СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация принципов межпредметной интеграции на уроках биологии .

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

За последние годы в биологии уделяется все больше внимания проблеме взаимосвязей между живым и неживым. Успешное развитие современных исследований на грани живого и неживого в области таких биологических дисциплин, как молекулярная биология, генетика, физиология растений и животных, экология, биохимия, биофизика, бионика, космическая биология, убедительно подтверждает необходимость более всестороннего изучения закономерностей процессов жизни. В связи с приближением содержания учебного курса биологии к современному уровню биологической науки в дидактике биологии также усиливается внимание к установлению последовательных связей между преподаванием биологии, химии, физики, астрономии и физической географии.

Просмотр содержимого документа
«Реализация принципов межпредметной интеграции на уроках биологии .»

Реализация принципов межпредметной интеграции на уроках биологии .  Учитель биологии МОУ СОШ №2 г.Талдома Глинина Надежда Ивановна

Реализация принципов межпредметной интеграции на уроках биологии .

Учитель биологии МОУ СОШ №2 г.Талдома

Глинина Надежда Ивановна

Для современного образования и науки характерна глубокая дифференциация знаний о природе. В результате этого учащиеся получают разобщенные сведения об устройстве мира, не могут выделить основополагающие закономерности его функционирования. Природа предстает перед детьми в виде разрозненных знаний по биологии, химии, физике, географии. Естественно-научные предметы призваны раскрыть перед учащимися современную картину мира. Каждый момент получения знаний должен быть одновременно и формированием целостности сознания учащегося, единой системы знаний о природе – интегрального ее образа.

Для современного образования и науки характерна глубокая дифференциация знаний о природе. В результате этого учащиеся получают разобщенные сведения об устройстве

мира, не могут выделить основополагающие закономерности его функционирования.

Природа предстает перед детьми в виде разрозненных знаний по биологии, химии, физике, географии.

Естественно-научные предметы призваны раскрыть перед учащимися современную картину мира. Каждый момент получения знаний должен быть одновременно и формированием целостности сознания учащегося, единой системы знаний о природе – интегрального ее образа.

За последние годы в биологии уделяется все больше внимания проблеме взаимосвязей между живым и неживым. Успешное развитие современных исследований на грани живого и неживого в области таких биологических дисциплин, как молекулярная биология, генетика, физиология растений и животных, экология, биохимия, биофизика, бионика, космическая биология, убедительно подтверждает необходимость более всестороннего изучения закономерностей процессов жизни. В связи с приближением содержания учебного курса биологии к современному уровню биологической науки в дидактике биологии также усиливается внимание к установлению последовательных связей между преподаванием биологии, химии, физики, астрономии и физической географии.

За последние годы в биологии уделяется все больше внимания проблеме взаимосвязей между живым и неживым. Успешное развитие современных исследований на грани живого и неживого в области таких биологических дисциплин, как молекулярная биология, генетика, физиология растений и животных, экология, биохимия, биофизика, бионика, космическая биология, убедительно подтверждает необходимость более всестороннего изучения закономерностей процессов жизни. В связи с приближением содержания учебного курса биологии к современному уровню биологической науки в дидактике биологии также усиливается внимание к установлению последовательных связей между преподаванием биологии, химии, физики, астрономии и физической географии.

Межпредметные связи выполняют в обучении биологии ряд функций.

Межпредметные связи выполняют в обучении биологии ряд функций.

Связь биологии и химии. На стыке биологии и химии возникла наука биохимия, элементы которой дети изучают и на биологии, и на химии. Понятие о неорганических и органических веществах вводится ещё в 5 классе. В последующие годы на уроках биологии разбирается биологическая роль воды в связи с её физическими и химическими свойствами. На уроках химии и биологии в старших классах большое внимание уделяется белкам, липидам, углеводам, нуклеиновым кислотам а так же неорганическим веществам. Пример. Соли в крови Какой соли больше всего в крови? Подсказка: Наверняка, в вашей жизни были случаи, когда вы отсасывали кровь из пораненного пальчика. Отравление происходило? А почему? Потому что содержится соль, которую мы употребляем в пищу. Поваренная. (Ответ учеников: NaCl) Формула поваренной соли NaCl. Ее 0,9% раствор широко используют в медицине, как физиологический раствор. Он используется при больших потерях крови.

Связь биологии и химии.

На стыке биологии и химии возникла наука биохимия, элементы которой дети изучают и на биологии, и на химии. Понятие о неорганических и органических веществах вводится ещё в 5 классе. В последующие годы на уроках биологии разбирается биологическая роль воды в связи с её физическими и химическими свойствами.

На уроках химии и биологии в старших классах большое внимание уделяется белкам, липидам, углеводам, нуклеиновым кислотам а так же неорганическим веществам.

Пример. Соли в крови

Какой соли больше всего в крови?

Подсказка: Наверняка, в вашей жизни были случаи, когда вы отсасывали кровь из пораненного пальчика. Отравление происходило? А почему? Потому что содержится соль, которую мы употребляем в пищу. Поваренная. (Ответ учеников: NaCl)

Формула поваренной соли NaCl. Ее 0,9% раствор широко используют в медицине, как физиологический раствор. Он используется при больших потерях крови.

Внутренняя среда организма Посмотрите на изображение эритроцитов в разной среде. В каком растворе находятся эритроциты на первом рисунке? Почему они сморщиваются? Пояснение. На первой картинке изображены эритроциты в гипертонической среде. Так как концентрация соли в окружающей среде выше, чем внутри клетки, вода выходит из нее, и эритроцит съеживается.

Внутренняя среда организма

Посмотрите на изображение эритроцитов в разной среде. В каком растворе находятся эритроциты на первом рисунке? Почему они сморщиваются?

Пояснение. На первой картинке изображены эритроциты в гипертонической среде. Так как концентрация соли в окружающей среде выше, чем внутри клетки, вода выходит из нее, и эритроцит съеживается.

Интеграция физики и биологии человека Механика организма: архитектура строения скелета и костной ткани (трубчатое строение костей, сводчатое строение стопы, физиологические изгибы позвоночника и др.),  динамические и статические нагрузки и их влияние на костно-мышечный аппарат,  перемещение центра тяжести при движении и сохранение равновесия,  работа вестибулярного аппарата и причина возникновения морской болезни, рычаги в теле человека (работа конечностей, усиление звука в системе косточек среднего уха),  сила трения и способы её уменьшения в организме (строение и работа суставов, особенности строения плевральной оболочки); 2. Диффузия в организме человека: через клеточные мембраны, через стенки лёгочных альвеол и стенки капилляров, осмос;  3. Тепловые процессы:  терморегуляция в организме человека и её нарушения,  энергетический обмен и его нарушения;

Интеграция физики и биологии человека

  • Механика организма:

архитектура строения скелета и костной ткани (трубчатое строение костей, сводчатое строение стопы, физиологические изгибы позвоночника и др.),

динамические и статические нагрузки и их влияние на костно-мышечный аппарат,

перемещение центра тяжести при движении и сохранение равновесия,

работа вестибулярного аппарата и причина возникновения морской болезни,

рычаги в теле человека (работа конечностей, усиление звука в системе косточек среднего уха),

сила трения и способы её уменьшения в организме (строение и работа суставов, особенности строения плевральной оболочки);

2. Диффузия в организме человека:

через клеточные мембраны,

через стенки лёгочных альвеол и стенки капилляров, осмос;

3. Тепловые процессы:

терморегуляция в организме человека и её нарушения,

энергетический обмен и его нарушения;

4. Давление:  возникновение кровеносного давления и его роль в кровообращении, давление на барабанную перепонку, роль давления крови при образовании первичной мочи, значение разности давления для дыхательных рефлексов, горная болезнь и механизм её возникновения; 5. Электрические явления в организме: возникновение возбуждения и торможения в мозге,  передача нервного импульса, электрическая активность органов и её использование в диагностике (ЭЭГ, ЭКГ); 6. Оптическая система глаза: преломление светового луча роговицей и хрусталиком, механизм возникновения близорукости и дальнозоркости и их коррекция, возникновение изображения на сетчатке.

4. Давление:

возникновение кровеносного давления и его роль в кровообращении,

давление на барабанную перепонку,

роль давления крови при образовании первичной мочи,

значение разности давления для дыхательных рефлексов,

горная болезнь и механизм её возникновения;

5. Электрические явления в организме:

возникновение возбуждения и торможения в мозге,

передача нервного импульса,

электрическая активность органов и её использование в диагностике (ЭЭГ, ЭКГ);

6. Оптическая система глаза:

преломление светового луча роговицей и хрусталиком,

механизм возникновения близорукости и дальнозоркости и их коррекция,

возникновение изображения на сетчатке.

В курсе 9 класса отчетливо прослеживаются межпредметные связи, а так же связи с предшествующими курсами биологии, которые необходимы для развития общебиологических понятий о строении и функциях клетки, о системах органов, об их эволюции, о рефлекторной регуляции функций, о целостности организма, о его связях с условиями внешней среды.

Изучение химического состава клетки, костей опирается на знания о свойствах воды и солей, расширяет и углубляет полученные в курсе биологии 5 класса элементарные представления учащихся об органических веществах.

Разъяснение механизма движения костей и суставов требует учета знаний по физике о рычагах, механической работе и силе трения. При этом необходимо соблюдать принцип преемственности с курсом биологии 8 класса, в котором на эти вопросы также обращается внимание.

Изучение легочного и тканевого газообмена и транспортной функции крови проводится с

использованием знаний учащихся об окислении и диффузии и их роли в жизнедеятельности организма животных. Механизмы вдоха и выдоха, кровяного давления разъясняются с опорой на закономерности движения жидкостей и газов в зависимости от разности давления в начале и конце пути (физика, 7 класс) .

При раскрытии состава и свойств костей учащиеся вспоминают сведения из курса биологии 6 класса о составе и свойствах семян, из курса физической географии - о свойствах разных горных

пород, из курса химии - о кристаллогидратах, о свойствах солей и кислот, из курса физики

  • о кристаллических и аморфных телах, о проводниках и полупроводниках и др.

Рассмотрим тему «Строение сердца» здесь можно проследить связь с литературой. Много произведений посвящено «сердцу», например: М. Горький – «Старуха Изергиль», в котором говорится о смелом сердце Данко, Вильгем Гауф – «Холодное сердце», Булгаков «Собачье сердце».

«Сердцу» посвящали свои произведения не только писатели и поэты, но и музыканты.

В знак верности и любви к удивительному органу человеческому сердцу был поставлен памятник. Огромное сердце из красного гранита весом четыре тонны – символ жизни - украшает двор "Института сердца" в Перми. Открытие первого в России памятника человеческому сердцу состоялось 12 июня 2001 года. Гранитное изваяние представляет собой анатомически точную копию главного человеческого органа. Автор: скульптор Н.Хромов.

Связь биологии и географии При изучении надвидовых уровней биологических систем физические и химические подходы к объяснению биологических явлений дополняются географическим подходом. Раздел «Биосфера» присутствует в курсе биологии 5, 7 и 8 класса и в курсе географии 6 и 7 классов. Учитель биологии имеет возможность, опираясь на знания, полученные на уроках географии, рассмотреть более подробно вопросы геоботаники, географии растений и зоогеографии

Связь биологии и географии При изучении надвидовых уровней биологических систем физические и химические подходы к объяснению биологических явлений дополняются географическим подходом. Раздел «Биосфера» присутствует в курсе биологии 5, 7 и 8 класса и в курсе географии 6 и 7 классов. Учитель биологии имеет возможность, опираясь на знания, полученные на уроках географии, рассмотреть более подробно вопросы геоботаники, географии растений и зоогеографии

Биология широко использует математический аппарат при проведении тех или иных исследований. Любое исследование предполагает статистическую обработку результатов: ранжирование, построение графиков и диаграмм, подсчёт среднего арифметического, среднеквадратичного отклонения, процентной доли, коэффициентов корреляции.

Биология широко использует математический аппарат при проведении тех или иных исследований. Любое исследование предполагает статистическую обработку результатов: ранжирование, построение графиков и диаграмм, подсчёт среднего арифметического, среднеквадратичного отклонения, процентной доли, коэффициентов корреляции.

Формирование естественно-научного мировоззрения является ведущей задачей для всех предметов естественно-научного цикла. Для успешного решения этой задачи необходимо дальнейшее совершенствование процесса обучения: в содержании и структуре учебного материала всех предметов важно усилить системность изложения; в методах и приемах обучения – проблемность, активизацию познавательной деятельности, теоретическое обобщение знаний; в формах организации – их комплексность и коллективность, сотрудничество учителей разных предметов, групповую работу.

Формирование естественно-научного мировоззрения является ведущей задачей для всех предметов естественно-научного цикла. Для успешного решения этой задачи необходимо дальнейшее совершенствование процесса обучения:

в содержании и структуре учебного материала всех предметов важно усилить системность изложения;

в методах и приемах обучения – проблемность, активизацию познавательной деятельности, теоретическое обобщение знаний;

в формах организации – их комплексность и коллективность, сотрудничество учителей разных предметов, групповую работу.

Проанализировав примерные рабочие программы, я пришла к выводу что в программе принципы межпредметной интеграции учебных предметов учтены и реализуются в достаточном объёме.

Проанализировав примерные рабочие программы, я пришла к выводу что в программе принципы межпредметной интеграции учебных предметов учтены и реализуются в достаточном объёме.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!