2017 г.
Разработчик: Синева А.В. – преподаватель высшей квалификационной категории
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий. Разработана на основе Функциональной карты и региональных требований, согласованных с работодателем.
Учебная дисциплина ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи относится к вариативной части общего гуманитарного и социально – экономического цикла.
Результатом освоения программы учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи является овладение обучающимися общими (ОК) компетенциями:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ФК1. Владеть правилами речевого этикета.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах (сам/р*) | Осваиваемые элементы компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Культура речи. Современный статус русского языка | 8 | |
Тема 1.1 Введение. Культура речи как общеобразовательная дисциплина | Понятие культуры речи Цели и задачи дисциплины Значение культуры речи в жизни человека | 2 | ОК01 ОК02 ОК03 ОК06 ОК09 |
Внеаудиторная самостоятельная работа Написание реферата «Пишите и говорите правильно!» | 4* | |
Язык и речь Функции языка Языковая личность, речевая личность Виды речевой деятельности Речевая ситуация и ее компоненты | 2 | ОК01 ОК02 ОК03 ОК06 ОК09 |
Особенности невербального общения Особенности мимики и жестов | 2 | ОК01 ОК02 ОК03 |
Языковая норма Типы норм Лексические нормы Орфоэпические нормы Морфологические нормы Орфографические нормы Синтаксические нормы Изменение норм | 2 | ОК01 ОК02 ОК03 ОК06 ОК09 |
Внеаудиторная самостоятельная работа Написание реферата «Нарушение норм современного русского литературного языка» | 4* | |
Раздел 2. Функциональные разновидности языка, взаимодействие стилей | 6 | |
Тема 2. 1 Функциональные разновидности языка, взаимодействие стилей. | Функциональные стили речи и их особенности: признаки стиля, сфера. использования. | 2 | ОК01 ОК02 ОК03 ОК06 ОК09 |
Тема 2. 2 Научный стиль. Официально-деловой стиль | Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение. Признаки официально-делового стиля. | 2 | ОК01 ОК02 ОК03 |
Тема 2.3 Публицистический и разговорный стили речи. | Среда функционирования Морфологические особенности Лексика Синтаксис | 2 | ОК01 ОК02 ОК03 |
Внеаудиторная самостоятельная работа Написание деловых бумаг: заявление, объявление, резюме и др. | 2* | |
Раздел 3. Фонетика и орфоэпия. | 8 | |
Тема 3.1 Фонетические единицы языка. Особенности русского ударения. | Звук и фонема Произносительные нормы и нормы ударения | 2 | ОК01 ОК02 ОК03 ОК06 ОК09 |
Внеаудиторная самостоятельная работа Решение тестовых заданий | 2* | |
Тема 3.2 Фонетические средства языковой выразительности. | Звукопись Благозвучие речи Основные средства языковой выразительности | 2 | ОК01 ОК02 ОК03 |
Выработка выразительности чтения Дикция Сила голоса | 2 | ОК01 ОК02 ОК03 |
Тема 3.3 Орфоэпические нормы русского литературного языка. | Практическое занятие №1 «Орфоэпические нормы» Норма языка. Произносительные нормы и нормы ударения. | 2 | ОК01 ОК02 ОК03 ОК06 ОК09 |
Внеаудиторная самостоятельная работа Выполнение упражнений, тестов Написание реферата« Развитие культуры речи – залог успешности будущего специалиста» | 2* | |
Раздел 4. Лексика и фразеология | 12 | |
Тема 4. 1 Слово в лексической системе языка. | Лексическое и грамматическое значения слова Многозначность слова Прямое и переносное значение слова Омонимы, синонимы, антонимы | 2 | ОК01 ОК02 ОК03 |
Внеаудиторная самостоятельная работа Работа со словарями, лексический разбор слов | 4* | |
Тема 4.2. Лексические и фразеологические единицы русского языка | Свободные и несвободные словосочетания Клише и этикетные слова Фразеологизмы, их употребление в речи | 2 | ОК01 ОК02 ОК03 ОК06 ОК09 |
Практическое занятие №2 «Фразеологизмы» | 2 | ОК01 ОК02 ОК03 |
Тема 4.3 Употребление профессиональной лексики и научных терминов. | Практическое занятие №3 «Употребление профессиональной лексики и научных терминов» | 2 | ОК01 ОК02 ОК03 |
Практическое занятие №4: работа с фразеологическими словарями , подготовка сообщений «Происхождение фразеологизмов». | 2 | ОК01 ОК02 ОК03 |
Тема 4.4 Лексические ошибки и их исправление. | Практическое занятие № 5 «Лексические ошибки, их исправление Двусмысленность как речевое явление. Тавтология, плеоназм. | 2 | ОК01 ОК02 ОК03 ОК06 ОК09 |
Практическое занятие № 6 «Коррекция деформированных текстов» | 2 | ОК01 ОК02 ОК03 |
Внеаудиторная самостоятельная работа Редактирование текста, исправление речевых ошибок | 2* | |
Раздел 5. Морфемика, словообразование | 6 | |
Тема 5.1 Способы словообразования | Практическое занятие №7 «Словообразование – источник обновления лексики» | 2 | ОК01 ОК02 ОК03 |
Внеаудиторная самостоятельная работа Упражнения на выявление речевых недочетов | 2* | |
Тема 5.2. Стилистические возможности словообразования | Речевая избыточность Точность словообразования Точность формообразования | 2 | ОК01 ОК02 ОК03 |
Внеаудиторная самостоятельная работа Упражнения на образование форм существительных, прилагательных, глаголов, числительных | 2* | |
Тема 5.3. Особенности словообразования профессиональной лексики | Практическое занятие №8 «Смешение паронимов, лексическая сочетаемость, ясность синтаксических конструкций» | 2 | ОК01 ОК02 ОК03 |
Раздел 6. Морфология | 2 | |
Тема 6.1 Ошибки в речи. Ошибки в формообразовании и использовании форм слов. | Практическое занятие №9 «Ошибки в формообразовании и использовании форм слов». Правописание падежных окончаний имен существительных. Род, число, падеж существительных. | 2 | ОК02 ОК03 ОК06 ОК09 |
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация | 6 | ОК01 ОК02 ОК03 |
Тема 7.1 Основные единицы синтаксиса | Словосочетание и предложение Сложное синтаксическое целое Нормы построения словосочетаний | 2 | ОК01 ОК02 ОК03 |
Практическое занятие №10 «Знаки препинания при обобщающих словах, вводных словах, в сложных предложениях» | 2 | ОК01 ОК02 ОК03 |
Тема 7.2 Обобщение и систематизация знаний | Виды предложений по цели высказывания Обобщение и систематизация знаний | 2 | ОК01 ОК02 ОК03 ОК06 ОК09 |
| Всего | 48(24*) | |
Максимальная | 72 |
Реализация учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи требует наличия учебного кабинета русского языка.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: компьютер, проектор, экран, доска, мультимедийный проектор.
Антонова, Е.С.Русский язык и культура речи: учебник для средних специальных учебных заведений. /Е.С. Антонова, Т.М. Воителева.– М.: Мнемозина, 2011.-350с.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике | Владение нормами русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике | Текущий контроль в форме: практической работы; контрольной работы; проверочной работы; защиты рефератов, участия в исследовательской, творческой работе. Аттестация в форме дифференцированного зачета. |
Сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения | Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения | Текущий контроль в форме: практической работы; контрольной работы; проверочной работы; защиты рефератов, участия в исследовательской, творческой работе. Аттестация в форме дифференцированного зачета |
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью | Самоанализ и самооценка собственной речи | Текущий контроль в форме: практической работы; контрольной работы; проверочной работы; защиты рефератов, участия в исследовательской, творческой работе. Аттестация в форме дифференцированного зачета |
Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации | Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации | Текущий контроль в форме: практической работы; контрольной работы; проверочной работы; защиты рефератов, участия в исследовательской, творческой работе. Аттестация в форме дифференцированного зачета |
Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров | Информационная переработка текста в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров | Текущий контроль в форме: практической работы; контрольной работы; проверочной работы; защиты рефератов, участия в исследовательской, творческой работе. Аттестация в форме дифференцированного зачета |
Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка | Владение терминологией предметной области, Владение навыками лингвистического и филологического анализа текста | Текущий контроль в форме: практической работы; контрольной работы; проверочной работы; защиты рефератов, участия в исследовательской, творческой работе. Аттестация в форме дифференцированного зачета. |
Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста | Владение терминологией предметной области; проявление способностей определять основные тему, цели, задачи, аргументы, делать доказательства, выводы, оценки | Текущий контроль в форме: практической работы; контрольной работы; проверочной работы; защиты рефератов, участия в исследовательской, творческой работе. Аттестация в форме дифференцированного зачета |
Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях | Проявление способностей выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях способностей | Текущий контроль в форме: практической работы; контрольной работы; проверочной работы; защиты рефератов, участия в исследовательской, творческой работе. Аттестация в форме дифференцированного зачета |
Владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово- родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания | Проявление навыков анализа текста с учетом их стилистической и жанрово- родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания | Текущий контроль в форме: практической работы; контрольной работы; проверочной работы; защиты рефератов, участия в исследовательской, творческой работе. Аттестация в форме дифференцированного зачета. |
Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. | Проявление представлений о системе стилей языка художественной литературы | Текущий контроль в форме: практической работы; контрольной работы; проверочной работы; защиты рефератов, участия в исследовательской, творческой работе. Аттестация в форме дифференцированного зачета. |
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Владеет нормами русского литературного языка и применяет знания о них в речевой практике | Текущий контроль в форме: практической работы; контрольной работы; проверочной работы; защиты рефератов, участия в исследовательской, творческой работе. Аттестация в форме дифференцированного зачета |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Создает устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; | Текущий контроль в форме: практической работы; контрольной работы; проверочной работы; защиты рефератов, участия в исследовательской, творческой работе. Аттестация в форме дифференцированного зачета |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Владеет навыками самоанализа и самооценки собственной речи | Текущий контроль в форме: практической работы; контрольной работы; проверочной работы; защиты рефератов, участия в исследовательской, творческой работе. Аттестация в форме дифференцированного зачета |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Анализирует текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации | Текущий контроль в форме: практической работы; контрольной работы; проверочной работы; защиты рефератов, участия в исследовательской, творческой работе. Аттестация в форме дифференцированного зачета |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Представляет текст в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров | Текущий контроль в форме: практической работы; контрольной работы; проверочной работы; защиты рефератов, участия в исследовательской, творческой работе. Аттестация в форме дифференцированного зачета |
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Имеет представление об изобразительно-выразительных возможностях русского языка | Текущий контроль в форме: практической работы; контрольной работы; проверочной работы; защиты рефератов, участия в исследовательской, творческой работе. Аттестация в форме дифференцированного зачета |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | Учитывает исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста | Текущий контроль в форме: практической работы; контрольной работы; проверочной работы; защиты рефератов, участия в исследовательской, творческой работе. Аттестация в форме дифференцированного зачета |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Выявляет в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражает свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях способностей | Текущий контроль в форме: практической работы; контрольной работы; проверочной работы; защиты рефератов, участия в исследовательской, творческой работе. Аттестация в форме дифференцированного зачета |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | Анализирует тексты с учетом их стилистической и жанрово- родовой специфики; осознает художественную картину жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания | Текущий контроль в форме: практической работы; контрольной работы; проверочной работы; защиты рефератов, участия в исследовательской, творческой работе. Аттестация в форме дифференцированного зачета |
ФК1.Владеть правилами речевого этикета. | ФК1.Владеет правилами речевого этикета. | Текущий контроль в форме: практической работы; контрольной работы; проверочной работы; защиты рефератов, участия в исследовательской, творческой работе. Аттестация в форме дифференцированного зачета |