СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тихий Дон"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

        Программа рассчитана на 1 год (35 часов), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Местом проведения занятий могут быть: учебный кабинет русского языка и литературы, библиотека, мультимедийный класс,  музей. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 7 класса.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тихий Дон"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА №12 Г.ВОЛГОДОНСКА

__________________________________________________________________



«Утверждаю»

Директор МБОУ СШ №12

г.Волгодонска

______С.А.Симонихина



Приказ от ___________№____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности
«Тихий Дон»





Уровень общего образования (класс) основное общее образование (ФГОС ООО) 7 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов: 35 (1час в неделю)

Учитель: Амелькина Татьяна Владимировна (педагогический стаж – 6 лет)

Программа разработана на основе:
Примерной программы основного общего образования регионального компонента (Литература Дона). Литература: Программно-методический материал 5-9 классов. Составители: Л.В.Куприянова, Т.И.Павлова, И.Р.Ратке, В.Я.Рыбникова. Ростов-на-Дону, 2008г







1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

- Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями мая 2015г.

- Образовательная программа основного общего образования (ФГОС ООО, 5-8 кл.) МБОУ СШ №12 г.Волгодонска

-Положение о рабочей программе МБОУ СШ №12 г.Волгодонска;

- Учебный план МБОУ СШ №12 г.Волгодонска на 2018 – 2019 учебный год;

- Программно-методический материал «Литература Дона 5-8 класс». Составители: Л.В. Куприянова, Т.И.Павлова, И.Р. Ратке, В.Я.Рыбникова. Ростов-на-Дону 2008 г.



Срок реализации программы – 1 год.







Казачество — это яркая страница в истории Российского государства. Донские казаки являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права, отличались такими особенно­стями характера, которые позволили им прославить звание донского казака по всей Руси и за ее пределами. Их главной обязанностью была защита своего Отечества. Боевая поход­ная жизнь развила в казаках чрезвычайное чувство товари­щества. Особенно тесной была связь между одностаничника­ми, знакомыми или связанными кровным родством. Своеоб­разные условия жизни на Дону, особенности характера и ми­ровоззрения предопределили возникновение оригинальной культуры донских казаков, которая развивалась в тесной связи с русской, украинской культурой и испытывала боль­шое влияние Востока (кочевников, жителей Кавказа, Тур­ции). Изучение казачьих традиций, легенд и песен поможет восстановить связь поколений, почувствовать уникальность казачьей культуры, черпать духовные силы из прошлого, чтобы совершенствовать будущее, и раскроет детям неповто­римую красоту Донского края.

Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте яв­ляется приобщение к духу и культуре своего народа. Знание культуры своего народа, приобщение к духовным ценностям помогает воспитывать патриотов своей Родины. Воспитанные на духовных ценностях своего народа дети смогут принять активное участие в возрождении своего края, сохраняя мен­талитет, традиции и быт.





Актуальность программы – Курс «Тихий Дон» предназначен для более полного ознакомления учащихся с богатейшей культурой Донского края, обычаями казачества. Через приобщение школьников к поэтическому миру дон­ского фольклора и быта казаков Дона способствовать постиже­нию основ духовной культуры малой родины и на этой основе создавать условия для нравственного и эстетического развития личности учащегося.

Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к воспитанию, обучению и развитию учащихся средствами русского языка. На всех этапах обучения предусмотрены разнообразные знания, которые связаны с учебной программой. Занятия строятся на игровых методах работы. Игровая методика помогает вовлечь учащихся в творческий процесс, активизирует познавательную активность, способствует общей заинтересованности учащихся предметом.

На каждом занятии данного курса используются мультимедийные презентации, забавные стихи, загадки, кроссворды, игры, пословицы и др., которые способствуют повышению активности и работоспособности учащихся на уроках, влияют на качество успеваемости, развивают логическое и абстрактное мышление.

Во время проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы.

Цель и задачи программы:

  • Цель: расширение и закрепление познавательных интересов обучающихся и развитие коммуникативных способностей.

  • Задачи:



  • Познакомить учащихся с богатейшим языковым наследием казачества, обрядами, песнями, легендами.

  • Развивать творческие способности детей на примерах донского фольклора.

  • Расширять кругозор детей, знакомить их с географией
    родного края, особенностями его природы, представителями
    растительного и животного мира.

  • Воспитывать чувство гордости за свой родной край, героическое прошлое нашего народа, стремление сохранить и сберечь традиции Дона.





Содержание программы внеурочной деятельности «Тихий Дон» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.

Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой.

Внеурочный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работ: экскурсии, лингвистические игры, театральные постановки, КВН; используются дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.
Данное пособие представляет собой курс, который включает в себя знания из различных областей: географии, ботаники, литературы, истории. Такое по­строение материала, подборка разнообразных текстов, посвященных не только традициям, обычаям: и обрядам казачества, но и истории края, его природным: особенностям, по­зволит учителю самостоятельно разрабатывать уроки и сце­нарии праздников.

Материал подобран модульно. Его можно использовать для различного возраста, варьируя сложность подобранных текстов, творчески перерабатывая их. Учитель самостоятель­но решает, какой сложности выбирать материал.

В ходе занятий можно применять не только музыкаль­ные записи, но и расширять общение с многочисленными фольклорными коллективами области, с людьми, знающими и сохраняющими богатое песенное наследие донских казаков, что позволит более насыщенно и разнообразно проводить учебные занятия.



Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.





Формы проведения занятий

  • лекции, беседы;

  • экскурсии в библиотеку;

  • игры-конкурсы; КВН;

  • театральные постановки, разыгрывание ситуаций;

  • практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);

  • поисково-исследовательская деятельность.





Виды деятельности

  • игровая;

  • познавательная;

  • проблемно-ценностное общение;

  • художественное и театральное творчество;

  • краеведческая деятельность.



Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение сказок, стихотворений, инсценирование ситуаций, иллюстрирование материала.





Основные методы и технологии

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • информационно-коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.







2 ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ



Программа рассчитана на 1 год (35 часов), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Местом проведения занятий могут быть учебный кабинет русского языка и литературы, библиотека, мультимедийный класс, музей. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 7 класса.






3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.



Личностные универсальные учебные действия



Обучающиеся научатся:



  • ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю;

  • чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой;

  • приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;

  • осознать свое место в мире;

  • оптимистически воспринимать мир.





Познавательные универсальные учебные действия



Обучающиеся научатся:



  • анализировать и обобщать на основе фактов;

  • устанавливать причинные явления и их следствия;

  • представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • выполнять проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • - узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: произносительными, словоупотребительными;

  • - четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

  • - расширить, систематизировать исходные представления о языке.





Регулятивные универсальные учебные действия



Обучающиеся научатся:



  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.



Коммуникативные универсальные учебные действия



Обучающиеся научатся:



  • адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • взаимодействовать со сверстниками;

  • совершенствовать собственную речь.

















4 ФОРМЫ УЧЁТА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, СИСТЕМА КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, олимпиады, проекты.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.





5 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Донской фольклор

Литература Дона и о Доне. Пословицы и поговорки жителей Дона.

На материале пословиц, поговорок, загадок казаков показать связь с национальными традициями, образом жизни, историческим прошлым многонационального Дона, раскрыть их огромное познавательное и воспитательное значение, эстетическую ценность, меткость, образность, афористичность, многозначность. Загадки Дона. Сказы, былички, байки Дона.

Донские поэты и писатели в потоке общерусской литературы

Знакомство с творчеством писателей Дона. Пересказ с элементами комментария. Анализ идей­но-художественного произведения. Сопоставление сказок автора с народными сказка­ми. Анализ поэтики стихотворе­ния (роль тропов, ритмика). Выявление поэтической идеи стихотворения.

Итоги. «Что я знаю и умею»

Повторение и систематизация изученных сведений, выполнение творческой работы. Подведение итогов работы кружка.





















Тематический план





п/п

Дата

Раздел, тема занятия

Количество часов по разделу, теме

1

03.09

Введение. Основы курса «Тихий Дон»

1

2

10.09

Малые жанры донского фольклора на страницах русской литературы

1

3

17.09

Казачья песня на страницах литературных произведений

1

4

24.09

Сказки народов Дона

1

5

01.10

Этнические особенности сказок

1

6

08.10

Сказки донских калмыков. Богатырь Хорца

1

7

15.10

Донская армянская сказка. Сказка об Аббас-Оглу.

1

8

22.10

Авторские сказки писателей Дона

1

9


12.11

Легенды и мифы древнего Дона и Приазовья

1

10

19.11

Мифы о происхождении скифов

1

11

26.11

Легенды о Ростове-на-Дону

1

12

03.12

Старина родная на страницах донской прозы

1

13

10.12

Отражение сюжета донского фольклора в произведениях Н. В. Гоголя

1

14

17.12

Прототипы чеховских героев с таганрогской «пропиской»

1

15

24.12

Исторический и фольклорный Платов

1

16

14.01.19

Патриотизм поэзии и прозы донских писателей

1

17

21.01

Патриотизм поэзии и прозы донских писателей

1

18

28.01

Повести донских писателей о детях

1

19

04.02

Повести донских писателей о детях

1

20

11.02

Повести донских писателей о детях

1

21

18.02

Наши меньшие друзья в годы ВОВ на донской земле

1

22

25.02

Произведения донских писателей о Великой Отечественной войне.

1

23

04.03

Произведения донских писателей о Великой Отечественной войне.

1

24

11.03

Стихи о Великой Отечественной войне на донской земле. В.Гусев «Казак уходил на войну»

1

25

18.03

Стихи о Великой Отечественной войне на донской земле. А.Т.Твардовский «Бойцу южного фронта».

1

26

01.04

Живая природа на страницах произведений донских писателей. М.А.Шолохов «Жеребѐнок».

1

27

08.04

Живая природа на страницах произведений донских писателей. А.А.Коркищенко «Старая лошадь Зина».

1

28

15.04

Картины донской природы на страницах классической литературы. Л.Н.Толстой «Метель».


1

29


22.04

Проповедник святитель Дмитрий митрополит Ростовский на страницах русских летописей. Житие святого Дмитрия Ростовского.

1

30

29.04

Современные донские писатели. Проза.

1

31

06.05

Современная поэзия родного края.

1

32

13.05

Мое любимое произведение Дона и о Доне.

1

33

20.05

Подготовка к конкурсу чтецов «Поэзия родного края».

1

34-35*

27.05

Конкурс чтецов «Поэзия родного края».

1

















*На основании годового календарного учебного графика (в связи с тем, что занятие выпадает на праздничный день 05.11), рабочая программа сокращена до 34 часов. Реализация программы планируется за счет уплотнения программного материала.





















6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

УМК по данному предмету представлен следующим образом:

  1. .Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 5-8 классах. Ростов-на-Дону. ЗАО «Книга», 2005г.

  2. «Край родной в художественной литературе» Небратенко В.Б. Яцык В.Д. Учебное пособие для уч-ся 5-9 классов общеобразовательной школы. Ростов-на-Дону. Изд. «БАРО-ПРЕСС»,2004.

  3. .Программно-методический материал 5-9 кл. Составители: Л.В.Куприянова, Т.И.Павлова, И.Р.Ратке, В.Я.Рыбникова.Ростов-на-Дону 2008.

  4. Интернет-ресурсы.

  5. «М. Шолохов. Страницы биографии».

  6. Долгачёв И.Г. Язык земли родного края. - Волгоград,

  7. Долгачев, И. Г. Язык земли родного края. - Волгоград, 1989. Стародуб, К. Литературное краеведение в школе. - М.: Дрофа, 2003.















СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО



Протокол заседания Заместитель директора по УВР

Методического совета

МБОУ СШ №12 ______________ Т. И. Петухова

от_______20___года №____

Руководитель МС

________________________ «____»______________20____г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!