СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Россия на рубеже XVII и XVIII вв»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: охарактеризовать состояние России накануне решающих перемен.

Внутрипредметные связи: 1697-1718 гг. - правление Карла XII в Швеции; 1697-1733 гг. - правление саксонского курфюрста Фридриха Августа в качестве польского короля Августа II; 1701 г. - Пруссия становится королевством.

План:

  1. Усиление западного влияния на Россию в конце XVII в.
  2. Реформы A.JI. Ордина-Нащокина.
  3. Преобразовательные планы Голицына.
  4. Симеон Полоцкий и Юрий Крижанич.
  5. Правление Софьи.
  6. Начало царствования Петра. Азовские походы.
  7. Великое посольство.

Основные понятия: гвардия, медаль, волонтер, верфь.

Важнейшие даты: 1682 г. - вступление на престол малолетних Ивана и Петра; 1689 г. - неудачная попытка переворота, осуществленная Софьей; 1695-1696 гг. - Азовские походы; 1697-1698 гг. - Великое посольство.

Выдающиеся личности: Петр I, царевна Софья, Н. Зотов, Франц Лефорт, Ф.А. Головин, П.Б. Возницын.

Общие рекомендации: рубеж XVII и XVIII столетий стал переломным в истории России - на это необходимо обратить особое внимание учеников. Отдельно следует остановиться и на личности самого Петра I. В ходе урока ученики должны усвоить, что петровские преобразования органично вытекали из потребностей развития России на рубеже XVII-XVIII вв. Для изложения задач, стоявших перед Россией в данный период, используйте дополнительные материалы. Подчеркните, что истоки петровских преобразований находятся в веке XVII, и что первые попытки перемен были предприняты еще Алексеем Михайловичем.

Просмотр содержимого документа
««Россия на рубеже XVII и XVIII вв»»

Россия на рубеже XVII и XVIII вв.

Цели: охарактеризовать состояние России накануне решающих перемен.

Внутрипредметные связи: 1697-1718 гг. - правление Карла XII в Швеции; 1697-1733 гг. - правление саксонского курфюрста Фридриха Августа в качестве польского короля Августа II; 1701 г. - Пруссия становится королевством.

План:

  1. Усиление западного влияния на Россию в конце XVII в.

  2. Реформы A.JI. Ордина-Нащокина.

  3. Преобразовательные планы Голицына.

  4. Симеон Полоцкий и Юрий Крижанич.

  5. Правление Софьи.

  6. Начало царствования Петра. Азовские походы.

  7. Великое посольство.

Основные понятия: гвардия, медаль, волонтер, верфь.

Важнейшие даты: 1682 г. - вступление на престол малолетних Ивана и Петра; 1689 г. - неудачная попытка переворота, осуществленная Софьей; 1695-1696 гг. - Азовские походы; 1697-1698 гг. - Великое посольство.

Выдающиеся личности: Петр I, царевна Софья, Н. Зотов, Франц Лефорт, Ф.А. Головин, П.Б. Возницын.

Общие рекомендации: рубеж XVII и XVIII столетий стал переломным в истории России - на это необходимо обратить особое внимание учеников. Отдельно следует остановиться и на личности самого Петра I. В ходе урока ученики должны усвоить, что петровские преобразования органично вытекали из потребностей развития России на рубеже XVII-XVIII вв. Для изложения задач, стоявших перед Россией в данный период, используйте дополнительные материалы. Подчеркните, что истоки петровских преобразований находятся в веке XVII, и что первые попытки перемен были предприняты еще Алексеем Михайловичем.

Ход урока

  1. Усиление западного влияния на Россию в конце XVII в. (5 мин)

  • Как вы объясняете усиление западного влияния в конце XVII в.? (Исторические обстоятельства XVII в. способствовали более тесным, нежели ранее, контактам русских с Западной Европой во многих сферах жизни - в экономике, политике внутренней и внешней, а также в сфере культуры и государственного строительства.)

Первые многочисленные контакты с представителями иных культур и конфессий имели место в период Смуты. Первые приглашаемые на русскую службу иностранцы были еще при Алексее Михайловиче. Особое значение имело украинское посредничество в процессе западного влияния на русскую культуру, искусство и быт.

  1. Реформы АЛ. Ордина-Нащокина (3 мин)

Комментарий: В рассказе о реформах А.Л.Ордина-Нащокина

используйте дополнительные материалы из прошлых уроков.

Ордин-Нащокин подвергся опале, что и прервало осуществление им планов. Это произошло потому, что само общество, консерватизм правительства не могли еще принять столь существенных реформаторских идей.

  1. Преобразовательные планы Голицына (3 мин)

Обращает на себя на сходство и преемственность в осуществлении планов Голицына и судьбой Ординских идей. Особо следует подчеркнуть мнение Голицына о необходимости отмены крепостного права. Голицын понимал необходимость преобразований в сфере военного дела.

  • Попробуйте сформулировать какой курс преобразований стремился проводить Голицын? {Он стремился проводить реформаторский курс, нацеленный на системную европеизацию России.)

  1. Симеон Полоцкий и Юрий Крижанич (3 мин)

Самостоятельная работа с учебником: Предложите ученикам прочитать соответствующие разделы учебника и ответить

на вопросы:

  • Какие особенности вероисповедания оказали влияние на взгляды Полоцкого и Крижанича?

  • Существует ли какая-то взаимосвязь между их образованием и предложениями в сфере просвещения?

  • Как именно осуществляли Полоцкий и Крижанич свое воздействие на умы русских людей?

  • Можно ли сказать, что у двух славянских просветителей времен Алексея Михайловича была намечена программа преобразований русского общества? Почему?

  1. Правление Софьи (3 мин)

Комментарий: Рассказывая о правлении царевны Софьи, следует обратить внимание на то, что она была лишь регентшей при малолетних государях, а не полновластной правительницей, поэтому была заинтересована в упрочении и законодательном оформлении своей единоличной власти.

  • Поясните термин двоецарствие? (В России в это время было два царя: Петр и Иван.)

Свобода юного Петра от исполнения державных обязанностей способствовала формированию у него западных идей и вкусов благодаря влиянию немецкой культуры в лице ее представителей.

  1. Начало царствования Петра. Азовские походы (3 мин)

Решение Петра о вступлении в свои обязанности государя показало возникновение объективных условий для нового этапа истории России, первыми действиями Петра были Азовские походы - т. е. осуществление давно сформировавшихся целей внешней политики России.

  • Кому в это время принадлежал Азов? (Османской империи.) Правда, взятие Азова еще не означало выход к морю, так как

необходимо было иметь там сильные укрепления и возможность заручиться поддержкой сильных союзников.

  1. Великое посольство (4 мин)

Великое посольство ставило перед собой несколько важных целей: а) поиск союзников Российского государства; б) ознакомление с западноевропейской культурой, стилем жизни, ремеслами и всеми достижениями развитой в техническом отношении Европы; с) налаживание личных связей и обучение Петра. Особое внимание следует обратить на заключение союза с Речью Посполитой и Данией для борьбы со Швецией (Северный союз).

  • Почему Петр I наметил поход на Швецию? (Он мечтал о выходе в море.)

Вариант урока 12. Россия на рубеже XVII  (урок-игра)

Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф.

I. Игра

Класс делится на группы по 6 человек. В каждой группе назначается капитан. Дается задание написать коллективное сочинение

от имени жителя села Преображенского «Каким я увидел молодого царя Петра». На задание дается 25 мин.

Затем капитаны команд и учитель составляют жюри, которое заслушивает сочинения и выставляет баллы. Членам команды, набравшей больше всего баллов, ставится оценка «пять».

II. Итог урока

В конце урока напоминает учащимся, что Петр I был несомненно яркой личностью, чей характер в значительной мере определил ход истории России в начале XVIII в. С одной стороны, он обладал живым, подвижным умом. Он легко воспринимал все новое. С другой стороны, он был вспыльчивым, неуравновешенный и порой весьма жестоким человеком, готовым на многочисленные жертвы ради достижения цели. И все же Петр I был весьма демократичен в общении, так что жители села Преображенского (или Семеновского) легко могли с ним познакомиться.

Домашнее задание: Рыбаков: § 35; Данилов: § 12, 13, вопросы на с. 104, обсуждение документа на с. 104-105 и ответы на вопросы нас. 105;Пчелов: § 16-17; Черникова: § 19.

Дополнительный материал

Гвардия - отборные, лучшие части армии. Медаль - государственная награда за особые заслуги. Волонтер - (фр. Volontaire, от лат. voluntatis) - лицо, добровольно поступившее на военную службу.

Верфь - (от голл. Werf) предприятие для постройки судов. Великое посольство (1697-1698 гг.) - русская дипломатическая миссия, отправленная Петром I в Западную Европу с целью найти союзников для борьбы с Османской империей, а также пригласить на русскую службу специалистов разных профилей и приобрести необходимое вооружение. Формальными официальными представителями царь назначил П.Я. Лефорта, Ф.А. Головина, П.Б. Возницын, однако в реальности посольство возглавлял сам Пётр (под именем Пётр Михайлов). В состав посольства входило 280 человек, в том числе 35 молодых людей, которых царь отправлял на учёбу. Во время путешествия Пётр посетил Пруссию, Курляндию, Голландию, Англию, Австрию и везде его интересовала политическая система, новейшие достижения в технике, культуре, военном деле. Царь освоил корабельное дело, плотницкое и другие ремёсла, даже получил диплом фельдшера. Петру удалось заручиться поддержкой Пруссии и Польши против Швеции. В 1698 году Петру срочно пришлось вернуться в Россию, так как он получил известие о Стрелецком восстании.

Петр I - русский царь с 1682 по 1725 гг. Сын царя Алексея Михайловича от Натальи Нарышкиной. В 10 лет стал царём вместе со своим старшим братом Иваном V (царь с 1682 по 1696). Его самостоятельное правление началось в 1689 году, когда ему удалось устранить свою старшую сестру Софью, в его малолетство управлявшую государством. Ещё в детские годы молодой царь проявлял удивительную любознательность ко всему, бывал в Немецкой слободе, где сошёлся с Ф. Лефортом и другими будущими сподвижниками его начинаний. Ещё в отроческие годы по приказу Петра были сформированы так называемые «потешные войска», вместе с которыми юный царь проходил азы военного дела; в дальнейшем именно эти войска стали основой его регулярной армии. Деятельность Петра, по сути, продолжала политику Алексея Михайловича и Софьи, однако Пётр действовал более жёстко и решительно. В отличие от своих предшественников, Пётр лично побывал в Европе и осознал. Какая пропасть разделяла «Варварскую Московию» и прогрессивную Европу. Целью экономических преобразований Петра были: развитие промышленности, преодоление экономической отсталости России; развитие внутренней и внешней торговли; создание мощной армии и флота, а также их обеспечение оружием, обмундированием, снаряжением. Так, к концу правления Великого Петра в России насчитывалось 200 мануфактур, Россия представляла собой крупнейшую державу с сильной армией и отличным флотом, на деле показавшем свои возможности. В административной сфере наиболее серьёзными преобразованиями стали учреждение Правительствующего сената вместо Боярской думы и введение коллегий вместо приказов, а также упразднение воеводств и разделение государства на губернии. Реорганизация системы управления привела к установлению в стране абсолютизма. В военной сфере Пётр поставил своей целью выход России из международной изоляции и превращение России в морскую торговую державу. С этой целью Пётр первоначально предпринял походы на Азов (1695-1696), однако вскоре понял, что у России большое будущее на Балтийском море. В 1700 году Пётр начал затяжную войну со Швецией (Северная война), итогом которой стало заключение в 1721 году Ништадского мира. Пётр также поставил под контроль государства Церковь, отменив в 1721 году патриаршество и учредив Священный синод. В царствование Петра проводились реформы и в области культуры: был введён новый календарь, создан первый общедоступный календарь, положено начало русской печатной периодике, в Москве и Санкт-Петербурге открыты инженерная и артиллерийская школы, школа математических и навигацких наук (с 1715 морская академия), медицинская, «цифирные» и специальные горные школы, школа для подьячих, где готовили будущих государственных чиновников. При крупных мануфактурах возникали ремесленные школы. Важным событием в общественной жизни страны стало открытие Академии наук (1724). Пётр I был неординарной личностью, волевым, работоспособным и любознательным человеком. Не знавший меры ни в чём, царь много работал, много требовал от других, много веселился. Он редко пьянел и часто использовал «дружеские» пирушки в своих целях. Испытавший в детстве настоящий шок во время стрелецкого мятежа 1682 года, Пётр страдал нервным тиком и отличался крайней подозрительностью и раздражительностью. В остальном Пётр обладал прекрасным здоровьем, хотя его организм от чрезмерно разгульной жизни быстро износился. Врагов царь карал безжалостно. Часто даже без суда и следствия только по доносу. Печально известно стрелецкое восстание 1689 года по картине Сурикова «Утро стрелецкой казни». Тогда было казнено огромное количество рядовых стрельцов, чья вина заключалась лишь в том, что они выполняли приказ своего начальства. Пётр тогда лично рубил головы и заставлял своих бояр принимать участие в этом кошмарном мероприятии. Царь не пожалел даже собственного сына Алексея, когда были найдены следы его причастности к заговору против Петра. Пётр умел выбирать себе помощников. За время его правления вокруг него сформировалась группа преданных ему людей, которых отличала инициативность, исполнительность, стремление к преобразованиям. Своих «птенцов» Пётр приучил к самостоятельности мышления, так что каждый из них не терялся в сложных ситуациях. Правой рукой на всём протяжении правления Петра был А.Д. Меншиков, ставший благодаря своим незаурядным способностям и безграничной верности Петру Светлейшим князем (происходил Меншиков из низших слоёв и так и не научился грамоте).

Никита Моисеевич Зотов (1644-1714), думный дьяк, воспитатель Петра I. Зотов на протяжении всей жизни находился в ближайшем окружении царя. В 1680 году принимал участие в заключении мира с Турцией в Бахчисарае, в 1695 сопровождал Петра в Азовском походе. В Санкт-Петербурге Зотов курировал возведение одного из бастионов Петропавловской крепости (этот бастион сейчас носит его имя). Зотов - активный участник всех увеселительных развлечений Петра, который присвоил ему титул «всешутейский патриарх», что не помешало ему в 1710 году быть возведённым в графское достоинство.

Франц Яковлевич Лефорт (1655/56-1699), швейцарец, с 1678 года на русской службе. Оказал огромное влияние на юного Петра, для которого был другом и советником. Во время Азовских походов Пётр доверил ему командование флотом, назначив его адмиралом (1695), в 1697-98 гг. царь взял его с собой одним из посланников Великого посольства.

Патрик Гордон (1653-1699) - шотландец, с 1661 года жил и служил в России, генерал и контр-адмирал. Один из учителей и соратников Петра I. Принимал участие в Чигиринских, Крымских и Азовских походах.

Фёдор Алексеевич Головин (1650-1706) русский дипломат, государственный деятель, генерал-адмирал (с 1700), граф (с 1702). Происходил из старинного дворянского рода. Составил и заключил с Китаем Нерчинский договор в 1689 г. Был вторым послом Великого посольства в западную Европу. В 1697-1700 гг. в период первых реформ вошёл в число ближайших соратников Петра I. Энергично участвовал в создании русского флота. Совместно с царём Петром вёл секретные переговоры о заключении союза с Данией и Саксонией (1699). Вместе с П.Б. Возницыным готовил посольство Е.И. Украинцева в Константинополь для заключения мира с Турцией. В 1699 был назначен начальником Военно-морского приказа. В 1700 году Головин - начальник Посольского приказа, одновременно ведал Ямским приказом и Оружейной, Золотой и Серебряной палатами. Ввёл гербовый сбор в России. Принимал участие в организации русской регулярной армии. В 1701 сопровождал Петра I в Биржи, где был подтверждён русско-польский договор (август 1704) между Петром I и Августом II. В канцлерство Головина было создана система постоянного русского представительства за границей, под руководством Головина определена русско-турецкая граница на Кубани и Поднепровье (1703-1705 гг.)

Прокопий Богданович Возницын - крупный русский дипломат второй половины XVII в. Представитель дипломатической школы Орди- на-Нащокина. Служил при Алексее Михайловиче уполномоченным послом в Вене, Венеции, Варшаве. В качестве третьего посла участвовал в Великом посольстве. На Карловицком конгрессе (1698-1699) добивался от Турции передачи России Керчи; заключил выгодный мир с Османской империей. С 1699 возглавлял Аптекарский приказ.

Задачи, стоявшие перед Россией накануне петровской эпохи

Вот важнейшие части этой программы: 1) мир и даже союз с Польшей; 2) борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию; 3) завершение переустройства войска в регулярную армию; 4) замена старой сложной системы прямых налогов двумя податями, подушной и поземельной; 5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности; 6) введение городского самоуправления с целью подъема производительности и благосостояния торгово-промышленного класса; 7) освобождение крепостных крестьян с землей; 8) заведение школ не только общеобразовательных с церковным характером, но и технических, приспособленных к нуждам государства, - и все это по иноземным образцам и даже с помощью иноземных руководителей. Легко заметить, что совокупность этих преобразовательных задач есть не что иное, как преобразовательная программа Петра: эта программа была вся готова еще до начала деятельности преобразователя. В том и состоит значение московских государственных людей XVII в.: они не только создали атмосферу, в которой вырос и которой дышал преобразователь, но и начертали программу его деятельности, в некоторых отношениях шедшую даже дальше того, что он сделал.

Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1991. С. 150

Цели Великого посольства        «

Командируя десятки молодежи в заграничную выучку, он, естественно, должен был командировать и себя самого туда же. Он ехал за границу не как любознательный и досужий путешественник, чтобы полюбоваться диковинами чужой культуры, а как рабочий, желавший спешно ознакомиться с недостававшими ему надобными мастерствами: он искал на Западе техники, а не цивилизации. На заграничных письмах его явилась печать с надписью: «Аз бо есмь в чину учимых и учащих мя требую». На эту цель рассчитана была обстановка поездки. Он зачислил себя под именем Петра Михайлова в свиту торжественного посольства, отправлявшегося к европейским дворам по поводу шедшей тогда коалиционной борьбы с Турцией, чтобы скрепить прежние или завязать новые дружественные отношения с западноевропейскими государствами. Но это была открытая цель посольства. Великие послы Лефорт, Головин и думный дьяк Возницын получили еще негласную инструкцию сыскать за границей на морскую службу капитанов добрых, «которые б сами в матросах бывали, а службою дошли чина, а не по иным причинам», таких же поручиков и кучу всевозможных мастеров, «которые делают на кораблях всякое дело». Волонтерам, посланным в чужие края, предписывалось «знать чертежи или карты морские, компас и прочие признаки морские», владеть судном как в бою, так и в простом шествии, знать все снасти или инструменты, к тому надлежащие, искать всяческого случая быть на море во время боя, непременно запастись от морских начальников свидетельством о достаточной подготовке к делу .

Ключевский В.О. Исторические портреты. М, 1991. С. 167-168




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!