Макушинский многопрофильный филиал Государственного
бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Курганский базовый медицинский колледж»
Рассмотрен на заседании ЦМК Утверждаю: общеобразовательных дисциплин Зам. директора поУВР Протокол № от 2022 _____________Кульшманова А.А.
«____» _____________2022г.
Методическая разработка занятия
по дисциплине: «История»
Раздел:
Тема: «Россия в эпоху петровских реформ»
Специальность «Сестринское дело», I курс
Подготовила преподаватель
истории
Шипилова В.В.
Макушино, 2022год
Оглавление
Введение…………………………………………………………………3-4
План занятия……………………………………………………………..5 -6
Необходимое оборудование…………………………………………… ..6
Хронометраж занятия……………………………………………………7
Основная часть……………………………………………………………..8-11
Заключение…………………………………………………………………12
Критерии оценивания………………………………………………………13
Список источников………………………………………………………….14
Приложения
Введение
Методическая разработка темы «Россия в период петровских реформ» предназначена для студентов первого года обучения для использования приобретенных знаний для решения практических жизненных проблем, возникающих в социально-экономической деятельности.
Цель методической разработки - сформировать представления об отставании феодально-крепостнической России и о необходимости реформирования, модернизации России; сделать вывод о том, что преобразования ,проведенные в годы правления Петра 1 были в значительной степени обусловлены предшествующим развитием страны дать представление о петровских реформах преобразовавших патриархальную Русь в Великую Европейскую державу; научить использовать полученные знания в практических целях.
Методическая разработка составлена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к уровню подготовки студентов медицинских колледжей по специальности 34.02.01 сестринское дело по учебной дисциплине «История».
Развиваемые компетенции:
Умение подготовить проект на заданную тему, умение создать презентацию, умение заполнять таблицу по ходу выступления обучающихся, сопоставлять понятия и их определения, умение моделировать ситуации, умение слушать, умение мыслить, анализировать и делать выводы по теме; умение общаться, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника.
Выбор темы связан с тем, что студенты медицинских колледжей должны уметь ориентироваться в социально-экономическом положении страны в разные исторические эпохи.
Актуальность разработки обусловлена применением электронных образовательных ресурсов, самостоятельной работы студентов по подготовке проектов и их защите на уроке, что делает его современным, интересным для студентов и соответственно результативным.
Новизна заключается в том, электронная презентация в MS PowerPoint, может использоваться на разных этапах занятия – изучение нового материала, проверка знаний учащихся или в качестве подготовки домашнего задания, а также для самостоятельной работы студента.
Практическую ценность данное занятие по истории для студентов образовательного учреждения медицинского профиля представляется в понимании того, что реформы в разные периоды истории нашей страны являлись жизненной необходимостью, а реформы Петра 1 преобразовали патриархальную Русь в Великую Европейскую державу. Студенты должны понимать, что изучение исторического прошлого может дать ответы на многие вопросы, которые сейчас стоят перед Россией, а так, как история развивается по спирали, по мнению ряда историков, следовательно, проблемы, актуальные для XVIII века, могут быть актуальными и современной России. А также знания, полученные на уроке, могут быть полезны и интересны для студентов, которые увлекаются проблемами истории.
План занятия
Дисциплина (общеобразовательная) «История»
Тема занятия: « Россия в эпоху петровских преобразований»
Тип учебного занятия: Урок общеметодологической направленности
Методы обучения: основные – словесный, наглядный; практический
интерактивные - частично-поисковый, самостоятельной работы, защиты проектов.
.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, защита проектов, индивидуальная, групповая.
Применяемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие технологии, применение
Продолжительность учебного занятия: 90 минут.
Место проведения учебного занятия: аудитория.
Цели учебного занятия:
Обучающая: сформировать представление о личности Петра I, охарактеризовать государственные реформы Петра I, определить цель и итоги реформирования центрального и местного государственного управления, показать изменения, происшедшие в положении церкви и её отношениях с государством.
Развивающая: создавать условия для развития самостоятельности мышления, способности высказывания собственной точки зрения и умения излагать информацию для аудитории; определять и аргументировать своё отношение и оценку наиболее значимых событий в истории, совершенствование коммуникативных умений обучающихся.
Воспитательная: создавать условия для формирования коммуникативной компетенции через работу в микро- группах, способствовать принятию ответственности за решение, воспитывать осознанное отношение к учебной и трудовой деятельности.
Используемые методы обучения:
основные – словесный, наглядный; практический
интерактивные - частично-поисковый, защита проектов, работа с рабочими листами.
Средства обучения: электронная презентация в MS PowerPoint, опорный конспект, раздаточный материал, рабочие листы, учебник.
Развиваемые компетенции:
Умения: защитить проект на заданную тему,
- представить электронную презентацию в MS PowerPoint,
- давать характеристику и оценку личности Петра 1;
- высказывать свое мнение на проблему роли личности в истории,
- заполнять таблицы по рассказу обучающегося,
- слушать, анализировать, делать выводы, понимать причинно-следственные связи,
- работать с различными историческими источниками,
- отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника.
Познавательные компетенции:
- Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; привлекать ранее изучаемый материал для решения познавательных задач;
- работать с различными источниками информации,
- устанавливать причинно- следственные связи,
-строить логическое рассуждение.
Личностные компетенции:
- формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России,
- развивать творческие способности через активные формы деятельности
- формировать российскую гражданскую идентичность;
- расширять опыт оценочной деятельности.
Необходимое оборудование
1.ПК, подключенный к сети интернет;
2. Мультимедиа;
3. Презентация Microsoft Office PowerPoint;
4. Доска классная, мел.
5. Учебник.
6.Рабочие листы.
Межпредметные связи: история, география, литература
Структурно – логическая схема занятия
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
№ п/п | Содержание и структура учебного занятия | Время (мин.) | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося |
| Подготовительный этап | До УЗ | Дано опережающее задание в микро-группах подготовить проекты и презентацию по теме: реформы Петра 1. На перемене преподаватель готовит аудиторию к учебному занятию: включает оборудование для просмотра презентации, оформляет доску, размещает на столах раздаточный материал. | По возможности помогают преподавателю, сбрасывают презентации, готовятся к публичному выступлению |
| Подготовка студентов к работе на УЗ (1 мин) | 1мин | Здравствуйте, ребята! Рада вас сегодня видеть на занятии. Сегодня на нашем занятие присутствуют гости. | Приветствуют преподавателя, воспринимают информацию, настраиваются на работу. |
| Опрос домашнего задания | 15 -20 мин | Проводит опрос пройденного материала по заданиям и вопросам | Выполняют задания, отвечают на вопросы дополняют, корректируют ответы товарищей |
| Определение темы урока обучающимися | 1 мин | Объявляет тему урока «Россия в эпоху петровских преобразований» . слайд 1. | Скажите, зачем вам будущим медработникам изучать эту тему? |
| Целевая установка мин) | | Слайд 2 преподаватель объясняет цели урока. Слайд 3. Преподаватель знакомит студентов с планом урока I- Общая характеристика эпохи Петра Первого II ЛичностьПетра1 III Великое посольство 1697-1698 гг. IV- Реформы Петра 1. -центрального управления; -указ о единонаследии. Табель о рангах; -Областная реформа; -реформа городского управления; -церковная реформа; -налоговая реформа; -Реформа по созданию регулярной армии. V- Значение петровских реформ | Знакомятся с целями и планом урока (смотрят слайды). |
| Актуализация знаний (2 мин) | | Скажите, пожалуйста, в чем актуальность для современного человека(студента) понимание петровских реформ. -Может , ли эта тема понадобиться современному человеку? Помогает ли изучение прошлого в понимании настоящего на ваш взгляд, | Отвечают на вопросы, сформулированные преподавателем. - Реформы в разные периоды истории нашей страны являлись жизненной необходимостью, а реформы Петра 1 модернизировали Россию. |
| Домашнее задание (1,5 мин) | | 4 слайд – Запишите домашнее задание: параграф , с На «3» Составить схему органов власти и управления в 1 четверти 18 века. На «5» Объяснить высказывание историка Ключевского к Петру 1. "Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы» Вопросы: Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I? 1) Что привлекает историка в личности Петра I? 2) Объясните, почему личность и реформаторскую деятельность Петра I по-разному оценил историк? | Студенты внимательно слушают, и записывают домашнее задание. |
| Объяснение нового материала (50 мин) | | 5 слайд -Объяснение нового материала. Россия в период петровских реформ Общая характеристика эпохи Петра Первого ЛичностьПетра1 Значение петровских реформ | Выступления обучающихся с проектами Великое посольство 1697-1698 гг. - Реформы Петра 1. -центрального управления; -указ о единонаследии. Табель о рангах; -Областная реформа; -реформа городского управления; -церковная реформа; -налоговая реформа; -Реформа по созданию регулярной армии. Студенты слушают, воспринимают информацию и заполняют таблицу «Реформы Петра 1» |
| Закрепление изученного материала | | Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя по «цепочке» и выполняют предложенные задания 1.Какие цели преследовал Петр I, проводя реформы государственного управления? 2.Какие органы управления государством приходят на смену Боярской Думе? 3, С какой целью Петр 1 предпринял областную реформу? 4. Что нового было введено в управлении городами? 5. Каковы были итоги церковной реформы? Давайте сформулируем вывод о значении петровских преобразований | Слушают, отвечают вопросы, дополняют ответы друг- друга Централизация страны Ближайшей канцелярией в 1699 г., Сенатом в 1711 г, Для усиления местного аппарата власти повышения его авторитета Введена Бурмистерская палата , Главный магистрат Поставил церковь под контроль сетского лица обер-прокурора, назначаемого царем. Церковь стала опорой абсолютизма |
| Рефлексия (2,5 мин) Итого: 90 мин | | Ребята, скажите какие вопросы у вас остались не раскрытыми? У вас появилось желание, продолжить изучение темы более углубленно. Вы сегодня были активны. Молодцы, мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок. До свидание. | Отвечают на вопросы. Прощаются с преподавателем. |
Литература
Основная литература