Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.
Что такое ресурсный подход в образовании? Сфера образования может стать ресурсом развития личности лишь в том случае, если образовательные действия станут инициативными и превосходящими по потенциалу, побуждающими к развитию эту личность.
Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.
Но главным фактором и ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок. Урок как форма организации учебной деятельности возник очень давно. И лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени.
Урок, сохранив присущие ему признаки, рассматривается не только как вариативная, но как развивающаяся структура. Главное направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и обучающегося.
Учитывая новые требования к школьному образованию, современный урок также решает задачи, которые направлены на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
Три постулата современного урока
· Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности обучающихся и учителя;
· Урок есть часть жизни обучающегося, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
· Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Современный урок обязан соответствовать последним достижениям педагогической науки. А эти последние достижения сводятся к двум содержательным сторонам
– личностной ориентации и
- вариативности образования; двум подходам – событийному и ресурсному и
двум дидактическим технологиям – проектной и рефлексивной.
Каковы ресурсы современного урока?
· Временные
· Информационные
· Технологические
· Мотивационные
· Инновационные
· Здоровьесберегающие
· Методической и психолого-педагогической компетентности учителя
· Материально-технические
1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии
2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения
3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)
4 место – материально-технический, финансовый
Таким образом, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель.
Современный урок это эрудированный преподаватель плюс целый комплекс инновационных форм и методов обучения.
Только творческий учитель, обладающий индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения.