СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация принципов межпредметной интеграции на уроках биологии .

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для современного образования и науки характерна глубокая дифференциация знаний о

природе. В результате этого учащиеся получают разобщенные сведения об устройстве

мира, не могут выделить основополагающие закономерности его функционирования.

Природа предстает перед детьми в виде разрозненных знаний по биологии, химии, физике, географии.

 

Естественно-научные предметы призваны раскрыть перед учащимися современную картину мира. Каждый момент получения знаний должен быть одновременно и формированием целостности сознания учащегося, единой системы знаний о природе – интегрального ее образа.

Просмотр содержимого документа
«Реализация принципов межпредметной интеграции на уроках биологии .»

Реализация принципов межпредметной интеграции на уроках биологии .  Учитель биологии МОУ СОШ №2 г.Талдома Мозокина Надежда Ивановна

Реализация принципов межпредметной интеграции на уроках биологии .

Учитель биологии МОУ СОШ №2 г.Талдома

Мозокина Надежда Ивановна

Для современного образования и науки характерна глубокая дифференциация знаний о природе. В результате этого учащиеся получают разобщенные сведения об устройстве мира, не могут выделить основополагающие закономерности его функционирования. Природа предстает перед детьми в виде разрозненных знаний по биологии, химии, физике, географии. Естественно-научные предметы призваны раскрыть перед учащимися современную картину мира. Каждый момент получения знаний должен быть одновременно и формированием целостности сознания учащегося, единой системы знаний о природе – интегрального ее образа.

Для современного образования и науки характерна глубокая дифференциация знаний о природе. В результате этого учащиеся получают разобщенные сведения об устройстве

мира, не могут выделить основополагающие закономерности его функционирования.

Природа предстает перед детьми в виде разрозненных знаний по биологии, химии, физике, географии.

Естественно-научные предметы призваны раскрыть перед учащимися современную картину мира. Каждый момент получения знаний должен быть одновременно и формированием целостности сознания учащегося, единой системы знаний о природе – интегрального ее образа.

Межпредметные связи выполняют в обучении биологии ряд функций.

Межпредметные связи выполняют в обучении биологии ряд функций.

Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
  • Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
естественнонаучная грамотность учащихся: научить применять полученные знания на практике и использовать в процессе социальной адаптации,  формировать умения объяснять явления, процессы,  выдвигать гипотезы,  ставить вопросы и отвечать на них, проводить анализ и синтез,  исследовать, экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний.

естественнонаучная грамотность учащихся:

  • научить применять полученные знания на практике и использовать в процессе социальной адаптации,
  • формировать умения объяснять явления, процессы,
  • выдвигать гипотезы,
  • ставить вопросы и отвечать на них,
  • проводить анализ и синтез,
  • исследовать,
  • экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний.
1) «Что будет, если…?», «Попробуй объясни…- задания на объяснение явлений и фактов.  2) «Как узнать?» применение методов познания. 3) «Сделай вывод и поясни…» на формирование умений делать выводы, соотносить свой жизненный опыт с предложенным научным.
  • 1) «Что будет, если…?», «Попробуй объясни…- задания на объяснение явлений и фактов.
  • 2) «Как узнать?» применение методов познания.
  • 3) «Сделай вывод и поясни…» на формирование умений делать выводы, соотносить свой жизненный опыт с предложенным научным.
Ситуационные задачи. Они позволяют осваивать ученику интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление-понимание–применение–анализ–синтез–оценка .

Ситуационные задачи.

  • Они позволяют осваивать ученику интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией:
  • ознакомление-понимание–применение–анализ–синтез–оценка .
 Волшебный кислород.   В сутки человек вдыхает примерно 25 кг воздуха. На каждые 100 км пути автомобиль расходует 1825 кг кислорода. Сколько суток сможет дышать человек воздухом, если одна из машин проедет на 100 км меньше? Используя приведённые факты и расчёты, составить листовку о защите природы.

Волшебный кислород.

В сутки человек вдыхает примерно 25 кг воздуха. На каждые 100 км пути автомобиль расходует 1825 кг кислорода. Сколько суток сможет дышать человек воздухом, если одна из машин проедет на 100 км меньше? Используя приведённые факты и расчёты, составить листовку о защите природы.

Контейнер для наркотиков. Прочитайте фрагмент газетной заметки «…Погиб парень двадцати лет. Желудок этого молодого человека был предназначен для перевозки полиэтиленовых мешочков с кокаином…». Какая функция желудка оказалась для него роковой?

Контейнер для наркотиков.

  • Прочитайте фрагмент газетной заметки «…Погиб парень двадцати лет. Желудок этого молодого человека был предназначен для перевозки полиэтиленовых мешочков с кокаином…». Какая функция желудка оказалась для него роковой?

Читательская грамотность и смысловое чтение

  • Работа с текстом.
  • С глубокой древности человека интересовали особенности состава и строения крови. Кровь человека представляет собой красную непрозрачную жидкость. При центрифугировании она разделяется на два слоя: верхний слой — слегка желтоватая жидкость — плазма и нижний — осадок темно-красного цвета. На границе между осадком и плазмой имеется тонкая светлая пленка. Осадок вместе с пленкой образован форменными элементами (клетками крови) — эритроцитами, лейкоцитами и кровяными пластинками (тромбоцитами). И хотя врачи научились определять по состоянию крови тип заболевания, лечить многие болезни, связанные с кровью, тем не менее, остается много опасных заболеваний крови. Одно из них гемофилия. Гемофилия- генетическая болезнь, связанная с нарушением свертываемости крови. Из-за нехватки одного из факторов, участвующих в свертывании, тромб, препятствующий кровопотери, образуется очень медленно или не образуется вообще. Эта наследственная аномалия проявляется лишь у мужчин, в то время как женщины являются носительницами данного гена, но редко подвержены болезни. У гемофиликов, даже незначительные раны, могут привести к смертельным кровопотерям.
1. Царевич Алексей, сын русского царя Николая II, страдал тяжелой формой гемофилии. Укажите причину возникновения гемофилии у царевича. А. Унаследовал ген гемофилии от отца. Б. Унаследовал ген гемофилии от матери. В. Заразился гемофилией от сестры Анастасии. Задание 2. Известно, что при глубоких порезах следует наложить жгут выше раны и отвезти раненого человека в больницу для наложения швов. Предположите, поможет ли наложение жгута и шва гемофилику при порезах. Ответ поясните.
  • 1. Царевич Алексей, сын русского царя Николая II, страдал тяжелой формой гемофилии. Укажите причину возникновения гемофилии у царевича.
  • А. Унаследовал ген гемофилии от отца.
  • Б. Унаследовал ген гемофилии от матери.
  • В. Заразился гемофилией от сестры Анастасии.
  • Задание 2. Известно, что при глубоких порезах следует наложить жгут выше раны и отвезти раненого человека в больницу для наложения швов. Предположите, поможет ли наложение жгута и шва гемофилику при порезах. Ответ поясните.
 3. Соотнесите тексты с рисунками. А. Эритроцит - двояковогнутый безъядерный диск, содержащий пигмент гемоглобин (гемо - железо; глобин - белок). Основная функция: перенос кислорода. Б. Тромбоциты - маленькие кровяные пластинки, латающие «пробоины» в сосудах, содержащие тромбопластин и участвующие в свертываемости крови. В. Лейкоциты - «мохнатые» белые шарики, способные к «пожиранию» инородных тел (вирусов и бактерий), отвечающие за иммунитет.

3. Соотнесите тексты с рисунками.

  • А. Эритроцит - двояковогнутый безъядерный диск, содержащий пигмент гемоглобин (гемо - железо; глобин - белок). Основная функция: перенос кислорода.
  • Б. Тромбоциты - маленькие кровяные пластинки, латающие «пробоины» в сосудах, содержащие тромбопластин и участвующие в свертываемости крови.
  • В. Лейкоциты - «мохнатые» белые шарики, способные к «пожиранию» инородных тел (вирусов и бактерий), отвечающие за иммунитет.
4. Иммунитет - защита нашего организма. Как вы считаете, существует иммунитет от заболевания гемофилии?  Почему?  Ответ обоснуйте…

4. Иммунитет - защита нашего организма. Как вы считаете, существует иммунитет от заболевания гемофилии? Почему? Ответ обоснуйте…

Химический состав крови.  Соли в крови Какой соли больше всего в крови? Подсказка: Наверняка, в вашей жизни были случаи, когда вы отсасывали кровь из пораненного пальчика. Отравление происходило? А почему? Потому что содержится соль, которую мы употребляем в пищу. Поваренная. (Ответ учеников: NaCl) Формула поваренной соли NaCl. Ее 0,9% раствор широко используют в медицине, как физиологический раствор. Он используется при больших потерях крови.

Химический состав крови.

  • Соли в крови
  • Какой соли больше всего в крови?
  • Подсказка: Наверняка, в вашей жизни были случаи, когда вы отсасывали кровь из пораненного пальчика. Отравление происходило? А почему? Потому что содержится соль, которую мы употребляем в пищу. Поваренная. (Ответ учеников: NaCl)
  • Формула поваренной соли NaCl. Ее 0,9% раствор широко используют в медицине, как физиологический раствор. Он используется при больших потерях крови.
Попробуй объясни, используя знания из химии и биологии, почему нельзя пить морскую воду.

Попробуй объясни, используя знания из химии и биологии, почему нельзя пить морскую воду.

Какая болезнь описана в рассказе И. С. Тургенева «Живые мощи» из «Записок охотника»: «…Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая — ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать — только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди жёлтых волос. … руки тоже бронзового цвета»? Каковы причины этой болезни?

Какая болезнь описана в рассказе И. С. Тургенева «Живые мощи» из «Записок охотника»:

  • «…Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая — ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать — только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди жёлтых волос. … руки тоже бронзового цвета»?
  • Каковы причины этой болезни?
Таким образом формирование функциональной грамотности в урочной деятельности осуществляется через систему заданий и работу с текстом, с использованием различных средств, методов и приёмов. Конечно же это не возможно без применения межпредметной интеграции.
  • Таким образом формирование функциональной грамотности в урочной деятельности осуществляется через систему заданий и работу с текстом, с использованием различных средств, методов и приёмов. Конечно же это не возможно без применения межпредметной интеграции.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!