СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации 10-11 классы. ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ 12 декабря 2022 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации 10-11 классы. ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ 12 декабря 2022 г. 

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации 10-11 классы. ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ 12 декабря 2022 г.»



Разговоры о важном

Сценарий занятия

ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ

10-11 классы.

12 декабря 2022 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 10-11 классов по теме

«ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»



Цель занятия: расширить знания и представления, обучающихся о Конституции Российской Федерации как об основном законе страны, регулирующем важнейшие общественные отношения, такие как: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, взаимоотношения органов государственной власти; показать роль и значение Конституции Российской Федерации в жизни каждого гражданина нашей страны.

Формирующие ценности: любовь к Родине, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.

Продолжительность занятия: 30 минут

Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает использование видеофрагмента, включает в себя анализ визуальной и текстовой информации.


Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-1011-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-1011-method_recom.pdf

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/1284/

  • иллюстративный материал

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-1011-presentation.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-poster.png

  • интерактивные задания

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/constitution-1011-1/index.html?back_url=/topic/28/grade/1011/




Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Видеообращение В.И. Матвиенко. Вступительное слово учителя, показ видеоролика, организация диалога с обучающимися.

Часть 2. Основная.

Информация об исторических и юридических фактах, касающихся Конституции Российской Федерации; постановка проблемы, выполнение заданий. Тематическая беседа.

Часть 3. Заключительная.



СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная. Введение в тему (до 5 минут)

Педагог.

Наше занятие будет посвящено Конституции Российской Федерации, которая была принята почти 30 лет назад — 12 декабря 1993 г. Этот день с тех пор является в нашей стране государственным праздником — Днём Конституции.

Педагог. В начале нашего разговора предлагаю посмотреть обращение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко.

Демонстрация видеообращения В.И. Матвиенко.

Педагог. Конституция - это Основной закон страны, который имеет высшую юридическую силу. Иными словами, это означает, что все остальные законы нашей страны не должны противоречить Конституции и должны создавать условия для исполнения тех важных постулатов, которые заложены в ней.

И если в Конституции говорится, что дети - важнейший приоритет государства, это значит, что государство создает все условия для заботы о ребенке, условия для его развития, комфортной жизни.

Положения Конституции регулируют различные стороны жизни нашей страны. Сегодняшний разговор мы построим с учетом уже полученных вами знаний и направим его на более глубокое понимание значения этого документа для нашего общества, государства и каждого из нас как гражданина России.

Демонстрация видео (дикторский текст)

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по итогам всенародного голосования. Придание этому дню статуса государственного праздникапризнание исключительного значения данного документа.

Символически роль Конституции для государства и каждого из нас отражена в торжественной церемонии вступления в должность Президента России. Знаменосцы проносят в зал Большого Кремлевского дворца государственный флаг, штандарт Президента, Конституцию и знак Президента.

При этом используется специальный экземпляр Конституции, который хранится в президентской библиотеке. На его обложку нанесен накладной серебряный герб России. Президент произносит текст присяги, положив правую руку на Конституцию.

Ни один принимаемый закон не должен содержать нормы, противоречащие Конституции. Для выявления этого соответствия существует специальный судебный органКонституционный суд Российской Федерации.

Какова история Конституции России? Первые проекты главного закона стали появляться еще на рубеже XVIII-XIX вв. Однако принять первую конституцию смогли только в 1918 году. С тех пор в России были разработаны и приняты несколько конституций. 12 декабря в 1993 году состоялось всенародное голосование. Народ России проголосовал за новый Основной закон.

Изменения, происходящие в жизни страны, требовали внесения определенных поправок в Конституцию. Наиболее значительные из них были внесены в 2020 году. Они были одобрены в ходе общероссийского голосования.

В Конституции обозначен ряд приоритетов и ценностей:

  • дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России;

  • материнство и детство, семья находятся под защитой государства;

  • каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

  • культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.

Конституция России гарантирует широкий круг прав и свобод: личных, политических, социально-экономических, культурных. Права и свободы человека и гражданина признаны в Конституции высшей ценностью.

Вместе с тем, невозможно представить себе реализацию прав без выполнения обязанностей. Наиболее значимые из них закреплены в Конституции.

Среди них: соблюдать Конституцию и законы страны, обязанность родителей заботиться о детях и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях, обязанность каждого получить основное общее образование, обязанность граждан защищать отечество, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, платить законно установленные налоги, сохранять природу и окружающую среду.

Гарантом соблюдения Конституции, прав человека и гражданина является глава государстваПрезидент Российской Федерации.


Часть 2. Основная (до 20 минут)

После просмотра видеоролика педагог акцентирует внимание обучающихся на основных положениях российской Конституции в дополнение к информации, данной в ролике.

Педагог. Ребята, покажите на конкретных примерах взаимосвязь прав и обязанностей.

Ответы обучающихся. Связь может быть показана на примерах образования, отношения к окружающей среде, доступа к культурным ценностям.

Педагог.

Высшая государственная власть в Российской Федерации, согласно Конституции, осуществляется Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием, Правительством России, судами Российской Федерации. В системе органов государственной власти Президент занимает самостоятельное и главенствующее положение. Полномочия высших органов власти, порядок их формирования, принципы взаимодействия определены в Конституции Российской Федерации и конкретизированы в ряде федеральных законов.

В Конституции Российской Федерации закреплено федеративное устройство нашего государства. Российскую Федерацию образуют республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область. Субъекты Российской Федерации равноправны между собой в отношениях с федеральными органами власти. В Конституции определены полномочия, закрепленные за центральной властью, а также вопросы совместного ведения государства и его субъектов. За пределами этих полномочий субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

В Конституции закреплен достаточно сложный порядок внесения поправок и ее пересмотра. Так, положения глав 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Для их пересмотра при соблюдении определенных условий происходит созыв Конституционного собрания.

Педагог. Почему положения 1 и 2 глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием?

Ответы обучающихся.

Педагог (в дополнение к ответам): в этих главах рассмотрены основы конституционного строя России, описывается наше государство, устанавливаются основные права и свободы россиян, поэтому они не могут быть пересмотрены одним органом власти.

Педагог. Вместе с тем Конституция не является сводом раз и навсегда данных норм и положений. Жизнь не стоит на месте, и внесение изменений в основной закон в определенные периоды развития нашего общества становится необходимостью. Наиболее значительные поправки были внесены в 2020 г. Было предложено 206 поправок к 42 статьям Основного закона. Как и сама Конституция, они вводились по результатам общероссийского голосования.

Педагог. А какие поправки были внесены в Конституцию в 2022 году?

Ответы обучающихся.

Педагог (в дополнение к ответам): недавно состоялось вступление новых субъектов в состав Российской Федерации, что уже закреплено в Конституции Российской Федерации. Этими субъектами являются Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Херсонская и Запорожская области.

Работа с интерактивным заданием.

Педагог. Ребята, ежегодно 12 декабря в честь Дня Конституции проводит всероссийский тест на знание Конституции Российской Федерации, в котором могут принять участие все желающие.

Проверить свои знания вы можете сегодня в течение дня, а сейчас я предлагаю в командном формате пройти часть теста предыдущих лет.

Педагог делит обучающихся на 2 либо 4 команды. Команды по очереди отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ присваивается один балл. Если команда дала верный ответ, то он подсвечивается зеленым цветом и появляется выдержка из конкретной статьи Конституции Российской Федерации, подтверждающая ответ.

Если команда дала неверный ответ, то он подсвечивается красным цветом, при этом есть возможность посмотреть с обучающимися верный вариант ответа.

Работа с интерактивным заданием.

  1. Что в переводе с латинского означает слово «Конституция»?

  • Государство

  • Возделывание

  • Порядок

  • Устройство

Ответ:

В переводе с латинского языка слово "constitutio" означает "установление", "учреждение", "устройство"

  1. Согласно 1 статье Конституции Российской Федерации, Россия — государство с формой правления:

  • Монархической

  • Демократической

  • Республиканской

  • Федеративной

Ответ:

Статья 1 пункт 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская ФедерацияРоссия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

  1. Перечислите субъекты Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, имеющие равные права:

  • Республика, край, область, автономная область, автономный округ, город федерального значения

  • Республика, край, область, автономный округ, город федерального значения

  • Республика, область, автономная область, город федерального значения

  • Республика, край, область

Ответ:

Статья 5 пункт 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации».

  1. Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Что из перечисленного является обязанностью государства?

  • понимание, принятие и прощение прав и свобод человека и гражданина

  • признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина

  • соблюдение, разъяснение и регулирование прав и свобод человека и гражданина

Ответ:

Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданинаобязанность государства».

  1. Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации, Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на:

  • Народную, президентскую и исполнительную.

  • Законодательную, исполнительную и судебную.

  • Демократическую, коммунистическую и либеральную.

  • Царскую, боярскую и сенат.

Ответ:

Статья 5 пункт 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

  1. Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, основное общее образование обязательно в России. Кто обеспечивает для детей эту обязанность?

  • Государство

  • Родители и лица, их заменяющие

  • Образовательные учреждения и учителя

  • Фонды и потенциальные работодатели

Ответ:

Статья 43 пункт 4 гласит: «Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».

  1. Что, согласно Конституции Российской Федерации, является государственными символами России?

  • Флаг, Текст Конституции Российской Федерации, Бланк Банка России

  • Президентский штандарт, Гимн, Герб

  • Флаг, Гимн, Герб

  • Президентская Фанфара, Ядерный чемоданчик Президента Российской Федерации, Корона Российской Империи

Ответ:

Статья 70 пункт 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом».

  1. Согласно Конституции Российской Федерации, для каждого гражданина России сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам является:

  • Правом

  • Международным пактом

  • Обязанностью

  • Прерогативой

Ответ:

Статья 58 гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Педагог. Молодцы! Наши поздравления победителям!

Педагог. Ребята, давайте обсудим ряд важных статей Конституции России. Право на образование гарантировано каждому жителю нашей страны. В чем важность этой статьи? Что она дает гражданам России?

Ответы обучающихся.

Педагог. В Конституции также закреплено право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Как Вы понимаете содержание этой статьи? Какую роль она играет в жизни каждого трудящегося?

Ответы обучающихся.

Педагог. Ребята, как Вы понимаете суть статьи Конституции «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»? В чем заключается ее важность для каждого из нас?

Ответы обучающихся.

Часть 3. Заключение (до 5 минут)

В завершение занятия педагог предлагает обучающимся подвести итоги разговора. Здесь можно использовать прием незаконченного предложения: педагог начинает фразу, а кто-то из обучающихся ее продолжает.

Например:

Конституция нашей страны важна для меня, так как...

Я считаю, что Конституция России является символом исторической преемственности поколений, потому что..



Разговоры о важном

Методические рекомендации

ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ

10-11 классы.

12 декабря 2022 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 10-11 классов по теме

«ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»


Цель занятия: расширить знания и представления, обучающихся о Конституции Российской Федерации как об основном законе страны, регулирующем важнейшие общественные отношения, такие как: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, взаимоотношения органов государственной власти; показать роль и значение Конституции Российской Федерации в жизни каждого гражданина нашей страны.

Формирующие ценности: любовь к Родине, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, включает в себя анализ визуальной и текстовой информации.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-1011-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-1011-method_recom.pdf

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/1284/

  • иллюстративный материал

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-1011-presentation.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-poster.png

  • интерактивные задания

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/constitution-1011-1/index.html?back_url=/topic/28/grade/1011/


Часть 1. Мотивационная: введение в тему.

Занятие начинается со вступительного слова педагога.

Материал видеоролика подводит обучающихся к пониманию места, роли и особого значения Конституции Российской Федерации в контексте общественно-исторического процесса и современных реалий. Успешная мотивация обучающихся обеспечивает положительные эмоции и настраивает их на активную образовательную деятельность. После просмотра видеоролика педагог переходит к теме особенностей конституционных традиций нашей страны.

Часть 2. Основная.

В своём повествовании педагог рассказывает об основах государственного и конституционного строя Российской Федерации, правах и свободах человека и гражданина, федеративном устройстве, Президенте Российской Федерации, Федеральном Собрании, Правительстве, судебной власти и прокуратуре, местном самоуправлении. Особо характеризуются конституционные поправки и изменения в Конституцию 2020 г., недавнее дополнение Конституции Российской Федерации, зафиксировавшее вступление в состав нашей страны ещё 4 субъектов — Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей.

Затем можно предложить учащимся принять участие в выполнении интерактивного задания.

Вопросы интерактивного задания взяты из всероссийского теста на знание Конституции Российской Федерации. Ежегодно 12 декабря в честь Дня Конституции проходит тест (см. дополнительные материалы), в котором могут принять участие все желающие.

Педагог делит обучающихся на 2 либо 4 команды. Команды по очереди отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ присваивается один балл. Если команда дала верный ответ, то он подсвечивается зеленым цветом и появляется выдержка из конкретной статьи Конституции Российской Федерации, подтверждающая ответ.

Если команда дала не верный ответ, то он подсвечивается красным цветом, при этом есть возможность посмотреть с обучающимися верный вариант ответа.

Занятие продолжается обсуждением содержания статей Конституции - право на образование, право на свободное распоряжение своими способностями к труду, обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду.

Часть 3. Заключительная.

Итоговая рефлексия.

В заключение занятия педагог предлагает обучающимся совместно подвести результирующий итог состоявшегося разговора. Здесь можно использовать приём незаконченного предложения: педагог начинает фразу, а кто-то из обучающихся её продолжает. Такое задание доступно для обучающихся почти в любом возрасте, позволяет проявить креативные способности, развить устную речь, освоить первичные навыки публичных выступлений.



При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия,

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.







При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия,

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!