ТЕМА: Периметр многоугольника
Цель урока: познакомить детей с новым понятием «периметр многоугольника».
Задачи урока:
совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
развивать умение рассуждать, сопоставлять, сравнивать;
формировать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные:
Иметь представление о периметре; уметь находить периметр разными способами; уметь использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических неравенств; находить значение выражений в два действия, используя знания правила порядка выполнения действий; устанавливать соответствия между изученными величинами.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД
Уметь выражать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход урока:
Организационный момент.
1 слайд
- Создадим друг другу хорошее настроение.
- Улыбнулись друг другу.
- Пожелали удачи на уроке.
(Презентация, слайд 1)
2. Мотивация к учебной деятельности.
(2 слайд)
– Посмотрите на доску. В начале урока вас встречают необычные человечки.
Чем они необычны? (Они состоят из геометрических фигур.)
– Назовите фигуры, из которых состоят человечки. (Туловище девочки – треугольник, мальчика – четырёхугольник; руки – отрезки, волосы – лучи, …)
(3 слайд) – Эти человечки приглашают вас сегодня побывать в стране Геометрии. У вас есть желание там побывать?
- Чему сегодня будет посвящён урок? (Геометрическим фигурам.)
– Верно. И вы узнаете о геометрических фигурах что-то новое.
(4 слайд) - Какие шаги вы должны выполнить на уроке при открытии нового? ( Постараться самим понять, что мы ещё не знаем, и самим «открыть» новый способ. Попробовать самим выяснить, чего мы не знаем и самим найти решение.)
-Для чего нам нужны новые знания? (Пригодятся в жизни, в учёбе, …)
– С чего начнёте? (С повторения необходимого.)
2. Актуализация и пробное учебное действие.
(4 слайд)
– Начнём с повторения знаний о некоторых геометрических фигурах.
- Какая фигура, по вашему мнению, лишняя? Почему? (Точка. Её нельзя измерить.) 5 слайд
– Из оставшихся фигур, какая может быть лишней? Почему? (Отрезок, так как остальные фигуры состоят из нескольких отрезков.)
Какое задание, связанное с отрезком, вы можете выполнить? (Можем измерить его длину. Начертить в тетради.)
(6 слайд) – Вспомните, как измерить длину отрезка? (Надо взять линейку, совместить 0 с началом отрезка и посмотреть, какому числу на линейке соответствует конец отрезка.)
– Чему равна длина нашего отрезка ? (9 см)
Измерили, чертим, проверяем.
- Какие фигуры остались? 7 слайд
- Разделите их на 2 группы.
– Что общего у всех оставшихся фигур? (Это ломаные линии.) 8 слайд
( незамкнутые и замкнутые ломаные линии.)
Какое задание, связанное с незамкнутой ломаной линией, вы можете выполнить? (измерить длину звеньев, найти сумму длин звеньев.)
- Задание. Найдите длину незамкнутой ломаной линии ….
- Как найти длину незамкнутой ломаной линий? Измерить длину каждого звена. Сложить длины всех звеньев.) Находим сумму длин ломаной.
(9 слайд) - проверка.
- У нас осталось 2 фигуры.
Какое задание, связанное с этими фигурами вы можете выполнить? (Измерить длины сторон) ….
3. Выявление места и причины затруднения.
–Я вам хочу дать задание, найдите периметр треугольника.
- Сможете вы это сделать?
-Почему? (Не знаем, что это такое)
-Какую цель поставим перед собой? (1. Узнать что такое ПЕРИМЕТР многоугольника ?
2.Научиться находить периметр многоугольника. ) слайд 10
4. Усвоения новых знаний и способов действий.
– Давайте думать. Какое задание вы выполняли с незамкнутой ломаной линией? (Находили длину незамкнутой ломаной линии.)
– Расскажите, как вы действовали.
– Было ли место в ходе ваших рассуждений, где вы засомневались?
-Вернёмся к многоугольникам, вы сказали, что можете измерить длины сторон. (Измерим их).
А для чего вы их измерите? Что ещё можно сделать с длинами сторон? (сложить длины).
-Сложим длины сторон. Запись 3+2+2=7 см.
- Что вы тогда узнаете? (Сумму длин сторон)
Как вы думаете, как связано то, что мы сейчас делали с разгадкой тайны слова ПЕРИМЕТР?
(Периметр - это и есть сумма длин всех сторон многоугольника). СЛАЙД
Давайте проверим, так ли это по учебнику. Откройте учебники на с. 42 и прочтите определение периметра.
- Что вы можете сказать? (Наш вывод полностью совпадает с выводом в учебнике.)
- Молодцы!
- Запись такого длинного слова “периметр” займёт много времени. Поэтому математики - народ точный, решили это слово обозначать одной буквой – латинской буквой Р (пэ).
Записывается это так: Р= 3+2+2=7 (см)
Ответ: Р=7см
Проговорим, что необходимо сделать, чтобы найти периметр.
(Измерить длины сторон, сложить длины сторон.)
Закрепление новых знаний и способов действий.
1. Сейчас выясним, хорошо ли вы разобрались с понятием периметра. Вам надо провести небольшое исследование, предложенное авторами вашего учебника. На стр.42 выполняем задание № 1.
- Задание выполняем по вариантам:
а). первый ряд вычисляет, чему равен периметр синего многоугольника:
Р= 4+1+4+3=12 (см)
б). второй ряд вычисляет, чему равен периметр розового треугольника:
Р= 4+3+3=10 (см)
в). третий ряд вычисляет, чему равен периметр зеленого многоугольника:
Р= 2+3+5+5=15 (см)
(Проверка по эталону на экране.)
Повторение.
Решение задачи №5, стр 43.
Прочитаем задачу.
О ком говорится в задаче?
Что сделали ребята?
Работа по чертежу.
Сколько морковок принёс Саша? А Оля?
Сколько морковок они отдали кроликам? Что нужно узнать?
Запишите решение и ответ задачи.
Проверка по образцу
7. Итог урока. Рефлексия
- Какие цели мы с вами сегодня ставили на урок? (Узнать что такое периметр, научиться находить периметр.) Достигли ли мы их?
Закончите предложения………
- Кто доволен сегодня своей работой, громко скажите себе «Молодец».