СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

выступление на педагогическом совете

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности»






Работа с одарёнными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности

Выступление на заседании методического объединения


Учитель: Брянцева Ольга Александровна


Верхняя Медведица




Работа с одарёнными детьми на уроках изобразительного искусства

и во внеурочной деятельности


Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом. Поэтому задача и работа с одаренными детьми сегодня актуальна.

В работе с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства я ставлю своей целью создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков в условиях общеобразовательной школы. Особенности работы с одаренными детьми в школе. Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одарённым? Одарённый ребёнок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в каком-либо виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер. Выделяют две формы проявления у детей одарённости: - явная (обнаруживает себя в деятельности ребёнка достаточно ярко и отчётливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребёнка очевидны); - скрытая (проявляется в замаскированной форме).

Представляю портрет одарённого ребенка: проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его. Многие из них имеют четкую, ёмкую память. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов. Ответы и рассуждения детей отличаются неожиданными, нестандартными, более сложными, чем ожидает учитель, выводами, аргументами, умозаключениями. Могут демонстрировать окружающим независимость, индивидуализм, желание выполнять самостоятельно сложные задания. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без крити­ческого изучения. В работе с одаренными детьми целесообразно следовать следующим принципам педагогической деятельности: -принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; -принцип возрастания роли внеурочной деятельности; - принцип индивидуализации и дифференциации обучения; -принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; -принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов. С одарёнными детьми в своей работе предпочитаю такие методы работы, как:

- исследовательский;

- частично-поисковый;

- проблемный;

- проектный.

Система работы с одарёнными детьми логически выстроена и проходит несколько этапов: выявление одаренных детей, создание банка данных, планирование работы с одаренными детьми, создание условий и организация работы с одарёнными детьми.

Формы моей работы с одаренными детьми, следующие: урочная и внеурочная. Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одарённые дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

Формы работы:

- классно-урочная (работа в парах, в малых группах),

- разноуровневые задания,

- творческие задания;

- консультирование по возникшей проблеме;

-дискуссия;

-игры.

Очень важны предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы; проекты по различной тематике; ролевые игры; индивидуальные творческие задания.

Развитие способностей во внеурочной деятельности, подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня. Организация участия одаренных детей в различных делах и мероприятиях. Отбор и оформление в течение года достижений одаренных детей для пополнения портфолио ученика.

Работу с одарёнными учащимися я начинаю с диагностики одарённости. Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого - способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности. Учитывая психологические особенности одаренных детей, я создаю на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением.

Данная технология позволяет мне организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, при этом развиваются мыслительные способности. Работа с одаренными детьми диктует определенные требования к личности педагога:

- желание работать нестандартно;

- поисковая активность, любознательность;

- знание психологии подростка и психологии одаренных детей;

- готовность педагога к работе с одаренными детьми.

Все дело в том, что к детям с разным типом одаренности нужен разный подход, у них разные проблемы и отсюда необходимы разные системы работы. Учитель должен знать типы одаренности, чтобы, во-первых, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, правильно ориентировать его в отношении к будущей профессии. Кроме того, проблема заключается еще и в том, что, не зная типов одаренности, некоторые из них можно просто не заметить, принимая своеобразие умственной и творческой деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности. Чтобы хоть в какой-то степени ориентироваться в этой сложной и пока весьма загадочной даже для специалистов проблеме, я стараюсь различать и видеть в своих учениках основные типы одаренности.

Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает тип, так называемый интеллектуальный. Эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать - сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и вне - учебный материал.

Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принято называть "академическим". При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. В некоторых случаях учителю бывает трудно различить интеллектуальный и академический тип одаренности - и те и другие могут блестяще учиться, у тех и других есть познавательная потребность.

Еще один тип одаренности, не представляющий при диагностике особого труда для учителей - это художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности - музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Как и в предыдущих случаях, этот тип одаренности может проявляться у школьников с разной степенью широты.

Следующий тип - креативный тип. Главная особенность этого типа одаренности выражается в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя. Тот факт, что практически у всех творческих детей-подростков отмечаются заметные поведенческие проблемы, не случаен - именно так называемая не комфортность этих учащихся, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти "в ногу" со всеми остальными, и является личностной основой их одаренности. Очень часто ученики с этим типом одаренности не особенно хорошо учатся, и тому есть много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать им бывает легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый познавательный мир, в котором не всегда есть место урокам! Еще существует такие виды одаренности как лидерская или социальная, и психомоторная или спортивная одаренность. Как бы много не было определений одаренности, можно с уверенностью сказать - если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности. Если всю информацию о проблемах одаренного ребенка обобщить, то можно выделить причины:

- исключительная любознательность - стремление чаще общаться с взрослыми, чем со сверстниками;

- высокая требовательность по отношению к себе самому, склонность к самокритике;

- способность концентрироваться на интересующем занятии или предмете;

- стремление быстрее научиться читать,

- любовь к чтени.

Следует помнить, что творческие, талантливые личности обладают рядом особенностей, которые несвойственны обычному человеку: такие люди склонны в отношениях к игре и импровизации, остроумны, действуют всегда не по правилам, ориентированы на новые впечатления, спонтанны в своем поведении и независимы в суждениях. Они испытывают трудности в делах, требующих точности и пунктуальности. Такие люди могут видеть в событиях и предметах то, что не замечают другие. Хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Работа с семьей одаренных детей. Развитие любого ребенка, в том числе одаренного, не может и не должно определяться только работой школы. Роль семьи в этом отношении невозможно переоценить, потому что именно родители создают климат семьи, а это так важно одаренному ребенку. Развитие одаренных детей через изобразительную деятельность. Остановимся детальней на одарённости в художественно изобразительной деятельности. Художественная одарённость поддерживается и развивается в школах, кружках, студиях. Она подразумевает высокие достижения в художественном творчестве и исполнительском мастерстве — в частности в графике, живописи, скульптуре, фотоискусстве, музыке и пр. Художественные способности обнаруживают себя раньше других. Дети одарены во всех видах искусства, но более всего заметны их успехи в рисовании (как считают и они сами, и взрослые). Продукт их деятельности (рисунки, картины, эскизы) можно хранить, показывать, изучать как свидетельство талантливости маленького автора.

При проведении уроков изобразительного искусства я преимущественно ориентируюсь:

- на основной метод обучения — от знаний к творчеству;

- на требование обязательной грамотности исполнения работы — композиционной и изобразительной;

- на требование завершённости, аккуратности и привлекательности, проявления художественного вкуса в каждой работе (независимо от её характера);

- на обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу;

- на требование умения защитить и объяснить свой замысел, рефлексию, анализ результатов работы; на стимулирование активного участия в конкурсах (для поощрения оригинальности замысла и повышения качества исполнения). Так же положительные результаты обеспечивает использование: - мультимедийного оборудования, позволяющего сочетать информацию различного типа (голосовую, графическую, видео- и аудиоинформацию). Усиление наглядности повышает интерес к предмету и стимулирует высокие результаты;

- графического редактора Paint, принцип собирания — выполнение натюрморта с использованием фигур и линий, от общего к частному);

- различных техник и материалов для выполнения заданий, что тоже развивает творческую индивидуальность учеников;

- диагностики уровня сформированности навыков рисования в конце каждого звена.

Таким образом, специфика предмета «Изобразительное искусство» в школе такова, что главным в обучении является ориентирование на развитие познавательных процессов и формирование самостоятельности в выполнении творческих работ. Важно, чтобы каждый ребёнок мог реализовать свои творческие возможности, талант и фантазию.

Собственный педагогический опыт в работе с одарёнными детьми раскрыл многие нетрадиционные техники изобразительной деятельности, которые так же развивают способности и творчество: это кляксография, пластилинография, лепка, коллаж, рисование на мокрой бумаге, рисование ладонями, рисование пальчиковыми красками, разбрызгивание, монотипия, оттиски и отпечатки предметами, граттаж, рисование свечой или восковыми карандашами, рисунок точками (пуантелизм), батик, топиарий, скрапбукинг, декупаж.

Список литературы

1. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: М.: Издательский центр «Академия», 2000.-320 с.

2. Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. «Учитель для одаренных», м., 1991.

3. Одаренные дети: пер. с англ./ Общ.ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого - М.: Прогресс, 1991. — 376 с.

4. Одаренный ребенок /под ред. О.М. Дьяченко — М; 1997 г.

5. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др; — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 336 с. 5.

6. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232 с. 7.

7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. – 320

8. http://multiurok.ru/slv/files/psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-talantlivykh-odariennykh-uchashchikhsia.html

9. Кулемзина А. Отношения: одаренный ребенок — образовательная система [электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://www.den-za-dnem.ru/page.phparticle=392 (17.05.2013).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!