Разговоры о важном
Сценарий занятия
ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ
1-2 классы.
12 декабря 2022 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме
«ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»
Цель: подвести обучающихся к осознанию того, что главным законом Российской Федерации является Конституция, что государство охраняет права граждан и создаёт условия для выполнения их обязанностей; воспитывать уважение к законам родной страны, желание и потребность их выполнять.
Формирующиеся ценности: любовь к Родине, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.
Планируемые результаты:
Личностные:
проявлять заинтересованность в получении новых знаний о законах нашего государства, о правах и обязанностях граждан;
положительно оценивать роль государства в охране прав российских граждан;
проявлять уважение к символам России;
выполнять правила поведения при исполнении гимна;
понимать необходимость выполнения законов страны для благополучной жизни общества и каждого его члена;
осознавать, что учение — обязанность каждого школьника.
Метапредметные результаты:
понимать синонимичное значение понятий «Родина», «Российская Федерация», «Отечество», «родная страна»;
анализировать статьи Конституции Российской Федерации, приводить примеры, их иллюстрирующие;
сравнивать текстовую и иллюстративную информацию, определять её тему и главную мысль;
проявлять активность в диалоге, высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа на основе воспринимаемой иллюстративной и вербальной информации; выполнение интерактивных заданий.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-12-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-12-method_recom.pdf
https://razgovor.edsoo.ru/video/1246/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-12-dop.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-12-presentation.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-poster.png
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/constitution-12-1/index.html?back_url=/topic/28/grade/12/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/constitution-12-2/index.html?back_url=/topic/28/grade/12/
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная.
Введение. Видеообращение В.И. Матвиенко. Видеоролик о Конституции Российской Федерации.
Часть 2. Основная.
Предлагается интерактивное задание, цель которого оценка сказочных ситуаций с точки зрения соблюдения (нарушения) законов Российской Федерации.
В ходе фронтального выполнения задания анализируются обязанности гражданина России.
Часть 3. Заключительная.
Написание коллективного письма о значимости конституции в жизни страны.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Учитель. Ребята, сегодня наш разговор посвящён очень важному празднику, который отмечается именно сегодня, 12 декабря. Кто знает, о каком празднике идёт речь?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно! День Конституции.
Учитель. В начале нашего разговора предлагаю посмотреть обращение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко.
Демонстрация видеообращения В.И. Матвиенко.
Учитель. Конституция — очень важный в жизни страны документ, самый главный. А почему он самый главный, мы с вами узнаем, посмотрев небольшой видеоролик.
Демонстрация видео (дикторский текст).
Мы с вами живем в самой большой стране на планете.
Если мы полетим на самом быстром самолёте с запада на восток, то наше путешествие будет длиться целых 10 часов!
Если мы на таком же быстром самолёте отправимся с самой северной точки России до самой южной, наш полёт будет длиться 5 часов!
Наша страна настолько большая, что в одной её части сейчас утро, а в другой — вечер, где-то ваши сверстники уже играют в снежки, а где-то наслаждаются видом и ароматом цветущих роз.
В России живут представители почти 200 разных народов! У каждого из них своя культура, обычаи и традиции.
Но все-все жители нашей огромной страны, включая самого Президента, подчиняются главному закону — Конституции Российской Федерации. В Конституции записаны самые важные правила, по которым живёт наша страна.
Но также, согласно Конституции, все 150 млн. россиян имеют одинаковые права. И каждый из вас тоже.
Что за права такие? Давайте вместе на них посмотрим.
Вот только что родился малыш, и согласно Конституции, ему гарантировано право на жизнь.
Он просыпается в кроватке в своей комнате — Конституция обеспечивает ему право на жильё.
Заболел наш малыш, доктор его лечит — это его право на охрану здоровья.
Малыш подрос и пошёл в школу — он воспользовался своим правом на бесплатное образование.
Кроме прав у каждого жителя нашей страны, есть ещё и обязанности.
Соблюдать законы.
Уважать права других людей.
Защищать нашу страну.
Бережно относиться к природе и историческим памятникам.
Родители должны заботиться о своих детях, а взрослые дети — о своих родителях.
Но помните, что в полном объёме свои права и обязанности вы сможете использовать только с 18 лет.
Часть 2. Основная.
Учитель. Ребята, теперь мы с вами знаем, что Конституция — это Основной закон Российской Федерации, в котором сформулированы наши права и обязанности.
Учитель. Назовите, пожалуйста, какие права есть у всех нас в соответствии с Конституцией?
Ответы обучающихся.
Работа с интерактивным заданием №1 «Права сказочных героев».
А сейчас я предлагаю выполнить одно интересное задание, справиться с которым вам помогут знания о правах, закреплённых в Конституции России.
Перед вами иллюстрация к сказке (название сказки из первого задания), вспомните, что произошло с её героем и какое право, закреплённое в Конституции России, (далее по тексту интерактивного задания)
№ слайда | Текст задания | Иллюстрация | Варианты ответов |
1 | Вопрос 1/5: какое право, закреплённое в Конституции России, нарушено по отношению к зайчику в русской народной сказке «Заюшкина избушка»? | Иллюстрация к русской народной сказке «Заюшкина избушка» | • Право на охрану здоровья и медицинскую помощь • Право на неприкосновенность жилища • Право на жизнь |
2 | Вопрос 2/5: какое право, закреплённое в Конституции России, нарушено по отношению к Колобку в русской народной сказке «Колобок»? | Иллюстрация к русской народной сказке «Колобок» | • Право на свободу перемещения • Право на охрану здоровья и медицинскую помощь • Право на жизнь |
3 | Вопрос 3/5: какое право, закреплённое в Конституции России, нарушено по отношению к главной героине сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»? | Иллюстрация к сказке Д. Н. МаминаСибиряка «Серая Шейка» | • Право на свободу и личную неприкосновенность • Право на жизнь • Право на неприкосновенность жилища |
4 | Вопрос 4/5: какое право, закреплённое в Конституции России, нарушено медведем по отношению к зверям в русской народной сказке «Теремок»? | Иллюстрация к русской народной сказке «Теремок» | • Право на неприкосновенность жилища • Право на свободу и личную неприкосновенность • Право на жизнь |
5 | Вопрос 5/5: какое право, закреплённое в Конституции России, нарушено по отношению к главной героине сказки Шарля Перро «Золушка»? | Иллюстрация к сказке Ш. Перро «Золушка» | • Право на отдых • Право на жизнь • Право на свободу перемещения |
Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием!
Учитель демонстрирует изображение (см. дополнительные материалы). Учитель. Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на эти фотографии. На стене одного из древних храмов обнаружена вот такая надпись:
Что бы вы сказали о Васе? Нарушил ли он своими действиями Конституцию Российской Федерации?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно, в нашей Конституции закреплены не только права, но и обязанности каждого гражданина страны. Вася нарушил обязанность охранять (в том числе не портить) памятники культуры и истории.
А какие ещё обязанности есть у нас, россиян?
Ответы обучающихся.
Учитель. Ребята, как мы уже с вами знаем, в Конституции Российской Федерации сформулированы главные правила нашей страны.
Почему важно соблюдать эти правила?
Ответы обучающихся.
Давайте, совершим путешествие в далёкое прошлое.
Учитель демонстрирует изображение
Огонь для первобытных людей был очень важен: около него согревались, на нём готовили пищу, сушили мокрую одежду. Поэтому было правило — кто-то всегда его охранял.
Представим ситуацию — члену племени поручили охранять огонь. А он ночью заснул, и огонь погас. Какое правило он нарушил? К каким последствиям привело нарушение этого правила?
Ответы обучающихся.
Учитель. Закон — это правило, которое нельзя нарушать. Нарушение закона может привести к печальным последствиям. Поэтому правила, записанные в Конституции, должен соблюдать каждый житель нашей страны.
Часть 3. Заключительная.
Работа с интерактивным заданием № 2.
Учитель. Представьте, что однажды ученые открыли новую планету, на которой живут странные, но очень добрые и любознательные существа.
Учитель нажимает кнопку «Начать».
Видеосюжет (дикторский текст).
Где-то в далёком космосе есть небольшая планета, её населяют разнообразные разумные существа. На этой планете недавно стали создаваться государства, у которых ещё нет конституции.
Давайте объясним нашим друзьям с далёкой планеты, зачем в каждой стране нужна конституция.
Учитель нажимает кнопку «Далее».
На экране появляется листочек с началом фразы «Каждой стране нужна конституция, так как ...».
Учитель. Ребята, давайте напишем письмо жителям другой планеты, в котором объясним, зачем им нужна конституция.
Дети называют варианты, учитель вписывает текст в письмо на экране.
После того как письмо готово к отправке, учитель нажимает кнопку «Отправить», инопланетяне получают письмо и благодарят ребят (при желании письмо можно распечатать, нажав на значок принтера в правом верхнем углу интерактивного задания).
Учитель. Ребята, вы сегодня большие молодцы! Давайте поаплодируем друг другу! А новый разговор о важном ждёт нас в следующий понедельник!
Разговоры о важном
Методические рекомендации
ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ
1-2 классы.
12 декабря 2022 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме
«ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»
Цель: подвести обучающихся к осознанию того, что главным законом Российской Федерации является Конституция, что государство охраняет права граждан и создаёт условия для выполнения их обязанностей; воспитывать уважение к законам родной страны, желание и потребность их выполнять.
Формирующиеся ценности: любовь к Родине, патриотизм, историческая память и преемственность поколений (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п.25,
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1).
Планируемые результаты:
Личностные:
проявлять заинтересованность в получении новых знаний о законах нашего государства, о правах и обязанностях граждан;
положительно оценивать роль государства в охране прав российских граждан;
проявлять уважение к символам России;
выполнять правила поведения при исполнении гимна;
понимать необходимость выполнения законов страны для благополучной жизни общества и каждого его члена;
осознавать, что учение — обязанность каждого школьника.
Метапредметные:
понимать синонимичное значение понятий «Родина», «Российская Федерация», «Отечество», «родная страна»;
анализировать статьи Конституции Российской Федерации, приводить примеры, их иллюстрирующие;
сравнивать текстовую и иллюстративную информацию, определять её тему и главную мысль;
проявлять активность в диалоге, высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа на основе воспринимаемой иллюстративной и вербальной информации; выполнение интерактивных заданий.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-12-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-12-method_recom.pdf
https://razgovor.edsoo.ru/video/1246/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-12-dop.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-12-presentation.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-poster.png
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/constitution-12-1/index.html?back_url=/topic/28/grade/12/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/constitution-12-2/index.html?back_url=/topic/28/grade/12/
Часть 1. Мотивационная.
Примем во внимание, что тема для обучающихся в 1-2 классах не самая простая: много незнакомых терминов и понятий, содержание которых не актуально для детей этого возраста. Вместе с тем социальное развитие младших школьников требует, чтобы дети ориентировались в том, что Конституция России есть собрание прав и обязанностей граждан России. Уроки «Окружающего мира», а также внеурочные занятия «Разговоры о важном» позволят сформировать необходимые социальные представления о нашей стране.
Таким образом у обучающихся будет воспитываться уважение к законам родной страны, появятся желание и потребность их выполнять.
Планируемые результаты отражают те реальные достижения детей, которые учитель планирует получить на данном занятии: это конкретные представления, учебные действия, высказывания, результаты обсуждения, эмоциональное состояние, вызванное занятием. В данном случае это понимание важности основного закона страны.
Часть 2. Основная.
Основная часть занятия начинается с задания, которое опирается на воображение детей, умение представлять события давно минувшего времени. На основе иллюстрации создаётся воображаемая ситуация — первобытное общество, ночь, дежурный у костра и рождение первых правил жизни в социальном сообществе. Этот разговор подводит детей к пониманию, что жизнь в обществе немыслима без соблюдения общих правил (законов), без наличия у каждого гражданина ответственности за своё поведение, своё отношение к окружающим людям, окружающему миру.
Доступно объяснить детям их права, закреплённые в Конституции, целесообразно на примере сюжетов народных и авторских сказок. Ребятам предлагается выполнить интерактивное задание №1: рассмотреть иллюстрации к сказкам, вспомнить их сюжет и определить, какие права, закреплённые в Конституции, нарушены в отношении героев сказок. Для выбора предлагаются три варианта ответа.
В целом задание не встретит затруднения у обучающихся. Главное здесь — познакомить детей с формулировкой права и правильным его восприятием:
право на жизнь;
право на неприкосновенность жилища;
право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
право на свободу и личную неприкосновенность;
право на свободу перемещения;
право на отдых.
В ходе выполнения интерактивного задания желательно обсудить упомянутые в нём права и получить от детей обратную связь: как они понимают это право? Считают ли они это право важным? Почему это право включено в Конституцию? Г ерои каких сказок воспользовались или нарушили это право?
Часть 3. Заключительная.
В заключение занятия используется интерактивное задание №2. Обучающимся предлагается выполнить просьбу жителей другой планеты — в письме рассказать о том, зачем в жизни страны нужна конституция. Это задание не вызовет затруднений, но сам процесс формулирования очень полезен младшим школьникам. Мотивацией к написанию письма станет просмотр анимации, знакомящей детей с необычными существами. Также ребятам будет интересно посмотреть, как их письмо прилетит к адресатам. Письмо печатает учитель, текст письма отображается на экране. Учителю с помощью наводящих вопросов желательно помочь обучающимся сформулировать следующие позиции: Конституция является главным законом Российской Федерации; государство охраняет права граждан; необходимо уважать законы родной страны; если соблюдать законы, то в стране будет порядок и благополучие.
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».
В таком «дневнике» могут отмечаться:
тема занятия;
ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;
ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;
творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;
любая другая информация по теме занятия.
Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.