СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины огсэ.05. русский язык и культура речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИV

общеобразовательного цикла

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ   программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины огсэ.05. русский язык и культура речи»



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТРОГАНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора

ГБПОУ «Строгановский колледж»

_________________ Т.Л. Кузьмина

__________________








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.05. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ



общеобразовательного цикла


программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании









2019

ОДОБРЕНА

Методической комиссией

Общих гуманитарных и

социально-экономических дисциплин

Председатель

___________ Л.М.Чернышёва

___________














Составитель: Швецова Валентина Викторовна, преподаватель высшей категории ГБПОУ «Строгановский колледж»


Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования, федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании, рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности или профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), примерной программы учебной дисциплины ОУД.05 ИСТОРИЯ для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (далее – ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № 3 от «21» июля 2015г., регистрационный номер рецензии № 381 от «23» июля 2015г. ФГАУ «ФИРО».















СОДЕРЖАНИЕ





Название разделов стр.


1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4

2. Структура и содержание учебной дисциплины 7

3. Условия реализации учебной дисциплины 11

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 14

5. Приложение 1 16

6. Приложение 2 28








  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи (далее программа УД) – является частью программы специалистов среднего звена по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании, разработанной в соответствии с ФГОС СПО, в части освоения общепрофессиональных компетенций.

Рабочая программа составлена для очной формы обучения.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи является общепрофессиональной дисциплиной, в части общего гуманитарного и социально экономического цикла по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании.

Содержание дисциплины «Русский язык и культура речи» имеет межпредметные связи с дисциплиной общеобразовательной подготовки ОУД.01 Русский язык и с дисциплиной общего гуманитарного и социально экономического цикла ОГСЭ.02. История.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Базовая часть

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- пользоваться толковыми, фразеологическими, орфографическими и орфоэпическими словарями;

- создавать тексты в устной и письменной форме; - определять лексическое значение слова;

- находить и исправлять в тексте лексические ошибки;

- пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной и профессиональной лексике;

- употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой;

- редактировать собственные тексты и тексты других авторов; - пользоваться правилами правописания;

- различать тексты по их принадлежности к стилям, создавать тексты в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки обучающихся.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- различия между языком и речью, функция языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы;

- особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;

- лексические и фразеологические единицы языка;

- способы словообразования;

- самостоятельные и служебные части речи;

- синтаксический строй предложения;

- правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;

- функциональные стили литературного языка

Вариативная часть – 60 час

В процессе освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК) (Приложение 2):


Виды универсальных учебных действий

Общие компетенции

(в соответствии с ФГОС СПО по специальности)

Личностные

(обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях)



Регулятивные

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка

(обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности)


Познавательные

(обеспечивают исследовательскую

компетентность, умение работать с информацией)


Коммуникативные

(обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми)








ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполненных заданий.

ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК10.Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных правовых документов, а также требования стандартов и иных нормативных документов.




1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины

максимальной учебной нагрузки студента 90 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 60 часов;

самостоятельной работы студента 30 часов.























































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для очной формы обучения



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

вариативная часть


60

практические занятия

28

контрольная работа


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2





2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Литературный язык - высшая форма развития национального языка



Тема 1.1

Литературный язык - высшая форма развития национального языка. Основные признаки литературного языка


2


2

Практическое занятие №1

2

2

Тема 1.2

Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка.

2

2

Практическое занятие №2


2


1

Тема 1.3


Язык и речь. Смысл понятий: речевая ситуация и еѐ компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.

2


1


Практическое занятие №3

2

2

Тема 1.4

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.


2


2

Практическое занятие №4

2

2

Самостоятельная работа

6


Раздел 2 . Литературный язык и языковые нормы



Тема 2.1


Фонетика, орфоэпия. Орфоэпические и фонетические нормы.


2


2


Практическое занятие №5


2

2

Тема 2.2

Графика. Орфография. Орфографические нормы русского языка

2

2

Практическое занятие №6

2

2

Практическое занятие №7



2

2

Тема 2.3


Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексическое значение.

2


1


Практическое занятие №8

2

2

Тема 2.4


Лексико-фразеологическая норма. Заимствованные слова в современном языке.

2


2


Практическое занятие №9

2

2

Тема 2.5

Лексические ошибки и их виды: тавтология, алогизмы.

2

2

Практическое занятие №10

2

2

Тема 2.6

Синтаксис. Синтаксические и пунктуационные нормы русского языка

2

2

Практическое занятие №11

2

2


Самостоятельная работа

12

2

Раздел 3. Текст и его особенности



Тема 3.1

Текст как речевое произведение. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение

2

2

Практическое занятие №12

2

2

Тема 3.2

Орфоэпические, лексические, грамматические нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения

2



2

Тема 3.3

Пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения

2

2

Практическое занятие №13

2

2

Тема 3.4

Функциональные стили русского языка.

2

2

Практическое занятие №14

2

2

Тема 3.5

Лексические средства и приемы выразительности речи. Использование тропов и фигур в художественной речи.

2

2


Самостоятельная работа

12

2


Диференцированный зачет

2

2


Всего

90



















3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русского языка и литературы».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- учебно-наглядные пособия по «Русскому языку и культуре речи»

Технические средства обучения:

-компьютер

-мультимедиапроектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения


Для студентов:

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2018.

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. об¬разования. — М., 2019.

Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. — М., 2019.

Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. — М., 2019.

Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2019.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2019.

Для преподавателей:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государ-ственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистриро¬ван в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получе¬ния среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреж¬дений сред. проф. образования. — М., 2019.

Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2019.

Львова С.И. Таблицы по русскому языку. — М., 2018.

Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. — М., 2018.

Словари:

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2018.

Граудина Л.К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2018.

Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова / под ред. В.В.Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2019.

Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2018.

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2018.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2018.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л.И.Скворцова. — М., 2018.

Розенталь Д.Э., Краснянский В.В. Фразеологический словарь русского языка. — М., 2018.

Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М., 2019.

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. — М., 2018.

Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост. В.В.Бурцева. — М., 2018.

Интернет-ресурсы

www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).

www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).

www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).

www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).

www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».

www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).

www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru)

www.metodiki.ru (Методики).

www.posobie.ru (Пособия).

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Ин-формационные технологии на уроках русского языка и литературы).

www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учи¬тель — учителю» издательства «Просвещение»).

www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка).

www.slovari.ru/dictsearch (Словари. ру).

www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).

www.gramota.ru (Справочная служба).

www.gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).





4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- пользоваться толковыми, фразеологическими, орфографическими и орфоэпическими словарями;

- создавать тексты в устной и письменной форме;

- определять лексическое значение слова;

- находить и исправлять в тексте лексические ошибки;

- пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной и профессиональной лексике;

- употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой;

- редактировать собственные тексты и тексты других авторов; - пользоваться правилами правописания;

- различать тексты по их принадлежности к стилям, создавать тексты в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки обучающихся.

внеаудиторная самостоятельная работа,



практическая работа,

учебные проекты,

контрольные работы,

зачет


Знания:

- различия между языком и речью, функция языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы;

- особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;

- лексические и фразеологические единицы языка;

- способы словообразования;

- самостоятельные и служебные части речи;

- синтаксический строй предложения;

- правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;

- функциональные стили литературного языка






































Приложение 1

КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Уметь:

- Извлекать из разных источников и преобразовывать инфор­мацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;

- характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке;

- составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме;

- приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

- определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества;

- вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);

- преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека; языка в жизни общества;

- вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);

- преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека

Тематика практических занятий по разделам:

Язык и речь. Функцио­нальные стили речи

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Лексикология и фразеология

Морфемика, слово образование, орфография

Морфология и орфография

Синтаксис и пунктуация

Знать:

- различия между языком и речью, функция языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы;

- особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;

- лексические и фразеологические единицы языка;

- способы словообразования;

- самостоятельные и служебные части речи;

- синтаксический строй предложения;

- правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;

- функциональные стили литературного языка

Перечень тем по разделам:

Язык и речь. Функцио­нальные стили речи

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Лексикология и фразеология

Морфемика, слово образование, орфография

Морфология и орфография

Синтаксис и пунктуация

Самостоятельная работа студента

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы и других источников информации (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.





Приложение 2

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Технологии формирования ОК

(на учебных занятиях)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Элементы игровых технологий, элементы проблемного обучения

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Элементы игровых технологий, элементы проблемного обучения, совместное обучение в малых группах сотрудничество

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Элементы проблемного обучения, элементы личностно- ориентированного развивающего обучения.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Элементы информационных коммуникационных технологий

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Кейс-технологии, элементы проблемного обучения

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Разноуровневое обучение, элементы игровых технологий, элементы проблемного обучения, совместное обучение в малых группах сотрудничество

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

Элементы личностно- ориентированного развивающего обучения

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Элементы проблемного обучения, элементы личностно- ориентированного развивающего обучения

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК10.Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных правовых документов, а также требования стандартов и иных нормативных документов

Элементы проблемного обучения





9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!