СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОГСЭ 05 Русский язык и культуру речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи»  по специальности 08.02.09  Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования  промышленных и гражданских зданий

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОГСЭ 05 Русский язык и культуру речи»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области

«Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства»












Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи


по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий



группа МЭЗ-16-9-1

















2017 г.


Организация-разработчик: ГАПОУ ТО «ТТСИиГХ»


Разработчик: Синева А.В. – преподаватель высшей квалификационной категории















































  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

1.1. Область применения программы


Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий. Разработана на основе Функциональной карты и региональных требований, согласованных с работодателем.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ

Учебная дисциплина ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи относится к вариативной части общего гуманитарного и социально – экономического цикла.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

осуществлять речевой самоконтроль;

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.


Результатом освоения программы учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи является овладение обучающимися общими (ОК) компетенциями:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять

к ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы

выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них

ответственность.

ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и

личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной

деятельности.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,

потребителями.

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за

результат выполнения заданий.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,

заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной

деятельности.

ФК1. Владеть правилами речевого этикета.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

Из них:


практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

Аттестация в форме зачета на 3 семестре

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем

в часах

(сам/р*)

Осваиваемые элементы компетенции

1

2

3

4

Раздел 1. Культура речи. Современный статус русского языка

8


Тема 1.1

Введение.

Культура речи как общеобразовательная дисциплина

Понятие культуры речи

Цели и задачи дисциплины

Значение культуры речи в жизни человека

2

ОК01

ОК02

ОК03

ОК06

ОК09

Внеаудиторная самостоятельная работа

Написание реферата «Пишите и говорите правильно!»

4*


Язык и речь

Функции языка

Языковая личность, речевая личность

Виды речевой деятельности

Речевая ситуация и ее компоненты

2

ОК01

ОК02

ОК03

ОК06

ОК09

Особенности невербального общения

Особенности мимики и жестов

2

ОК01

ОК02

ОК03

Языковая норма

Типы норм

Лексические нормы

Орфоэпические нормы

Морфологические нормы

Орфографические нормы

Синтаксические нормы

Изменение норм

2

ОК01

ОК02

ОК03

ОК06

ОК09

Внеаудиторная самостоятельная работа

Написание реферата «Нарушение норм современного русского литературного языка»



4*


Раздел 2. Функциональные разновидности языка, взаимодействие стилей

6


Тема 2. 1

Функциональные разновидности языка, взаимодействие стилей.

Функциональные стили речи и их особенности: признаки стиля, сфера.

использования.

2

ОК01

ОК02

ОК03

ОК06

ОК09

Тема 2. 2

Научный стиль. Официально-деловой стиль

Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение.

Признаки официально-делового стиля.

2

ОК01

ОК02

ОК03

Тема 2.3

Публицистический и разговорный стили речи.

Среда функционирования

Морфологические особенности

Лексика

Синтаксис

2

ОК01

ОК02

ОК03

Внеаудиторная самостоятельная работа

Написание деловых бумаг: заявление, объявление, резюме и др.

2*


Раздел 3. Фонетика и орфоэпия.

8


Тема 3.1

Фонетические единицы языка. Особенности русского ударения.

Звук и фонема

Произносительные нормы и нормы ударения

2

ОК01

ОК02

ОК03

ОК06

ОК09

Внеаудиторная самостоятельная работа

Решение тестовых заданий

2*


Тема 3.2

Фонетические средства языковой выразительности.

Звукопись

Благозвучие речи

Основные средства языковой выразительности

2

ОК01

ОК02

ОК03

Выработка выразительности чтения

Дикция

Сила голоса

2

ОК01

ОК02

ОК03

Тема 3.3

Орфоэпические нормы русского литературного языка.

Практическое занятие №1 «Орфоэпические нормы»

Норма языка.

Произносительные нормы и нормы ударения.

2

ОК01

ОК02

ОК03

ОК06

ОК09

Внеаудиторная самостоятельная работа

Выполнение упражнений, тестов

Написание реферата« Развитие культуры речи – залог успешности будущего специалиста»

2*


Раздел 4. Лексика и фразеология

12


Тема 4. 1

Слово в лексической системе языка.

Лексическое и грамматическое значения слова

Многозначность слова

Прямое и переносное значение слова

Омонимы, синонимы, антонимы

2

ОК01

ОК02

ОК03

Внеаудиторная самостоятельная работа

Работа со словарями, лексический разбор слов

4*


Тема 4.2.

Лексические и фразеологические единицы русского языка

Свободные и несвободные словосочетания

Клише и этикетные слова

Фразеологизмы, их употребление в речи

2

ОК01

ОК02

ОК03

ОК06

ОК09

Практическое занятие №2 «Фразеологизмы»

2

ОК01

ОК02

ОК03

Тема 4.3

Употребление профессиональной лексики и научных терминов.

Практическое занятие №3 «Употребление профессиональной лексики и научных терминов»

2

ОК01

ОК02

ОК03

Практическое занятие №4: работа с фразеологическими словарями , подготовка сообщений «Происхождение фразеологизмов».

2

ОК01

ОК02

ОК03

Тема 4.4

Лексические ошибки и их исправление.

Практическое занятие № 5 «Лексические ошибки, их исправление

Двусмысленность как речевое явление.

Тавтология, плеоназм.

2

ОК01

ОК02

ОК03

ОК06

ОК09

Практическое занятие № 6 «Коррекция деформированных текстов»

2

ОК01

ОК02

ОК03

Внеаудиторная самостоятельная работа

Редактирование текста, исправление речевых ошибок

2*


Раздел 5. Морфемика, словообразование

6


Тема 5.1

Способы словообразования

Практическое занятие №7 «Словообразование – источник обновления лексики»

2

ОК01

ОК02

ОК03

Внеаудиторная самостоятельная работа

Упражнения на выявление речевых недочетов

2*


Тема 5.2.

Стилистические возможности словообразования

Речевая избыточность

Точность словообразования

Точность формообразования

2

ОК01

ОК02

ОК03

Внеаудиторная самостоятельная работа

Упражнения на образование форм существительных, прилагательных, глаголов, числительных

2*


Тема 5.3.

Особенности словообразования профессиональной лексики






Практическое занятие №8 «Смешение паронимов, лексическая сочетаемость, ясность синтаксических конструкций»


2

ОК01

ОК02

ОК03

Раздел 6. Морфология

2


Тема 6.1

Ошибки в речи. Ошибки в формообразовании и использовании форм слов.

Практическое занятие №9 «Ошибки в формообразовании и использовании форм слов». Правописание падежных окончаний имен существительных.

Род, число, падеж существительных.



2

ОК02

ОК03

ОК06

ОК09

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация

6

ОК01

ОК02

ОК03


Тема 7.1

Основные единицы синтаксиса

Словосочетание и предложение

Сложное синтаксическое целое

Нормы построения словосочетаний

2

ОК01

ОК02

ОК03

Практическое занятие №10 «Знаки препинания при обобщающих словах, вводных словах, в сложных предложениях»

2

ОК01

ОК02

ОК03

Тема 7.2

Обобщение и систематизация знаний

Виды предложений по цели высказывания

Обобщение и систематизация знаний

2

ОК01

ОК02

ОК03

ОК06

ОК09


Всего

48(24*)


Максимальная

72



3 условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи требует наличия учебного кабинета русского языка.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: компьютер, проектор, экран, доска, мультимедийный проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Антонова, Е.С.Русский язык и культура речи: учебник для средних специальных учебных заведений. /Е.С. Антонова, Т.М. Воителева.– М.: Мнемозина, 2011.-350с.

Дополнительные источники:

  1. Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб.пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. /Т.М. Воителева.-М.:Просвещение, 2011. – 286с.

  2. Герасименко, Н.А.Русский язык: учебник. /Н.А.Герасименко, А.В. Канафьева, В.В. Леденева [и др.] – 4-е изд., испр. – М.:Дрофа, ,2011.- 292с.

  3. Гольцова, Н.Г. Русский язык. 10-11 кл. / Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин.– М.: 2008.-302с.

  4. Горшков, А.И. Русская словесность: От слова к словесности 10-11 классы: Учебник для общеобразоват. учрежд. / А.И. Горшков. – М.:Мнемозина, 2011.-312с.

  5. Дейкина, А.Д. Русский язык. 10-11 кл. /А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова.- М.:Просвещение 2011.-285с.

  6. Лекант, П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка. /П.А. Лекант, В.В. Леденева.– М.: Дрофа, 2011.-325с.

  7. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений.– 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М.: 2011.-937с.

  8. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для стут. учреждений сред. проф. образования/ Е.С. Антонова., Т.М. Воителева.- 11-е изд., стер.-М.: Академия, 2012.- 320 с.

  9. Герасименко Н.А. Русский язык: учебник для стут. учреждений сред. проф. образования/ Н.А. Герасименко, А.В. Канафьева, В.В. Леденёва.- 10-е изд., стер.-М.: Академия, 2011.- 456 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Справочная служба русского языка, интерактивные словари. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gramota.ru

  2. Полезные ссылки по русскому языку.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.morpher.ru/Russian/Links.aspx.

  3. Студентам - учебные материалы по русскому языку. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/ruslang5.htm.















4.Контроль и оценка результатов освоения

УЧЕБНОЙ Дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике

Владение нормами русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике

Текущий контроль в форме:

практической работы;

контрольной работы;

проверочной работы;

защиты рефератов,

участия в исследовательской, творческой работе.

Аттестация в форме дифференцированного зачета.

Сформированность умений создавать устные и письменные монологические и

диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения

Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения

Текущий контроль в форме:

практической работы;

контрольной работы;

проверочной работы;

защиты рефератов,

участия в исследовательской, творческой работе.

Аттестация в форме дифференцированного зачета

Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за

собственной речью

Самоанализ и самооценка

собственной речи

Текущий контроль в форме:

практической работы;

контрольной работы;

проверочной работы;

защиты рефератов,

участия в исследовательской, творческой работе.

Аттестация в форме дифференцированного зачета

Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной

и скрытой, основной и второстепенной информации

Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной

и скрытой, основной и второстепенной информации


Текущий контроль в форме:

практической работы;

контрольной работы;

проверочной работы;

защиты рефератов,

участия в исследовательской, творческой работе.

Аттестация в форме дифференцированного зачета

Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров

Информационная переработка текста в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров

Текущий контроль в форме:

практической работы;

контрольной работы;

проверочной работы;

защиты рефератов,

участия в исследовательской, творческой работе.

Аттестация в форме дифференцированного зачета

Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка

Владение терминологией предметной области,

Владение навыками лингвистического и филологического анализа текста

Текущий контроль в форме:

практической работы;

контрольной работы;

проверочной работы;

защиты рефератов,

участия в исследовательской, творческой работе.

Аттестация в форме дифференцированного зачета.

Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный

контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста

Владение терминологией предметной области;

проявление способностей определять основные тему, цели, задачи, аргументы, делать доказательства, выводы, оценки

Текущий контроль в форме:

практической работы;

контрольной работы;

проверочной работы;

защиты рефератов,

участия в исследовательской, творческой работе.

Аттестация в форме дифференцированного зачета

Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и

выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях

Проявление способностей выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и

выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях способностей

Текущий контроль в форме:

практической работы;

контрольной работы;

проверочной работы;

защиты рефератов,

участия в исследовательской, творческой работе.

Аттестация в форме дифференцированного зачета

Владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-

родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной

в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания

Проявление навыков анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-

родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной

в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания

Текущий контроль в форме:

практической работы;

контрольной работы;

проверочной работы;

защиты рефератов,

участия в исследовательской, творческой работе.

Аттестация в форме дифференцированного зачета.

Сформированность представлений о системе стилей языка художественной

литературы.

Проявление представлений о системе стилей языка художественной

литературы

Текущий контроль в форме:

практической работы;

контрольной работы;

проверочной работы;

защиты рефератов,

участия в исследовательской, творческой работе.

Аттестация в форме дифференцированного зачета.

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней

устойчивый интерес.

Владеет нормами русского литературного языка и применяет знания о них в речевой практике

Текущий контроль в форме:

практической работы;

контрольной работы;

проверочной работы;

защиты рефератов,

участия в исследовательской, творческой работе.

Аттестация в форме дифференцированного зачета

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы

выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Создает устные и письменные монологические и

диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

Текущий контроль в форме:

практической работы;

контрольной работы;

проверочной работы;

защиты рефератов,

участия в исследовательской, творческой работе.

Аттестация в форме дифференцированного зачета

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них

ответственность.

Владеет навыками самоанализа и самооценки

собственной речи

Текущий контроль в форме:

практической работы;

контрольной работы;

проверочной работы;

защиты рефератов,

участия в исследовательской, творческой работе.

Аттестация в форме дифференцированного зачета

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного

выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Анализирует текст с точки зрения наличия в нем явной

и скрытой, основной и второстепенной информации


Текущий контроль в форме:

практической работы;

контрольной работы;

проверочной работы;

защиты рефератов,

участия в исследовательской, творческой работе.

Аттестация в форме дифференцированного зачета

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной

деятельности.

Представляет текст в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров

Текущий контроль в форме:

практической работы;

контрольной работы;

проверочной работы;

защиты рефератов,

участия в исследовательской, творческой работе.

Аттестация в форме дифференцированного зачета

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Имеет представление

об изобразительно-выразительных возможностях русского языка

Текущий контроль в форме:

практической работы;

контрольной работы;

проверочной работы;

защиты рефератов,

участия в исследовательской, творческой работе.

Аттестация в форме дифференцированного зачета

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат

выполнения заданий.

Учитывает исторический, историко-культурный

контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста

Текущий контроль в форме:

практической работы;

контрольной работы;

проверочной работы;

защиты рефератов,

участия в исследовательской, творческой работе.

Аттестация в форме дифференцированного зачета

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься

самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Выявляет в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражает свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях способностей

Текущий контроль в форме:

практической работы;

контрольной работы;

проверочной работы;

защиты рефератов,

участия в исследовательской, творческой работе.

Аттестация в форме дифференцированного зачета

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Анализирует тексты с учетом их стилистической и жанрово-

родовой специфики; осознает художественную картину жизни, созданной

в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания

Текущий контроль в форме:

практической работы;

контрольной работы;

проверочной работы;

защиты рефератов,

участия в исследовательской, творческой работе.

Аттестация в форме дифференцированного зачета

ФК1.Владеть правилами речевого этикета.

ФК1.Владеет правилами речевого этикета.

Текущий контроль в форме:

практической работы;

контрольной работы;

проверочной работы;

защиты рефератов,

участия в исследовательской, творческой работе.

Аттестация в форме дифференцированного зачета







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!