СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе Дона (элективный курс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Рабочая программа элективного курса «Литература Дона» составлена на основе на основе федерального  компонента  государственного стандарта основного общего образования требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования второго поколения (2010 г.); программно-методических материалов «Литература Дона 5-9 класс». Составители: Л.В. Куприянова, Т.И.Павлова, И.Р. Ратке, В.Я.Рыбникова. Ростов-на-Дону 2008 г. Обоснование выбора УМК для реализации рабочей программы:  хрестоматия для чтения в 8-9 классах «Литература Дона». – Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005 (автор-составитель А.Н. Фёдоров).

          Через курс «Литература Дона» реализуется предметная область ОДНКНР (основы духовно-нравственной культуры народов России).

    Рабочая программа элективного курса дополняет образовательную область «Русский язык» и реализует часы общеинтеллектуальной направленности внеурочной деятельности и составлена из расчета 1 час в неделю  (34 часа в год).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе Дона (элективный курс)»

Усть-Донецкий район, станица Нижнекундрюченская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа


"Утверждаю"

Директор МБОУ НКСОШ

Приказ от 31.08.2022 г. № 157

___________________ / С.Н. Золотарева /


М.п.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по элективному курсу «Литература Дона»



Уровень общего образования (класс):

основное общее, 8 класс


Количество часов: 35 часов


Учитель: Орехова Наталья Геннадиевна














2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

Наименование программы

«Литература Дона»

Основания для разработки программы

1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ

2) ФГОС ООО от 17.12.2010г №1897

3) основная образовательная программа ООО для 6-9 классов (Приказ от 31.08.2022 г. №157);

4) Программно-методические материалы «Литература Дона 5-9 класс». Составители: Л.В. Куприянова, Т.И.Павлова, И.Р. Ратке, В.Я.Рыбникова. Ростов-на-Дону 2008 г.

5) Хрестоматия для чтения в 8-9 классах «Литература Дона». – Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005 (автор-составитель А.Н. Фёдоров).

Через курс «Литература Дона» реализуется предметная область ОДНКНР (основы духовно-нравственной культуры народов России).

Программа дополняет образовательную область «Русский язык» и реализует часы общеинтеллектуальной направленности внеурочной деятельности.

Цели программы


-приобщение учащихся к художественным богатствам ли­тературы Дона и о Доне в ее внутренних взаимосвязях и связях с историческими судьбами России и литературы;

- формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания;

  • формирование умений у школьников соотносить нравст­венные идеалы и художественные особенности произведений региональной и русской литературы, выявлять их сходство и своеобразие художественных решений;

  • обогащение духовно-нравственного опыта учащихся об­разами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, стремлением к совершенствованию;

  • пробуждение интереса к народнопоэтическому насле­дию Дона, познание школьниками мира образов, выразительного и меткого языка донской литературы;

  • воспитание нравственно-эстетического сопереживания школьников судьбам родного края.

Задачи программы


  • познакомить учащихся с особенностями быта и нравов донского казачества, их нравственного потенциала;

  • освоить содержание литературы Дона и о Доне как феномене отечественной духовной культуры, с особенностями исторического, экономического развития, этнокультурным своеобразием нашего региона;

  • развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, фантазию, творческие возможности,

интерес к различным видам искусства;

  • раскрыть художественное своеобразие, особенности языка различных жанров фольклора;

  • расширить представление о диалектах, донских говорах и их функциях в художественном тексте;

  • заложить понимание взаимосвязи лучших образцов художественной литературы с фольклором.

Количество часов

35 часов

Место предмета в учебном плане

Базисный учебный план на изучение элективного курса в 8 классе основной школы отводит 1 час в неделю, всего 35 уроков.

Сроки реализации программы

2022 - 2023














































Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Литература Дона» в 8 классе


Личностными результатами являются:


- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

- самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.


Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:


- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


Предметные результаты


  1. в познавательной сфере:


- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;


  1. в ценностно-ориентационной сфере:


- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;


  1. в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; - -- отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;


  1. в эстетической сфере:


- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


понимание:

- взаимосвязи литературы с историей и культурой родного края;

- истории создания произведений;

- биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;

- характеристики героев;

- характерных особенностей эпохи и жизни донского края, отраженные в изученных произведениях;

- жанровых особенности произведений;

- текстов, рекомендованные учителем для заучивания наизусть литературы донских писателей с позиций духовно-нравственного воспитания, развития мировоззренческих позиций, нравственных и этических норм, формирование культуры чувств, с учетом культуры родного Донского края; своеобразия выразительного и меткого языка донской культуры; народнопоэтического наследия Дона.

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание, тему, основной авторский замысел изучен­ных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути поэтов и писателей Дона;

  • наизусть 2-3 стихотворения;

  • связь произведений с историей Дона и с историей разви­тия литературы Дона и о Доне;

уметь:

  • воспринимать художественный текст;

  • выделить смысловые части художественного текста, со­ставлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр произведений региональной ли­тературы;

  • выделять тему и формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героев произведений Дона и о Доне;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, изо­бразительно-выразительных средств, лексики и другие особен­ности языка произведений;

  • сопоставлять тематически и проблемно близкие произ­ведения общероссийской и региональной литературы, раскры­вать регионально обусловленные различия;

  • находить в текстах этнографический материал.

Содержание элективного курса «Литература Донга» для 8 класса

1.Введение (1 ч.)

2. Донской фольклор (3 ч.)

Казачьи песни (2 ч.)

Казачья легенда «Братья» (1 ч.)

3. Древнерусская литература (2 ч.)

Задонщина. По мотивам древнерусской поэмы (поэтическое переложение Б.Н.Куликова)

4. Русские поэты о Доне (5 ч.)

В.А.Жуковский «Певец во стане русских воинов» (отрывок), «К Воейкову» (отрывок) (1 ч.)

А.С.Пушкин «Казак», «Калмычке» (1 ч.)

М.Ю.Лермонтов «Два сокола» (1 ч.)

А.А.Блок «На поле Куликовом» (1 ч.)

И.А.Бунин «Ковыль» (1 ч.)

5. Стихи донских поэтов (5 ч.)

Ф.И.Анисимов «Всколыхнулся, взволновался…» (1 ч.)

А.В.Туроверов «Проводы казака на службу» (1 ч.)

А.В.Софронов Тёплая вода», «Пороховые погреба» (1 ч.)

Б.Н.Куликов «Кто я такой», «Запев» (1 ч.)

Н.К.Доризо «Поэт», «Луга» (1 ч.)

6. Поэты казачьего зарубежья (3 ч.)

Н.А.Келин «Верба» (1 ч.)

Н.Н.Туроверов «Казак», «Пролетели лебеди над Доном…», «Каял» (1 ч.)

П.С.Поляков «Дон нетленный», «Ветла», «Надежды» (1 ч.)

7. Русская проза 19 века (2 ч.)

Н.А.Дурова «Записки кавалерист-девицы» (фрагмент)

А.И.Куприн «Донская степь» (отрывок из очерка «В недрах земли») (1 ч.)

8. Проза донских писателей (8 ч. + 2 ч. экскурсия)

Г.Ф.Шолохов-Синявский «Казачья бурса» (1 ч.)

А.Ф.Корольченко «Атаман Платов» (отрывок из повести) (1 ч.)

В.А.Закруткин «Матерь человеческая» (отрывок) (2 ч.)

А.В.Калинин «Эхо войны» (отрывок из повести) (2 ч.)

В.Ф.Панова «Серёжа» (главы из повести) (2 ч.)

Заочные экскурсии в усадьбу А.В.Калинина (х.Пухляковский) и в дом-музей В.А.Закруткина (ст.Кочетовскую) (2 ч.)

9. Фантастика и приключения (1 ч.)

П.Г.Аматуни «Тайна Пито-Као» (главы из повести)

10. Литературное краеведение (2 ч.)

В.С.Моложавенко «Донские были» (фрагменты)

11. Итоговый урок (1 ч.)

Формы организации занятий: урок, заочное путешествие, литературная игра, посиделки, экскурсия.

Основные виды деятельности: аналитическая беседа, рассказ учителя, исследовательская работа в группах, практикум по художественному чтению, творческие и исследовательские работы, самостоятельная работа, контрольная работа.


Исследовательские и творческие работы

История казачьей песни (по выбору).

Казачья легенда (придумать свою легенду).

Стихотворение о Доне (сочинить стихотворение).

Мой донской край (написать небольшой рассказ, очерк или эссе о родных местах).

Судьба донского поэта или писателя (создание проекта или презентации об одном поэте или писателе Дона).

Мой любимый донской писатель или поэт (написать рассказ или подготовить устный рассказ или очерк).
































Тематическое планирование курса «Литература Дона» для 8 класса



№ п/п

Тема раздела

Количество часов по разделу

Дата

1

Введение.

1

06.09

2

Донской фольклор.


3

13.09-27.09

3

Древнерусская литература


2

04.10-11.10

4

Русские поэты о Доне



5

18.10-22.11

5

Стихи донских поэтов



5

29.11-27.12

6

Поэты казачьего зарубежья


3

10.01-24.01

7

Русская проза 19 века


2

31.01-07.02

8

Проза донских писателей


8

14.02- 11.04

9

Фантастика и приключения


1

18.04

10

Литературное краеведение


2

25.04-23.05

11

Итоговый урок.

1

30.05



















Календарно-тематическое планирование курса «Литература Дона» для 8 класса


п/п

Тема раздела, урока

Кол-во

час. по разделу, теме

Дата

Введение.

1

06.09


Донской фольклор

3


Казачьи песни.

1

13.09

Казачьи песни.

1

20.09

Казачья легенда «Братья».

1

27.09


Древнерусская литература

2


Задонщина. По мотивам древнерусской поэмы (поэтическое переложение Б.Н.Куликова).

1

04.10

Задонщина. По мотивам древнерусской поэмы (поэтическое переложение Б.Н.Куликова).

1

11.10


Русские поэты о Доне

5


В.А.Жуковский «Певец во стане русских воинов» (отрывок), «К Воейкову» (отрывок).

1

18.10

А.С.Пушкин «Казак», «Калмычке».

1

25.10

М.Ю.Лермонтов «Два сокола».

1

08.11

А.А.Блок «На поле Куликовом».

1

15.11

И.А.Бунин «Ковыль».

1

22.11


Стихи донских поэтов


5



Ф.И.Анисимов «Всколыхнулся, взволновался…».

1

29.11

А.В.Туроверов «Проводы казака на службу».

1

06.12

А.В.Софронов «Тёплая вода», «Пороховые погреба».

1

13.12

Б.Н.Куликов «Кто я такой», «Запев».

1

20.12

Н.К.Доризо «Поэт», «Луга».

1

27.12

Поэты казачьего зарубежья


3



Н.Н.Туроверов «Казак», «Пролетели лебеди над Доном…», «Каял».

1

10.01

Н.А.Келин «Верба».

1

17.01

П.С.Поляков «Дон нетленный», «Ветла», «Надежды».

1

24.01

Русская проза 19 века


2



Н.А.Дурова «Записки кавалерист-девицы» (фрагмент).

1

31.01

А.И.Куприн «Донская степь» (отрывок из очерка «В недрах земли»).

1

07.02

Проза донских писателей


8



Г.Ф.Шолохов-Синявский «Казачья бурса».

1

14.02

А.Ф.Корольченко «Атаман Платов» (отрывок из повести).

1

21.02

В.А.Закруткин «Матерь человеческая» (отрывок).

1

24.02

В.А.Закруткин «Матерь человеческая» (отрывок).

1

07.03

А.В.Калинин «Эхо войны» (отрывок из повести).

1

14.03

А.В.Калинин «Эхо войны» (отрывок из повести).

1

21.03

В.Ф.Панова «Серёжа» (главы из повести).

1

04.04

В.Ф.Панова «Серёжа» (главы из повести).

1

11.04

Фантастика и приключения

1


П.Г.Аматуни «Тайна Пито-Као» (главы из повести).

1

18.04

Литературное краеведение

2


В.С.Моложавенко «Донские были» (фрагменты).

1

25.04

В.С.Моложавенко «Донские были» (фрагменты).

1

02.05

Заочная экскурсия в усадьбу А.В.Калинина (х.Пухляковский).

1

16.05

Заочная экскурсия в дом-музей В.А.Закруткина (ст.Кочетовскую).

1

23.05

Итоговый урок.

1

30.05










































Лист корректировки рабочей программы


Класс

Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующее мероприятие

Дата проведения по факту



















































































































СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

МО ГЦ

МБОУ НКШ

(протокол от 29.08.2022 г. №1)

Руководитель МО

______________ / Беляева Е.А. /


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора

по учебной работе

______________ /Сухорукова Е.В. /

30.08.2022 г.





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!