СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи»

Министерство образования Новосибирской области

Искитимский филиал ГБПОУ НСО «Новосибирский строительно-монтажный колледж»










Рассмотрено:


«Утверждаю»

На заседании ПЦК

Общеобразовательных дисциплин Протокол № ___ от «__»_____201_


Зав. учебной частью:

ППЦК Черкасова А.А. __________


Пицына Т.М.. __________



«___»____________201_















Рабочая ПРОГРАММа Учебной дисциплины


ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

основной профессиональной образовательной программы

специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий















2019



Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий




Организация-разработчик: Искитимский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области «Новосибирский строительно-монтажный колледж»




Разработчик: Макарова Лариса Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории.


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

8

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

8



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и культура речи»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 240111 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Учебная дисциплина "Русский язык и культура речи" является дисциплиной общего гуманитарного и социально-экономического цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

знать:

  • различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

  • нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

уметь:

- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

- анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;

- устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

- пользоваться словарями русского языка.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 87 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 66 часов;

самостоятельной работы обучающегося 21часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

87

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

66

в том числе:


практические занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

21

в том числе:


  1. Найти высказывания «великих» о языке и речи.

  2. Подготовить карточки с трудными случаями соблюдения орфоэпических норм

  3. Проиллюстрировать 3 фразеологических оборота.

  4. Составить памятку на тему «Правила пользования словарями».

  5. Составить словарь профессиональной лексики (по своей специальности).

  6. Составить тест по теме «Морфологические нормы».

  7. Составить графический диктант.

  8. Составить орфографический словарь своих трудностей.

  9. Привести примеры текстов с разными типами связи предложений

  10. Подобрать примеры текстов разных стилей речи.

  11. Написать эссе на тему «Значение культуры речи в современном мире.

  12. Составить кроссворд по теме «Культура речи в современном мире»

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ________________________________________

наименование

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основные составляющие русского языка

4

Репродуктивный уровень

Тема 1.1.

Язык и речь


Тема 1.2.

Нормы русского литературного языка

Содержание учебного материала:

Язык и речь. Специфика устной и письменной речи. Понятие культуры речи.

2

Самостоятельная работа: найти высказывания «великих» о языке и речи.


Содержание учебного материала:

Понятие о нормах русского литературного языка. Виды норм. Качества грамотной речи (правильность, точность, уместность, выразительность, чистота).

Самостоятельная работа: привести примеры видов норм

2

Раздел № 2

Фонетика

6

Продуктивный уровень

Должен уметь:

- устранять ошибки и недочеты в своей устной речи;

Должен знать:

- нормы русского литературного языка

Продуктивный уровень

Должен умет:

- устранять ошибки и недочеты в своей устной речи;

- пользоваться словарями русского языка.

Должен знать:

- нормы русского литературного языка

Продуктивный уровень

Должен умет:

- устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи.

Должен знать:

- нормы русского литературного языка

Продуктивный уровень

Должен умет:

- устранять ошибки и недочеты в своей письменной речи;

- пользоваться словарями русского языка.

Должен знать:

- нормы русского литературного языка

Продуктивный уровень

знать:

  • нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

уметь:

- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

- анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;

- устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

Тема 2.1.

Основные фонетические единицы

Фонетика; основные фонетические единицы; фонетические средства языковой выразительности.

2

Практические занятия №1 по теме фонетика.

2

Самостоятельная работа: приготовить карточки с трудными случаями соблюдения орфоэпических норм.


Тема 2.2.

Орфоэпия

Орфоэпия; орфоэпические нормы русского литературного языка; понятие о фонеме.

Самостоятельная работа: Подготовить тест по теме Орфоэпические нормы .

2


Понятие акцентологических норм. Основные причины их нарушения.


Раздел 3. Лексика, фразеология.

14

Тема 3.1.

Лексика

Лексика

4

Лексика, лексикон, лексическое значение слова, лексические группы. Использование в речи изобразительно-выразительных средств. Лексические нормы.

2

Самостоятельная работа: составить словарь «Лексические группы русского языка»

2

Тема 3.2.

Фразеология.

Фразеология.

3

Фразеология; типы фразеологических единиц, их использование в речи;

2

Самостоятельная работа: проиллюстрировать 3 фразеологических оборота.

2

Тема 3.3.

Лексикография.

Лексикография

5

Практическая работа № 2 Лексикография. Основные типы словарей.

2

Практическая работа №3 по теме Лексика.

2

Самостоятельная работа: составить памятку на тему: «Правила пользования словарями».

2

Раздел 4. Словообразование.

6

Тема 4.1.

Словообразование.

Словообразование.

6

Способы словообразования. Словообразовательные нормы. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

4

Самостоятельная рабата: составить словарь профессиональной лексики (по своей специальности)

2

Раздел 5. Морфология.

10

Тема 5.1.

Части речи.

Самостоятельные и служебные части речи.

4

Самостоятельные и служебные части речи. Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке.

2

Самостоятельная работа: заполнить таблицу «Части речи».

2

Тема 5.2.

Морфологические нормы.

Морфологические нормы.

6

Основные морфологические нормы.

2

Практическая работа №4 по теме Морфология.

2

Самостоятельная работа: составить тест по теме Морфологические нормы

2

Раздел 6. Синтаксис.


8

Тема 6.1.

Единицы синтаксиса

Основные единицы синтаксиса

4

Основные единицы синтаксиса. Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложения.

2

Самостоятельная работа: составить графический диктант.

2

Тема 6.2. Пунктуационные нормы.

Пунктуационные нормы.

4

Принципы русской пунктуации. Пунктуационные нормы.

4

Раздел 7. Орфография.

6

Тема 7.1. Орфографические нормы.

Орфографические нормы.

6

Орфография. Принципы русской орфографии. Орфографические нормы.

4

Самостоятельная работа: составить орфографический словарь своих трудностей.

2

Раздел 8. Текст.

31

Тема 8.1.

Текст

Текст.

6

Текст. Признаки текста. Тема, основная мысль текста. Связь предложений в тексте.

4

Самостоятельная работа: привести примеры текстов с разными типами связи предложений.

2

Тема 8.2.

Функционально-смысловые типы речи.

Функционально-смысловые типы речи.

9

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Особенности разных типов речи. Сочетание разных типов речи в одном тексте.

6

Практическая работа №5 по теме Функционально-смысловые типы речи

2

Самостоятельная работа: подобрать примеры текстов разных типов речи.

1

Тема 8.3.

Стили речи

Стили речи

5

Стили речи: разговорный, публицистический, официально-деловой, научный, художественный. Функции, особенности, области употребления. Примеры жанров разных стилей речи.

2

Практическая работа №6 по теме Стили речи

2

Самостоятельная работа: подобрать примеры текстов разных стилей речи.

1

Тема 8.4.

Значение культуры речи.

4

Значение культуры речи.

Значение культуры речи в современном мире.

2


Самостоятельная работа: написать эссе на тему «Значение культуры речи в современном мире».

1

Всего:

87

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Самсонов, Н. Б.   Русский язык и культура речи : учебник и практикум для СПО / Н. Б. Самсонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 383 с

Русский язык и культура речи : учебник и практикум для СПО / В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева ; под общ. ред. В. Д. Черняк. — 4-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 389 с.

Бортников, В. И.   Русский язык и культура речи. Практикум : учебное пособие для СПО / В. И. Бортников, Ю. Б. Пикулева. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 95 с.

Титов, О. А.   Русский язык и культура речи. Практикум по орфографии : учебное пособие для СПО / О. А. Титов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 129 с.

Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учеб.-практ. пособие для СПО / В. Д. Черняк [и др.] ; под общ. ред. В. Д. Черняк. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 525 с.

Голубева, А. В.   Русский язык и культура речи. Практикум : учебное пособие для СПО / А. В. Голубева, З. Н. Пономарева, Л. П. Стычишина ; под ред. А. В. Голубевой. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 256 с. 

Русский язык и культура речи : учебник для СПО / Г. Я. Солганик, Т. И. Сурикова, Н. И. Клушина, И. В. Анненкова ; под ред. Г. Я. Солганика. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 239 с.


Дополнительные источники:

Голубева, А. В.   Русский язык и культура речи. Практикум : учебное пособие для СПО / А. В. Голубева, З. Н. Пономарева, Л. П. Стычишина ; под ред. А. В. Голубевой. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 256 с. 

Русский язык и культура речи : учебник для СПО / Г. Я. Солганик, Т. И. Сурикова, Н. И. Клушина, И. В. Анненкова ; под ред. Г. Я. Солганика. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 239 с.


Интернет-ресурсы

www. eor. it. ru/eor

www. ruscorpora. ru

www. russkiyjazik. ru

www. etymolog. ruslang. ru

www. rus.1september. ru

www. uchportal. ru

www. Ucheba. com

www. metodiki. ru

www. posobie. ru


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами.

Устная работа,

письменная работа,

индивидуальный опрос,

групповой опрос,

индивидуальная презентация,

групповая презентация,

тесты,

анализ деловых ситуаций,

подготовка эссе,

деловые игры,

практикумы,

защита выполненных заданий, контрольные работы,

зачетная работа.


Уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности.


Уметь устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи.


Уметь пользоваться словарями русского языка.


Знать различия между языком и речью.

Знать функции языка как средства формирования и трансляции мысли.

Знать нормы русского литературного языка.

Знать специфику устной и письменной речи.

Знать правила продуцирования текстов разных деловых жанров.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!