор).
О.Э.Мандельштам. (2ч.) Жизнь и творчество(обзор)
«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. Яркость поэтической палитры поэта.
М.И.Цветаева.(2ч.) Жизнь и творчество(обзор)
"Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др.
М.А.Булгаков.(4ч.+1ч.) Жизнь и творчество(обзор).
Контрольный тест (по итогам 1 полугодия)
Р.р. Анализ стихотворения
"Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).
Теория. Разнообразие типов романа в русской литературе XXв.
Р.р. Сочинение
А.П.Платонов.(3ч.) Жизнь и творчество(обзор).
"Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору учителя и учащихся).
А.Н.Толстой.(2ч.) Жизнь и творчество.
"Петр Первый".
Теория. Исторический роман.
М.А.Шолохов.(4ч.+1ч) Жизнь и творчество писателя(обзор).
"Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.
Р.р. Сочинение
Контрольный тест
Зарубежная литература XX века(4ч.)
Общий обзор. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Основные напрвления и течения. Реализм. Сюрреализм.
Б.Шоу. Комедия «Пигмалион».
Г.Аполлинер. «Мост Мирабо».
.Э. Хемингуэй Повесть «Старик и море».
Теория.Реализм XXв. Модернизм. Сюрреализм.
Литература русского зарубежежья. Обзор. (2ч.)
В.В.Набоков.(4ч.) «Другие берега», «Дар», «Защита Лужина», «Машенька» и др.(по выбору учителя и учащихся).
. М.А.Алданов. (2ч.) «Чертов мост».
Великая Отечественная война в литературе (6ч.)
Обзор и избранные монографические темы.
Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича, "Волоколамское шоссе" А.Бека и др.
Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др.
Теория. Жанровое богатство откликов на тему войны в литературе
Литература второй половины XX – начала XXI века (6ч.)
Отражение трагических конфликтов в судьбах героев
Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.
Теория.Новые тенденции развития литературы
Деревенская проза. Изображение жизни крестьянства в произведениях В.Астафьева, В.Шукшина, В. Крупина
Драматургия А.Арбузов «Иркутская история», «В. Розов «В добрый час»
Авторская песня в развитии литературного процесса и музыкальной культуры народа
А.Т.Твардовский. (3ч.)
«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.
«За далью — даль»
А.И.Солженицын.(4ч.)
«Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы), "Как нам обустроить Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).
Ф.А. Абрамов. (2ч.)
«Поездка в прошлое». Тема русской деревни, её сложной судьбы.Трагические страницы в истории колхоза. Семья Пряслиных как носительница лучших народных традиций. Колхозная деревня в годы Великой Отечественной войны. «Поездка в прошлое» как повестьвоспоминание и как материал для наблюдения за процессом творчества писателя.
В.П.Астафьев. (1ч.) "Последний поклон","Печальный детектив"и др. (по выбору учителя и учащихся). Обзор.
В.Г. Распутин.(2ч.)
"Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся).
Русская литература 90-х годов XX — начала XXI века (1ч.)
Литература 1990-х гг. Постмодернизм. Некоторые тенден-ции развития литературы постмодернизма. Эклектика, смеше-ние и взаимопроникновение жанров. Интертекстуальность, построение художественного текста из цитат и реминисценций, когда «чужое слово проступает» (А. Ахматова). Идея множе-ственности трактовок литературного произведения. Сорокин. «Р о м а н». В. Сорокин как одна из центральных фигур русского постмодернизма. Двойственность заглавия ро-мана, особенности действия в произведении, обращение к клас-сическим текстам разных периодов, вычленение и переосмыс-ление общих свойств русского романа.
В. Пелевин. «Ч а п а е в и П у с т о т а». Иллюзорный харак-тер реальности в произведениях В. Пелевина. Романы «Чапаев. Пустота» и «Generation “П”». Перенесение героев из реаль-ного исторического времени в иные реальности. Изображение глубоко трагического ощущения целого поколения, утратив-шего прежние, советские, идеологические ориентиры.
Т. Толстая. «К ы с ь». Разрушение постмодернистского канона в романе. Соединение жанра антиутопии с русской сказочной традицией. Поиск героя времени в литературе последнего десятилетия XX в.
В. С. Маканин. «Л а з», «С т о л , п о к р ы т ы й с у к н о м и с г р а ф и н о м п о с е р е д и н е», «К а в к а з с к и йп л е н ны й». Тема истинных и ложных ценностей, напряженность чувств и интенсивность страданий героев. Роман «Андеграунд, или Герой нашего времени» как «последний роман, эпилог ХХ века».
«Женский почерк» в прозе конца века. Тема семьи, проблема отцов и детей в произведениях Л. Петрушевской («Время ночь», «По дороге бога Эроса», «Тайна дома», «Маленькая Грозная»), В. Токаревой («Я есть. Ты есть. Он есть»). Идея общ-ности людей в семейном романе Л. Улицкой «Медея и ее дети».
Поэзия 1990-х гг. Неизменность торжества добра и любви в поэзии Б. Чичибабина («82 сонета и 28 стихотворений о люб-ви»). Тема государства и государственности в поэзии С. Куня-ева «Мать сыра земля». Диалог с русской классической лите-ратурой в поэзии Л. Лосева («Стихотворения из четырех книг»). Проблема нравственного выбора в стихотворениях О. Чухонцева («Пробегающий пейзаж»). Поиски смысла твор-чества и существования в поэтических произведениях С. Ганд-левского («Конспект»).
Осмысление итогов постмодернизма в русской поэзии. Ис-пользование цитат из произведений других поэтов. Д. Пригов («Написанное с 1990 по 1994», «Подобранный Пригов»), Т. Ки-биров («Нотации»), В. Некрасов («Дойче Бух»).
Поэты-песенники М. К. Щербаков («Другая жизнь»), Ю. С. Энтин («Ничего на свете лучше нету...»).
Литература начала XXI в. (1ч.)
«Новый реализм» (постреализм) как литературное течение «нулевых» годов. Пересмотр постмо-дернистских критериев. Критическое отношение к действи-тельности и осмысление постсоветской эпохи. Обращение к традиционным для русского реализма вопросам судьбы народа в кризисной исторической ситуации.
Картина современной России в повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана», достоверность и жизненность образов. Изображение 1990-х гг. в романе А. Рубанова «Сажайте, и вы-растет». Внутреннее преображение героя. Размышление о че-ловеческих ценностях. Роман А. Терехова «Каменный мост», повествование об истории и трагизме русской жизни от соро-ковых годов до наших дней. Книга рассказов и повестей М. Тар-ковского «Енисей, отпусти!»: изображение простых людей на-ших дней на бескрайних российских просторах. Роман Ю. По-лякова «Грибной царь» как достоверная художественная энциклопедия постсоветской России. Роман С. Шаргунова «Книга без фотографий», фотографический взгляд писателя на пережитое, история молодого человека, его обретений и пора-жений. Роман Д. Быкова «Икс» как сенсационное расследова-ние биографии известнейшего русского писателя и попытка разгадать величайшую тайну XX в.
Жанр политического романа. А. Проханов «Господин Гексо-ген», Ю. Бондарев «Без милосердия». Женская проза. Произведения Д. Рубиной «Любка», «На Верхней Масловке». Гуманистический пафос рассказов и повестей А. Андроновой, М. Кучерской, К. Букши, М. Степновой, И. Мамаевой, Н. Ключаревой и др.
Публицистика. Д. Быков («Календарь», статьи об именах и событиях, о литературе, кино, истории, политике).
Дневники. С. Есенин («Дневник. 2009»): наблюдательность, откровенность в беседе с читателем, сложнейшая гамма чувств автора дневника.
Картина современной литературы в книге писателя, поэта публициста З. Прилепина «Книгочет. Пособие по новейшей литературе с лирическими и саркастическими отступления-ми».
Поэзия начала XXI в. Новизна и гармония поэзии В. Алей-никова («Вызванное из боли»), тема России, семьи, женщины в поэзии Ю. Кузнецова («До последнего края»), элегичность поэзии Е. Рейна («Избранные стихотворения и поэмы»), «наго-та сердечной боли» в поэзии Г. Русакова («Стихи Татьяне»).
Тенденции «нового реализма» в драматургии. Разрушение стереотипов, традиций русской драмы XIX—XX вв. Образец «новой драмы» в пьесе-монологе автора и исполнителя Е. Гриш-ковца «Как я съел собаку». Драма И. Вырыпаева «Кислород», отражение в ней духовной нищеты общества, грубости и же-стокости его нравов, пьеса «Валентинов день» как продолже-ние популярной пьесы М. Рощина «Валентин и Валентина». Тенденция создания «вторичных» произведений-продолжений, заимствующих названия и стиль классических образцов (М. Угаров «Облом оff», Б. Акунин «Чайка», А. Слаповский «Вишневый садик», Н. Садур «Памяти Печорина», О. Богаев «Русская народная почта» и др.).
Итоги (1ч.) Связи и зависимости литератур и культур народов мира в
в. Многообразие направлений, обилие форм и неожидан-ность эстетических и этических решений. Литература века как форма отражения сложности окружающего нас мира.
Защита проекта
Контрольный тест по итогам 2 полугодия
Контрольный тест по итогам года
Тематическое планирование
№ | Название раздела, темы | Количество часов , отводимое на изучение раздела, темы |
1 | Введение Литература XX -XXIвеков | 2 |
2 | Русская литература 90-х годов XIX – начала XX веков | 2 |
3 | Русская литература рубежа XIX –XX веков | 12 |
4 | Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. | 12 |
5 | Крестьянская поэзия | 3 |
6 | Русская литература 20-30-х годов | 27 |
7 | Зарубежная литература | 4 |
8 | Литература русского зарубежья | 8 |
9 | Великая Отечественная война в литературе | 6 |
10 | Литература второй половины XX –начала XXI века | 6 |
11 | А.Т. Твардовский | 3 |
12 | А.И.Солженицын | 4 |
13 | Ф.Абрамов | 2 |
14 | В.П. Астафьев | 1 |
15 | В.Г. Распутин | 2 |
16 | Литература 90-х годов –начала XXI века | 1 |
17 | Итоги | 1 |
18 | Итого | (96ч.) |
Количество контрольных работ:
Сочинений:
Классных – 4. Домашних – 3
Контрольных тестов – 6
Календарно-тематическое планирование.
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Дата | Дистанционное обучение (формы организации занятий) | | |
план | факт | | |
| Введение. Литература XX-XXI веков | 2 | | | | | |
1 | Русская литература XX века в современном мире | 1 | | | | | |
2 | Сложности литературного процесса. Ведущие направления и памятные имена... (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | | |
| Русская литература 90 годов XIX- начала XX века | 2 | | | | | |
3 | Пути развития литературы в России. Сложности литературного процесса (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | | |
4 | Ведущие направления. Реализм и модернизм. | 1 | | | | | |
5 | Русская литература рубежа XIX-XX веков. Литературные направления. Реализм. | 1 | | | | | |
| М. Горький. | 5 (4+1) | | | | | |
6 | М.Горький. Раннее творчество. | 1 | | | | | |
7 | Горький - драматург. «На дне» как социально-философская драма. Спор о назначении человека. Вопрос о правде. Герои пьесы. Авторская позиция и способы её выражения | 1 | | | | | |
8 | Публицистика. «Несвоевременные мысли», «О том, как я учился писать» и др. Новаторство Горького-драматурга (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | | |
9 | Литературный портрет как жанр. Л.Толстой и Чехов в изображении писателя. Р/р Подготовка к домашнему сочинению. Создание литературного портрета любимого писателя. (№1) | 1 | | | | | |
10 | Входная диагностическая контрольная работа (тест) | | | | | | |
| И.А. Бунин. | 3 | | | | | |
11 | И.А. Бунин. Лирика. Особенности лирики. (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | | |
12 | И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско» | 1 | | | | | |
13 | И.А. Бунин. «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник». Р/р Анализ рассказа Бунина. (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | | |
| А.И. Куприн | 2(1+1) | | | | | |
14 | А.И. Куприн. «Гранатовый браслет». Мастерство Куприна-реалиста. | 1 | | | | | |
15 | Р/р Сочинение по творчеству И.А. Бунина, А.И. Куприна. (№2) | 1 | | | | | |
| В.Г. Короленко | 2 | | | | | |
16 | В.Г. Короленко «Без языка», «Река играет» и др. Гуманистический пафос произведений. Публицистическая яркость произведений. | 1 | | | | | |
17 | В.Г. Короленко «Без языка», «Река играет» и др. Гуманистический пафос произведений. Публицистическая яркость произведений. (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | | |
| Обзор русской поэзии конца XIX- начала XX века | 2 | | | | | |
18 | Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс». Модернизм, его сущность и просчёты | 1 | | | | |
19 | Модернизм и декаданс. Основные течения модернизма(Самостоятельное обучение) | 1 | | | | |
| Символизм | 4 (3+1) | | | | |
20 | В.Я. Брюсов. Жизнь и творчество. (Обзор).»Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Особенности стиля, формы, проблематики произведений | 1 | | | | |
21 | К.Д. Бальмонт. Жизнь и творчество. (Обзор). «Я мечтою ловил уходящие тени», «Безглагольность», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце». Темы и мотивы лирики, музыкальность стиха(Самостоятельное обучение) | 1 | | | | |
22 | А. Белый. Жизнь и творчествою (Обзор).»Раздумье», «Русь», «Родина». Тема родины, Боль и тревога за судьбы России | 1 | | | | |
23 | Р.р. Анализ стихотворений потов - символистов | | | | | |
| А.А. Блок | 2 | | | | |
24 | А.А. Блок как главный герой эпохи. Эволюция творчества. Мотивы и символы лирики. Тема Родины(Самостоятельное обучение) Р/р. Сочинение по лирике А.Блока (№3) | 1 | | | | |
25 | А.Блок. Поэма «Двенадцать» - первая попытка осмысления социальной революции. | 1 | | | | |
| Акмеизм | 2 | | | | |
26 | Акмеизм как форма неоромантизма. (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | |
27 | Н.С. Гумилёв. Героический и жизнеутверждающий пафос поэзии | 1 | | | | |
| Футуризм | 2 | | | | |
28 | Русский футуризм. И. Северянин, В.В. Хлебников, В.В. Маяковский. Тоническое стихосложение.. | 1 | | | | |
29 | В.В. Маяковский. Лирика. «Облако в штанах». Лирический герой произведений Маяковского. Р/р Сочинение по творчеству В.В. Маяковского (№4) | 1 | | | | |
| Крестьянская поэзия. | 3 | | | | |
30 | . Н.Клюев. Изображение труда и быта деревни. Тема Родины. (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | |
31 | С. Есенин. Основные темы лирики | 1 | | | | |
32 | «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины. Библиографические мотивы. Образ лирического героя. Р/р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству С.А. Есенина (№5) | 1 | | | | |
33 | Контрольный тест «Литература кона XIX - начала XX века » (№1) | 1 | | | | |
-34 | Русская литература 20-30- годов. Общая характеристика периода (Самостоятельное обучение) | 1 | | |
| А.А. Фадеев | 2 | | | | |
35- | А.А. Фадеев. Жизнь и творчество. «Разгром». Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Интеллигенция в революции. Современная полемика о романе | 1 | | | | |
36 | А.А. Фадеев. Жизнь и творчество. «Разгром». Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Интеллигенция в революции. Современная полемика о романе. (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | |
| А.А. Ахматова. | 2 | | | | |
37 | Психологизм поэзии А. Ахматовой. Патриотизм и гражданственность. Новаторство формы. Роль детали в создании образа | 1 | | | | |
38 | Поэма «Реквием». Смысл названия. Библейские мотивы и образы в поэме. Особенности жанра и композиции | 1 | | | | |
| Б.Л. Пастернак | 2 | | | | |
39 | Б.Л. Пастернак. Яркость формы и философская насыщенность стиха Пастернака (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | |
40 | Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Соединение и эпического и лирического начала | 1 | | | | |
| О.Э. Мандельштам. | 2 | | | | |
41 | О.Э. Мандельштам. Философичность лирики. Острое ощущение связи времён | 1 | | | | |
42 | О.Э. Мандельштам. Философичность лирики. Острое ощущение связи времён (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | |
| М.И. Цветаева | 2 | | | | |
43 | М.И. Цветаева. Трагедийная тональность творчества Мощь поэтического дарования Необычность образа лирического героя. Поэзия М. Цветаевой как напряжённый монолог-исповедь. Р.р. Анализ стихотворения Цветаевой | 1 | | | | |
44 | Контрольный тест (по итогам 1 полугодия) | | | | | |
| М.А. Булгаков | 5 | | | | |
45 | Булгаков — прозаик и драматург. Реалистическая палитра Булгакова. (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | |
46 | Судьбы народа в годы революции и Гражданской войны на страницах произведений М.А. Булгакова «Белая гвардия» («Дни Турбиных»).. | 1 | | | | |
47 | Роман «мастер и Маргарита».Сочетание реальности и фантастики. Воланд и его свита | 1 | | | | |
48 | Россия нэповская на страницах романа: сатирические сцены. (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | |
49 | Р/р. Сочинение по творчеству М.А. Булгакова (№6) | 1 | | | | |
| А.П. Платонов | 3 | | | | |
50 | «Непростые» простые герои Платонова. Пафос и сатира в творчестве. Необычность стилистики | 1 | | | | |
51 | «Непростые» простые герои Платонова. Пафос и сатира в творчестве. Необычность стилистики (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | |
52 | Связь творчества Пдатонова с традициями русской сатиры | 1 | | | | |
| А.Н. Толстой. | 2 | | | | |
53 | А.Н. Толстой. Русь ХVII в. в романе «Петр Первый». | 1 | | | | |
54 | Изображение народа и власти в историческом романе. (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | |
| М.А. Шолохов | 5 (4+1) | | | | |
55 | М. Шолохов, Жизнь и творчество. (Обзор) | 1 | | | | |
56 | «Тихий Дон»-роман-эпопея о всенародной трагедии. Полемика вокруг авторства. (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | |
57 | М. Шолохова «Тихий Дон». Судьба Григория Мелехова как путь поиска смысла жизни | 1 | | | | |
58 | «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса Контрольный тест «Литература XX века (№2) | 1 | | | | |
59 | Р/р. Домашнее сочинение по творчеству М. Шолохова (№7) (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | |
| Зарубежная литература | 4 | | | | |
60 | Идейные и художественные искания в зарубежной литературе XX в | 1 | | | | |
61 | Б. Шоу «П и г м а л и о н», | 1 | | | | |
62 | Г. Аполлинер «М о с т. (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | |
63 | Э. Хемингуэй «Старик и море» | 1 | | | | |
| Литература русского зарубежья | 2 | | | | |
64 | Русская литература в изгнании. Проза и поэзия русской эмиграции | 1 | | | | |
65 | Русская литература в изгнании. Проза и поэзия русской эмиграции (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | |
| В. Набоков. Очерк жизни и творчества. Писатель и переводчик. Роман «Другие берега» | 4 | | | | |
66 | Раннее признание таланта Набокова, его мастерство (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | |
67 | «Другие берега» В. Набокова как автобиографический роман. | 1 | | | | |
68 | «Защита Лужина» как роман о трагической судьбе талантливого человека. (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | |
69 | «Дар» — последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за дар, полученный от судьбы | 1 | | | | |
70 | М.Алданов «Чёртов мост» | 1 | | | | |
71 | М.Алданов «Чёртов мост» (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | |
| Великая Отечественная война в литературе | 6 | | | | |
72 | Великая Отечественная война в литературе. Обзор. Военная лирика | 1 | | | | |
73 | Б. Горбатов «Непокорённые» | 1 | | | | |
74 | Драматургия. М. Леонов. «Нашествие» (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | |
75 | Рассказы Л. Соболева, К. Паустовского, Б. Лавренева (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | |
76 | Новое осмысление темы войны и послевоенных лет в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева, В. Кондратьева | 1 | | | | |
| Литература второй половины XX — начала XXI века | 6 | | | | |
77 | Литература 50-90 г. Обзор. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев | 1 | | | | |
78 | Литература 50-90 г. Обзор. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | |
79 | Драматургия. Нравственная острота проблематики пьес. (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | |
80 | Литература народов России. Ч. Айтматов | 1 | | | | |
81 | «Вторая волна» русской литературной эмиграции. И. Бродский. Творческие поиски и мастерство поэта | 1 | | | | |
82 | Авторская песня в развитии литературного процесса и музыкальной культуры народа.. Тенденции развития постмодернизма | 1 | | | | |
| А.Т. Твардовский | 3 | | | | |
83 | А.Т. Твардовский. Утверждение нравственных ценностей в лирике. | 1 | | | | |
84 | А.Т. Твардовский. «За далью — даль». Поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме | 1 | | | | |
85 | А.Т. Твардовский. «За далью — даль». Поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | |
| А.И. Солженицын | 4 | | | | |
86 | А.И. Солженицын. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. «Один день Ивана Денисовича» | 1 | | | | |
87 | «Архипелаг ГУЛАГ» | 1 | | | | |
88 | «Архипелаг ГУЛАГ». (Самостоятельное обучение) | 1 | | | | |
89 | «Как нам обустроить Россию» | 1 | | | | |
| Ф Абрамов | 2 | | | | |
90 | Ф Абрамов «Поездка в прошлое». Тема русской деревни, её сложной судьбы | 1 | | | | |
| В.П. Астафьев | 1 | | | | |
91 | В.П. Астафьев «Последний поклон», «Печальный детектив» | 1 | | | | |
| В.Г. Распутин | 2 | | | | |
92 | В.Г. Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матёрой», | 1 | | | | |
93 | В.Г. Распутин. «Живи и помни» Контрольный тест №3 (Литература XX века) | 1 | | | | |
| Русская литература 90-х годов - начала XXI в. | 1 | | | | |
94 | Некоторые тенденции литературы постмодернизма. Идея множественности трактовок литературного произведения. Контрольный тест №3 по итогам 2 полугодия | 1 | | | | |
| Литература начала XXI века | 1 | | | | |
95 | «Новый реализм».Критическое осмысление действительности и осмысление постсоветской эпохи. Поэзия 1990-х гг. Тематическое многообразие и художественное совершенство. Итоги. Литература ХХ в. как форма отражения сложности окружающего нас мира. Защита проекта | 1 | | | | |
96 | Контрольный тест №4 по итогам года | 1 | | | | |