СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

   В статье рассматривается понятие читательская грамотность как способность человека к пониманию и рефлексии письменных текстов  и использование их содержания для достижения собственных целей. Предложены конкретные этапы работы с учащимися над сплошными и несплошными текстами, способствующие развитию читательской грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской грамотности на уроках английского языка»

О.В. Панькова

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная Школа №50

имени Юрия Алексеевича Гагарина»

г. Курск, Россия


РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье рассматривается понятие читательская грамотность как способность человека к пониманию и рефлексии письменных текстов и использование их содержания для достижения собственных целей. Предложены конкретные этапы работы с учащимися над сплошными и несплошными текстами, способствующие развитию читательской грамотности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, принятие, понимание, оценивание, рефлексия, смысловое чтение, несплошной текст


O. Pankova

Municipal Budgetary General Educational Institution

“Secondary General School №50 named after Yuri Gagarin”,

Kursk, Russia


DEVELOPMENT OF READING LITERACY IN ENGLISH LESSONS

The article examines the concept of reading literacy as a person's ability to understand and reflect on written texts and use their content to achieve their own goals. The specific stages of working with students on unbroken and broken texts that contribute to the development of reader literacy are proposed.


Keywords: functional literacy, reading literacy, acceptance, understanding, evaluation, reflection, semantic reading, broken text


В обновленной версии образовательных стандартов «ФГОС ООО 2021» понятие «функциональная грамотность» заявлена в составе государственных гарантий основного общего образования.

Впервые этот термин был употреблен в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в связи с решением проблемы расширения числа жителей планеты, умеющих читать и писать, а через много лет определение «функциональная грамотность» стало рассматриваться как инструмент фиксации приобретаемых учениками навыков, необходимых для жизни в высокотехнологичном обществе.

Одно из первых международных исследований в формате PISA (Programme for International Student Assessment), в котором с начала 2000 года наша страна принимает участие, показало не лучшие результаты российских школьников по математической и читательской грамотности. Чтобы идти в ногу со временем, выпускать конкурентоспособных специалистов, российская система образования начала внедрять новые подходы к обучению, в том числе вводить в школьную программу основы функциональной грамотности.

Советский и российский лингвист и психолог А. А. Леонтьев в 2003 году определил функционально грамотного человека как «человека способного использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [1, с. 35].

В образовательных стандартах 2021 года функциональная грамотность определяется как способность «решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности» [2, с. 31]. Таким образом, в современном школьном языковом образовании необходимо осознавать важность практической подготовки учащихся к жизни, необходимости научать их максимально уверенно решать практические задачи, интегрируя всю сумму знаний, учений и навыков, накопленных при предметном обучении.

В определениях и исследованиях PISA существует шесть направлений функциональной грамотности. На уроках иностранного языка чтение как вид речевой деятельности присутствует всегда, следовательно, при работе с текстом учитель имеет возможность развивать, в большей степени, читательскую грамотность. Можем также говорить и о развитии креативного мышления и глобальных компетенциях, но в зависимости от изучаемого материала, речь может идти и об остальных направлениях.









Что же такое читательская грамотность? В материалах PISA отмечается, что читательская грамотность (Reading Literacy) задействует определенные мыслительные процессы, представленные в таких аспектах как принятие, понимание, оценка и рефлексия текстовой информации:

  • на этапе принятия, представленного умением ориентироваться в содержании текста, происходит определение нужной информации;

  • этап понимания текста включает такие умения как представление и интерпретация буквенной и символьной информации, интегрирование информацию из разных источников, преобразование текста, используя новые формы представления информации;

  • этап оценивания информации требует сформированности умения определять качество, надежность и достоверность определенного источника ;

  • заключительный аспект читательской грамотности представлен умением провести рефлексию полученной информации, ее содержания и формы [3, с. 12].

В русскоязычных источниках читательская грамотность определяется как «способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества» [4, с. 8]. Если подробнее проанализировать этап рефлексии текстовой информации, то можно выделить рефлексию на содержание (когда ученик начинает анализировать, насколько информация, полученная из текста, пригодится ему для решения той или иной задачи) и рефлексию на форму текста (ученик осознает, к какому стилю, жанру относится данный текст, обращает внимание на его языковое, грамматические структуры).

При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц). Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д. Овладение этими умениями и означает «смысловое чтение», которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования.

Развитию функциональной грамотности способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов.В обновленных ФГОС 2021 года появилось понятие «несплошные тексты». Что же оно означает? Оттолкнемся от известной нам классической классификации. К сплошным текстам (Unbroken Texts) относят тексты, читаемые в повседневной жизни:

  • описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т.д.);

  • повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т.д.);

  • рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).

К несплошным текстам (Broken Texts) относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов и т.д.

Несплошные тексты встречаются все чаще в нашей жизни, чтобы представить большой объем информации в более лаконичном, наглядном виде. Они состоят из вербальных и невербальных элементов, где, для того, чтобы понять, смысл текста, нужно считывать и то, что написано словами, и то, что обозначено какими-либо другими знаками. При работе с такими текстами, необходимо учить считывать информацию из текста, составлять аналогичные тексты, а также преобразовывать таблицы, графики, диаграммы в текстовый вариант представления информации.

Учителю необходимо формировать определенные умения, входящие в аспекты функциональной грамотности, о которых говорилось выше. Выделяют три этапа работы над текстом, каждый из которых имеет свои задачи.

Таблица 1 – Основные  этапы  работы  с  текстом  при  формировании

читательской компетентности

Этап

Предтекстовый

(Pre-reading)

Текстовый

(While-reading)

Послетекстовый

(Post- reading)

Задачи

- создание мотива

чтения;

- развитие умения

прогнозирования;

- активизация фоновых

знаний;

- снятие языковых

трудностей

- понимание текста и

формирование его

интерпретации у

читающего;

- анализ того, что и как

читает обучающийся

и насколько хорошо

понимает прочитанное

- проверка понимания

прочитанного;

- контроль формирования

умений смыслового

чтения

- реализация возможности

использования получен-

ной информации

Задания

- прочитать заглавие

и сказать, о чем, по-

вашему мнению,

будет идти речь в

тексте;

- ознакомиться с

новыми словами,

словосочетаниями

(которые даны

с переводом),

найти интернацио-

нализмы и назвать

возможную тему

текста

- найти ответы на

предложенные вопросы;

- подтвердить правиль-

ность или ложность

утверждений;

- составить предложения

по порядку;

- выполнить задания на

множественный выбор;

- подобрать подходящий

заголовок к каждому

абзацу;

- восполнить недостаю-щую информацию

- высказать свое мнение

по поводу прочитанного;

- доказать или

охарактеризовать что-то;

- составить план текста,

выделив его основные

мысли;

- пересказать/кратко

изложить содержание

текста;

- рассказать текст от

лица главного героя;

- составить синквейн


 Использование на уроках английского языка подобного рода заданий способствует     развитию     функциональной     грамотности     учащихся, грамотности чтения и комплексному освоению учащимися основных видов речевой  деятельности,  а  также  развивает  творческое  мышление, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к тексту. Формирование функциональной грамотности средствам иностранного  языка – это  залог успешного применения иностранного  языка в различных сферах деятельности, развитие обучающегося как успешной личности и его дальнейшее саморазвитие.


Литература:

1. A teacher’s guide to PISA reading literacy/Sue Thomson, Kylie Hillman, Lisa De Bortoli – ACER Press, 2013. P. 12- 14

URL: acer.org…PISA_Thematic_Report_-_Reading_-_web.pdf (дата обращения: 26.04.2022)

2. Звонкова Т.Ю. Сборник заданий для развития функциональной (читательской) грамотности на уроках английского языка в 7 классах общеобразовательной школы (на базе сплошных и несплошных текстов) URL: https://педпроект.рф/звонкова-т-ю-сборник-заданий/ (дата обращения 18.04.2022)

3.Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баллас, 2003. С.35.

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования". С.31 URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 28.04.2022)

5. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев – СПб.: КАРО, 2019 . С.8

URL:https://edu.kpfu.ru/pluginfile.php/792622/mod_resource/intro/Тема%208%20И.Ю.Алексашина.%20Формирование%20и%20оценка%20ФГ%20учащихся.pdf (дата обращения: 20.04.2022)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!