СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. Занятие "Прорыв блокады Ленинграда" 8-9 классы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. Занятие "Прорыв блокады Ленинграда" 8-9 классы»

Разговоры о важном

Сценарий занятия

Прорыв блокады Ленинграда

8-9 классы




ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 8-9 классов по теме
«ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»

Цель: формирование у школьников гуманистических ценностей, любви к своей стране, уважения к героическим страницам ее истории и памяти о подвигах наших предков.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, любовь к Родине, патриотизм.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, занятие предполагает также использование видеоролика, групповую работу.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-89-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-89-method_recom.pdf

  • видеоролики

https://razgovor.edsoo.ru/video/1537/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1538/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1539/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-89-presentation.pdf

Структура занятия.

Часть 1. Мотивационная.

Вступительное слово учителя, беседа с обучающимися.

Часть 2. Основная.

Просмотр видеороликов. Беседа. Работа в группах.

Часть 3. Заключение.

Подведение итогов занятия.



СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

Вступительная беседа.

Учитель. Сегодняшний наш разговор мы посвятим важной, но очень печальной теме. В эти январские дни наша страна вспоминает страшные события, произошедшие в годы Великой Отечественной войны - блокаду Ленинграда (так в те далекие годы назывался Санкт-Петербург).

Окруженный со всех сторон город пытался выжить - просто выжить, физически, почти без еды, почти без электричества, порой без тепла в самый лютый мороз, под постоянными обстрелами мирных жителей. И это на протяжении почти 900 дней.

Лишь 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано (в этом году в январе исполняется 80 лет с даты прорыва блокады).

Окончательно блокада была снята еще через год - 27 января 1944-го. О блокаде вы наверняка знаете многое (наверное, нет ни одного взрослого человека, который бы не слышал о ней). А что вы знаете о блокаде Ленинграда?

Ответы обучающихся. Учителю не обязательно комментировать ответы ребят, важнее предоставить им возможность высказаться, но если в их ответах будут встречаться ошибки, их следует деликатно исправлять.

Учитель. Спасибо, ребята. Лучше всего о блокаде говорят даже не слова, не стихи или песни, ни фильмы, а кадры кинохроники той трагедии. Давайте тихонечко их вместе посмотрим. Если что-то из увиденного вам будет не очень понятно, вы можете спросить меня после, а я постараюсь вам это объяснить (это важно сказать, так как не все обучающиеся нынешнего поколения могут верно понимать увиденное и верно его интерпретировать, из -за чего у них может сложиться неадекватное представление о тех событиях - учитель, отвечая на вопросы детей, может эту проблему решить).

Часть 2. Основная.

Демонстрация видеоролика (дикторский текст).

Блокадный метроном... Его звук передавали через городские громкоговорители и по радио. Его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный - отбой тревоги.

Далее на протяжении всего видеофрагмента звучит только метроном.

В кадре:

  • засыпанные снегом и замороженные городские трамваи,

  • аэростаты в небе над городом,

  • очереди за хлебом,

  • хлебный паек (его размер или вес),

  • раздача хлеба,

  • продуктовые карточки,

  • забор воды из проруби на Неве,

  • машины на дороге жизни,

  • бомбежки дороги жизни,

  • табличка «Эта сторона улицы обстреливается»,

  • люди у радиорепродукторов,

  • люди, везущие хоронить родственников на санках,

  • труд детей у станков, и т.д.

Проблемно-ценностное общение в классе по итогам просмотра видео.

После просмотра видео необходима некоторая пауза (учитель должен выждать такую паузу, а обучающиеся ощутить тишину), после которой очень тихим голосом учитель может сказать детям следующее:

Учитель. Кто хотел бы задать вопрос «на понимание» того, что вы сейчас увидели?

Вопросы обучающихся и ответы учителя.

Учитель. А теперь у меня вопрос для вас. Многие считают, что помнить об этих событиях должен каждый человек на Земле. Как вы думаете, почему?

Ответы обучающихся. При обсуждении этого вопроса учителю важно поддерживать ответы детей, связанные с мыслью о том, что люди должны помнить об этих событиях для того, чтобы они никогда больше не повторялись.

Учитель. Ленинград был взят в кольцо блокады 8 сентября 1941 года, то есть в самом начале учебного года. Как вы полагаете, что стало со школами, когда началась блокада?

Ответы обучающихся. Обучающиеся могут предположить, что школы были эвакуированы, были закрыты, использовались под больницы для раненых и т.д. Учителю нужно поддержать те ответы, где школьники предполагают, что часть школ все же продолжила работать.

Учитель. Действительно, часть школ продолжала работать. В первый год блокады в городе работали 39 школ. На следующий год открылась уже 91 школа. Учитель в блокадном городе имел два плана урока: один - для работы в нормальных условиях, а другой - на случай артобстрела или бомбежки. На обложке тетради дети записывали номер школы и номер бомбоубежища, в котором проходили занятия.

Учитель. Как вы думаете, почему полуголодные учителя вели уроки для полуголодных детей в холодных классах или даже в бомбоубежищах?

Ответы обучающихся. Поддерживая возникший обмен мнениями между детьми, учитель акцентирует внимание на тех суждениях, в которых высказывается мысль о том, что учителя тем самым помогали детям находить в себе силы противостоять отчаянию, хранить надежду на снятие блокады, оставаться людьми.

Учитель. В блокадном Ленинграде продолжали работать не только школы, но и театры, музеи, библиотеки, спортивные арены, концертные залы. Проходили настоящие футбольные матчи, на стадионе собирались болельщики ленинградского «Динамо» и команды Н-ского завода (так в военное время называли Ленинградский металлический завод - по сути, это была команда «Зенит»). В том матче динамовцы одержали победу со счетом 6:0!

Вы наверняка знаете о концерте, на котором была исполнена 7-я (Ленинградская) симфония Шостаковича, написанная в первые недели войны - мы с вами говорили о ней не так давно на занятии, посвященном Дню музыки. Многих музыкантов оркестра искали в госпиталях. От худобы некоторые музыканты не могли сидеть и репетировали стоя. Симфония прозвучала под защитой огня советской артиллерии, чтобы за время концерта на Ленинград не упала ни одна немецкая бомба.

Город старался жить своей обычной жизнью - «города живых», что бы ни говорила фашистская пропаганда!

Проблемно-ценностное общение в группах.

Учитель просит обучающихся разделиться на 4 группы и подумать над таким вопросом: «Что помогло людям выжить в блокадном городе?».

Во время этой работы учитель может предложить обучающимся попробовать представить самих себя на месте блокадников и сосредоточиться не на перечислении личностных качеств (стойкость, сила духа и т.д.), а на более практичном перечислении возможных действий людей, которые помогали им спастись в те страшные дни.

По завершении групповых обсуждений (2-3 минуты) от каждой группы выступает один представитель, предлагая сформулированные в группе идеи.

Слушая идеи обучающихся, учителю важно вычленить из них те высказывания, которые действительно могли бы спасти человеческую жизнь. При необходимости учитель может повторять их, резюмировать или просить других школьников уточнить, усилить, продолжить или каким-то иным способом отнестись к высказываниям одноклассников. Среди обсуждаемых способов могут быть названы, например, такие:

  • Забота о близких (детях, стариках, больных) - это дает человеку дополнительные силы и позволяет выжить самому; другими словами - когда у человека есть тот, ради которого он живет, ответственность за которого он чувствует сам, это помогает ему выжить самому.

  • Занятия творчеством - они также дают человеку дополнительные силы и позволяют выжить. Например, один ленинградский профессор в подвале института устраивал со своими коллегами научные дискуссии, а во время исполнения симфонии Д. Шостаковича зал ленинградской филармонии был заполнен на 100% - видимо, люди ощущали, что все это их спасает, заставляет отвлечься от происходящего вокруг ужаса блокады.

  • Регулярное выполнение какой-то работы - те блокадники, кто предпочитал оставаться дома в постели, умирали чаще, чем те, кто из последних сил заставлял себя встать и пойти что-то делать; «движение - жизнь» в прямом смысле этого слова.

  • Ведение дневника - так, 14-летний школьник Дима Бучкин в дни блокады вел такой дневник в блокноте, подаренном ему отцом. Впоследствии он вспоминал: «Отец подарил мне этот блокнот со словами: «Фиксируй всё, что видишь. Кто, Димка, если не мы?» Наверное, отчасти это занятие спасало меня, отвлекая от постоянного чувства голода».

  • Взаимоподдержка - поддерживающие слова, оптимизм, надежды на лучшее, которые люди демонстрировали, вселяли оптимизм и в других, не давали чувству безысходности завладеть мыслями и телом человека.

  • Ожидание справедливого возмездия мучителям - это также давало людям силы жить дальше, ради правды, ради торжества справедливости.

Вопросы для дальнейшего обсуждения

  • Почему в самом конце Великой Отечественной войны Ленинграду было присвоено звание города-героя? У врага не хватило оружия для взятия города или город был так хорошо защищен войсками, которые отбивали врага? А может быть, сила Ленинграда была в чем-то другом?

  • Как вы понимаете выражение «подвиг во имя жизни»? В чём может заключаться такой подвиг?

  • Какие символы героической стойкости жителей Ленинграда вы можете назвать? (метроном, памятник «Цветок жизни», «Дорога жизни», 125 граммов хлеба...).

Ответы обучающихся.

Учитель. Вы наверняка слышали, что ленинградцы получали ежедневную норму хлеба - 125 граммов. Действительно, в самое тяжелое время - в конце 1941 года столько хлеба выдавали людям по карточкам. Тем, кто работал на заводах, побольше, а служащим, детям, старикам - именно те самые 125 граммов в день. Других продуктов почти не было, пока не открыли «Дорогу жизни».

  • Кто из вас держал в руках или видел этот «ленинградский ломтик хлеба»?

  • Представьте себе эту норму - легко ли так прожить несколько месяцев?

Ответы обучающихся.

Учитель. Я хочу вам показать небольшой ролик про этот хлеб. Почему он был таким маленьким? Ответ на этот вопрос мы найдем в видеофильме.

Демонстрация видеоролика (дикторский текст)

Блокадный хлеб - особый продукт. Это знак памяти и символ жизни.

Это хлеб, который пекли по специально разработанному рецепту и выдавали по хлебным карточкам во время блокады Ленинграда.

Летом 1941 года норма для ленинградцев составляла 800 г хлеба на человека в день. Но с ноября по декабрь 41 года действовали минимальные нормы - 125 г хлеба в сутки для служащих, иждивенцев и детей, 250 г для рабочих.

Кусок весом 125 г и считается самым показательным примером блокадного хлеба. Из-за состава он был тяжелым, плотным и очень маленьким.



Зачастую больше ничего, кроме блокадного хлеба, у людей не было. Чтобы поддерживать силы, люди пили горячую воду - если удавалось найти дрова и принести эту воду из проруби на Неве.

При этом блокадники отправляли на фронт солдатам настоящий ржаной хлеб и печенья.

Учитель. Трудно понять, как люди могли жить в таких условиях, особенно тяжелыми были зимы 1941-1943 годов.

  • Что вы чувствуете, глядя на такой кусочек хлеба?

  • Как блокадному Ленинграду удавалось печь настоящий хлеб и печенья для фронта?

При обсуждении учитель подводит обучающихся к мысли, что настоящий подвиг ленинградцы совершали потому, что продолжали жить, продолжали работать, отдавая все силы для фронта, для победы наших солдат над фашистской армией. Люди отказывали себе в последнем - в еде, чтобы защитники города на передовой получали самое ценное - хлеб.

Учитель. Хочу вам напомнить, что после прорыва блокады жизнь города постепенно налаживалась: появлялись продукты, постепенно уменьшались обстрелы. Прорыв блокады Ленинграда стал одним из важнейших событий, связанных с переломом в Великой Отечественной войне.

Учитель. Подвиги во время Великой Отечественной войны были разными. Труженики тыла работали по 12-14 часов на заводах под девизом «Все для фронта, все для Победы». Были и те, кто не сдавался даже в занятых фашистами городах. Так появились подпольные организации, одна из них - в городе Краснодоне, это были совсем молодые ребята из «Молодой гвардии».

Кто из вас слышал, знает их историю?

Ответы обучающихся.

Учитель предлагает обучающимся посмотреть видеоролик о «Молодой гвардии»

Демонстрация видеоролика, дикторский текст

В годы Великой Отечественной войны советский народ сплотился, чтобы защитить Родину. Армии помогали все: взрослые и дети. Особенное место занимает история подпольной молодежной организации «Молодая гвардия».

В июле 1942 года - сразу после начала оккупации Ворошиловградской области (сегодня это - территория Луганской Народной республики) - юные подпольщики создали несколько групп в районе шахтерского города Краснодон. В сентябре этого же года все группы объединили в одну организацию, которую и назвали «Молодая гвардия».

В ее состав входили девушки и юноши, которые недавно закончили школу, мечтали о светлом будущем, но война внесла свои коррективы и отняла у них возможность нормально учиться и работать.

Подростки взяли в руки оружие и смело пошли мстить: они устраивали диверсии, нанося серьезный урон деятельности фашистов.

Так, например, трое подпольщиков сожгли краснодонскую биржу труда, где хранились 2,5 тысячи дел людей, которых собирались отправить работать в Германию. В итоге отправка не состоялась. Молодогвардейцы освободили 75 пленных красноармейцев из концлагеря на хуторе Волчанский и отбили у немцев 500 голов скота, который те отобрали у мирных жителей. Ребята делали всё, чтобы помочь согражданам и спасти свою родину. Их было немного - всего 71 человек, причем самому юному члену молодежного подполья было 14лет...

Вот, что вспоминала учитель молодогвардейцев Вера Харитоновна Зимина об их стремлениях перед лицом фашистских оккупантов: «Краснодонцы услышали грохот пушек, взрывы снарядов, трескотню пулемётов. В Краснодон ворвались хищные немецкие звери. Неугасимым огнём ненависти запылали сердца комсомольцев. Была организована подпольная организация "Молодая Гвардия". Как-то Уля Громова (юная партизанка, член «Молодой гвардии») сказала: "Пусть фашист хоть трижды меня убьёт, но я не лягу в землю, пока немец на моей родной земле. Я встану во весь рост и буду ожесточенно вести борьбу с подлым хищным врагом».

«Молодую гвардию» люто возненавидели немцы. И к марту 1943 года они замучили и казнили многих подпольщиков. Но память об их великом подвиге навечно в наших сердцах.

Учитель. Готовность каждого быть вместе со своей страной в минуты радости и горя - это как раз то, что помогло выстоять нашему великому народу в тяжелые военные годы.

- Почему мы называем подвигом, казалось бы, обычную жизнь ленинградцев?



- «Молодая гвардия» просуществовала несколько месяцев. Как вы думаете, почему мы считали бы подвигом жизнь молодогвардейцев, даже если бы они успели совершить всего лишь один свой поступок, например, разбросать листовки против фашистов или поднять красное знамя, не говоря уже об освобождении пленных красноармейцев?

Ответы обучающихся.

При обсуждении вопросов учителю важно обратить внимание школьников на то, что понятие подвига или героизма зачастую связано с тем, в каких обстоятельствах действуют люди, для кого и ради кого они действуют. Хорошо, если учитель напомнит обучающимся про обсуждение, что такое подвиг и героический поступок, которое проводилось в День Героев Отечества.

Часть 3. Заключение.

Творческая работа в группах.

Учитель. Память о трагедии Ленинграда сохраняется не только благодаря кинохроникам, фотографиям, художественным фильмам или таким разговорам, как наш сегодняшний разговор. Память сохраняется и тогда, когда мы пытаемся воплотить эту нашу память в чем-то материальном - в том, что мы обычно называем памятниками. Если бы вы создавали памятник, посвященный блокадному Ленинграду, то какой символ вы бы использовали? Продолжая работать в ваших группах, выберите (и аргументируйте свой выбор) тот символ, который, на ваш взгляд, лучше всего подошёл бы для создания памятника блокадному Ленинграду.

Мотивирующая к действию беседа.

В завершении занятия учитель может попытаться перейти от разговоров к конкретным делам. После представления группами символов блокады Ленинграда классный руководитель может предложить обучающимся продолжить начатую работу, и уже после занятия (в другие часы и другие дни) попробовать на основе выбранного группой символа создать проект памятника блокадному Ленинграду (в виде рисунка, чертежа и описания), а затем устроить в школьном музее или холлах школы выставку работ школьников, посвященную 80-летию прорыва блокады Ленинграда.























Разговоры о важном

Методические рекомендации

8-9 классы

ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

16 января 2023 г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 8-9 классов по теме
«ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»

Цель: способствовать формированию у школьников гуманистических ценностей, любви к своей стране, уважения к героическим страницам её истории и памяти о подвигах наших предков.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, любовь к Родине, патриотизм (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25,

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001 ?index=9&range Size=1).

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, занятие предполагает также использование видеоролика, групповую работу.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-89-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-89-method_recom.pdf

  • видеоролики

https://razgovor.edsoo.ru/video/1537/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1538/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1539/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-89-presentation.pdf

Структура занятия.

Часть 1. Мотивационная.

Занятие начинается со вступительного слова учителя и краткой беседы с обучающимися для определения уровня их осведомлённости в этой теме, связанной с событиями Великой Отечественной войны, касающейся блокады Ленинграда.

Беседа стимулирует познавательный интерес обучающихся, мотивирует их на формирование собственной оценки и вызывает эмоциональный отклик, который подводит их к пониманию исторической значимости подвига жителей Ленинграда, чья стойкость и мужество позволили городу выжить, не сдаться врагам.

Часть 2. Основная.

Показ кадров хроники блокадного Ленинграда, без слов диктора, но сопровождающийся звуком метронома, усиливает эмоциональную составляющую занятия. Хорошо, если видеоролик сам по себе сможет создать тишину в классе - это будет очень сильный эмоциональный эффект.

Успешная мотивация обучающихся обеспечивает необходимые эмоции и настраивает обучающихся на активную деятельность во время занятия.

Проблемно-ценностное общение по итогам просмотра видеоролика.

Обмен вопросами учителя и обучающихся помогает найти тот нужный настрой, который должен сопровождать проблемно-ценностное общение в группах.

Учитель просит школьников разделиться на 4 группы и подумать над таким вопросом: «Что помогло людям выжить в блокадном городе?»

Во время этой работы учитель может предложить обучающимся попробовать представить самих себя на месте блокадников и сосредоточиться не на перечислении личностных качеств (стойкость, сила духа и т. п.), а на более практичном перечислении возможных действий людей, которые помогали им спастись в те страшные дни.

По завершении групповых обсуждений (2-3 минуты) от каждой группы выступает один представитель, озвучивая сформулированные в группе идеи.

Слушая идеи обучающихся, учителю важно вычленить из них те высказывания, которые действительно могли бы спасти человеческую жизнь. При необходимости учитель может повторять их, резюмировать или просить других школьников уточнить, усилить, продолжить или каким-то иным способом отнестись к высказываниям одноклассников.

Ещё одним важным фактом, о котором нужно напомнить обучающимся, является тот самый 125-граммовый «ленинградский ломтик хлеба». При обсуждении можно показать дополнительный видеоролик, чтобы ребята могли представить себе, насколько он был мал. Эти кадры помогают сформировать эмоциональное отношение обучающихся к тем условиям, в которых приходилось выживать блокадникам. Учителю нужно подчеркнуть, что даже при почти полном отсутствии продуктов Ленинград оставался «городом живых», в чём и заключался героизм его жителей.

Беседа продолжается обсуждением подвигов, которые бойцы, труженики тыла, простые люди и совсем молодые ребята совершали в годы войны. Обсуждается подвиг молодогвардейцев. Предварительно учитель также выясняет, хорошо ли обучающиеся знакомы с историей молодёжного подполья, и показывает видеофильм.

После просмотра видеофильма учитель вновь организует обсуждение - в чём заключался подвиг ленинградцев-блокадников и ребят-молодогвардейцев. При обсуждении вопросов учителю важно обратить внимание обучающихся на то, что понятие подвига или героизма зачастую связано с тем, в каких обстоятельствах действуют люди, и для кого, и ради кого они действуют. Хорошо, если учитель напомнит обучающимся про обсуждение, о том, что такое подвиг и героический поступок, которое проводилось в День Героев Отечества.

Часть 3. Заключительная.

Итоговая рефлексия.

В заключение занятия учитель предлагает обучающимся совместно подвести итог состоявшегося разговора.

Учитель предлагает обучающимся выбрать (и аргументировать свой выбор) тот символ, который лучше всего подошёл бы для создания памятника блокадному Ленинграду.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!