СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации 1-2 классы. ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ 12 декабря 2022 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации 1-2 классы. ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ 12 декабря 2022 г.

 

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации 1-2 классы. ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ 12 декабря 2022 г.»

Разговоры о важном

Сценарий занятия

ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ

1-2 классы.

12 декабря 2022 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1-2 классов по теме

«ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»



Цель: подвести обучающихся к осознанию того, что главным законом Российской Федерации является Конституция, что государство охраняет права граждан и создаёт условия для выполнения их обязанностей; воспитывать уважение к законам родной страны, желание и потребность их выполнять.

Формирующиеся ценности: любовь к Родине, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • проявлять заинтересованность в получении новых знаний о законах нашего государства, о правах и обязанностях граждан;

  • положительно оценивать роль государства в охране прав российских граждан;

  • проявлять уважение к символам России;

  • выполнять правила поведения при исполнении гимна;

  • понимать необходимость выполнения законов страны для благополучной жизни общества и каждого его члена;

  • осознавать, что учение — обязанность каждого школьника.

Метапредметные результаты:

  • понимать синонимичное значение понятий «Родина», «Российская Федерация», «Отечество», «родная страна»;

  • анализировать статьи Конституции Российской Федерации, приводить примеры, их иллюстрирующие;

  • сравнивать текстовую и иллюстративную информацию, определять её тему и главную мысль;

  • проявлять активность в диалоге, высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа на основе воспринимаемой иллюстративной и вербальной информации; выполнение интерактивных заданий.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-12-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-12-method_recom.pdf

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/1246/

  • иллюстративный материал

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-12-dop.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-12-presentation.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-poster.png

  • интерактивные задания

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/constitution-12-1/index.html?back_url=/topic/28/grade/12/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/constitution-12-2/index.html?back_url=/topic/28/grade/12/



Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Введение. Видеообращение В.И. Матвиенко. Видеоролик о Конституции Российской Федерации.

Часть 2. Основная.

Предлагается интерактивное задание, цель которого оценка сказочных ситуаций с точки зрения соблюдения (нарушения) законов Российской Федерации.

В ходе фронтального выполнения задания анализируются обязанности гражданина России.

Часть 3. Заключительная.

Написание коллективного письма о значимости конституции в жизни страны.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

Учитель. Ребята, сегодня наш разговор посвящён очень важному празднику, который отмечается именно сегодня, 12 декабря. Кто знает, о каком празднике идёт речь?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно! День Конституции.

Учитель. В начале нашего разговора предлагаю посмотреть обращение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко.

Демонстрация видеообращения В.И. Матвиенко.

Учитель. Конституция — очень важный в жизни страны документ, самый главный. А почему он самый главный, мы с вами узнаем, посмотрев небольшой видеоролик.

Демонстрация видео (дикторский текст).

Мы с вами живем в самой большой стране на планете.

Если мы полетим на самом быстром самолёте с запада на восток, то наше путешествие будет длиться целых 10 часов!

Если мы на таком же быстром самолёте отправимся с самой северной точки России до самой южной, наш полёт будет длиться 5 часов!

Наша страна настолько большая, что в одной её части сейчас утро, а в другой — вечер, где-то ваши сверстники уже играют в снежки, а где-то наслаждаются видом и ароматом цветущих роз.

В России живут представители почти 200 разных народов! У каждого из них своя культура, обычаи и традиции.

Но все-все жители нашей огромной страны, включая самого Президента, подчиняются главному закону — Конституции Российской Федерации. В Конституции записаны самые важные правила, по которым живёт наша страна.

Но также, согласно Конституции, все 150 млн. россиян имеют одинаковые права. И каждый из вас тоже.

Что за права такие? Давайте вместе на них посмотрим.

Вот только что родился малыш, и согласно Конституции, ему гарантировано право на жизнь.

Он просыпается в кроватке в своей комнате — Конституция обеспечивает ему право на жильё.

Заболел наш малыш, доктор его лечит — это его право на охрану здоровья.

Малыш подрос и пошёл в школу — он воспользовался своим правом на бесплатное образование.

Кроме прав у каждого жителя нашей страны, есть ещё и обязанности.

Соблюдать законы.

Уважать права других людей.

Защищать нашу страну.

Бережно относиться к природе и историческим памятникам.

Родители должны заботиться о своих детях, а взрослые дети — о своих родителях.

Но помните, что в полном объёме свои права и обязанности вы сможете использовать только с 18 лет.


Часть 2. Основная.

Учитель. Ребята, теперь мы с вами знаем, что Конституция — это Основной закон Российской Федерации, в котором сформулированы наши права и обязанности.

Учитель. Назовите, пожалуйста, какие права есть у всех нас в соответствии с Конституцией?

Ответы обучающихся.

Работа с интерактивным заданием №1 «Права сказочных героев».

А сейчас я предлагаю выполнить одно интересное задание, справиться с которым вам помогут знания о правах, закреплённых в Конституции России.

Перед вами иллюстрация к сказке (название сказки из первого задания), вспомните, что произошло с её героем и какое право, закреплённое в Конституции России, (далее по тексту интерактивного задания)


№ слайда

Текст задания

Иллюстрация

Варианты ответов

1

Вопрос 1/5: какое

право, закреплённое в

Конституции России,

нарушено по

отношению к зайчику

в русской народной

сказке «Заюшкина

избушка»?

Иллюстрация к

русской народной

сказке «Заюшкина избушка»

• Право на охрану

здоровья и

медицинскую

помощь

Право на

неприкосновенность

жилища

• Право на жизнь

2

Вопрос 2/5: какое

право, закреплённое в

Конституции России,

нарушено по

отношению к

Колобку в русской

народной сказке

«Колобок»?

Иллюстрация к

русской народной

сказке «Колобок»

• Право на свободу

перемещения

• Право на охрану

здоровья и

медицинскую

помощь

Право на жизнь

3

Вопрос 3/5: какое

право, закреплённое в

Конституции России,

нарушено по

отношению к главной

героине сказки Д.Н.

Мамина-Сибиряка

«Серая Шейка»?

Иллюстрация к

сказке

Д. Н. МаминаСибиряка «Серая Шейка»

Право на свободу и

личную

неприкосновенность

• Право на жизнь

• Право на

неприкосновенность

жилища

4

Вопрос 4/5: какое

право, закреплённое в

Конституции России,

нарушено медведем

по отношению к

зверям в русской

народной сказке

«Теремок»?

Иллюстрация к

русской народной

сказке «Теремок»

Право на

неприкосновенность

жилища

• Право на

свободу и личную

неприкосновенность

• Право на жизнь

5

Вопрос 5/5: какое

право, закреплённое в

Конституции России,

нарушено по

отношению к главной

героине сказки

Шарля Перро

«Золушка»?

Иллюстрация к

сказке Ш. Перро

«Золушка»

Право на отдых

• Право на жизнь

• Право на свободу

перемещения



Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием!

Учитель демонстрирует изображение (см. дополнительные материалы). Учитель. Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на эти фотографии. На стене одного из древних храмов обнаружена вот такая надпись:

Что бы вы сказали о Васе? Нарушил ли он своими действиями Конституцию Российской Федерации?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно, в нашей Конституции закреплены не только права, но и обязанности каждого гражданина страны. Вася нарушил обязанность охранять (в том числе не портить) памятники культуры и истории.

А какие ещё обязанности есть у нас, россиян?

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, как мы уже с вами знаем, в Конституции Российской Федерации сформулированы главные правила нашей страны.

Почему важно соблюдать эти правила?

Ответы обучающихся.

Давайте, совершим путешествие в далёкое прошлое.

Учитель демонстрирует изображение

Огонь для первобытных людей был очень важен: около него согревались, на нём готовили пищу, сушили мокрую одежду. Поэтому было правило — кто-то всегда его охранял.

Представим ситуацию — члену племени поручили охранять огонь. А он ночью заснул, и огонь погас. Какое правило он нарушил? К каким последствиям привело нарушение этого правила?

Ответы обучающихся.

Учитель. Закон — это правило, которое нельзя нарушать. Нарушение закона может привести к печальным последствиям. Поэтому правила, записанные в Конституции, должен соблюдать каждый житель нашей страны.

Часть 3. Заключительная.

Работа с интерактивным заданием № 2.

Учитель. Представьте, что однажды ученые открыли новую планету, на которой живут странные, но очень добрые и любознательные существа.

Учитель нажимает кнопку «Начать».

Видеосюжет (дикторский текст).

Где-то в далёком космосе есть небольшая планета, её населяют разнообразные разумные существа. На этой планете недавно стали создаваться государства, у которых ещё нет конституции.

Давайте объясним нашим друзьям с далёкой планеты, зачем в каждой стране нужна конституция.

Учитель нажимает кнопку «Далее».

На экране появляется листочек с началом фразы «Каждой стране нужна конституция, так как ...».

Учитель. Ребята, давайте напишем письмо жителям другой планеты, в котором объясним, зачем им нужна конституция.

Дети называют варианты, учитель вписывает текст в письмо на экране.

После того как письмо готово к отправке, учитель нажимает кнопку «Отправить», инопланетяне получают письмо и благодарят ребят (при желании письмо можно распечатать, нажав на значок принтера в правом верхнем углу интерактивного задания).

Учитель. Ребята, вы сегодня большие молодцы! Давайте поаплодируем друг другу! А новый разговор о важном ждёт нас в следующий понедельник!






Разговоры о важном

Методические рекомендации

ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ

1-2 классы.

12 декабря 2022 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1-2 классов по теме

«ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»


Цель: подвести обучающихся к осознанию того, что главным законом Российской Федерации является Конституция, что государство охраняет права граждан и создаёт условия для выполнения их обязанностей; воспитывать уважение к законам родной страны, желание и потребность их выполнять.

Формирующиеся ценности: любовь к Родине, патриотизм, историческая память и преемственность поколений (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п.25,

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1).

Планируемые результаты:

Личностные:

  • проявлять заинтересованность в получении новых знаний о законах нашего государства, о правах и обязанностях граждан;

  • положительно оценивать роль государства в охране прав российских граждан;

  • проявлять уважение к символам России;

  • выполнять правила поведения при исполнении гимна;

  • понимать необходимость выполнения законов страны для благополучной жизни общества и каждого его члена;

  • осознавать, что учение — обязанность каждого школьника.

Метапредметные:

  • понимать синонимичное значение понятий «Родина», «Российская Федерация», «Отечество», «родная страна»;

  • анализировать статьи Конституции Российской Федерации, приводить примеры, их иллюстрирующие;

  • сравнивать текстовую и иллюстративную информацию, определять её тему и главную мысль;

  • проявлять активность в диалоге, высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам.

  • Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа на основе воспринимаемой иллюстративной и вербальной информации; выполнение интерактивных заданий.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-12-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-12-method_recom.pdf

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/1246/

  • иллюстративный материал

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-12-dop.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-12-presentation.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-poster.png

  • интерактивные задания

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/constitution-12-1/index.html?back_url=/topic/28/grade/12/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/constitution-12-2/index.html?back_url=/topic/28/grade/12/



Часть 1. Мотивационная.

Примем во внимание, что тема для обучающихся в 1-2 классах не самая простая: много незнакомых терминов и понятий, содержание которых не актуально для детей этого возраста. Вместе с тем социальное развитие младших школьников требует, чтобы дети ориентировались в том, что Конституция России есть собрание прав и обязанностей граждан России. Уроки «Окружающего мира», а также внеурочные занятия «Разговоры о важном» позволят сформировать необходимые социальные представления о нашей стране.

Таким образом у обучающихся будет воспитываться уважение к законам родной страны, появятся желание и потребность их выполнять.

Планируемые результаты отражают те реальные достижения детей, которые учитель планирует получить на данном занятии: это конкретные представления, учебные действия, высказывания, результаты обсуждения, эмоциональное состояние, вызванное занятием. В данном случае это понимание важности основного закона страны.

Часть 2. Основная.

Основная часть занятия начинается с задания, которое опирается на воображение детей, умение представлять события давно минувшего времени. На основе иллюстрации создаётся воображаемая ситуация — первобытное общество, ночь, дежурный у костра и рождение первых правил жизни в социальном сообществе. Этот разговор подводит детей к пониманию, что жизнь в обществе немыслима без соблюдения общих правил (законов), без наличия у каждого гражданина ответственности за своё поведение, своё отношение к окружающим людям, окружающему миру.

Доступно объяснить детям их права, закреплённые в Конституции, целесообразно на примере сюжетов народных и авторских сказок. Ребятам предлагается выполнить интерактивное задание №1: рассмотреть иллюстрации к сказкам, вспомнить их сюжет и определить, какие права, закреплённые в Конституции, нарушены в отношении героев сказок. Для выбора предлагаются три варианта ответа.

В целом задание не встретит затруднения у обучающихся. Главное здесь — познакомить детей с формулировкой права и правильным его восприятием:

  • право на жизнь;

  • право на неприкосновенность жилища;

  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

  • право на свободу и личную неприкосновенность;

  • право на свободу перемещения;

  • право на отдых.

В ходе выполнения интерактивного задания желательно обсудить упомянутые в нём права и получить от детей обратную связь: как они понимают это право? Считают ли они это право важным? Почему это право включено в Конституцию? Г ерои каких сказок воспользовались или нарушили это право?

Часть 3. Заключительная.

В заключение занятия используется интерактивное задание №2. Обучающимся предлагается выполнить просьбу жителей другой планеты — в письме рассказать о том, зачем в жизни страны нужна конституция. Это задание не вызовет затруднений, но сам процесс формулирования очень полезен младшим школьникам. Мотивацией к написанию письма станет просмотр анимации, знакомящей детей с необычными существами. Также ребятам будет интересно посмотреть, как их письмо прилетит к адресатам. Письмо печатает учитель, текст письма отображается на экране. Учителю с помощью наводящих вопросов желательно помочь обучающимся сформулировать следующие позиции: Конституция является главным законом Российской Федерации; государство охраняет права граждан; необходимо уважать законы родной страны; если соблюдать законы, то в стране будет порядок и благополучие.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!