Урок по истории России в 7 классе.
Подготовила: Занченко Лилия Витальевна, учитель истории МКОУ «Кировская ООШ»
Дата проведения: 19.02.2014г.
Тема урока : Россия на рубеже XVII - XVIII веков. Начало правления Петра I.
Цели: 1. Охарактеризовать состояние России накануне решающих перемен. Познакомить учащихся с формированием личности Петра I.
2. Развивать умение анализировать исторический материал, выделять главное в тексте и делать выводы, высказывать свою точку зрения на произошедшие события, работать с исторической картой.
3. Воспитывать уважение к выдающимся историческим личностям, желание принести пользу своему Отечеству, чувство гордости за свою Родину.
План урока
1.Детство Петра.
2.Начало царствования Петра.
4.Азовские походы.
5. Великое посольство.
Оборудование: Картина с изображением памятника Петру I,карта «Росси в первой половине XVII века», экран, видеопроектор, карточки с заданиями для учеников, учебники.
Новые слова:
-Регентство- временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.
-Реформа- важное изменение в государстве и жизни людей
-Лавра- крупнейший мужской православный монастырь.
Тип урока: усвоение новых знаний.
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент:
Ребята ,сегодня у нас необычный урок т.к. присутствуют гости которым мы очень рады, надеюсь это не помешает вам работать активно, творчески и продуктивно.
История наука о чём?
Правильно, это наука о жизни и деятельности людей, значит мы с вами творцы истории.
А скажите в каком году вы родились? (на рубеже веков и тысячелетий).
Сейчас я прочту вам строки из поэмы Пушкина « Медный всадник»о выдающимся государственном деятеле, который также жил на рубеже веков.
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
О ком говорится ?
Обращение к памятнику ( что символизирует ? с чем ассоциации: мощь, сила, стремление вперед, жёсткость, противостояние, движение , преодоление препятствий…)
(ТЕМА ) Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
: Россия на рубеже XVII - XVIII веков. Начало правления ПетраI.( Запись на доске).
План.(Запись на доске)
Проблема: Что заставило ПетраI решиться на проведение государственных реформ?
(д/з -эссе)
II.Изучение нового материала
1.Детство Петра . Выступление учеников, работа с карточками, показ слайдов.
2. Начало царствования Петра.
-Оценка жизни общества Российского государства в конце 17 века. ( делают ученики)
1. Политическая сфера:
Неустойчивая власть царя;
Приказная система;(волокитство)
Противостояние бояр и дворян.
2.Экономическая сфера:
Господство натурального хозяйства;
Использование подневольного труда в промышленности и с/х;
Экономическая отсталость от передовых стран.
3 Духовная сфера находилась под влиянием церкви, но в связи с событиями 17 века усиливается западное влияние на Россию.(смута-Польша, Немецкая слобода, присоединение Левобережной Украины и Киева. Симеон Полоцкий, Ордин-Нащокин,Голицын( Софья).
В военном отношении Россия была практически бессильна, русское войско было плохо обучено и в основном состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов.
Ролевая игра « Царские советники».
Задача советника- дать совет Петру I как вести государственные дела в сложившихся обстоятельствах.
Ответы учеников.____________________
Что сделал Петр? Он решил искать водный путь в Европу через южные моря.
3.Азовские походы.
Работа с текстом учебника :прочитать про Азовские походы и ответить на вопросы в карточках.
Карточка №1
Когда состоялся 1 ый Азовский поход ? _______________
Итоги: _________________________
Причины:__________________________
____________________________________
________________________________________
Карточка №2
Когда состоялся 2 й Азовский поход_?_______________
Просмотр слайдов.(проверка правельности ответов) Работа с картой.
Беседа на тему « Что дальше делать царю?»
-Искать союзников.
4. Великое посольство.
-Рассказ учителя . Цель посольства
Посещение стран- Кенигсберга, Курляндии, Голландии, Англии, Вены…
Возвращение домой-1698г.стрелецкий бунт.
_ Беседа по картине В Сурикова « Утро стрелецкой казни»
-Просмотр слайдов.
-Вывод ( результаты посольства )-делают ученики.
III.Проверка усвоения новых знаний
Выполнение тестов
1.Кто был учителем Петра I
Наталья Кирилловнв
Никита Зотов
Василий Голицын
2. Для кого из русских правителей был изготовлен двойной трон
для Михаила и Филарета
для Федора Ивановича и Бориса Годунова
Для Петра и Ивана Алексеевича
Первые свои батальоны Пётр называл:
А) защитниками отечества
Б) «потешными полками
В) рыцарями
Первые военные операции Петра Алексеевича;
А) Азовские походы
Б) походы против шведов
В) походы к берегам Черного моря
Определите основные цели Великого посольства
установить тесные отношения с Испанией
создать военный союз против Турции
нанять военных специалистов и закупить вооружение
познакомится с жизнью и порядками европейских стран.
IV.Итог урока. Рефлексия. Вот и закончилось первое путешествие в эпоху Петра I. Нам предстоит еще несколько путешествий – уроков. Поэтому с Петром I мы станем близкими друзьями. А насколько вы подружились, узнаем из этих карточек. Пока я подвожу итоги, каждый из вас заполнит свою карточку. Карточки у каждого индивидуальные. (Потом учитель видит плюсы и минусы полученных знаний.)
План урока | Не очень хорошо понял(а) | Смогу рассказать на следующем уроке | Смогу хорошо объяснить товарищу | Хотел бы больше узнать о |
Детство Петра | | | | |
Начало царствования | | | | |
Азовские походы | | | | |
Великое посольство | | | | |
Оценивание учеников.
Домашнее задание. П.13
Эссе на тему:
«Что заставило ПетраI решиться на проведение государственных реформ?»