СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации 1-2 классы. «Прорыв блокады Ленинграда» 16 января 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации 1-2 классы. «Прорыв блокады Ленинграда 16 января 2023 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации 1-2 классы. «Прорыв блокады Ленинграда» 16 января 2023 г.»


Разговоры о важном

Сценарий занятия

Прорыв блокады Ленинграда

1-2 классы

16 января 2023 г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме
«ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»

Цель: дать обучающимся общие представления о важнейшем событии Великой Отечественной войны - блокаде Ленинграда, познакомить с фактами о жизни детей блокадного города, воспитывать чувство преклонения перед мужеством, силой воли и готовностью ленинградцев ради Родины пережить личное горе и страдание.

Формирующиеся ценности: патриотизм, сохранение исторической памяти и преемственность поколений.

Планируемые результаты.

Личностные.

  • проявлять эмоциональную отзывчивость, способность переживать страницы истории нашей Родины, связанные со страшными событиями блокады Ленинграда;

  • выражать эмоционально и вербально сопереживание жителям блокадного Ленинграда.

Метапредметные:

  • сравнивать жизнь детей блокадного Ленинграда с жизнью современных детей, описывать особенности блокадной жизни детей;

  • участвовать в обсуждении предложенных проблем, высказывать свое мнение.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие

предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-12-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-12-method_recom.pdf

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/1519/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1520/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-12-presentation.pdf



Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Занятие начинается просмотром видеофрагмента о Тане Савичевой - девочке, чей блокадный дневник стал символом блокадного Ленинграда, данью памяти всем его жителям.

Часть 2. Основная.

Беседа о жизни детей в блокадном Ленинграде. Выполнение интерактивных заданий, работа с фотографиями.

Часть 3. Заключение.

Обобщение обсуждаемого материала, подведение итогов занятия.

СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

Учитель.

Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории нашей страны. За мужество и героизм были награждены не только люди, но и города...среди них - город-герой Ленинград. О подвиге блокадного Ленинграда мы сегодня с вами и поговорим, но начнём наше занятие с просмотра видео.

Демонстрация видео.

Дикторский текст.

Жила в Ленинграде девочка, и звали её Таня Савичева. У неё была большая и дружная семья: два брата и две сестры. Когда девочке было одиннадцать лет, к ним постучалась беда.

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Фашистские войска получили приказ от самого Гитлера - «Ленинград нужно задушить голодом и стереть с лица земли».

И тогда Таня стала вести дневник. Её дневник - это страшная правда о том, что такое блокада. В блокноте всего 9 страниц, и на шести из них даты смерти родных... На последних страницах блокнота Таня записала «Умерли все. Осталась одна Таня».


Учитель.

«Страшная правда о том, что такое блокада...» Что же такое блокада? Как жили дети-ленинградцы в то время? В чём проявился подвиг жителей осаждённого Ленинграда?

Часть 2. Основная часть.

Учитель.

Послушайте отрывок из стихотворения. Какое настроение он создаёт? Какие события блокады описаны в нём?

Чёрное дуло блокадной ночи...

Холодно, холодно, холодно очень...

Вставлена вместо стекла картонка...

Вместо соседнего дома - воронка...

Поздно.

А мамы всё нет отчего-то...

Еле живая ушла на работу...

Есть очень хочется...

Страшно...

Темно...

(Н. Радченко. «Блокада», отрывок)

Ответы детей. «Всем страшно, кажется, что всё время ночь чёрная.», «Дом соседний разрушен, значит, туда бомба попала», «Есть очень хочется. все дети голодные», «О маме говорится, что она еле живая ушла на работу, от голода, от холода сил у неё нет», «Стёкол нет в окнах, вместо стекла картонка. Всё время повторяется: холодно, холодно..., жалко всех.».

Учитель.

Рассмотрим фотографии блокадного Ленинграда. Можно ли их считать иллюстрациями к стихотворению? Расскажите.

Ответы детей


Демонстрация презентации. Работа с фотографиями.



Методический комментарий.

Обучающиеся рассматривают фотографии и делятся своими впечатлениями. «Какие несчастные дети - им холодно! Почему они не дома, а на улице? Может быть, его тоже фашисты разрушили?», «А почему люди на реку ходят за водой в такой мороз? Водопровод не работает?», «У мальчика дом разбомбили, а он свою кошку спас... Он ей свой хлеб, наверное, отдаст...», «А что это за печка такая?»

Учитель.

Рассмотрим фотографии внимательно. Я расскажу о первой фотографии.

В самые тяжёлые месяцы блокады каждый ребёнок получал в день 125 граммов хлеба. На фотографии кусочек хлеба выглядит большим, но я вам покажу, каким он на самом деле был. Вот таким!

Методический комментарий.

Желательно, если есть возможность, кроме фотографии, продемонстрировать кусочек чёрного хлеба того размера, который выдавался в блокадном Ленинграде.

Учитель.

Кроме этого, небольшого крошечного кусочка хлеба не было никакой другой еды. Вы можете себе представить, чтобы сегодня детям снились сны о том, что они вволю поели хлеба? Что они съели кусочек сахара? Или выпили чашку сладкого чая?

А детям блокадного Ленинграда очень часто снились такие сны....

Опишите другие фотографии.

Ответы детей.

Учитель.

Вот так жил блокадный Ленинград. Голод, холод, мороз - минус 40 градусов. Водопровод не работает, отопления в домах нет. В каждой квартире стоит теперь железная печка. Её называли «буржуйкой». В квартирах не осталось мебели, книг; в парках и скверах - деревьев. Всё, что горело, сжигали в буржуйках.

Но Ленинград жил, трудился и сражался! Спасение шло от Ладожского озера: летом - по воде, а зимой по льду в город доставляли продукты, топливо, боеприпасы. А из города эвакуировали детей, стариков, больных и раненых. Ладогу называли дорогой жизни. Машины и сани шли по льду озера днём и ночью, под бомбёжкой немецких самолётов. Советские лётчики охраняли небо над Ладогой. Все работали без сна и отдыха, чтобы облегчить жизнь в городе.


Учитель.

Ленинградцы верили в победу! Дети учились, встречали Новый год, старались жить обычной жизнью. Рассмотрите фотографии. Вот так учились дети в блокадном Ленинграде, в нём работало 39 школ. Ученики обогревались в классе с помощью «буржуйки».

Работа с фотографиями.


Учитель.

Похожа ли жизнь этих детей на нашу, современную?

Ответы детей: «Дети учатся не в классе, а на какой-то веранде. Тесно сидят за партой - по 4 человека. Так же писать невозможно!», «Ученики всё какие-то грустные, тихие...», «Я никогда не видел в школе „буржуек!“»; «Ученики, наверное, ни бегать, ни кричать, как мы, не могли!», «Дети в детском саду больные, грустные. Сидят у ёлки, а на ней цветные бумажки, а не игрушки», «Да и Деда Мороза нет настоящего, игрушечный стоит под ёлкой», «Как всё печально, жалко их всех!».

Учитель.

Да, в очень тяжёлых условиях город жил, сражался, и Ленинград выстоял! Ленинград победил! 4 января 1944 года началась операция советских войск - артиллеристов, моряков, пехотинцев, лётчиков. Советские войска разгромили группу фашистской армии «Север». 27 января 1944 года закончилась героическая оборона города на Неве, продолжавшаяся 872 дня. Немецким войскам так и не удалось вступить в город, сломить волю его защитников. Подвиг блокадного Ленинграда - это пример стойкости, силы и величия духа.


Учитель.

Вечером 27 января все жители вышли на улицы Ленинграда. На глазах людей были слёзы радости. Гремели залпы салюта. Теперь советская артиллерия била не по врагу, она салютовала победе над ним!

Как вы думаете, что испытывали ленинградцы в этот день? Какими словами можно назвать их чувства?

Ответы детей: «радость; счастье; восторг; гордость за победителей», «уважение к стойкости ленинградцев».

Учитель.

Вот такие строчки написал поэт Юрий Воронов:

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы

Тихо плачут....

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут. Сегодня в городе - Салют!

Сегодня ленинградцы

Плачут...

Часть 3. Заключительная.

Учитель. Ответим на вопрос «Что приносит людям война?»

Ответы детей: «Войны приносят беду, горе, боль, болезни, голод, смерть, разрушения».

Учитель.

Теперь вы знаете, что среди жертв Великой Отечественной войны было много детей - ваших ровесников.

Одной из них была Таня Савичева. Дневник девочки стал обвинением фашистов в страшных преступлениях, которые они совершали на нашей земле. Советский народ победил врага, но мы никогда не забудем всех тех, кто эту победу одержал на полях сражения и оказывал яростное сопротивление в тылу врага.

Во время Великой Отечественной войны в тылу противника боролись против захватчиков более миллиона партизан и подпольщиков - людей самых разных возрастов и профессий. Патриоты, которые остались в тылу врага, делали всё возможное, чтобы срывать его замыслы: взрывали эшелоны с вражеским оружием, добывали важные данные. Одна из таких подпольных организаций - «Молодая гвардия» была создана в Донбассе в Краснодоне. Почти все её участники погибли, а ведь самому младшему из них было всего четырнадцать. И «Молодая гвардия» Донбасса, и партизаны смоленских и брянских лесов, и жители осаждённого Ленинграда, - это примеры проявления бесстрашия и мужества, беззаветной любви к Родине.

И сквозь дали вековые

Эту славу пронесёт

Благодарная Россия

И великий наш народ.

(отрывок из песни «Песня о краснодонцах»)


Учитель.

Как вы понимаете эти слова? Объясните. Мы не можем побывать у каждого памятника или обелиска Великой Отечественной войны, но каждый из нас может представить, какие цветы он положит, когда придёт к нему. Нарисуйте эти цветы.

Дети рисуют цветы индивидуально или в группах, после выполненного задания размещают свои рисунки на доске или другой поверхности, формируя коллективную работу «Цветы героям».
































Разговоры о важном

Методические рекомендации

Прорыв блокады Ленинграда

1-2 классы

16 января 2023 г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме
«ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»

Цель: дать обучающимся общие представления о важнейшем событии Великой Отечественной войны - блокаде Ленинграда, познакомить с фактами о жизни детей блокадного города, воспитывать чувство преклонения перед мужеством, силой воли и готовностью ленинградцев ради Родины пережить личное горе и страдание.

Формирующиеся ценности: патриотизм, сохранение исторической памяти и преемственность поколений.

(см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/000120210703000?index=9&rangeSize=1).

Планируемые результаты.

Личностные:

  • проявлять эмоциональную отзывчивость, способность переживать страницы истории нашей Родины, связанные со страшными событиями блокады Ленинграда;

  • выражать эмоционально и вербально сопереживание жителям блокадного Ленинграда.

Метапредметные:

  • сравнивать жизнь детей блокадного Ленинграда с жизнью современных детей, описывать особенности блокадной жизни детей;

  • участвовать в обсуждении предложенных проблем, высказывать свое мнение.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-12-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-12-method_recom.pdf

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/1519/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1520/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-12-presentation.pdf



Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Рассказывать младшим школьникам о событиях, связанных с Великой Отечественной войной, - самой страшной войной в истории нашей Родины, - не просто. Дети младшего школьного возраста любят играть «в войнушку» - бегать с игрушечным автоматом, «убивать» невидимых «врагов», но эти игры очень далеки от реальности.... Важно раскрыть им, не испытавшим голода, не видевшим разрушенных от бомб зданий, не греющихся около «буржуйки», - что приносит людям война? Помочь почувствовать, что такое страх голода, отчаяние от смерти близких.

Это небольшое вступление необходимо для того, чтобы учитель понял, что такой трудный разговор необходим, потому что многие растут инфантильными, равнодушными личностями, которые имеют достаточно ограниченный круг интересов. Младшие школьники, которые завтра станут подростками, а послезавтра выйдут в большую жизнь, мало интересуются историей своей страны, почти не участвуют в социально значимой деятельности и т.д. Ведь не зря в последние годы так остро встал вопрос об усилении внимания к патриотическому и гражданскому воспитанию в школе. Именно этим и было обусловлено решение о проведении внеурочных занятий, посвящённых важнейшим событиям российской истории и культуры, государственным праздникам и знаменательным датам календаря.

Цель занятия- привлечь внимание обучающихся к событиям Великой Отечественной войны, в частности, к событиям блокады Ленинграда. Центром этого занятия, вокруг которого разворачивается сценарий, является дневник Тани Савичевой, который девочка вела, находясь в блокадном городе.

Планируемые результаты ориентированы, в основном, не на расширение знаний, не на запоминание подробностей событий этого исторического момента Великой Отечественной войны, а на рождение чувств детей, на способность представить то, что происходило в те 872 дня, понять, какие чувства переживали их ровесники в то далёкое, страшное время.

Занятие начинается просмотром видеофильма о Тане Савичевой, который очень кратко отвечает на вопрос - кто такая Таня Савичева. В дикторском тексте не даётся подробной биографии девочки, только констатируется тот факт, что Таня вела дневник и записывала в нём трагические события жизни своей семьи. Дети рассматривают странички блокнота, читают записи. Первоклассники могут не понять значение слов «летопись смерти». Очень корректно, просто, без лишних эмоций учитель может раскрыть значение этого выражения: «запись, которая рассказывает о кончине (смерти) людей». Такое введение в занятие позволит затем в основной части рассказать, что такое блокада, какие события характеризуют жизнь детей и взрослых в этот страшный период Великой Отечественной войны. Появление такого мотива определит и рождение соответствующих гражданских чувств детей: сочувствия, сострадания, жалости, подчеркнёт благополучие современной жизни. Фиксировать на этом особое внимание обучающихся не стоит, к примеру, учитель часто стремится подчеркнуть эмоциональное состояние ребенка («молодец, умеешь сочувствовать», «ты проявил добрые чувства» ...). Это воспитывает у детей необходимость постоянно получать какую-то награду за хороший поступок, вместе с тем, проявление чувств не требует огласки, всеобщего представления и обсуждения, т.к. любое нравственно - этическое действие должно быть бескорыстным. Поэтому одобрение положительного отношения желательно проводить без называния конкретных имён.


Часть 2. Основная.

Эта самая большая по длительности и предлагаемому содержанию часть занятия начинается постановкой перед детьми проблемного вопроса «Что же такое блокада? Как жили дети-ленинградцы в то тяжелое время?». В качестве помощи для обучающихся используются два метода: а) анализ текста стихотворения и выделение в нём событий, которые вызывают определённые чувства детей; б) оценка иллюстративного материала. Конечно, ребята смогут выделить слова, характеризующие состояние героя стихотворения: холодно очень, поздно, есть хочется, страшно., и опишут сюжеты, представленные на фотографиях. Всё это подводит участников занятия к пониманию того, что дневник девочки Тани скупо говорит о трагических результатах жизни в годы блокады: отсутствие еды, воды, тепла приводило к преждевременной смерти людей разного возраста, в том числе и детей. И это наполняет конкретным эмоциональным смыслом значение выражения «летопись смерти».

Затем дети рассматривают фотографии, цель которых показать - ленинградцы не сдались: работали детские сады и школы, дети отмечали новогодний праздник.... Если время занятия позволяет, учитель может добавить информацию: рассказать о работе театров, о цирковых представлениях, о работе ленинградского радио, о концертах, которые проходили в годы блокады. Всё это будет, во-первых, интересно младшим школьникам, а, во-вторых, усилит их впечатление от того, что голодный, замерзающий город всеми силами старался приблизить победу советских войск и снятие блокады.

Основная часть занятия завершается кратким рассказом учителя о снятии блокады. Выше уже было сказано, что тема внеурочного занятия очень трудна и излишне эмоциональна для младших школьников, поэтому перегружать содержание занятия стихотворениями о блокаде, авторскими очерками не целесообразно. В данном случае учитель раскроет детям кратко и доступно самую суть происходящего события. Более глубокие знания об этом этапе Великой Отечественной войны младшие школьники получат на уроках «Окружающего мира» и на последующих внеурочных занятиях. Добавить или сократить материал, предлагаемый для обсуждения, учитель может по своему усмотрению, учитывая интерес и уровень развития своих воспитанников.

Очень важно обратить внимание детей на слова «Теперь советская артиллерия била не по врагу, она салютовала победе над ним!», учитель подчеркнёт, что советский народ - мирный народ и готов использовать пушки только для салюта, но если враг придёт на нашу землю, то пушки встретят их своим огнем.

Часть 3. Заключение.

Цель заключения - провести связь между дневником Тани Савичевой и событиями жизни блокадного Ленинграда, с которыми познакомились дети. Предложение «нарисовать цветы, которые бы вы положили у памятников героям Великой Отечественной войны» поставит эмоциональную точку данного занятия.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия,

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!