Реализация принципов межпредметной интеграции на уроках биологии .
Учитель биологии МОУ СОШ №2 г.Талдома
Глинина Надежда Ивановна
Для современного образования и науки характерна глубокая дифференциация знаний о природе. В результате этого учащиеся получают разобщенные сведения об устройстве
мира, не могут выделить основополагающие закономерности его функционирования.
Природа предстает перед детьми в виде разрозненных знаний по биологии, химии, физике, географии.
Естественно-научные предметы призваны раскрыть перед учащимися современную картину мира. Каждый момент получения знаний должен быть одновременно и формированием целостности сознания учащегося, единой системы знаний о природе – интегрального ее образа.
За последние годы в биологии уделяется все больше внимания проблеме взаимосвязей между живым и неживым. Успешное развитие современных исследований на грани живого и неживого в области таких биологических дисциплин, как молекулярная биология, генетика, физиология растений и животных, экология, биохимия, биофизика, бионика, космическая биология, убедительно подтверждает необходимость более всестороннего изучения закономерностей процессов жизни. В связи с приближением содержания учебного курса биологии к современному уровню биологической науки в дидактике биологии также усиливается внимание к установлению последовательных связей между преподаванием биологии, химии, физики, астрономии и физической географии.
Межпредметные связи выполняют в обучении биологии ряд функций.
Связь биологии и химии.
На стыке биологии и химии возникла наука биохимия, элементы которой дети изучают и на биологии, и на химии. Понятие о неорганических и органических веществах вводится ещё в 5 классе. В последующие годы на уроках биологии разбирается биологическая роль воды в связи с её физическими и химическими свойствами.
На уроках химии и биологии в старших классах большое внимание уделяется белкам, липидам, углеводам, нуклеиновым кислотам а так же неорганическим веществам.
Пример. Соли в крови
Какой соли больше всего в крови?
Подсказка: Наверняка, в вашей жизни были случаи, когда вы отсасывали кровь из пораненного пальчика. Отравление происходило? А почему? Потому что содержится соль, которую мы употребляем в пищу. Поваренная. (Ответ учеников: NaCl)
Формула поваренной соли NaCl. Ее 0,9% раствор широко используют в медицине, как физиологический раствор. Он используется при больших потерях крови.
Внутренняя среда организма
Посмотрите на изображение эритроцитов в разной среде. В каком растворе находятся эритроциты на первом рисунке? Почему они сморщиваются?
Пояснение. На первой картинке изображены эритроциты в гипертонической среде. Так как концентрация соли в окружающей среде выше, чем внутри клетки, вода выходит из нее, и эритроцит съеживается.
Интеграция физики и биологии человека
архитектура строения скелета и костной ткани (трубчатое строение костей, сводчатое строение стопы, физиологические изгибы позвоночника и др.),
динамические и статические нагрузки и их влияние на костно-мышечный аппарат,
перемещение центра тяжести при движении и сохранение равновесия,
работа вестибулярного аппарата и причина возникновения морской болезни,
рычаги в теле человека (работа конечностей, усиление звука в системе косточек среднего уха),
сила трения и способы её уменьшения в организме (строение и работа суставов, особенности строения плевральной оболочки);
2. Диффузия в организме человека:
через клеточные мембраны,
через стенки лёгочных альвеол и стенки капилляров, осмос;
3. Тепловые процессы:
терморегуляция в организме человека и её нарушения,
энергетический обмен и его нарушения;
4. Давление:
возникновение кровеносного давления и его роль в кровообращении,
давление на барабанную перепонку,
роль давления крови при образовании первичной мочи,
значение разности давления для дыхательных рефлексов,
горная болезнь и механизм её возникновения;
5. Электрические явления в организме:
возникновение возбуждения и торможения в мозге,
передача нервного импульса,
электрическая активность органов и её использование в диагностике (ЭЭГ, ЭКГ);
6. Оптическая система глаза:
преломление светового луча роговицей и хрусталиком,
механизм возникновения близорукости и дальнозоркости и их коррекция,
возникновение изображения на сетчатке.
В курсе 9 класса отчетливо прослеживаются межпредметные связи, а так же связи с предшествующими курсами биологии, которые необходимы для развития общебиологических понятий о строении и функциях клетки, о системах органов, об их эволюции, о рефлекторной регуляции функций, о целостности организма, о его связях с условиями внешней среды.
Изучение химического состава клетки, костей опирается на знания о свойствах воды и солей, расширяет и углубляет полученные в курсе биологии 5 класса элементарные представления учащихся об органических веществах.
Разъяснение механизма движения костей и суставов требует учета знаний по физике о рычагах, механической работе и силе трения. При этом необходимо соблюдать принцип преемственности с курсом биологии 8 класса, в котором на эти вопросы также обращается внимание.
Изучение легочного и тканевого газообмена и транспортной функции крови проводится с
использованием знаний учащихся об окислении и диффузии и их роли в жизнедеятельности организма животных. Механизмы вдоха и выдоха, кровяного давления разъясняются с опорой на закономерности движения жидкостей и газов в зависимости от разности давления в начале и конце пути (физика, 7 класс) .
При раскрытии состава и свойств костей учащиеся вспоминают сведения из курса биологии 6 класса о составе и свойствах семян, из курса физической географии - о свойствах разных горных
пород, из курса химии - о кристаллогидратах, о свойствах солей и кислот, из курса физики
- о кристаллических и аморфных телах, о проводниках и полупроводниках и др.
Рассмотрим тему «Строение сердца» здесь можно проследить связь с литературой. Много произведений посвящено «сердцу», например: М. Горький – «Старуха Изергиль», в котором говорится о смелом сердце Данко, Вильгем Гауф – «Холодное сердце», Булгаков «Собачье сердце».
«Сердцу» посвящали свои произведения не только писатели и поэты, но и музыканты.
В знак верности и любви к удивительному органу человеческому сердцу был поставлен памятник. Огромное сердце из красного гранита весом четыре тонны – символ жизни - украшает двор "Института сердца" в Перми. Открытие первого в России памятника человеческому сердцу состоялось 12 июня 2001 года. Гранитное изваяние представляет собой анатомически точную копию главного человеческого органа. Автор: скульптор Н.Хромов.
Связь биологии и географии При изучении надвидовых уровней биологических систем физические и химические подходы к объяснению биологических явлений дополняются географическим подходом. Раздел «Биосфера» присутствует в курсе биологии 5, 7 и 8 класса и в курсе географии 6 и 7 классов. Учитель биологии имеет возможность, опираясь на знания, полученные на уроках географии, рассмотреть более подробно вопросы геоботаники, географии растений и зоогеографии
Биология широко использует математический аппарат при проведении тех или иных исследований. Любое исследование предполагает статистическую обработку результатов: ранжирование, построение графиков и диаграмм, подсчёт среднего арифметического, среднеквадратичного отклонения, процентной доли, коэффициентов корреляции.
Формирование естественно-научного мировоззрения является ведущей задачей для всех предметов естественно-научного цикла. Для успешного решения этой задачи необходимо дальнейшее совершенствование процесса обучения:
в содержании и структуре учебного материала всех предметов важно усилить системность изложения;
в методах и приемах обучения – проблемность, активизацию познавательной деятельности, теоретическое обобщение знаний;
в формах организации – их комплексность и коллективность, сотрудничество учителей разных предметов, групповую работу.
Проанализировав примерные рабочие программы, я пришла к выводу что в программе принципы межпредметной интеграции учебных предметов учтены и реализуются в достаточном объёме.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ