СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие воображения на уроке и во внеурочной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

По результатам исследования видим, что у детей с ЗПР преобладают низкие уровни развития воображения, поэтому необходимы работы по развитию воображения. Эту деятельность можно организовать на уроках, во внеурочной деятельности на специальных коррекционных занятиях, а также дома.

Воображение для ребенка младшего школьного возраста имеет важное место. Основной формой развития воображения является урок и также внеурочное занятие. Развитие воображения можно осуществлять на любом уроке с помощью дидактических или развивающих игр, методов. Для более эффективного использования педагогу необходимо установить с детьми эмоциональный контакт,  стимулировать у детей с задержкой психического развития интерес к развивающим играм, так как сам он не появляется. На одном занятии не следует проводить одну и ту же игру много раз подряд. Необходимо чередовать разные по форме задания. Во время выполнения развивающих игр можно давать некоторые оценки относительно успешных действий ребёнка. Это нужно делать ненавязчиво, чтобы оценки не затрагивали личностных особенностей детей. Опасность заключается в том, что у детей не будет развиваться самоконтроль, а самоанализ заменится стремлением угадать реакцию окружающих.  Педагогу необходимо обращать внимание на колебание интереса детей, их утомляемость, использовать смену статических и подвижных игр. Смена деятельности избавит детей от усталости и скуки. Для любой игры необходима непринужденная, свободная обстановка, когда все внимание сосредоточено на самой игре, а не на дисциплине, то есть не на том, чтобы «сесть, как следует», «не болтать ногами», «не вскакивать с места», «не шуметь».  Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, не несут образной и сюжетной нагрузки. Детям нравится находить сходство между сюжетами игр и реальными вещами. Причем детали этого сходства они, как правило, легко дорисовывают в своем воображении. В описаниях игр приводятся примеры оживления разных игровых ситуаций. Педагог может использовать их по своему усмотрению.

Важно в начальной школе включать задания на развитие продуктивного воображения в материал уроков, что помогает развивать и формировать новые виды и элементы воображения учащихся.                         

1.Сочинение сказок и историй. Важная роль в развитии творческого начала принадлежит таким приемам, как сочинение сказочной истории, тему которой предлагал учитель, придумывание продолжения знакомой сказки, сочинение сказки по картинке.

2.Режиссерская игра-импровизация. Для развития творческих способностей в игре, детям предлагались две роли сказочных персонажей, несвязанных между собой общим сюжетом. Учащиеся должны были разыграть придуманные ими сюжеты. Это мог быть разговор по телефону, сценка или целая драматизация, важным было включение фантазии и воображения. Остальные дети наблюдали за действом, затем происходила смена участников игры. Все заканчивалось обсуждением – рефлексивный момент был важнейшим в ходе каждого урока.

3.Задания на преобразующее воображение. В заданиях этого типа тренируется способность слияния с объектом, мысленное  преобразованию его в новый образ. Преобразующее воображение – важная стадия развития творческого. Выполняя эти задания, дети учатся видеть общие признаки в предметах, очень далеких по сути, но подобных по некоторым особым внешним проявлениям и уже на этой основе создавать образные (не понятийные) обобщения. Задания на развитие воссоздающего воображения. К ним относятся: словесное рисование, музыкальное рисование (создание словесного портрета героя музыки), рисование своего настроения, образ музыки,  дорисовка целого по фрагментам, придумывание окончание рассказа или предложения. Задания  развивают способность быстро и легко порождать самые неожиданные образы фантазий и смело соединять их с повседневными событиями. Особенно интересны задания на передачу средствами живописи (цветовым, графическим,) или словесным рисованием общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа. Цель таких заданий – обратить внимание детей на связь средств музыкальной выразительности, художественного решения с характером музыкального образа.

4.Тренировка беглости ассоциаций. Подобные задания служат развитию ассоциативного мышления и воображения. Учат мыслить и представлять, улучшают скорость и управляемость ассоциативного потока, что является важными составляющими многих видов творчества. К ним относятся: создание ассоциативных цепочек, придумывание сравнений и синонимов или антонимов к словам, понятиям и состояниям.

5.Творческое моделирование. Детей учат при помощи воображения  предвидеть последствия и принимать решения.  Здесь возможны различные варианты заданий: поиск причины по двум следствиям, придумывание следствий исходя из причины и проч. Тренируются такие универсальные характеристики воображения, как возможность легко и быстро видеть  различные причинно- следственные отношения,  точно устанавливать причины событий, а также находить взаимосвязи между несколькими совершенно не связанными, на первый взгляд, событиями, выстраивая собственную логическую цепочку.

6.Задания на актуализацию субъектного опыта (свободно обсудить, сравнить, передать впечатления). Детям предлагалось рассказать о тех чувствах, эмоциях, которые они испытывают или испытывали, выразить эти чувства в виде образов (рисование, телесные, музыка). Задания формируют умение рефлектировать собственные чувства и переживания при соприкосновении с музыкой, находить образы и метафоры своих состояний, свободно выражать свое мнение, строить эмоциональные обобщения.

7.Задания на формулирование творческих вопросов. Творчество возникает тогда, когда есть  удивление и вопрос. Подобные задания развивают поисковую активность, учат воспринимать мир без ограничений, воспринимать предметы по новому, улавливать и обозначать нереализованные функции и смыслы. 

В младшем школьном возрасте развиваются воссоздающее (репродуктивное) воображение, предполагающее создание образов по словесному описанию или условному изображению, и творческое (продуктивное) воображение, которое отличается значительной переработкой исходного материала и созданием новых образов.

Активное воображение может быть подразделено на творческое и воссоздающее. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. Иначе говоря, этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим. Оно необходимо при чтении как учебной, так и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний, т.к. происходит воссоздание при помощи воображения того, что отображено в этих книгах и картах. Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспроизводим то, что сами непосредственно не воспринимаем, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами). Этот вид воображения имеет большое значение для формирования творческого воображения. Творческое воображение, в отличие от воссоздающего воображения, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Очень ярко выражено проявление творческих способностей детей на уроках русского языка и литературного чтения. Начиная с первого класса, дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют пословицы, поговорки, загадки, стихи, создают иллюстрации.

Начиная со второго класса можно детям предложить творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления. Существует два вида творческого пересказа: пересказ по измененному плану и изменение лица рассказчика. Рассказ по воображению и рассказ от имени читателя требуют преобразования формы текста, активизации словаря учащихся и использования слов из текста произведения. К творческим заданиям можно отнести сжатый и подробный пересказ.

В системе творческих заданий особое место занимает игра «Путаница» (см. Приложение Б). Это творческая игра в слово, игра словами, как говорил М. Горький. Возможно использовать в работе над словом задание «Определение» (см. Приложение Б).

На уроках математики развивать творческие способности помогают такие задания, как ребусы, головоломки, логические задачи. Детям очень нравиться выступать в роли учителя и самим придумывать новые задачи по картинке.

Типы задач для развития творческого мышления:

  • задачи с не сформулированным вопросом;
  • задачи с недостающими данными;
  • задачи с излишними данными;
  • задачи с несколькими решениями;
  • задачи с меняющимся содержанием;

Особое место в математике занимают развивающие игры, которые развивают творческий потенциал школьника:

  • Игра «Сравни»;
  • Игра «Причина»;
  • Игра «Ошибка»;
  • Игра «Встреча» (см. Приложение Б).

Эти игры можно применять не только на уроках математики, но и на уроках окружающего мира, литературного чтения и русского языка. Активная работа по развитию творческой личности идет на уроках окружающего мира, где дети очень часто отправляются в виртуальную прогулку в другую страну, на другую планету, на дно океана. Ученики на уроке часто работают в парах и обмениваются своими мнениями, побуждая, к развитию творческого воображения, друг друга. Нельзя не отметить очень важную работу по составлению кроссвордов, которая включает в себя не только изучение нового и повторение ранее изученного, но и проявление творчества ученика.

Всеми любимые учениками уроки изобразительного искусства и технологии развивают творческий потенциал ребенка. На этих уроках активно развивается продуктивное воображение. Ребенок остается один на один со своим внутренним миром. Каждый ребенок вкладывает что-то свое новое, нет ни одной одинаковой работы. Все работы будут отличатся друг от друга. Очень продуктивно проходят уроки рисования на свободную тему. Где ребёнок, сам себе хозяин. Главное не навредить, и найти в каждом рисунке и подделке «изюминку», то что получилось лучше всего и чем можно гордиться.

На уроках изобразительного искусства можно использовать такие приемы, как:

  • Рисование абстрактных категорий (нарисуй, грусть, радость, звук, мысль).
  • Разглядывание случайных клякс, дорисовка и преобразование их в знакомые формы и понятия: фигурки животных, дома, цветы.
  • Разглядывание облаков на небе, поиск аналогий с известными понятиями, представлениями (по форме, цвету).

Техника «обратного рисования». Очень интересное занятие, которое займёт не только ребёнка, но и родителей. Ребёнок или взрослый держит карандаш вертикально, прижимая его кончик к листу бумаги. Карандаш должен оставаться неподвижным. Второй ребёнок (или взрослый) передвигает бумагу под карандашом таким образом, чтобы в итоге получился рисунок.

Для развития  воображения детей с ЗПР  предлагаем провести следующие развивающие игры:

  • Игра «Необычное животное»;
  • «Почему это произошло?»;
  • «Исследовательские вопросы»;
  • Игра «Силуэты фигур»;
  • Игра «Два признака» (см. Приложение Б).

Для развития вербального воображения детей с ЗПР, т. е. непосредственно связанного с речью предлагаем провести следующие развивающие игры:

  • Игра «Необычное животное»;
  • «Почему это произошло?»;
  • «Исследовательские вопросы»;
  • «Сказочный город»;
  • «Королевство сказок» (см. Приложение Б).

 Игры для развития невербального воображения подобранны по трем направлениям:  игры, направленные на создание образов на основе заданных элементов (воссоздание изображений, дорисовать шаблон, эталонов, конструирование фигур из предложенных деталей и т. п.); игры предполагающие самостоятельное творчество детей, изображение ими собственных фантазий; артистические игры, которые способствуют не только развитию воображения, но и совершенствованию выразительных движений, эмоциональной сферы, партнерских отношений. Создание образов на основе заданных элементов.

  • игра «Орнамент»;
  • игра «Незаконченные рисунки»;
  • игра «Силуэты фигур»;
  • игра «Два признака»;
  • игра «Изменяющийся рисунок»;
  • игра «Изобрази без предмета»;
  • игра «Угадай»;
  • игра «Замри»
  • игра «Превращения предметов» (см. Приложение Б).

Данные игры можно интегрировать в урок, так игра «Два признака» отлично подходит для актуализации знаний на уроке изобразительного искусства в 1 классе (см. Приложение В). А также «Синквейн» в урок литературы (см. Приложение В).

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Проявляемая вне уроков активность детей обусловлена в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Целью внеурочной деятельности является, создание воспитывающей среды.

Внеурочная деятельность позволяет развивать индивидуальные особенности, интересы и склонности, формировать многие ценные моральные качества, прививать необходимые умения и навыки.

Творческое воображение является необходимым условием для любой деятельности человека. Особенно большое значение приобретает этот психический процесс для детей при обучении, однако учебные показатели - не единственные критерии становления личности. Внеурочная деятельность позволяет развивать индивидуальные особенности, интересы и склонности, формировать многие ценные моральные качества, прививать необходимые умения и навыки. Вот почему можно целенаправленно развивать творческое воображение во внеурочной деятельности. [18]

Внеурочные занятия в своей основе имеют виды деятельности, в которых заложен потенциал для творчества, фантазии, проектирования, прогнозирования. Это лепка, рисование, конструирование, музицировали, театрализация и другое. Эти виды деятельности развивают творческое и воссоздающее воображение, позволяют мечтать, представлять, а потом и реализовать планы. Используя эти виды деятельности, педагог может организовать различные игры. Например, игра “Веер” (см. Приложение Б). Есть приёмы, актуализирующие связь между воображением и эмоциями. Например, упражнение “Оживление картины”. Каждой группе воспитанников предлагается конверт с названием былины, с определенным сюжетом из нее. Затем учащиеся показывали немую сцену, иллюстрирующую сюжет картины. Противоположные команды должны объяснить, что они увидели, назвать произведение. Затем команда артистов объясняет, что они изображали, после чего команды меняются местами. Много интересных приемов и методов можно использовать на внеурочных занятиях, используя теорию решения изобретательских задач. Вот некоторые способы. Приём фантазирования «Оживление» предназначен для наделения объекта человеческими свойствами, качествами животных, что ведёт к созданию нестандартного художественного образа. Каждой группе дается название предмета. Нужно от лица этих предметов, «прочитав их мысли», ответить на вопросы: Что я люблю? С кем я дружу? Чего я не люблю? Чего я боюсь? О чём я мечтаю? При подведении итогов группа читает ответы на вопросы, а класс должен догадаться, от имени какого предмета ведётся рассказ.

Для формирования творческого воображения на внеурочных занятиях необходимо:

1. Вызывать и закреплять у детей эмоционально положительное отношение к действительности, искусству, разнообразной деятельности и процессу ее осуществления;

2. Широкое включение в педагогический процесс разнообразных игровых приемов и ситуаций, что максимально способствует создания личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоению материала и развития творчества у детей;

3. Исключение формализма, сухости и дидактизма, противоречащего творческой деятельности;

4. Внимательное, тактичное отношение к каждому ребенку, Уважение к процессу и результативности его творческой деятельности;

5. Создание творческой доброжелательной атмосферы на каждом занятии с детьми, формирование того же отношения к детскому творчеству и результатам со стороны родителей;

6. Изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и на этой основе вести ориентированный подход к обучению детей.

Основное условие развития воображения ребенка с ЗПР - включение его в самую разнообразную деятельность. В процессе развития ребенка развивается воображение. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения - основы всякой творческой деятельности. У каждого ребенка есть воображение, фантазия, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных способностей.

Таким образом, необходима систематическая и целенаправленная работа по оптимизации процесса воображения у детей с задержкой психического развития. Игры должны стать неотъемлемой частью повседневной жизни ребенка, стимулировать его двигательную и познавательную активность. Следовательно, необходим набор специальных развивающих игр, постоянное обновление игр, находящихся в «обиходе», чтобы не падал, а наоборот все больше возрастал интерес ребенка к этим познавательным играм.

Творческие  способности  у  младших школьников  с задержкой  психического развития  формируются  со  значительным  запаздыванием  и  имеют  качественное своеобразие.  Формирование воображения  зависит  от  развития  психических  и  физических функций, но это связь взаимообусловлена, с одной стороны, творчество зависит от качества  сформированности  восприятия,  памяти,  мышления,  речи,  с  другой - оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий.

Развитие продуктивного и репродуктивного воображения у младших школьников с ЗПР также осуществляется на коррекционных занятиях. Пример программы и занятия (см. Приложение Д). Данные занятия способствуют развитию характерных особенностей воображения; формирование внутреннего плана действий; совершенствование воображения у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Таким образом, исследование проблемы развития воображения у младших школьников с ЗПР и проведение методики, которая позволила заметить и подтвердить следующими  особенностями, у младших школьников с ЗПР разные уровни. Преобладает уровень ниже среднего. Как правило, их образы стереотипны, часто встречающиеся в их жизни.

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие воображения на уроке и во внеурочной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития»

    1. Развитие воображения на уроке и во внеурочной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития

По результатам исследования видим, что у детей с ЗПР преобладают низкие уровни развития воображения, поэтому необходимы работы по развитию воображения. Эту деятельность можно организовать на уроках, во внеурочной деятельности на специальных коррекционных занятиях, а также дома.

Воображение для ребенка младшего школьного возраста имеет важное место. Основной формой развития воображения является урок и также внеурочное занятие. Развитие воображения можно осуществлять на любом уроке с помощью дидактических или развивающих игр, методов. Для более эффективного использования педагогу необходимо установить с детьми эмоциональный контакт, стимулировать у детей с задержкой психического развития интерес к развивающим играм, так как сам он не появляется. На одном занятии не следует проводить одну и ту же игру много раз подряд. Необходимо чередовать разные по форме задания. Во время выполнения развивающих игр можно давать некоторые оценки относительно успешных действий ребёнка. Это нужно делать ненавязчиво, чтобы оценки не затрагивали личностных особенностей детей. Опасность заключается в том, что у детей не будет развиваться самоконтроль, а самоанализ заменится стремлением угадать реакцию окружающих. Педагогу необходимо обращать внимание на колебание интереса детей, их утомляемость, использовать смену статических и подвижных игр. Смена деятельности избавит детей от усталости и скуки. Для любой игры необходима непринужденная, свободная обстановка, когда все внимание сосредоточено на самой игре, а не на дисциплине, то есть не на том, чтобы «сесть, как следует», «не болтать ногами», «не вскакивать с места», «не шуметь». Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, не несут образной и сюжетной нагрузки. Детям нравится находить сходство между сюжетами игр и реальными вещами. Причем детали этого сходства они, как правило, легко дорисовывают в своем воображении. В описаниях игр приводятся примеры оживления разных игровых ситуаций. Педагог может использовать их по своему усмотрению.

Важно в начальной школе включать задания на развитие продуктивного воображения в материал уроков, что помогает развивать и формировать новые виды и элементы воображения учащихся.                         

1.Сочинение сказок и историй. Важная роль в развитии творческого начала принадлежит таким приемам, как сочинение сказочной истории, тему которой предлагал учитель, придумывание продолжения знакомой сказки, сочинение сказки по картинке.

2.Режиссерская игра-импровизация. Для развития творческих способностей в игре, детям предлагались две роли сказочных персонажей, несвязанных между собой общим сюжетом. Учащиеся должны были разыграть придуманные ими сюжеты. Это мог быть разговор по телефону, сценка или целая драматизация, важным было включение фантазии и воображения. Остальные дети наблюдали за действом, затем происходила смена участников игры. Все заканчивалось обсуждением – рефлексивный момент был важнейшим в ходе каждого урока.

3.Задания на преобразующее воображение. В заданиях этого типа тренируется способность слияния с объектом, мысленное  преобразованию его в новый образ. Преобразующее воображение – важная стадия развития творческого. Выполняя эти задания, дети учатся видеть общие признаки в предметах, очень далеких по сути, но подобных по некоторым особым внешним проявлениям и уже на этой основе создавать образные (не понятийные) обобщения. Задания на развитие воссоздающего воображения. К ним относятся: словесное рисование, музыкальное рисование (создание словесного портрета героя музыки), рисование своего настроения, образ музыки,  дорисовка целого по фрагментам, придумывание окончание рассказа или предложения. Задания  развивают способность быстро и легко порождать самые неожиданные образы фантазий и смело соединять их с повседневными событиями. Особенно интересны задания на передачу средствами живописи (цветовым, графическим,) или словесным рисованием общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа. Цель таких заданий – обратить внимание детей на связь средств музыкальной выразительности, художественного решения с характером музыкального образа.

4.Тренировка беглости ассоциаций. Подобные задания служат развитию ассоциативного мышления и воображения. Учат мыслить и представлять, улучшают скорость и управляемость ассоциативного потока, что является важными составляющими многих видов творчества. К ним относятся: создание ассоциативных цепочек, придумывание сравнений и синонимов или антонимов к словам, понятиям и состояниям.

5.Творческое моделирование. Детей учат при помощи воображения  предвидеть последствия и принимать решения.  Здесь возможны различные варианты заданий: поиск причины по двум следствиям, придумывание следствий исходя из причины и проч. Тренируются такие универсальные характеристики воображения, как возможность легко и быстро видеть  различные причинно- следственные отношения,  точно устанавливать причины событий, а также находить взаимосвязи между несколькими совершенно не связанными, на первый взгляд, событиями, выстраивая собственную логическую цепочку.

6.Задания на актуализацию субъектного опыта (свободно обсудить, сравнить, передать впечатления). Детям предлагалось рассказать о тех чувствах, эмоциях, которые они испытывают или испытывали, выразить эти чувства в виде образов (рисование, телесные, музыка). Задания формируют умение рефлектировать собственные чувства и переживания при соприкосновении с музыкой, находить образы и метафоры своих состояний, свободно выражать свое мнение, строить эмоциональные обобщения.

7.Задания на формулирование творческих вопросов. Творчество возникает тогда, когда есть  удивление и вопрос. Подобные задания развивают поисковую активность, учат воспринимать мир без ограничений, воспринимать предметы по новому, улавливать и обозначать нереализованные функции и смыслы. 

В младшем школьном возрасте развиваются воссоздающее (репродуктивное) воображение, предполагающее создание образов по словесному описанию или условному изображению, и творческое (продуктивное) воображение, которое отличается значительной переработкой исходного материала и созданием новых образов.

Активное воображение может быть подразделено на творческое и воссоздающее. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. Иначе говоря, этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим. Оно необходимо при чтении как учебной, так и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний, т.к. происходит воссоздание при помощи воображения того, что отображено в этих книгах и картах. Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспроизводим то, что сами непосредственно не воспринимаем, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами). Этот вид воображения имеет большое значение для формирования творческого воображения. Творческое воображение, в отличие от воссоздающего воображения, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Очень ярко выражено проявление творческих способностей детей на уроках русского языка и литературного чтения. Начиная с первого класса, дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют пословицы, поговорки, загадки, стихи, создают иллюстрации.

Начиная со второго класса можно детям предложить творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления. Существует два вида творческого пересказа: пересказ по измененному плану и изменение лица рассказчика. Рассказ по воображению и рассказ от имени читателя требуют преобразования формы текста, активизации словаря учащихся и использования слов из текста произведения. К творческим заданиям можно отнести сжатый и подробный пересказ.

В системе творческих заданий особое место занимает игра «Путаница» (см. Приложение Б). Это творческая игра в слово, игра словами, как говорил М. Горький. Возможно использовать в работе над словом задание «Определение» (см. Приложение Б).

На уроках математики развивать творческие способности помогают такие задания, как ребусы, головоломки, логические задачи. Детям очень нравиться выступать в роли учителя и самим придумывать новые задачи по картинке.

Типы задач для развития творческого мышления:

  • задачи с не сформулированным вопросом;

  • задачи с недостающими данными;

  • задачи с излишними данными;

  • задачи с несколькими решениями;

  • задачи с меняющимся содержанием;

Особое место в математике занимают развивающие игры, которые развивают творческий потенциал школьника:

  • Игра «Сравни»;

  • Игра «Причина»;

  • Игра «Ошибка»;

  • Игра «Встреча» (см. Приложение Б).

Эти игры можно применять не только на уроках математики, но и на уроках окружающего мира, литературного чтения и русского языка. Активная работа по развитию творческой личности идет на уроках окружающего мира, где дети очень часто отправляются в виртуальную прогулку в другую страну, на другую планету, на дно океана. Ученики на уроке часто работают в парах и обмениваются своими мнениями, побуждая, к развитию творческого воображения, друг друга. Нельзя не отметить очень важную работу по составлению кроссвордов, которая включает в себя не только изучение нового и повторение ранее изученного, но и проявление творчества ученика.

Всеми любимые учениками уроки изобразительного искусства и технологии развивают творческий потенциал ребенка. На этих уроках активно развивается продуктивное воображение. Ребенок остается один на один со своим внутренним миром. Каждый ребенок вкладывает что-то свое новое, нет ни одной одинаковой работы. Все работы будут отличатся друг от друга. Очень продуктивно проходят уроки рисования на свободную тему. Где ребёнок, сам себе хозяин. Главное не навредить, и найти в каждом рисунке и подделке «изюминку», то что получилось лучше всего и чем можно гордиться.

На уроках изобразительного искусства можно использовать такие приемы, как:

  • Рисование абстрактных категорий (нарисуй, грусть, радость, звук, мысль).

  • Разглядывание случайных клякс, дорисовка и преобразование их в знакомые формы и понятия: фигурки животных, дома, цветы.

  • Разглядывание облаков на небе, поиск аналогий с известными понятиями, представлениями (по форме, цвету).

Техника «обратного рисования». Очень интересное занятие, которое займёт не только ребёнка, но и родителей. Ребёнок или взрослый держит карандаш вертикально, прижимая его кончик к листу бумаги. Карандаш должен оставаться неподвижным. Второй ребёнок (или взрослый) передвигает бумагу под карандашом таким образом, чтобы в итоге получился рисунок.

Для развития воображения детей с ЗПР предлагаем провести следующие развивающие игры:

  • Игра «Необычное животное»;

  • «Почему это произошло?»;

  • «Исследовательские вопросы»;

  • Игра «Силуэты фигур»;

  • Игра «Два признака» (см. Приложение Б).

Для развития вербального воображения детей с ЗПР, т. е. непосредственно связанного с речью предлагаем провести следующие развивающие игры:

  • Игра «Необычное животное»;

  • «Почему это произошло?»;

  • «Исследовательские вопросы»;

  • «Сказочный город»;

  • «Королевство сказок» (см. Приложение Б).

Игры для развития невербального воображения подобранны по трем направлениям: игры, направленные на создание образов на основе заданных элементов (воссоздание изображений, дорисовать шаблон, эталонов, конструирование фигур из предложенных деталей и т. п.); игры предполагающие самостоятельное творчество детей, изображение ими собственных фантазий; артистические игры, которые способствуют не только развитию воображения, но и совершенствованию выразительных движений, эмоциональной сферы, партнерских отношений. Создание образов на основе заданных элементов.

  • игра «Орнамент»;

  • игра «Незаконченные рисунки»;

  • игра «Силуэты фигур»;

  • игра «Два признака»;

  • игра «Изменяющийся рисунок»;

  • игра «Изобрази без предмета»;

  • игра «Угадай»;

  • игра «Замри»

  • игра «Превращения предметов» (см. Приложение Б).

Данные игры можно интегрировать в урок, так игра «Два признака» отлично подходит для актуализации знаний на уроке изобразительного искусства в 1 классе (см. Приложение В). А также «Синквейн» в урок литературы (см. Приложение В).

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Проявляемая вне уроков активность детей обусловлена в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Целью внеурочной деятельности является, создание воспитывающей среды.

Внеурочная деятельность позволяет развивать индивидуальные особенности, интересы и склонности, формировать многие ценные моральные качества, прививать необходимые умения и навыки.

Творческое воображение является необходимым условием для любой деятельности человека. Особенно большое значение приобретает этот психический процесс для детей при обучении, однако учебные показатели - не единственные критерии становления личности. Внеурочная деятельность позволяет развивать индивидуальные особенности, интересы и склонности, формировать многие ценные моральные качества, прививать необходимые умения и навыки. Вот почему можно целенаправленно развивать творческое воображение во внеурочной деятельности. [18]

Внеурочные занятия в своей основе имеют виды деятельности, в которых заложен потенциал для творчества, фантазии, проектирования, прогнозирования. Это лепка, рисование, конструирование, музицировали, театрализация и другое. Эти виды деятельности развивают творческое и воссоздающее воображение, позволяют мечтать, представлять, а потом и реализовать планы.
Используя эти виды деятельности, педагог может организовать различные игры. Например, игра “Веер” (см. Приложение Б). Есть приёмы, актуализирующие связь между воображением и эмоциями. Например, упражнение “Оживление картины”. Каждой группе воспитанников предлагается конверт с названием былины, с определенным сюжетом из нее. Затем учащиеся показывали немую сцену, иллюстрирующую сюжет картины. Противоположные команды должны объяснить, что они увидели, назвать произведение. Затем команда артистов объясняет, что они изображали, после чего команды меняются местами.
Много интересных приемов и методов можно использовать на внеурочных занятиях, используя теорию решения изобретательских задач. Вот некоторые способы. Приём фантазирования «Оживление» предназначен для наделения объекта человеческими свойствами, качествами животных, что ведёт к созданию нестандартного художественного образа. Каждой группе дается название предмета. Нужно от лица этих предметов, «прочитав их мысли», ответить на вопросы: Что я люблю? С кем я дружу? Чего я не люблю? Чего я боюсь? О чём я мечтаю? При подведении итогов группа читает ответы на вопросы, а класс должен догадаться, от имени какого предмета ведётся рассказ.

Для формирования творческого воображения на внеурочных занятиях необходимо:

1. Вызывать и закреплять у детей эмоционально положительное отношение к действительности, искусству, разнообразной деятельности и процессу ее осуществления;

2. Широкое включение в педагогический процесс разнообразных игровых приемов и ситуаций, что максимально способствует создания личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоению материала и развития творчества у детей;

3. Исключение формализма, сухости и дидактизма, противоречащего творческой деятельности;

4. Внимательное, тактичное отношение к каждому ребенку, Уважение к процессу и результативности его творческой деятельности;

5. Создание творческой доброжелательной атмосферы на каждом занятии с детьми, формирование того же отношения к детскому творчеству и результатам со стороны родителей;

6. Изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и на этой основе вести ориентированный подход к обучению детей.

Основное условие развития воображения ребенка с ЗПР - включение его в самую разнообразную деятельность. В процессе развития ребенка развивается воображение. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения - основы всякой творческой деятельности. У каждого ребенка есть воображение, фантазия, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных способностей.

Таким образом, необходима систематическая и целенаправленная работа по оптимизации процесса воображения у детей с задержкой психического развития. Игры должны стать неотъемлемой частью повседневной жизни ребенка, стимулировать его двигательную и познавательную активность. Следовательно, необходим набор специальных развивающих игр, постоянное обновление игр, находящихся в «обиходе», чтобы не падал, а наоборот все больше возрастал интерес ребенка к этим познавательным играм.

Творческие способности у младших школьников с задержкой психического развития формируются со значительным запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Формирование воображения зависит от развития психических и физических функций, но это связь взаимообусловлена, с одной стороны, творчество зависит от качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой - оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий.

Развитие продуктивного и репродуктивного воображения у младших школьников с ЗПР также осуществляется на коррекционных занятиях. Пример программы и занятия (см. Приложение Д). Данные занятия способствуют развитию характерных особенностей воображения; формирование внутреннего плана действий; совершенствование воображения у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Таким образом, исследование проблемы развития воображения у младших школьников с ЗПР и проведение методики, которая позволила заметить и подтвердить следующими особенностями, у младших школьников с ЗПР разные уровни. Преобладает уровень ниже среднего. Как правило, их образы стереотипны, часто встречающиеся в их жизни.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!