СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Литература Дона"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа помогает познакомить обучающихся с истоками духовной культуры Дона и ее творцами. Многообразие жанров литературы отражает своеобразие духовной культуры, образа жизни, обычаев, нравственных принципов донских казаков. Лучшие образцы региональной (донской) литературы способствует выработке мировоззренческих позиций, нравственных и этических норм молодого патриота, формирует его культуру чувств.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Литература Дона"»

Ростовская область Октябрьский район, п. Красногорняцкий

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)





«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 23

Приказ от ________№ _____

______________Порохня Н.И.






Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Литература Дона»

(указать учебный предмет, курса)


Уровень общего образования (класс): основное общее образование 5 класс

(начальное общее, основное среднее, среднее общее образование с указанием класс)


Количество часов 34 часа

Учитель Мишина Наталья Николаевна

(ФИО)


Программа разработана на основе регионального компонента примерного программно-методического материала по литературе 5-9 классы под редакцией В.Я.Рыбниковой

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)













РАЗДЕЛ № 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЛИТЕРАТУРА ДОНА»



ЛИЧНОСТНЫЕ

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к малой Родине, народно – поэтическому наследию Дона, уважительного отношения к русской литературе;

  • самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ


Регулятивные

  • определять цель, проблему в деятельности;

  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

  • планировать деятельность, используя ИКТ;

  • работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя ИКТ;

  • оценивать степень и способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки.


Познавательные

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;


Коммуникативные

  • излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

  • понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в том числе вести диалог с автором текста);

  • различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, догматы, теории;

  • корректировать своё мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность;

  • создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;

  • организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);

  • преодолевать конфликты: договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;

  • использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.







ПРЕДМЕТНЫЕ.

  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое;

  • выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;

  • давать развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном тексте;

  • составлять рассказ об авторе книги;

  • подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;

  • выразительно читать произведения и его фрагменты, в том числе выученные наизусть;

  • делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;

  • работать со справочной и критической литературой;

  • читать осмысленно и выразительно поэтические и прозаические произведения писателей Дона и о Доне;

  • находить и самостоятельно читать об истории Донского края, о культурных традициях населения Дона – донских казаках;

  • составлять отзыв о прочитанных произведениях;

  • находить в словарях Донских говоров значения диалектных слов и выражений;

  • воспринимать и чувствовать настроение автора и понимать поэтическое слово как средство выражения чувств автора;

  • осмысливать общечеловеческие ценности.

РАЗДЕЛ № 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА ДОНА»


п/п

Раздел

программы

Основное содержание

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1

Введение

Своеобразие курса. Сопоставление произведений русской и донской литературы


Сопоставление произведений русской и донской литературы.

2

Донской фольклор

Устное народное творчество Дона. Жанровое многообразие фольклорных

произведений.

Донские казачьи былины.

Особенности донских былин: связь с казачьими строевыми и походными

песнями, краткость сюжета.

Донские народные сказки.

«Танюша и мачеха». Художественные особенности волшебной сказки.

Выражение нравственного идеала народа в сказке, представление о положительном герое. «Бисиренка». Герои сказки – Ваня и его друзья: кошка, собака и змея. Победа

дружбы и справедливости над жадностью и корыстью. Сопоставление со сказкой А.П. Платонова «Волшебное кольцо». «Глупец и жеребец», «Казак и лиса». Сказки о животных. Положительные и отрицательные герои.

Донские предания, легенды, былички: «Как казак Чига-Чигушу немцу нос

утер», «Степан Тимофеевич Разин из острова ушел», «Сан», «Колдунья».

Особенности жанров.

Малые жанры казачьего фольклора. Пословицы и поговорки. Богатство и

разнообразие тематики. Народная мудрость пословиц и поговорок. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Сходство и различия казачьих пословиц с общерусскими вариантами. Отражение жизни казаков в пословицах и поговорках.

Конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование

Выразительное чтение художественных текстов донских писателей и поэтов.

Выявление главной мысли произведения через детальный анализ содержания произведения (словарную работу, вопросы по содержанию). Пересказ прочитанных произведений. Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Ответы на вопросы по прочитанному, работа над выразительным чтением.

Тематический подбор пословиц и поговорок. Анализ изобразительно-выразительных средств, использованных в пословицах и поговорках.

Тематический подбор загадок. Анализ структуры загадок, их языка. Отгадывание загадок и обоснование отгадки. Краткий пересказ сказов, быличек, баек. Анализ языковых особенностей данных жанров.

Выразительное чтение по ролям. Комментированный пересказ.

Выразительное чтение по ролям. Комментированный пересказ.

Подробный пересказ, анализ и интерпретация сказки. Устное словесное рисование. Выявление роли иллюстраций в раскрытии идеи произведения. Выборочный пересказ.

3

Русские поэты о Доне

Донские страницы в творчестве А.С.Пушкина. «Был и я среди донцов».

И.С.Никитин «Донцам»

А.В.Сафронов «Мы с тобою из Ростова», «Вот снова Дон»

Ю.В.Друнина «В степи»

В.М.Гусев «Казак уходил на войну»

В.Г.Калмыков «Хороши на Дону вечера». Автор и его отношение к донской земле. Искренность и доброта, чувство привязанности к окружающему человека миру природы. Любовь к донскому краю.

Конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование

Выразительное чтение художественных текстов донских писателей и поэтов.

Выявление главной мысли произведения через детальный анализ содержания произведения (словарную работу, вопросы по содержанию). Пересказ прочитанных произведений. Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Ответы на вопросы по прочитанному, работа над выразительным чтением.

4

Сказки донских писателей

П.В.Лебеденко. Слово о писателе. «Сказки Тихого Дона»

«Игнатка». Характеристика героя

Герои сказки в оценке народа. «Сказка о чуде – чудище заморском, девице – красавице и серой волчице».

Литературная сказка «Сказка о песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном».

Конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование

Выразительное чтение художественных текстов донских писателей и поэтов.

Выявление главной мысли произведения через детальный анализ содержания произведения (словарную работу, вопросы по содержанию).

5

Проза донских писателей

А.С.Серафимович. Слово о писателею

А.С.Серафимович. «Маленький шахтер»

М.А.Шолохов Слово о писателе.

М.А. Шолохов. «Жеребенок». Сюжет и герои рассказа. Тема любви к «братьям

нашим меньшим». Герои рассказа А.П.Чехова «Белолобый»

Славный народ собаки»…по рассказу А.П.Чехова «Каштанка»

В.А.Закруткин Слово о писателе. Рассказ «Подсолнух»

А.И.Солженицын Слово о писателе «Крохотки»

Н.С. Оганесов «Мальчик на качелях» (Фрагменты) Искренность и доброта, чувство привязанности к окружающему человека миру природы. Любовь к донскому краю.

Конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование

Пересказ прочитанных произведений. Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Ответы на вопросы по прочитанному, работа над выразительным чтением. Выразительное чтение художественных текстов донских писателей и поэтов.

Выявление главной мысли произведения через детальный анализ содержания произведения (словарную работу, вопросы по содержанию). Работа над проектом.


























РАЗДЕЛ № 3. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЛИТЕРАТУРА ДОНА»



п/п

Дата

Тема

Количество часов

1

05.09.

Ростовская область - мой родной край.

1

2

12.09.

Казачьи песни. «Ай, на вольных степях саратовских»

1

3

19.09.

Малые жанры казачьего фольклора.

1

4

26.09.

Предания, легенды, былички. Легенда о донском бессмертнике.

1

5

03.10.

«Как казак чига – чигуша немцу нос утёр», «Степан Тимофеевич Разин из острога ушёл»

1

6

10.10.

«Сом», «Колдунья».

1

7

17.10.

Казачьи народные сказки. «Танюшка и мачеха».

1

8

24.10.

Донские казачьи сказки про животных. «Глупец и жеребец»,

1

9

07.11.

Топонимические сказки о реках. «Шат и Дон».

1

10

14.11.

Сказки казаков – некрасовцев. «Волшебная лампочка»

1

11

21.11.

Донская армянская сказка. «Сказка об Аббас - Оглу».

1

12

28.11.

А.С.Пушкин «Был и я среди донцов», «Делибаш»

1

13

05.12.

И.С.Никитин «Донцам»

1

14

12.12.

А.В.Сафронов «Мы с тобою из Ростова», «Вот снова Дон»

1

15

19.12.

Ю.В.Друнина «В степи»

1

16

26.12.

В.М.Гусев «Казак уходил на войну»

1

17

16.01.

В.Г.Калмыков «Хороши на Дону вечера»

1

18

23.01.

Работа над проектом (выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).


19

30.01.

П.В.Лебеденко. Слово о писателе. «Сказки Тихого Дона»

1

20

06.02.

«Игнатка». Характеристика героя

1

21

13.02.

Герои сказки в оценке народа. «Сказка о чуде – чудище заморском, девице – красавице и серой волчице».

1

22

20.02.

Литературная сказка «Сказка о песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном».

1

23

27.02.

А.С.Серафимович. Слово о писателею

1

24

06.03.

А.С.Серафимович. «Маленький шахтер»

1

25

13.03.

М.А.Шолохов Слово о писателе.

1

26

20.03.

М.А.Шолохов «Жеребенок»

1

27

03.04.

М.А.Шолохов «Федотка»

1

28

10.04.

Герои рассказа А.П.Чехова «Белолобый»

1

29

17.04.

Славный народ собаки»…по рассказу А.П.Чехова «Каштанка»

1

30

24.04.

В.А.Закруткин Слово о писателе. Рассказ «Подсолнух»

1

31

08.05.

А.И.Солженицын Слово о писателе «Крохотки»

1

32

15.05.

Н.С. Оганесов «Мальчик на качелях» (Фрагменты)

1

33

22.05.

Защита проектов.

1

34


Итоговый урок.

1


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения МБОУ СОШ № 23

от ____________2017 года № _____

_______________ Ключникова Р.Г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________ Святкина Н.Ф.

_________________ 2017 года




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!