СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка. Описание слайдов презентации

Нажмите, чтобы узнать подробности

   В описании слайдов к презентации раскарывается понятие читательская грамотность как способность человека к пониманию и рефлексии письменных текстов  и использование их содержания для достижения собственных целей. Предложены конкретные этапы работы с учащимися над сплошными и несплошными текстами, способствующие развитию читательской грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской грамотности на уроках английского языка. Описание слайдов презентации»

Слайд 1

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка

Слайд 2

В обновленной версии образовательных стандартов «ФГОС ООО 2021» понятие «функциональная грамотность» заявлена в составе государственных гарантий основного общего образования.

Международное исследование PISA (Programme for International Student Assessment), в котором с начала 2000 года наша страна принимает участие, показало не лучшие результаты российских школьников по математической и читательской грамотности.

Чтобы идти в ногу со временем, выпускать конкурентоспособных специалистов, российская система образования начала внедрять новые подходы к обучению, в том числе вводить в школьную программу основы функциональной грамотности.

Слайд 3

В образовательных стандартах 2021 года функциональная грамотность определяется как способность «решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности»

В определениях и исследованиях PISA существует шесть направлений функциональной грамотности. На уроках иностранного языка чтение как вид речевой деятельности присутствует всегда, следовательно, при работе с текстом учитель имеет возможность развивать, в большей степени, читательскую грамотность. Можем также говорить и о развитии креативного мышления и глобальных компетенциях, но в зависимости от изучаемого материала, речь может идти и об остальных направлениях.

Слайд 4

Что же такое читательская грамотность? В материалах PISA отмечается, что читательская грамотность (Reading Literacy)включает определенные мыслительные процессы, представленные в таких аспектах как принятие, понимание, оценка и рефлексия текстовой информации:

  • на этапе принятия происходит ориентирование в содержании текста, определение нужной информации

  • понимание текста представлено умениями представить, и интерпретировать буквенную и символьную информацию, интегрировать информацию из разных источников, умениями преобразовывать текст,  используя новые формы представления информации;

  • оценить информацию значит уметь качество, надежность, достоверность источника

  • заключительный аспект читательской грамотности представлен умением провести рефлексию полученной информации, ее содержания и формы

Слайд 5

В русскоязычных источниках описываются те же аспекты, умения, представляющие читательскую грамотность. Хочу подробнее проанализировать этап рефлексии на содержание и форму текста. Под рефлексией на содержание подразумевается, что ученик начинает думать, насколько информация, полученная из текста, пригодиться ему для решения той или иной задачи. Под рефлексией на форму текста будем понимать, что ученик осознает, к какому стилю, жанру относится данный текст, обращает внимание на его языковое оформление, грамматические структуры, лексику.

Слайд 6

Так с какие же тексты окружают нас в повседневной жизни, куда должны перенести наши ученики навыки читательской грамотности? У детей должно быть понимание того, что, даже, если они не собираются связывать свою жизнь с изучением языков, то в жизни они так или иначе встретятся с необходимостью прочитать карту, билет, анкету, расписание, инструкцию, договор…

Слайд 7

В обновленных образовательных стандартах 2021 года появилось понятие «несплошные тексты». Что же оно означает? Оттолкнемся от известной нам классической классификации сплошных текстов: описание, повествование, рассуждение и их формы.

К несплошным текстам (Broken Texts) относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов и т.д.

Несплошные тексты встречаются все чаще в нашей жизни, чтобы представить большой объем информации в более лаконичном, наглядном виде. Они состоят из вербальных и невербальных элементов, где, для того, чтобы понять, смысл текста, нужно считывать и то, что написано словами, и то, что обозначено какими-либо другими знаками. При работе с такими текстами, необходимо учить считывать информацию из текста, составлять аналогичные тексты, а также преобразовывать таблицы, графики, диаграммы в текстовый вариант представления информации.

Слайд 8

При работе с текстами учителю необходимо формировать определенные умения, входящие в аспекты читательской грамотности, о которых говорилось выше. Выделяют 3 этапа работы с текстом, каждый из которых имеет свои задачи, реализуемые посредством выполнения различных заданий и упражнений.

Слайд 9

Так на предтекстовом этапе работы с текстом мы предлагаем задания, которые формируют умение принимать информацию, прогнозировать содержание текста, умение разрешать языковые трудности. На текстовом этапе, когда идет понимание и интерпретация текста, учащимся предлагается ответить на ?, сделать множественный выбор, подобрать заголовок, недостающую информацию. На этапе послетекстовом, когда идет оценка и рефлексия информации, предлагается высказать свое мнение, что-то охарактеризовать, составить «синквейн», выражающий оценку текста.

Слайд 10

В учебниках УМК «Rainbow» система работы со сплошными текстами представлена довольно неплохо. Так, знакомясь с тестом о достопримечательностях Австралии, учащиеся по иллюстрациям и заголовку прогнозируют содержание текста, а после прочтения им предлагается рассказать о самом удивительном месте, в котором они побывали.

Слайд 11

Я решила добавить небольшую таблицу, которая, во-первых, поможет ученикам сконцентрировать внимание на характеристиках объектов, оценить их уникальность. А во-вторых, при выполнении задания С поможет составить собственное описание, а в дальнейшем, опираясь на таблицу, ученик расскажет о том объекте, который он выбрал.

Слайд 12

А вот несплошных текстов в нашем УМК можно сказать нет совсем за исключением таблиц, ну и пары графиков (просмотрела учебники за 7-9 класс). Тем более, мне особенно интересно было познакомиться с такими текстами и методикой работы над ними. Следует ответить, что в свете нововведений в содержание программы по иностранным языкам, появились подборки несплошных текстов с методическими приложениями. Надо сказать, что современные дети не очень любят читать сплошные тексты, а вот яркие, красочные постеры вызывают у них стойкий интерес.

Вот пример несплошного текста по теме «Самые популярные языки мира» . Видим претектовые задания, рассмотрев плакат, дети сразу обращают внимание на язык «мандарин» (северокитайский диалект),

Слайд 13

Задание на понимание содержания, заполнение таблицы. Как видим, система работы со сплошными и несплошными текстами очень похожи.

Слайд 14

Интересный постер, рекламирующий фитнесс услуги. В 8 классе унас идет тема Спорт, ЗОЖ. Мне понравились претекстовые задания.

Слайд 15

Обращает на себя 4 задание творческого характера: просмотреть местные сайты спортивных центров и создать подобный постер.

Слайд 16

Вы видите ссылки, где есть подборки несплошных текстов для разных возрастных групп, а последняя представляет собой сборник заданий, о котором мне хотелось бы рассказать отдельно

Слайд 17

Это курс по подготовке письменного задания 40.2 ЕГЭ. Но он содержит упражнения, очень хорошо раскрывающие систему работы с несплошными текстами в старших классах. К каждому тексту предлагается 5-6 заданий, и лишь 1 из них - это описать графики в рамках проекта, а значит остальные подойдут для всех детей. Я использую этот сборник в работе с 11 классом.


Слайд 18

Спасибо за внимание!





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!