ГАПОУ ЧАО «ЧМК» | УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ | СТО СМК 4.2.01 - 2014 |
Лист 2/12 |
рабочая программа учебной дисциплины
ОП.03 менеджмент
Анадырь 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 0230701 Прикладная информатика (по отраслям) укрупненной группы специальностей 230100 Информатика и вычислительная техника направления подготовки 230000 Информатика и вычислительная техника.
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж» (далее ГАПОУ ЧАО «ЧМК»)
Разработчик:
Петрова Оксана Леонидовна, преподаватель ГАПОУ ЧАО «ЧМК»
Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии
философских и социально-экономических дисциплин
Протокол № от « » 20__г.
Председатель ________/ Петрова О.Л. /
Рекомендована Методическим советом ГАПОУ ЧАО «ЧМК»
Протокол Методического совета № ___ от «___» _____________ 20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
| | страница |
1. | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 МЕНЕДЖМЕНТ
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственного образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 0230701 Прикладная информатика (по отраслям) укрупненной группы специальностей 230100 Информатика и вычислительная техника направления подготовки 230000 Информатика и вычислительная техника.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.03 Менеджмент относится к профессиональному циклу общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной образовательной программы.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
анализировать организационные структуры управления;
проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
сущность и характерные черты современного менеджмента;
методы планирования и организации работы подразделения;
принципы построения организационной структуры управления;
основы формирования мотивационной политики организации;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
внешнюю и внутреннюю среду организации;
цикл менеджмента;
процесс принятия и реализации управленческих решений;
принципы делового общения.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 40 часов,
самостоятельной работы обучающегося – 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: |
лабораторные занятия | 0 |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | 0 |
курсовая работа (проект) | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | 0 |
подготовка конспекта работа с дополнительными источниками анализ ситуационных задач | 4 10 6 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Менеджмент
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента | | | |
Тема 1.1. Понятие менеджмента, его задачи и роль в развитии современной организации | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Понятие менеджмента. Менеджмент как наука и искусство. Цели менеджмента. Задачи менеджмента. Роль менеджмента в развитии современного производства. | 2 |
2. | Основные подходы к менеджменту. Подход на основе школ: школа научного управления, школа административного управления, школа поведенческих наук, школа количественных методов. Процессный подход. Ситуационный подход. Системный подход. | 2 |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 2 |
1 | История развития менеджмента и его особенности в России и за рубежом |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
1 | Личные и деловые качества современного менеджера |
2 | Сравнительная характеристика американской и японской моделей менеджмента |
Раздел 2. Организация. Признаки, структура, законы организации | | |
Тема 2.1. Внешняя и внутренняя среда организации | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Организация как объект менеджмента. Признаки организации. Законы организации. Понятие «окружающая среда организации». Факторы внешней среды, их состав и влияние на деятельность организации. Факторы внутренней среды, их состав и влияние на деятельность организации. | 2 |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 0 |
1 | Анализ внешней и внутренней среды конкретной организации | 2 |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 0 |
1 | Конспект по вопросу: Факторы прямого и косвенного воздействия на организацию. Подобрать примеры. | 2 | |
Тема 2.2. Организационная структура | Содержание учебного материала | 2 |
2 |
1 | Понятие и типы организационных структур. Механистические и органические структуры, их особенности. | |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 0 | |
1 | Построение и определение типов организационных структур конкретных организаций | 2 | |
Раздел 3. Функции менеджмента | | | |
Тема 3.1 Цикл менеджмента | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Понятие цикл менеджмента. Понятие функция менеджмента. Характеристика функций менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. | 2 |
2 | Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла. Характеристика основных принципов и методов управления |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | |
1 | Анализ системы мотивации конкретной организации | 2 |
2 | Решение производственных ситуаций с точки зрения методов менеджмента | 2 |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
1 | Конспект по вопросу: Теории мотивации. |
| 2 | Подготовка сообщения: Применение теории мотивации на практике |
Раздел 4. Процесс принятия решений | | |
Тема 4.1 Управленческие решения | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Управленческое решение: понятие, черты, виды. Процесс и методы принятия решений. Стадии принятия управленческого решения. | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | 2 |
1 | Разработка и принятие управленческого решения. |
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
1 | Дать оценку предложенному управленческому решению |
Раздел 5. Коммуникации в менеджменте | | |
Тема 5.1. Информация и коммуникация в менеджменте | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Информация и коммуникации в менеджменте. Понятие и назначение информации и коммуникаций в менеджменте. Виды коммуникаций. Коммуникационный процесс. Элементы коммуникационного процесса. Барьеры в коммуникационном процессе. Коммуникационные сети в организации. | 2 |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 2 |
1 | Анализ системы коммуникаций в конкретной организации |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
1 | Преграды в межличностной и организационной коммуникации и пути их преодоления |
Раздел 6. Деловое общение в менеджменте | | |
Тема 6.1. Организация делового общения | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Правила проведения деловых бесед, совещаний, телефонных переговоров, психология и этика делового общения. Деловое общение: понятие, назначение. Деловая беседа: понятие, виды, структура, правила проведения. Совещание: понятие, структура, правила проведения. Телефонные переговоры: понятие, правила проведения. Психология и этика делового общения. | 2 |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 2 |
1 | Анализ производственных ситуаций: Деловая беседа; производственное совещание |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
1 | Разработать рекомендации по ведению деловых бесед, совещаний |
2 | Подготовка сообщения: Техника телефонных переговоров | 2 |
Раздел 7. Руководство: власть и партнерство | | |
Тема 7.1. Основы власти и влияния. Лидерство | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Основы власти и влияния. Лидерство. Стили руководства, их характеристика. | 2 |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 4 |
1. | Определение стиля руководства |
2. | Зачетное занятие по курсу Менеджмент |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
1 | Самоменеджмент: сущность, основная характеристика |
Всего: | 60 |
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
ученическая доска;
автоматизированное рабочее место преподавателя (АРМП), оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
комплект учебно-наглядных пособий;
Технические средства обучения:
мультимедиапроектор;
экран.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.
Казначевская Г.Б., Менеджмент. Учебное пособие. - Ростов -на - Дону: «Феникс», 2010. - 252 с.
Менеджмент организации: [Электронный ресурс]: [электронный учебник] / А.В. Тебекин, Б.С. Косарев. – электрон. дан. – М.: КНОРУС, 2010.
Дополнительные источники:
Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. Практикум: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с.
Набиев Р.А.Менеджмент. Практикум: Учеб. пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2008. – 144 с.
Управление персоналом организации. Практикум: учеб. пособие/ под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 365 с.
«Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ.
«Новый менеджмент». Научно-практический журнал. Издательство: «Новый издатель».
Интернет ресурсы:
Электронный ресурс «Менеджмент в России и за рубежом». Форма доступа: http://www.mevriz.ru/
Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа: www.ecsocman.edu.ru
http:// www.garant.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
- применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента; делового и управленческого общения; | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
- планировать и организовывать работу подразделения; | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, анализ ситуаций |
- формировать организационные структуры управления; | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
- учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности. | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
Знания |
| практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, подготовка сообщений, тестирование |
| практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование, подготовка сообщений |
| практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, анализ ситуаций |
| практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
Разработчик:
ГАПОУ ЧАО «ЧМК» преподаватель Петрова О.Л.
Эксперты:
_______________ _____________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
_________________ ____________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)