2 | Донской фольклор | Устное народное творчество Дона. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Донские казачьи былины. Особенности донских былин: связь с казачьими строевыми и походными песнями, краткость сюжета. Донские народные сказки. «Танюша и мачеха». Художественные особенности волшебной сказки. Выражение нравственного идеала народа в сказке, представление о положительном герое. «Бисиренка». Герои сказки – Ваня и его друзья: кошка, собака и змея. Победа дружбы и справедливости над жадностью и корыстью. Сопоставление со сказкой А.П. Платонова «Волшебное кольцо». «Глупец и жеребец», «Казак и лиса». Сказки о животных. Положительные и отрицательные герои. Донские предания, легенды, былички: «Как казак Чига-Чигушу немцу нос утер», «Степан Тимофеевич Разин из острова ушел», «Сан», «Колдунья». Особенности жанров. Малые жанры казачьего фольклора. Пословицы и поговорки. Богатство и разнообразие тематики. Народная мудрость пословиц и поговорок. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Сходство и различия казачьих пословиц с общерусскими вариантами. Отражение жизни казаков в пословицах и поговорках. | Конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование | Выразительное чтение художественных текстов донских писателей и поэтов. Выявление главной мысли произведения через детальный анализ содержания произведения (словарную работу, вопросы по содержанию). Пересказ прочитанных произведений. Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Ответы на вопросы по прочитанному, работа над выразительным чтением. Тематический подбор пословиц и поговорок. Анализ изобразительно-выразительных средств, использованных в пословицах и поговорках. Тематический подбор загадок. Анализ структуры загадок, их языка. Отгадывание загадок и обоснование отгадки. Краткий пересказ сказов, быличек, баек. Анализ языковых особенностей данных жанров. Выразительное чтение по ролям. Комментированный пересказ. Выразительное чтение по ролям. Комментированный пересказ. Подробный пересказ, анализ и интерпретация сказки. Устное словесное рисование. Выявление роли иллюстраций в раскрытии идеи произведения. Выборочный пересказ. |
3 | Русские поэты о Доне | Донские страницы в творчестве А.С.Пушкина. «Был и я среди донцов». И.С.Никитин «Донцам» А.В.Сафронов «Мы с тобою из Ростова», «Вот снова Дон» Ю.В.Друнина «В степи» В.М.Гусев «Казак уходил на войну» В.Г.Калмыков «Хороши на Дону вечера». Автор и его отношение к донской земле. Искренность и доброта, чувство привязанности к окружающему человека миру природы. Любовь к донскому краю. | Конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование | Выразительное чтение художественных текстов донских писателей и поэтов. Выявление главной мысли произведения через детальный анализ содержания произведения (словарную работу, вопросы по содержанию). Пересказ прочитанных произведений. Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Ответы на вопросы по прочитанному, работа над выразительным чтением. |
4 | Сказки донских писателей | П.В.Лебеденко. Слово о писателе. «Сказки Тихого Дона» «Игнатка». Характеристика героя Герои сказки в оценке народа. «Сказка о чуде – чудище заморском, девице – красавице и серой волчице». Литературная сказка «Сказка о песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном». | Конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование | Выразительное чтение художественных текстов донских писателей и поэтов. Выявление главной мысли произведения через детальный анализ содержания произведения (словарную работу, вопросы по содержанию). |
5 | Проза донских писателей | А.С.Серафимович. Слово о писателею А.С.Серафимович. «Маленький шахтер» М.А.Шолохов Слово о писателе. М.А. Шолохов. «Жеребенок». Сюжет и герои рассказа. Тема любви к «братьям нашим меньшим». Герои рассказа А.П.Чехова «Белолобый» Славный народ собаки»…по рассказу А.П.Чехова «Каштанка» В.А.Закруткин Слово о писателе. Рассказ «Подсолнух» А.И.Солженицын Слово о писателе «Крохотки» Н.С. Оганесов «Мальчик на качелях» (Фрагменты) Искренность и доброта, чувство привязанности к окружающему человека миру природы. Любовь к донскому краю. | Конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование | Пересказ прочитанных произведений. Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Ответы на вопросы по прочитанному, работа над выразительным чтением. Выразительное чтение художественных текстов донских писателей и поэтов. Выявление главной мысли произведения через детальный анализ содержания произведения (словарную работу, вопросы по содержанию). Работа над проектом. |