СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации 5-7 классы. ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ 12 декабря 2022 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации 5-7 классы. ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ 12 декабря 2022 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации 5-7 классы. ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ 12 декабря 2022 г.»

Разговоры о важном

Сценарий занятия

ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ

5-7 классы.

12 декабря 2022 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5-7 классов по теме

«ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»



Цель занятия: обеспечить формирование у обучающихся представлений об главных положениях Конституции России, показать культурно- просветительское и воспитательное значение принципов Основного закона, сформировать уважение к Конституции Российской Федерации.

Формирующиеся ценности: любовь к Родине, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие

предполагает также использование видеофрагментов, презентационных материалов, включает в себя анализ текстовой и визуальной информации и работу с интерактивными заданиями по теме занятия.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-57-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-57-method_recom.pdf

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/1264/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-57-presentation.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-57-dop.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-poster.png

  • интерактивные задания

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/constitution-57-1/index.html?back_url=/topic/28/grade/57/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/constitution-57-2/index.html?back_url=/topic/28/grade/57/



Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Видеообращение В.И. Матвиенко. Вступительное слово учителя, организация беседы по его содержанию.

Часть 2. Основная.

Знакомство с основными положениями Конституции Российской Федерации, отражающими ценности российского государства и общества. Выполнение интерактивных заданий.

Часть 3. Заключительная.

Итоговая рефлексия.


СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

Учитель. Ребята, наш разговор посвящен очень важному государственному празднику, который отмечается именно сегодня, 12 декабря. Кто знает, что это за праздник?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно! День Конституции.

Учитель. В начале нашего разговора предлагаю посмотреть обращение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко.

Демонстрация видеообращения В.И. Матвиенко.

Учитель. Давайте посмотрим видеоролик об истории Конституции России и попробуем ответить на вопрос - какова роль Конституции в жизни нашего государства?

Демонстрация видео (дикторский текст).

12 декабряэто важный праздник в России, День Конституции! Президент России В. В. Путин, рассуждая об этом государственном документе, заметил, что «это не застывший свод канонов, а живой, созвучный времени документ». Откуда произошло слово «конституция»? В переводе с латинского языка это устройство, установление. В современном значении конституция — это основной закон государства. Все законы в стране должны ей соответствовать.

Какова история Конституции России? Первые проекты главного закона стали появляться ещё на рубеже XVIII-XIX вв. Однако принять первую конституцию смогли только в 1918 году. С тех пор в России были разработаны и приняты несколько конституций. 12 декабря в 1993 году состоялось всенародное голосование. Народ России проголосовал за новый Основной закон.

Также российский народ в июле 2020 года одобрил поправки в Основной закон. В частности, было установлено, что «Российская Федерация, объединённая тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признаёт исторически сложившееся государственное единство». Была поправка, которая касается всех детей в нашей стране. Так, в статье 67.1 сказано, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России».

Важная часть Конституцииэто положения о том, как устроено российское государство. Обратите внимание на первую статью, где сказано, что Россияэто правовое, демократическое, федеративное государство.

Конституция России закрепляет права и устанавливает обязанности граждан. Зачем нужны права? Права человекаэто высшая ценность. Они защищают граждан, позволяют им учиться, работать, развиваться!

В то же время российские граждане несут конституционные обязанности. Назовём эти обязанности: соблюдение законов России, уплата налогов, обеспечение права на образование, защита Отечества, сохранение природы, воспитание детей родителями, забота совершеннолетних детей о родителях, сохранение исторических и культурных памятников в нашей стране. Исполнение обязанностей обеспечивает порядок в обществе, в школе, в семье.

Запомним: Конституция — Основной закон нашей страны!

Часть 2. Основная.

Учитель. Повторю свой вопрос — какую роль Конституция играет в жизни нашей страны?

Ответы обучающихся.

Учитель. В видеоролике вы услышали о том, как принималась Конституция Российской Федерации. Тридцать лет назад впервые народ голосовал за новый Основной закон страны. В голосовании приняли участие ваши дедушки и бабушки, у кого-то мамы и папы. Впервые высшей ценностью был провозглашён человек, его права и свободы. Были определены полномочия Президента России: соблюдать и защищать Конституцию Российской

Федерации, быть её гарантом, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу. В Конституции были закреплены основы государственного устройства России.

Учитель. А вы откуда впервые узнали о Конституции Российской Федерации?

Ответы обучающихся

Учитель. Конституция — это Основной закон страны, имеющий высшую юридическую силу. Что, по-вашему, это означает для других законов, которые принимаются в нашей стране?

Важно подвести обучающихся к утверждению: другие законы должны полностью соответствовать положениям Конституции...

Учитель. Да, верно, все другие законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации — все они должны быть согласованы с положениями Конституции, не должны ей противоречить.

Учитель. Конституция содержит положения о том, какие регионы входят в состав России, о государственных символах — гербе, флаге, гимне; о полномочиях органов государственной власти (Президенте Российской Федерации, органах законодательной, исполнительной и судебной власти), местном самоуправлении, порядке принятия законов.

Подумайте, почему каждому россиянину нужно иметь представления об основах государства?

Важно подвести детей к утверждению: граждане государства несут ответственность за страну, в которой они живут, трудятся.

Учитель. Каждому гражданину России Конституция гарантирует права и свободы, а также охраняет права и свободы всех ее граждан.

А что это означает для нас с вами? Какими главными правами мы обладаем, согласно Конституции?

Важно подвести детей к утверждению: право на жизнь, на свободу вероисповедания, на образование защищают каждого гражданина, помогают ему свободно учиться, трудиться.

Работа с интерактивным заданием № 1.

Учитель. Ребята, давайте поразмышляем. Что произойдет, если вдруг какая-то из статей исчезнет из Конституции? Все ли в нашей жизни останется по-прежнему?

Учитель открывает интерактивное задание. При нажатии кнопки «Стоп» статья «Право на благоприятную окружающую среду» выходит на передний план.

Вопрос 1.

Учитель. Что произойдет с людьми, если эта статья исчезнет из Конституции и у них не будет такого права?

(На экране: Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением)

Ответы обучающихся.

Учитель выводит ответ на экран:

Ухудшится состояние окружающей среды и, как следствие, ухудшится здоровье людей.

Нажатием кнопки «Далее» осуществляется переход к следующему вопросу, при нажатии учителем кнопки «Стоп» статья «Право на образование» выходит на передний план.

Вопрос 2.

Учитель. Что произойдет с людьми, если эта статья исчезнет из Конституции и у них не будет такого права?

(На экране: Статья 43, п. 1. Каждый имеет право образование).

Ответы обучающихся.

Учитель выводит ответ на экран:

Появится много безграмотных людей. Технический прогресс откатится на много лет назад.

Нажатием кнопки «Далее» осуществляется переход к следующему вопросу, при нажатии учителем кнопки «Стоп» статья «Право на охрану здоровья и медицинскую помощь» выходит на передний план.

Вопрос 3.

Учитель. Что произойдет с людьми, если эта статья исчезнет из Конституции и у них не будет такого права?

(На экране: Статья 41, п. 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь).

Ответы обучающихся.

Учитель выводит ответ на экран:

Повысится заболеваемость, сократится продолжительность жизни.

Учитель. Конституция Российской Федерации закрепляет не только права, но и обязанности граждан, которые также должны неукоснительно выполняться. Какие обязанности отражены в Конституции Российской Федерации?

Важно, чтобы были названы ответственность гражданина за природу своей страны, за защиту границ своей Родины, за сбережение культурного наследия и т.д.

На экране список ситуаций:

  1. Анатолий Васильевич устроился на новую работу.

  2. Надежда Геннадьевна получает медицинскую помощь в поликлинике.

  3. Предприниматель Василий уплатил налоги.

  4. Валентина Петровна посещает храм.

  5. Обучающиеся школы заботятся о сохранении памятника истории их

края.

  1. Жители города получили информацию о состоянии окружающей среды.

  2. В семье Петровых родители купили сыну книгу по истории России.

  3. Артем после призывной комиссии служит в военно-космических силах России.

Учитель. Ребята, перед вами ряд ситуаций, ответьте, пожалуйста, на вопрос, какие из них относится к правам, а какие к обязанностям гражданина.

Учитель просит обучающихся приводить в качестве аргументов в статьи Конституции Российской Федерации.

Ответы (для учителя):

Права и свободы гражданина

Обязанности гражданина

1, 2, 4, 6, 7

3, 5, 8

Учитель просит обучающихся приводить в качестве аргументов в статьи Конституции Российской Федерации.

Работа с интерактивным заданием № 2. «Восстанови текст»

Учитель. Ребята, предлагаю выполнить следующее задание — расставить слова в нужной последовательности, чтобы получить формулировку статьи Конституции России.

Важно: полученные формулировки обсуждаются на предмет понимания их роли в жизни государства.

  1. закон, Российской, -, Основной, Конституция, Федерации Ответ: Конституция - Основной закон Российской Федерации.

  2. Российской, является, государства, Федерации, Президент, главой Ответ: Президент Российской Федерации является главой государства.

  3. Российской, Федерации, труд, людей, и, здоровье, В, охраняются Ответ: В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.

  4. Равны, судом, перед, и, все, законом Ответ: Все равны перед законом и судом.

  5. Отечества, гражданина, и, Защита, Федерации, является, Российской, долгом, обязанностью

Ответ: Защита Отечества является долгом и обязанностью

гражданина Российской Федерации.

Учитель. В видеоролике, который мы смотрели в начале занятия, была использована цитата Президента В. В. Путина о Конституции: «это не застывший свод канонов, а живой, созвучный времени документ».

Как вы считаете, почему в Конституцию вносятся поправки? Почему Конституция может и должна меняться?

Важно подвести детей к утверждению: в стране происходят изменения, меняется жизнь людей, присоединяются новые территории.

Учитель (подводя итоги беседы). Вы правы. За последние десять лет количество субъектов Российской Федерации увеличилось, присоединились пять территорий, которые вернулись в состав России. Таким образом, благодаря поправкам в Конституции сохраняется единство нашей страны, а у людей появляется больше возможностей реализовать себя в труде, учёбе, творчестве.

Учитель предлагает обучающимся выполнить интерактивные задания.

Учитель. Есть знаменитые строки русского поэта Николая Алексеевича Некрасова:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын...

Что означают для вас эти слова поэта? Как вы их понимаете?

Важно подвести детей к утверждению: чувствовать себя гражданином великой страны, иметь возможность проявить себя, не только пользоваться правами и свободами, но и нести ответственность за свои поступки.

Часть 3. Заключение (5 минут)

Учитель. В завершение нашего занятия предлагаю вам продолжить фразу:

  • Я думаю, что Конституция России отражает особый путь развития нашей страны, так как...

  • Из услышанного сегодня мне больше всего запомнилось...









Разговоры о важном

Методические рекомендации

ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ

5-7 классы.

12 декабря 2022 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5-7 классов по теме

«ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»


Цель занятия: обеспечить формирование у обучающихся представлений об основах конституционного государственного строя России, показать культурно-просветительское и воспитательное значение принципов Основного закона, сформировать уважение к Конституции Российской Федерации.

Формирующиеся ценности: любовь к Родине, патриотизм, историческая память и преемственность поколений (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п.25,

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1).

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентационных материалов, включает в себя анализ текстовой и визуальной информации и работу с интерактивными заданиями по теме занятия.


Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-57-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-57-method_recom.pdf

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/1264/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-57-presentation.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-57-dop.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/constitution-poster.png

  • интерактивные задания

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/constitution-57-1/index.html?back_url=/topic/28/grade/57/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/constitution-57-2/index.html?back_url=/topic/28/grade/57/


Часть 1. Мотивационная: введение в тему.

Занятие начинается со вступительного слова учителя и краткой беседы с обучающимися для определения уровня их осведомлённости в этой теме и осознания значения Конституции как Основного закона страны. Беседа стимулирует познавательный интерес школьников, мотивирует их на формирование собственной оценки и вызывает эмоциональный отклик, который подводит их к пониманию места, роли и особого значения Конституции Российской Федерации в контексте истории и современности. Успешная мотивация обучающихся обеспечивает положительные эмоции и настраивает школьников на активную учебную деятельность. Учитель благодарит обучающихся за ответы, подводит итог краткой беседе, переходит к теме появления и развития Конституции как Основного закона страны.



Часть 2. Основная.

Обучающимся предлагается просмотр видеоролика, где диктор рассказывает об истории и содержании Конституции России. В нём последовательно раскрываются ведущие проблемно-тематические положения темы занятия: понятие «конституция», даны краткие сведения об истории Конституции России. Даётся рельефная характеристика действующей Конституции Российской Федерации 1993 года. Рассматриваются права, свободы и обязанности граждан, и поправки в Конституцию России 2020 г.

Далее, обучающиеся выполняют интерактивные задания с целью контроля усвоения материала.

Интерактивное задание 1.

Задание предполагает соотнесение статей Конституции России, закрепляющих право на образование, право на бесплатную медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду с жизненными ситуациями. Выполняя познавательное задание с использованием фотографий, обучающиеся обращаются к статьям Конституции и отвечают на три вопроса.

Интерактивное задание 2.

Обучающиеся, используя положения Конституции России, восстанавливают правильную последовательность слов в тексте.

  1. закон, Российской, - Основной, Конституция, Федерации

Ответ: Конституция - Основной закон Российской Федерации.

  1. Российской, является, государства, Федерации, Президент, главой

Ответ: Президент Российской Федерации является главой государства.

  1. Российской, Федерации, труд, людей, и, здоровье, В, охраняются

Ответ: В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.

  1. Равны, судом, перед, и, все, законом

Ответ: Все равны перед законом и судом.

  1. Отечества, гражданина, и, Защита, Федерации, является, Российской, долгом, обязанностью

Ответ: Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Часть 3. Заключительная.

Итоговая рефлексия.

В заключение занятия учитель предлагает обучающимся совместно подвести итог состоявшегося разговора. Здесь можно использовать прием незаконченного предложения: учитель начинает фразу, а кто-то из школьников ее продолжает. Такое задание позволяет проявить креативные способности, развить устную речь, освоить первичные навыки публичных выступлений.

Одним из вариантов организации рефлексии может быть выполнение следующего практико-ориентированного задания: Конституция Российской Федерации закрепляет не только права, но и обязанности граждан. Проанализируйте примеры и вставьте номера в соответствующую графу таблицы.

Права и свободы гражданина

Обязанности гражданина

Список:

  1. Анатолий Васильевич устроился на новую работу.

  2. Надежда Геннадьевна получает медицинскую помощь в поликлинике.

  3. Предприниматель Василий уплатил налоги.

  4. Валентина Петровна посещает храм.

  5. Обучающиеся школы заботятся о сохранении памятника истории их края.

  6. Жители города получили информацию о состоянии окружающей среды.

  7. В семье Петровых родители купили сыну книгу по истории России.

  8. Артем после призывной комиссии служит в военно-космических силах России.

Ответ:

Права и свободы гражданина

Обязанности гражданина

1, 2, 4, 6, 7

3, 5, 8

Для закрепления темы учитель может предложить обучающимся совместно с родителями обсудить, какие примеры ежедневной жизни подтверждают положение, что у всех граждан нашей страны есть право на образование, поддержку материнства и детства, свободу слова и свободу совести и др.


При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия,

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!