Развитие
читательской грамотности
на уроках
английского языка
Подготовила
Панькова Ольга Владимировна,
учитель английского языка
МБОУ «СОШ №50
им. Ю. А. Гагарина»
ФГОС ООО 2021: новое в содержании иноязычного образования
- Конкретизированы и уточнены требования к предметным результатам, разбиты по годам обучения
- Уточнены требования к достижению личностных и метапредметных результатов
- Введено понятие «функциональная грамотность» , функциональная грамотность заявлена в составе государственных гарантий качества основного общего образования
Функциональная грамотность
Способность «решать учебные задачи и жизненные
проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности »
ФГОС ООО
Reading Literacy Cognitive Processes
- Access and retrieve information within a text
- Search for and select relevant text
- Represent literal information
- Integrate and generate inferences
- Integrate and generate inferences across multiple sources
and form
credibility
« Грамотность в чтении – способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества»
Аспекты читательской грамотности
- общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного
смысла
- выявление информации
- интерпретация
- рефлексия на содержание текста
- рефлексия на форму текста
И. Ю. Алексашин, О. А. Абдулаева, Ю. П. Кисилев
«Формирование и оценка функциональной грамотности»
Какие тексты окружают нас в повседневной жизни?
Формированию читательской грамотности учащихся способствуют задания использованием
сплошных и несплошных текстов
Сплошные тексты
(Unbroken Texts)
Несплошные тексты
(Broken Texts)
- описание (отрывок из рассказа, стихотворения - описание человека, места, предмета и
т. д.);
- повествование ( рассказ, стихотворение, басня, письмо, статья, инструкция, реклама, пост блога и т. д.);
- рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргумент).
- графики, диаграммы;
- таблицы, схемы (кластеры)
- географические карты и карты местности, план помещения;
- входные билеты;
- расписание движения поездов;
- карты сайтов и т. д.
Основные этапы работы с текстом при формировании читательской компетенции
(Post- reading)
задачи этапа:
- проверка понимания
прочитанного;
- контроль
формирования
умений смыслового
чтения
- реализация
возможности
использования
полученной
информации
(While-reading)
задачи этапа:
- понимание текста и формирование его интерпретации у читающего;
- анализ того, что и как читает обучающийся и насколько хорошо понимает прочитанное
(Pre-reading)
задачи этапа:
- создание мотива чтения;
- развитие умения прогнозирования;
- активизация фоновых знаний;
- снятие языковых трудностей
Возможные упражнения при работе с текстом на формирование читательской компетенции
(Post- reading)
- высказать свое мнение
по поводу
прочитанного;
- доказать или
охарактеризовать
что-то;
- составить план текста,
выделив его
основные мысли;
- пересказать/кратко
изложить содержание
текста;
- рассказать текст от
лица главного героя;
- составить синквейн
(Pre-reading)
(While-reading)
- прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему;
- найти ответы на предложенные вопросы;
- ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями (которые даны с переводом) и, не читая текст, скажите, о чем может идти в нем речь:
- подтвердить правильность или ложность утверждений;
- составить предложения по порядку;
- прочитайте заглавие
- выполнить задания на множественный выбор;
и скажите, о чем/ о о ком, по вашему
- подобрать подходящий заголовок к каждому абзацу;
мнению, будет
- восполнить недостающую информацию
идти речь в
тексте
Английский язык. 7кл: в 2ч. Ч. 1: учебник/ О.В. Афанасьева, И.В. Михеева,
К.М. Баранова (Rainbow English)
1. Pre- reading:
A. Look at the title and the pictures
and decide what information
you will be able to find in the text
B. Read the text to see if you were
right
3. Post-reading:
Speak about the strangest and the most wonderful place you have ever seen
2. While-reading
While reading the text fill in the table
Name
Definition
Location
Age
Length/
Width/ Height
Weight
Colour
Some Special Facts
1. What is the aim of this poster?
- to show the importance of learning foreign languages
- to inform readers about the most popular languages in the world
- the explain why people learn foreign languages
- to indicate where people can learn foreign languages
2. Read the sentences and write T (true), F (false),
NS (Not Stated):
a) Arabic language is more popular than Portuguese. ___
b) Bengali is the first language for 300 million people. ____
c) Punjabi is less spread than Hindi. _____
d) Spanish is the most popular language used on the Internet. _____
e) 145 million people speak Russian. _____
f) Italian is as popular as Hindi. _____
g) 400 million people speak English. ______
h) Chinese language is on the second place after English in the Internet. _____
3. Use the maps and complete the following scheme:
1. What kind of broken text is it?
- a timetable
- a theatre programme
- a menu
- an advertisement
- an educational poster
2. Where can we see this text?
- in a popular magazine
- in a hospital
- in an educational centre
- in a scientific journal
3. Read the sentences and write T (true), F (false), NS (not stated):
a) You can attend the club only in summer and winter. ______
b) You have a possibility to use sauna. ______
c) If you pay for 6 months you get a free access to Internet in the club. ______
d) There is a swimming pool in the club. ______
e) You can get a consultation about your health in the club. _______
f) Club collaborates with famous health centers. _______
g) You can't go to the club at the weekend. _______
h) The club has a playroom for children. _______
4. Explore the sites of local sport centers in your town and make the same ad.
https:// педпроект.рф / звонкова-т-ю-сборник-заданий /
https://multiurok.ru/files/sbornik-zadanii-dlia-razvi..
https://www.litres.ru/elena-nikolaevna-poy/ege-po-ang..
Спасибо за внимание!