СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации 3-4 классы. «Прорыв блокады Ленинграда» 16 января 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации 3-4 классы. «Прорыв блокады Ленинграда» 16 января 2023 г. 

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации 3-4 классы. «Прорыв блокады Ленинграда» 16 января 2023 г.»

Разговоры о важном

Сценарий занятия

Прорыв блокады Ленинграда

3-4 классы

16 января 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3-4 классов по теме
«ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»

Цель: дать обучающимся общие представления о важнейшем событии Великой Отечественной войны - блокаде Ленинграда, познакомить с фактами о жизни детей блокадного города, воспитывать чувство преклонения перед мужеством, силой воли и готовностью ленинградцев ради Родины пережить личное горе и страдание.

Формирующиеся ценности: патриотизм, сохранение исторической памяти и преемственность поколений.

Планируемые результаты.

Личностные.

  • проявлять эмоциональную отзывчивость, способность переживать страницы истории нашей Родины, связанные со страшными событиями блокады Ленинграда;

  • выражать эмоционально и вербально чувство сопереживания жителям блокадного Ленинграда.

Метапредметные:

  • сравнивать жизнь блокадного Ленинграда с жизнью современных детей, описывать особенности блокадной жизни детей;

  • участвовать в коллективном обсуждении, высказывать своё мнение.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией.


Комплект материалов:

– сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-34-script.pdf

– методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-34-method_recom.pdf

– видеофрагмент

https://razgovor.edsoo.ru/video/1526/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1525/

– презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-34-presentation.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-34-presentation1.pdf




Структура занятия.

Часть 1. Мотивационная.

Первая часть занятия создаёт эмоциональный фон для принятия обучающимися информации о событиях Великой Отечественной войны - блокады Ленинграда. Занятие начинается просмотром видео «О блокадном Ленинграде» и постановкой мотивационных вопросов.

Часть 2. Основная.

Дети слушают чтение своих одноклассников: стихотворения знакомят обучающихся с некоторыми наиболее важными картинами жизни блокадного Ленинграда. Работа с фотоматериалами углубляет эмоциональную реакцию на обсуждаемые вопросы, побуждает детей применить полученные знания в активной мыслительной и речевой деятельности. Восприятие фотографий усиливает эмоциональную оценку событий, представленных в художественных произведениях.

Часть 3. Заключение.

Обобщение обсуждаемого материала, подведение итогов занятия.

СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

Учитель.

Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории нашей страны. За мужество и героизм были награждены не только люди, но и города...среди них - город-герой Ленинград. О подвиге блокадного Ленинграда мы сегодня с вами и поговорим.

Демонстрация видео (дикторский текст).

8 сентября 1941 года. В этот день фашистские войска окружили Ленинград. Они выполняли приказ самого Гитлера: «Ленинград надо задушить голодом и стереть с лица земли». Это кольцо вокруг города и стало началом блокады, которая продолжалась ровно 872 дня. Сегодня вы узнаете, как жил блокадный Ленинград.

Видеоряд с субтитрами под звук Ленинградского метронома:

Блокадный Ленинград. Засыпанные снегом и замороженные городские трамваи. Заградительные аэростаты в небе над городом. Очереди за хлебом.


Хлебный паёк - 250 граммов в сутки. Забор воды из проруби на Неве. Дорога жизни - единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро.

Учитель.

Ребята, а вы обратили внимание на звук, который сопровождал последние кадры видео? Кто-нибудь знает, какой прибор его издаёт?

Ответы детей.

Учитель.

Это звук знаменитого метронома, вошедшего в историю блокады Ленинграда, его стук называли живым биением сердца Ленинграда. Что же такое блокада? Как жили ленинградцы в то время? В чём проявился подвиг жителей осаждённого Ленинграда?

Часть 2. Основная часть.

Учитель.

Послушайте стихотворения о блокадном Ленинграде.

Методический комментарий.

В зависимости от организационных условий и уровня подготовки класса, учитель выбирает один из вариантов работы со стихотворениями.

Первый вариант продолжения сценария: учитель сам выразительно читает предложенные строчки из стихотворений.

Второй вариант предполагает привлечение обучающихся к выразительному чтению стихотворений. В этом случае учитель готовит к занятию отрывки из стихотворений, распределяет их перед занятием или раздаёт на занятии для выразительного чтения обучающимися. Во время чтения стихотворений на экране возникают фотографии - иллюстрации к подготовленным отрывкам.

Чтец 1:

8 сентября, обычный день недели,

Начало осени, красивое и яркое,

Сентябрьский ветерок, и голуби летели,

И лес к себе манил людей подарками...

(Г. Станиславская)


Чтец 2:

Мне повезло, я позже родилась,

Не надо мной в осколки небо рвалось

Когда земля под взрывами тряслась,

Не я в бомбоубежище кидалась.

(О. Аникеева)


Чтец 3:

А каким был блокадный ребёнок? Воробьиные рёбрышки...

Бледные губки.

Старичок семилетний В потрёпанной шубке.

(В. Лифшиц)

Чтец 4:

Чёрное дуло блокадной ночи.

Холодно,

холодно,

холодно очень.

Вставлена вместо стекла картонка.

Вместо соседнего дома - воронка.

Есть очень хочется... Страшно.

Темно.

(Н. Радченко

Чтец 5:

Воспоминания мирного времени Кажутся просто несбыточным сном. Окна крест-накрест бумагой заклеены... Только, как сердце, стучит метроном.

(Е. Шарова)

Чтец 6

Не мне ночами снился тёплый хлеб, Сводя с ума до судорог голодных,

И не за мной тянулся санок след

До ямы той, где хоронили мертвых.

(О. Аникеева)

Чтец 7:

Я в гору саночки толкаю.

Ещё немного - и конец.

Вода, в дороге замерзая,

Тяжёлой стала, как свинец.

Метёт колючая пороша,

А ветер каменит слезу.

Изнемогая, точно лошадь,

Не хлеб, а воду я везу.

(В. Вольтман-Спасская)

Чтец 8:

Людское горе - кто его измерит

Под бомбами, среди полночной тьмы?

И многие, наверно, не поверят,

Что было так, как рассказали мы.

(А. Гитович)


Учитель.

Трудно поверить, что так всё и было. Но есть ещё одно доказательство этой страшной страницы Великой Отечественной войны. Это дневник Тани Савичевой. Ваша ровесница, ленинградская школьница, записывала в блокнот страшные события, происходившие в её семье. Посмотрите на экран. Помолчим несколько минут.


Методический комментарий.

В зависимости от организационных условий и особенностей обучающихся, учитель может дополнительно продемонстрировать видео «Дневник Тани Савичевой».

Дикторский текст.

Жила в Ленинграде девочка, и звали её Таня Савичева. У неё была большая и дружная семья: два брата и две сестры. Когда девочке было одиннадцать лет, к ним постучалась беда.

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Фашистские войска получили приказ от самого Гитлера - «Ленинград нужно задушить голодом и стереть с лица земли».

И тогда Таня стала вести дневник. Её дневник - это страшная правда о том, что такое блокада. В блокноте всего 9 страниц, и на шести из них даты смерти родных... На последних страницах блокнота Таня записала «Умерли все. Осталась одна Таня».

Учитель.

Представьте, что чувствовала девочка, записав дрожащей от голода рукой слова «Осталась одна Таня». Расскажите.

Ответы детей.

Учитель.

Семья Тани умерла от голода. И сама Таня не узнала о победе - умерла от истощения. А сегодня мы не голодаем. Хлеба много, да и сладости едим каждый день. Но послушайте стихи.

На помойках валяется хлеб.

Как мне к этому относиться?

Нет с продуктами больше проблем,

Сыт народ! Этим надо гордиться!

Но и бедный, поев, и богатый

Недоеденный хлеб не бросали;

Как велось на Руси когда-то,

Крошки в рот с ладони ссыпали.

Хлеб, в помойках лежащий открыто

Для меня одно означает —

Память прошлого позабыта,

Память в сытости засыпает.

(Е. Головчинер)

Учитель.

О чём говорит автор? Что означает выражение «память в сытости засыпает»? Как можно использовать сухой, несвежий хлеб?

Ответы детей: «Хлеб нельзя выбрасывать! Мама говорит, что это - грех! Много на Земле людей, которые голодают, а мы помойки хлебом «кормим»!», «Память засыпает - это когда все сытые, богатые и не помнят о том, что у кого- то даже хлеба нет!», «Автору стыдно и грустно, что он хлеб на помойке увидел», «Из сухого хлеба можно сделать сухарики...».

Учитель.

В самые тяжёлые месяцы блокады каждый ребёнок получал в день 125 граммов хлеба. На фотографии кусочек хлеба выглядит большим, но я вам покажу, каким он на самом деле был. Вот таким!


Рассмотрите фотографию и давайте её помнить: натруженные руки, которые так бережно держат кусочек чёрного хлеба.

Методический комментарий.

Желательно, если есть возможность, кроме фотографии, продемонстрировать кусочек чёрного хлеба того размера, который выдавался в блокадном Ленинграде.

Учитель.

Рассмотрите фото. Опишите труд жителей Ленинграда во время блокады.

Работа с фотографиями.


Ответы детей: «Жители города копали рвы. Это для того, чтобы танки фашистские не вошли в Ленинград. На фото видно, что работают одни женщины, потому что мужчины все воюют». «В городе строили баррикады: старики, женщины кладут кирпичи, брёвна. Никто тогда не боялся тяжёлой работы. Наверное, каждый думал: „нужно спасать город“». «На крыше стоят дежурные, следят, когда самолеты прилетят бомбить. Тогда всем скажут, что нужно бежать в бомбоубежище». «Девочка в госпитале помогает раненому.

Мне кажется, она говорит: „Давайте, я вам книжку почитаю, чтобы вы быстрее поправились“».

Учитель.

Несмотря на голод, холод, мороз, постоянные обстрелы, блокадный Ленинград: жил и трудился. Дети учились в школе, встречали Новый год. Работали кинотеатры, художники писали картины, композиторы сочиняли музыку, посвящая её родному городу, работало ленинградское радио. В 1942 году в Ленинграде открылся драматический театр. Его до сих пор называют Блокадным театром.

Учитель.

Я покажу вам фотографию одной чашки, обратите внимание на её рисунок. Его создала уже после войны художница фарфорового завода в Ленинграде Анна Адамовна Яцкевич, пережившая блокаду родного города. Сеточка на чашке напоминает заклеенные окна Ленинграда во время блокады.



Учитель.

Рассмотрите фотографию блокадной школы. Опишите её: где проходит урок, в какой обстановке учатся дети.

Работа с фотографиями


Ответы детей: «Даже не понятно, где это происходит? Может быть, в бомбоубежище?», «Тесное помещение, как чуланчик маленький: окон нет, света яркого нет, доски тоже нет! Как можно учиться?», «А как же они пишут?».


Учитель.

Когда объявлялась воздушная тревога, все спускались в бомбоубежище, там и продолжался урок. Но все учились очень добросовестно, потому что знали, что это очень важно для отца, который воевал на фронте, для матери, которая суткам работала на заводе, или в госпитале, или дежурила на крыше... Всю блокаду в Ленинграде работало 39 школ.

Учитель.

Рассмотрите фотографии. Используя информацию, которая на них представлена, составим коллективный рассказ об этих событиях. Первое предложение сделаю я: «4 января 1944 года началась операция «Искра» советских войск по прорыву блокады».

Работа с фотографиями.



Ответы детей: «В наступлении участвовали артиллеристы. Они стреляли по врагу, не давали ему опомниться»; «Пехота освобождала посёлки, деревни. А впереди пехоты шли танки»; «С моря стреляли по врагу наши корабли и катера».


Учитель.

27 января 1944 года закончилась героическая оборона города на Неве. Немецким войскам не удалось вступить в город, сломить волю его защитников. Блокада продолжалась 872 дня, но Ленинград выстоял! Подвиг блокадного Ленинграда - это пример стойкости, силы и величия духа.


Вот как говорит об этом поэтесса блокадного города Ольга Берггольц:

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады-

Мы не покинем наших баррикад...

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамёна Петрограда.

Часть 3. Заключительная.

Учитель.

Когда в немецком городе Нюрнберге проходил после войны суд над руководителями фашизма, записная книжка ленинградской девочки была представлена как документ, который доказывал, что фашизм принёс на советскую землю горе и смерть. Дневник Тани, как будто кричит: это никогда не должно повториться!

Танин дневник — это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это всё повториться!»

(Е. Лотнер)

Советский народ победил врага, но мы никогда не забудем всех тех, кто яростно сражался на полях сражения и оказывал упорное сопротивление в тылу врага. Во время Великой Отечественной войны в тылу противника действовало более миллиона партизан и подпольщиков - людей самых разных возрастов и профессий. Патриоты, которые остались в тылу врага, делали всё возможное, чтобы срывать его замыслы: взрывали эшелоны с вражеским оружием, добывали важные данные. Одна из таких подпольных организаций - «Молодая гвардия» была создана в Донбассе в Краснодоне. Почти все её участники погибли, а ведь самому младшему из них было всего четырнадцать. И «Молодая гвардия» Донбасса, и партизаны смоленских и брянских лесов, и защитники блокадного Ленинграда, - это примеры проявления бесстрашия и мужества, беззаветной любви к Родине.

И сквозь дали вековые

Эту славу пронесёт

Благодарная Россия

И великий наш народ.

(отрывок из песни «Песня о краснодонцах»)

Учитель.

Мы сегодня с вами говорили о подвиге защитников Ленинграда, о мужестве и героизме его жителей, потому что понимаем, что нельзя забывать нашего прошлого, важно помнить героические страницы нашей Родины.




















Разговоры о важном

Методические рекомендации

Прорыв блокады Ленинграда

3-4 классы

16 января 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3-4 классов по теме
«ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»

Цель: дать обучающимся общие представления о важнейшем событии Великой Отечественной войны - блокаде Ленинграда, познакомить с фактами, рассказывающими о жизни детей блокадного города, воспитать чувство преклонения перед мужеством, силой воли и готовностью ленинградцев ради Родины пережить личное горе и страдание.

Формирующиеся ценности: патриотизм, сохранение исторической памяти и преемственность поколений.

(см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1).

Формирующиеся ценности: патриотизм, сохранение исторической памяти и преемственность поколений.

Планируемые результаты.

Личностные.

  • проявлять эмоциональную отзывчивость, способность переживать страницы истории нашей Родины, связанные со страшными событиями блокады Ленинграда;

  • выражать эмоционально и вербально чувство сопереживания жителям блокадного Ленинграда.

Метапредметные:

  • сравнивать жизнь блокадного Ленинграда с жизнью современных детей, описывать особенности блокадной жизни детей;

  • участвовать в коллективном обсуждении, высказывать своё мнение.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией.


Комплект материалов:

– сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-34-script.pdf

– методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-34-method_recom.pdf

– видеофрагмент

https://razgovor.edsoo.ru/video/1526/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1525/

– презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-34-presentation.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-34-presentation1.pdf



Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования систематическое изучение исторических событий начинается с третьего класса. То есть обучающиеся 34 класса уже имеют некоторый объём знаний о событиях прошлого нашей страны, в том числе и о Великой Отечественной войне. В то же время эти знания не представлены в виде традиционного систематического курса истории России, а касаются отдельных наиболее ярких и значительных событий прошлого. Возбуждая чувства, отражающие отношение к Родине (преклонение перед героическим прошлым России, гордость за подвиги советских людей в военное и мирное время, уважение к деятелям науки, культуры, искусства, прославивших нашу страну), изучаемые исторические факты не затрагивают чувства, которые могут ранить не созревшую психику ребенка, вызвать эмоциональный стресс: чувство страха, отчаяния.

Действительно, как раскрыть младшим школьникам, не испытавшим голода, не видевшим разрушенных от бомб зданий, не греющимся около «буржуйки», - что приносит людям война? Как помочь почувствовать, что такое страх голода? Это сложнейшие вопросы, но учитель должен понять, что такой трудный разговор необходим, потому что многие дети вырастают инфантильными, равнодушными личностями, у которых не развито сочувствие, жалость, сопереживание. Кроме того, младшие школьники, которые завтра станут подростками, а послезавтра выйдут в большую жизнь, мало интересуются историей своей страны, почти не участвуют в социально значимой деятельности и т.д. Ведь не зря в последние годы так остро встал вопрос об усилении внимания к патриотическому и гражданскому воспитанию в школе. Именно этим обусловлено решение о проведении внеурочных занятий, посвященных важнейшим событиям российской истории и культуры, государственным праздникам и знаменательным датам календаря.

Целью занятия является расширение представлений обучающихся о важнейшем событии Великой Отечественной войны - блокаде Ленинграда; знакомство с фактами о жизни детей блокадного города, воспитание высших нравственных чувств - преклонения перед мужеством, силой воли и желанием ленинградцев ради Родины пережить личное горе и страдания.

Планируемые результаты ориентируются, в основном, не на расширение знаний, не на запоминание подробностей событий этого исторического момента Великой Отечественной войны, а на рождение чувств детей, на способность представить то, что происходило в те 872 дня, понять, какие чувства переживали их ровесники в то далёкое, страшное время.

На занятии рекомендуются уже знакомые учителю формы его проведения: эвристическая беседа на основе воспринимаемой иллюстративной и вербальной информации. Первая часть занятия начинается с демонстрации видео «О блокадном Ленинграде». Его цель - создать эмоциональный фон для успешного принятия обучающимися информации о событиях Великой Отечественной войны - блокаде Ленинграда.


Часть 2. Основная.

Основная часть концентрирует содержание, раскрывающее картины жизни блокадного Ленинграда. Целесообразно начать рассказ об этом трагическом историческом времени с чтения детьми отрывков из стихотворений ленинградских поэтов - блокадников. Задание выучить несколько поэтических строчек учитель может предложить детям заранее, конечно, по желанию. Число чтецов тоже устанавливает сам педагог. Такой метод проведения нравственно-ценностного занятия обусловлен двумя причинами:

-во-первых, чтение самих детей создаёт особую атмосферу - младшие школьники всегда с интересом слушают чтение одноклассников;

-во-вторых, трогательные поэтические строчки рождают эмоциональную реакцию - переживание воспринимаемого. Помочь восприятию помогает просмотр фотографий - во время чтения на экране возникают образы - иллюстрации к стихам.

Обучающиеся знакомятся с дневником Тани Савичевой. Дети читают молча («про себя») странички записной книжки девочки. Учитель специально подчеркнёт, что чтение происходит молча, не вслух, а после него наступает пауза - время для осознания особого значения этих записей ленинградской школьницы. Если дети не справятся с заданием оценить события жизни Таниной семьи, учитель сам расскажет о тех чувствах, которые испытывала девочка, делая эти страшные записи. Второй вариант организации работы - это просмотр видео «Дневник Тани Савичевой», после которого организуется беседа. Подчеркнём ещё раз, что не стоит требовать от младших школьников вербализации возникших эмоциональных реакций. Учитель увидит их по выражению лиц детей, их мимике и позе.

Эта часть занятия является как бы связующим звеном между дневником Тани, тем, что происходило во время блокады, и тем, что происходит в современной жизни. Поэтому далее в сценарии предлагается обсудить отрывок из стихотворения Е. Головчинер, тоже жителя блокадного Ленинграда. Оценка сюжета поэтического текста покажет отношение слушателей к обсуждаемым событиям. Главная мысль лирических строчек - суждение автора: «Память в сытости засыпает». Младшие школьники понимают значение этого выражения. Об этом говорят приведённые в тексте реальные примеры детских рассуждений: «Память засыпает - это когда все сытые, богатые и не помнят о том, что у кого-то даже хлеба нет!», «Автору стыдно и грустно, что он хлеб на помойки увидел». Если же дети не смогут сформулировать вывод - предупреждение автора, что нельзя забывать прошлое, это сделает сам учитель без упрёков, назиданий, замечаний по поводу избалованности современных детей. Следующее задание поможет детям принять нравственно-ценностные суждения. Обучающиеся рассмотрят фотографию рук человека с хлебом и сделают вывод: старый человек пережил блокаду и знает цену кусочка хлеба, поэтому так бережно держит его в своих в ладонях. С целью усиления эмоционального отношения к обсуждаемой теме учитель может принести в класс кусочек хлеба того размера, который выдавался в блокадном Ленинграде.

Следующее задание позволит подвести обучающихся к выводу о том, что ленинградцы все силы отдавали приближению победы. Этот вывод формулирует учитель, используя строки известной поэтессы блокадного Ленинграда - Ольги Берггольц. Учитель может дополнить содержание занятия небольшим рассказом о культурной жизни города в годы блокады. Если позволит время, можно дополнить сценарий текстами и иллюстрациями, которые предложены в Приложении.

Ещё одно задание позволит младшим школьникам понять очень важную особенность жизни в блокадном Ленинграде: несмотря на трудности, дети продолжали учиться. Так они осознавали своё посильное участие в организации жизни ленинградцев. Основная часть занятия заканчивается эвристической беседой: на основе иллюстраций создаётся коллективный рассказ детей о прорыве советскими войсками блокады Ленинграда.


Часть 3. Заключение.

В заключение педагог снова возвращает обучающихся к дневнику Тани Савичевой. Учитель рассказывает о том, что записи ленинградской девочки стали одним из свидетельств, осуждающих фашизм на Нюрнбергском процессе.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

тема занятия;

ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия,

ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.










ПРИЛОЖЕНИЕ


Иван Яковлевич Билибин

Жил в Ленинграде художник Иван Яковлевич Билибин. Все его знают по иллюстрациям к сказкам А.С. Пушкина. Глядя на живописные работы художника, вспоминаются пушкинские строчки:


... Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет.

Когда началась блокада, Билибину предложили эвакуироваться. Но он ответил: ««Из осаждённой крепости не убегают. Её защищают». Художник продолжал работать. До последнего дня своей жизни он работал над иллюстрациями к русским народным былинам, рисовал русских богатырей. Больной, голодный, умирающий, он верил, что его Родина выстоит в войне, что советские богатыри победят врага. Умер Иван Яковлевич 7 февраля 1942 года.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!