Россия на рубеже XVII и XVIII вв.
Цели: охарактеризовать состояние России накануне решающих перемен.
Внутрипредметные связи: 1697-1718 гг. - правление Карла XII в Швеции; 1697-1733 гг. - правление саксонского курфюрста Фридриха Августа в качестве польского короля Августа II; 1701 г. - Пруссия становится королевством.
План:
Усиление западного влияния на Россию в конце XVII в.
Реформы A.JI. Ордина-Нащокина.
Преобразовательные планы Голицына.
Симеон Полоцкий и Юрий Крижанич.
Правление Софьи.
Начало царствования Петра. Азовские походы.
Великое посольство.
Основные понятия: гвардия, медаль, волонтер, верфь.
Важнейшие даты: 1682 г. - вступление на престол малолетних Ивана и Петра; 1689 г. - неудачная попытка переворота, осуществленная Софьей; 1695-1696 гг. - Азовские походы; 1697-1698 гг. - Великое посольство.
Выдающиеся личности: Петр I, царевна Софья, Н. Зотов, Франц Лефорт, Ф.А. Головин, П.Б. Возницын.
Общие рекомендации: рубеж XVII и XVIII столетий стал переломным в истории России - на это необходимо обратить особое внимание учеников. Отдельно следует остановиться и на личности самого Петра I. В ходе урока ученики должны усвоить, что петровские преобразования органично вытекали из потребностей развития России на рубеже XVII-XVIII вв. Для изложения задач, стоявших перед Россией в данный период, используйте дополнительные материалы. Подчеркните, что истоки петровских преобразований находятся в веке XVII, и что первые попытки перемен были предприняты еще Алексеем Михайловичем.
Ход урока
Усиление западного влияния на Россию в конце XVII в. (5 мин)
Как вы объясняете усиление западного влияния в конце XVII в.? (Исторические обстоятельства XVII в. способствовали более тесным, нежели ранее, контактам русских с Западной Европой во многих сферах жизни - в экономике, политике внутренней и внешней, а также в сфере культуры и государственного строительства.)
Первые многочисленные контакты с представителями иных культур и конфессий имели место в период Смуты. Первые приглашаемые на русскую службу иностранцы были еще при Алексее Михайловиче. Особое значение имело украинское посредничество в процессе западного влияния на русскую культуру, искусство и быт.
Реформы АЛ. Ордина-Нащокина (3 мин)
Комментарий: В рассказе о реформах А.Л.Ордина-Нащокина
используйте дополнительные материалы из прошлых уроков.
Ордин-Нащокин подвергся опале, что и прервало осуществление им планов. Это произошло потому, что само общество, консерватизм правительства не могли еще принять столь существенных реформаторских идей.
Преобразовательные планы Голицына (3 мин)
Обращает на себя на сходство и преемственность в осуществлении планов Голицына и судьбой Ординских идей. Особо следует подчеркнуть мнение Голицына о необходимости отмены крепостного права. Голицын понимал необходимость преобразований в сфере военного дела.
Попробуйте сформулировать какой курс преобразований стремился проводить Голицын? {Он стремился проводить реформаторский курс, нацеленный на системную европеизацию России.)
Симеон Полоцкий и Юрий Крижанич (3 мин)
Самостоятельная работа с учебником: Предложите ученикам прочитать соответствующие разделы учебника и ответить
на вопросы:
Какие особенности вероисповедания оказали влияние на взгляды Полоцкого и Крижанича?
Существует ли какая-то взаимосвязь между их образованием и предложениями в сфере просвещения?
Как именно осуществляли Полоцкий и Крижанич свое воздействие на умы русских людей?
Можно ли сказать, что у двух славянских просветителей времен Алексея Михайловича была намечена программа преобразований русского общества? Почему?
Правление Софьи (3 мин)
Комментарий: Рассказывая о правлении царевны Софьи, следует обратить внимание на то, что она была лишь регентшей при малолетних государях, а не полновластной правительницей, поэтому была заинтересована в упрочении и законодательном оформлении своей единоличной власти.
Свобода юного Петра от исполнения державных обязанностей способствовала формированию у него западных идей и вкусов благодаря влиянию немецкой культуры в лице ее представителей.
Начало царствования Петра. Азовские походы (3 мин)
Решение Петра о вступлении в свои обязанности государя показало возникновение объективных условий для нового этапа истории России, первыми действиями Петра были Азовские походы - т. е. осуществление давно сформировавшихся целей внешней политики России.
Кому в это время принадлежал Азов? (Османской империи.) Правда, взятие Азова еще не означало выход к морю, так как
необходимо было иметь там сильные укрепления и возможность заручиться поддержкой сильных союзников.
Великое посольство (4 мин)
Великое посольство ставило перед собой несколько важных целей: а) поиск союзников Российского государства; б) ознакомление с западноевропейской культурой, стилем жизни, ремеслами и всеми достижениями развитой в техническом отношении Европы; с) налаживание личных связей и обучение Петра. Особое внимание следует обратить на заключение союза с Речью Посполитой и Данией для борьбы со Швецией (Северный союз).
Вариант урока 12. Россия на рубеже XVII (урок-игра)
Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф.
I. Игра
Класс делится на группы по 6 человек. В каждой группе назначается капитан. Дается задание написать коллективное сочинение
от имени жителя села Преображенского «Каким я увидел молодого царя Петра». На задание дается 25 мин.
Затем капитаны команд и учитель составляют жюри, которое заслушивает сочинения и выставляет баллы. Членам команды, набравшей больше всего баллов, ставится оценка «пять».
II. Итог урока
В конце урока напоминает учащимся, что Петр I был несомненно яркой личностью, чей характер в значительной мере определил ход истории России в начале XVIII в. С одной стороны, он обладал живым, подвижным умом. Он легко воспринимал все новое. С другой стороны, он был вспыльчивым, неуравновешенный и порой весьма жестоким человеком, готовым на многочисленные жертвы ради достижения цели. И все же Петр I был весьма демократичен в общении, так что жители села Преображенского (или Семеновского) легко могли с ним познакомиться.
Домашнее задание: Рыбаков: § 35; Данилов: § 12, 13, вопросы на с. 104, обсуждение документа на с. 104-105 и ответы на вопросы нас. 105;Пчелов: § 16-17; Черникова: § 19.
Дополнительный материал
Гвардия - отборные, лучшие части армии. Медаль - государственная награда за особые заслуги. Волонтер - (фр. Volontaire, от лат. voluntatis) - лицо, добровольно поступившее на военную службу.
Верфь - (от голл. Werf) предприятие для постройки судов. Великое посольство (1697-1698 гг.) - русская дипломатическая миссия, отправленная Петром I в Западную Европу с целью найти союзников для борьбы с Османской империей, а также пригласить на русскую службу специалистов разных профилей и приобрести необходимое вооружение. Формальными официальными представителями царь назначил П.Я. Лефорта, Ф.А. Головина, П.Б. Возницын, однако в реальности посольство возглавлял сам Пётр (под именем Пётр Михайлов). В состав посольства входило 280 человек, в том числе 35 молодых людей, которых царь отправлял на учёбу. Во время путешествия Пётр посетил Пруссию, Курляндию, Голландию, Англию, Австрию и везде его интересовала политическая система, новейшие достижения в технике, культуре, военном деле. Царь освоил корабельное дело, плотницкое и другие ремёсла, даже получил диплом фельдшера. Петру удалось заручиться поддержкой Пруссии и Польши против Швеции. В 1698 году Петру срочно пришлось вернуться в Россию, так как он получил известие о Стрелецком восстании.
Петр I - русский царь с 1682 по 1725 гг. Сын царя Алексея Михайловича от Натальи Нарышкиной. В 10 лет стал царём вместе со своим старшим братом Иваном V (царь с 1682 по 1696). Его самостоятельное правление началось в 1689 году, когда ему удалось устранить свою старшую сестру Софью, в его малолетство управлявшую государством. Ещё в детские годы молодой царь проявлял удивительную любознательность ко всему, бывал в Немецкой слободе, где сошёлся с Ф. Лефортом и другими будущими сподвижниками его начинаний. Ещё в отроческие годы по приказу Петра были сформированы так называемые «потешные войска», вместе с которыми юный царь проходил азы военного дела; в дальнейшем именно эти войска стали основой его регулярной армии. Деятельность Петра, по сути, продолжала политику Алексея Михайловича и Софьи, однако Пётр действовал более жёстко и решительно. В отличие от своих предшественников, Пётр лично побывал в Европе и осознал. Какая пропасть разделяла «Варварскую Московию» и прогрессивную Европу. Целью экономических преобразований Петра были: развитие промышленности, преодоление экономической отсталости России; развитие внутренней и внешней торговли; создание мощной армии и флота, а также их обеспечение оружием, обмундированием, снаряжением. Так, к концу правления Великого Петра в России насчитывалось 200 мануфактур, Россия представляла собой крупнейшую державу с сильной армией и отличным флотом, на деле показавшем свои возможности. В административной сфере наиболее серьёзными преобразованиями стали учреждение Правительствующего сената вместо Боярской думы и введение коллегий вместо приказов, а также упразднение воеводств и разделение государства на губернии. Реорганизация системы управления привела к установлению в стране абсолютизма. В военной сфере Пётр поставил своей целью выход России из международной изоляции и превращение России в морскую торговую державу. С этой целью Пётр первоначально предпринял походы на Азов (1695-1696), однако вскоре понял, что у России большое будущее на Балтийском море. В 1700 году Пётр начал затяжную войну со Швецией (Северная война), итогом которой стало заключение в 1721 году Ништадского мира. Пётр также поставил под контроль государства Церковь, отменив в 1721 году патриаршество и учредив Священный синод. В царствование Петра проводились реформы и в области культуры: был введён новый календарь, создан первый общедоступный календарь, положено начало русской печатной периодике, в Москве и Санкт-Петербурге открыты инженерная и артиллерийская школы, школа математических и навигацких наук (с 1715 морская академия), медицинская, «цифирные» и специальные горные школы, школа для подьячих, где готовили будущих государственных чиновников. При крупных мануфактурах возникали ремесленные школы. Важным событием в общественной жизни страны стало открытие Академии наук (1724). Пётр I был неординарной личностью, волевым, работоспособным и любознательным человеком. Не знавший меры ни в чём, царь много работал, много требовал от других, много веселился. Он редко пьянел и часто использовал «дружеские» пирушки в своих целях. Испытавший в детстве настоящий шок во время стрелецкого мятежа 1682 года, Пётр страдал нервным тиком и отличался крайней подозрительностью и раздражительностью. В остальном Пётр обладал прекрасным здоровьем, хотя его организм от чрезмерно разгульной жизни быстро износился. Врагов царь карал безжалостно. Часто даже без суда и следствия только по доносу. Печально известно стрелецкое восстание 1689 года по картине Сурикова «Утро стрелецкой казни». Тогда было казнено огромное количество рядовых стрельцов, чья вина заключалась лишь в том, что они выполняли приказ своего начальства. Пётр тогда лично рубил головы и заставлял своих бояр принимать участие в этом кошмарном мероприятии. Царь не пожалел даже собственного сына Алексея, когда были найдены следы его причастности к заговору против Петра. Пётр умел выбирать себе помощников. За время его правления вокруг него сформировалась группа преданных ему людей, которых отличала инициативность, исполнительность, стремление к преобразованиям. Своих «птенцов» Пётр приучил к самостоятельности мышления, так что каждый из них не терялся в сложных ситуациях. Правой рукой на всём протяжении правления Петра был А.Д. Меншиков, ставший благодаря своим незаурядным способностям и безграничной верности Петру Светлейшим князем (происходил Меншиков из низших слоёв и так и не научился грамоте).
Никита Моисеевич Зотов (1644-1714), думный дьяк, воспитатель Петра I. Зотов на протяжении всей жизни находился в ближайшем окружении царя. В 1680 году принимал участие в заключении мира с Турцией в Бахчисарае, в 1695 сопровождал Петра в Азовском походе. В Санкт-Петербурге Зотов курировал возведение одного из бастионов Петропавловской крепости (этот бастион сейчас носит его имя). Зотов - активный участник всех увеселительных развлечений Петра, который присвоил ему титул «всешутейский патриарх», что не помешало ему в 1710 году быть возведённым в графское достоинство.
Франц Яковлевич Лефорт (1655/56-1699), швейцарец, с 1678 года на русской службе. Оказал огромное влияние на юного Петра, для которого был другом и советником. Во время Азовских походов Пётр доверил ему командование флотом, назначив его адмиралом (1695), в 1697-98 гг. царь взял его с собой одним из посланников Великого посольства.
Патрик Гордон (1653-1699) - шотландец, с 1661 года жил и служил в России, генерал и контр-адмирал. Один из учителей и соратников Петра I. Принимал участие в Чигиринских, Крымских и Азовских походах.
Фёдор Алексеевич Головин (1650-1706) русский дипломат, государственный деятель, генерал-адмирал (с 1700), граф (с 1702). Происходил из старинного дворянского рода. Составил и заключил с Китаем Нерчинский договор в 1689 г. Был вторым послом Великого посольства в западную Европу. В 1697-1700 гг. в период первых реформ вошёл в число ближайших соратников Петра I. Энергично участвовал в создании русского флота. Совместно с царём Петром вёл секретные переговоры о заключении союза с Данией и Саксонией (1699). Вместе с П.Б. Возницыным готовил посольство Е.И. Украинцева в Константинополь для заключения мира с Турцией. В 1699 был назначен начальником Военно-морского приказа. В 1700 году Головин - начальник Посольского приказа, одновременно ведал Ямским приказом и Оружейной, Золотой и Серебряной палатами. Ввёл гербовый сбор в России. Принимал участие в организации русской регулярной армии. В 1701 сопровождал Петра I в Биржи, где был подтверждён русско-польский договор (август 1704) между Петром I и Августом II. В канцлерство Головина было создана система постоянного русского представительства за границей, под руководством Головина определена русско-турецкая граница на Кубани и Поднепровье (1703-1705 гг.)
Прокопий Богданович Возницын - крупный русский дипломат второй половины XVII в. Представитель дипломатической школы Орди- на-Нащокина. Служил при Алексее Михайловиче уполномоченным послом в Вене, Венеции, Варшаве. В качестве третьего посла участвовал в Великом посольстве. На Карловицком конгрессе (1698-1699) добивался от Турции передачи России Керчи; заключил выгодный мир с Османской империей. С 1699 возглавлял Аптекарский приказ.
Задачи, стоявшие перед Россией накануне петровской эпохи
Вот важнейшие части этой программы: 1) мир и даже союз с Польшей; 2) борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию; 3) завершение переустройства войска в регулярную армию; 4) замена старой сложной системы прямых налогов двумя податями, подушной и поземельной; 5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности; 6) введение городского самоуправления с целью подъема производительности и благосостояния торгово-промышленного класса; 7) освобождение крепостных крестьян с землей; 8) заведение школ не только общеобразовательных с церковным характером, но и технических, приспособленных к нуждам государства, - и все это по иноземным образцам и даже с помощью иноземных руководителей. Легко заметить, что совокупность этих преобразовательных задач есть не что иное, как преобразовательная программа Петра: эта программа была вся готова еще до начала деятельности преобразователя. В том и состоит значение московских государственных людей XVII в.: они не только создали атмосферу, в которой вырос и которой дышал преобразователь, но и начертали программу его деятельности, в некоторых отношениях шедшую даже дальше того, что он сделал.
Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1991. С. 150
Цели Великого посольства «
Командируя десятки молодежи в заграничную выучку, он, естественно, должен был командировать и себя самого туда же. Он ехал за границу не как любознательный и досужий путешественник, чтобы полюбоваться диковинами чужой культуры, а как рабочий, желавший спешно ознакомиться с недостававшими ему надобными мастерствами: он искал на Западе техники, а не цивилизации. На заграничных письмах его явилась печать с надписью: «Аз бо есмь в чину учимых и учащих мя требую». На эту цель рассчитана была обстановка поездки. Он зачислил себя под именем Петра Михайлова в свиту торжественного посольства, отправлявшегося к европейским дворам по поводу шедшей тогда коалиционной борьбы с Турцией, чтобы скрепить прежние или завязать новые дружественные отношения с западноевропейскими государствами. Но это была открытая цель посольства. Великие послы Лефорт, Головин и думный дьяк Возницын получили еще негласную инструкцию сыскать за границей на морскую службу капитанов добрых, «которые б сами в матросах бывали, а службою дошли чина, а не по иным причинам», таких же поручиков и кучу всевозможных мастеров, «которые делают на кораблях всякое дело». Волонтерам, посланным в чужие края, предписывалось «знать чертежи или карты морские, компас и прочие признаки морские», владеть судном как в бою, так и в простом шествии, знать все снасти или инструменты, к тому надлежащие, искать всяческого случая быть на море во время боя, непременно запастись от морских начальников свидетельством о достаточной подготовке к делу .
Ключевский В.О. Исторические портреты. М, 1991. С. 167-168