МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №12 Г.ВОЛГОДОНСКА
__________________________________________________________________
«Утверждаю»
Директор МБОУ СШ №12
г.Волгодонска
______С.А.Симонихина
Приказ от ___________№____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Тихий Дон»
Уровень общего образования (класс) основное общее образование (ФГОС ООО) 7 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов: 35 (1час в неделю)
Учитель: Амелькина Татьяна Владимировна (педагогический стаж – 6 лет)
Программа разработана на основе:
Примерной программы основного общего образования регионального компонента (Литература Дона). Литература: Программно-методический материал 5-9 классов. Составители: Л.В.Куприянова, Т.И.Павлова, И.Р.Ратке, В.Я.Рыбникова. Ростов-на-Дону, 2008г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
- Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями мая 2015г.
- Образовательная программа основного общего образования (ФГОС ООО, 5-8 кл.) МБОУ СШ №12 г.Волгодонска
-Положение о рабочей программе МБОУ СШ №12 г.Волгодонска;
- Учебный план МБОУ СШ №12 г.Волгодонска на 2018 – 2019 учебный год;
- Программно-методический материал «Литература Дона 5-8 класс». Составители: Л.В. Куприянова, Т.И.Павлова, И.Р. Ратке, В.Я.Рыбникова. Ростов-на-Дону 2008 г.
Срок реализации программы – 1 год.
Казачество — это яркая страница в истории Российского государства. Донские казаки являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права, отличались такими особенностями характера, которые позволили им прославить звание донского казака по всей Руси и за ее пределами. Их главной обязанностью была защита своего Отечества. Боевая походная жизнь развила в казаках чрезвычайное чувство товарищества. Особенно тесной была связь между одностаничниками, знакомыми или связанными кровным родством. Своеобразные условия жизни на Дону, особенности характера и мировоззрения предопределили возникновение оригинальной культуры донских казаков, которая развивалась в тесной связи с русской, украинской культурой и испытывала большое влияние Востока (кочевников, жителей Кавказа, Турции). Изучение казачьих традиций, легенд и песен поможет восстановить связь поколений, почувствовать уникальность казачьей культуры, черпать духовные силы из прошлого, чтобы совершенствовать будущее, и раскроет детям неповторимую красоту Донского края.
Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте является приобщение к духу и культуре своего народа. Знание культуры своего народа, приобщение к духовным ценностям помогает воспитывать патриотов своей Родины. Воспитанные на духовных ценностях своего народа дети смогут принять активное участие в возрождении своего края, сохраняя менталитет, традиции и быт.
Актуальность программы – Курс «Тихий Дон» предназначен для более полного ознакомления учащихся с богатейшей культурой Донского края, обычаями казачества. Через приобщение школьников к поэтическому миру донского фольклора и быта казаков Дона способствовать постижению основ духовной культуры малой родины и на этой основе создавать условия для нравственного и эстетического развития личности учащегося.
Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к воспитанию, обучению и развитию учащихся средствами русского языка. На всех этапах обучения предусмотрены разнообразные знания, которые связаны с учебной программой. Занятия строятся на игровых методах работы. Игровая методика помогает вовлечь учащихся в творческий процесс, активизирует познавательную активность, способствует общей заинтересованности учащихся предметом.
На каждом занятии данного курса используются мультимедийные презентации, забавные стихи, загадки, кроссворды, игры, пословицы и др., которые способствуют повышению активности и работоспособности учащихся на уроках, влияют на качество успеваемости, развивают логическое и абстрактное мышление.
Во время проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы.
Цель и задачи программы:
Познакомить учащихся с богатейшим языковым наследием казачества, обрядами, песнями, легендами.
Развивать творческие способности детей на примерах донского фольклора.
Расширять кругозор детей, знакомить их с географией
родного края, особенностями его природы, представителями
растительного и животного мира.
Воспитывать чувство гордости за свой родной край, героическое прошлое нашего народа, стремление сохранить и сберечь традиции Дона.
Содержание программы внеурочной деятельности «Тихий Дон» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.
Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:
Внеурочный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работ: экскурсии, лингвистические игры, театральные постановки, КВН; используются дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.
Данное пособие представляет собой курс, который включает в себя знания из различных областей: географии, ботаники, литературы, истории. Такое построение материала, подборка разнообразных текстов, посвященных не только традициям, обычаям: и обрядам казачества, но и истории края, его природным: особенностям, позволит учителю самостоятельно разрабатывать уроки и сценарии праздников.
Материал подобран модульно. Его можно использовать для различного возраста, варьируя сложность подобранных текстов, творчески перерабатывая их. Учитель самостоятельно решает, какой сложности выбирать материал.
В ходе занятий можно применять не только музыкальные записи, но и расширять общение с многочисленными фольклорными коллективами области, с людьми, знающими и сохраняющими богатое песенное наследие донских казаков, что позволит более насыщенно и разнообразно проводить учебные занятия.
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Формы проведения занятий
лекции, беседы;
экскурсии в библиотеку;
игры-конкурсы; КВН;
театральные постановки, разыгрывание ситуаций;
практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
поисково-исследовательская деятельность.
Виды деятельности
игровая;
познавательная;
проблемно-ценностное общение;
художественное и театральное творчество;
краеведческая деятельность.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение сказок, стихотворений, инсценирование ситуаций, иллюстрирование материала.
Основные методы и технологии
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
2 ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 1 год (35 часов), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Местом проведения занятий могут быть учебный кабинет русского языка и литературы, библиотека, мультимедийный класс, музей. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 7 класса.
3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю;
чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой;
приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;
осознать свое место в мире;
оптимистически воспринимать мир.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
анализировать и обобщать на основе фактов;
устанавливать причинные явления и их следствия;
представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
выполнять проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: произносительными, словоупотребительными;
- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- расширить, систематизировать исходные представления о языке.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
использовать речь для регуляции своего действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
взаимодействовать со сверстниками;
совершенствовать собственную речь.
4 ФОРМЫ УЧЁТА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, СИСТЕМА КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, олимпиады, проекты.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
5 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Донской фольклор
Литература Дона и о Доне. Пословицы и поговорки жителей Дона.
На материале пословиц, поговорок, загадок казаков показать связь с национальными традициями, образом жизни, историческим прошлым многонационального Дона, раскрыть их огромное познавательное и воспитательное значение, эстетическую ценность, меткость, образность, афористичность, многозначность. Загадки Дона. Сказы, былички, байки Дона.
Донские поэты и писатели в потоке общерусской литературы
Знакомство с творчеством писателей Дона. Пересказ с элементами комментария. Анализ идейно-художественного произведения. Сопоставление сказок автора с народными сказками. Анализ поэтики стихотворения (роль тропов, ритмика). Выявление поэтической идеи стихотворения.
Итоги. «Что я знаю и умею»
Повторение и систематизация изученных сведений, выполнение творческой работы. Подведение итогов работы кружка.
Тематический план
№ п/п | Дата | Раздел, тема занятия | Количество часов по разделу, теме |
1 | 03.09 | Введение. Основы курса «Тихий Дон» | 1 |
2 | 10.09 | Малые жанры донского фольклора на страницах русской литературы | 1 |
3 | 17.09 | Казачья песня на страницах литературных произведений | 1 |
4 | 24.09 | Сказки народов Дона | 1 |
5 | 01.10 | Этнические особенности сказок | 1 |
6 | 08.10 | Сказки донских калмыков. Богатырь Хорца | 1 |
7 | 15.10 | Донская армянская сказка. Сказка об Аббас-Оглу. | 1 |
8 | 22.10 | Авторские сказки писателей Дона | 1 |
9 | 12.11 | Легенды и мифы древнего Дона и Приазовья | 1 |
10 | 19.11 | Мифы о происхождении скифов | 1 |
11 | 26.11 | Легенды о Ростове-на-Дону | 1 |
12 | 03.12 | Старина родная на страницах донской прозы | 1 |
13 | 10.12 | Отражение сюжета донского фольклора в произведениях Н. В. Гоголя | 1 |
14 | 17.12 | Прототипы чеховских героев с таганрогской «пропиской» | 1 |
15 | 24.12 | Исторический и фольклорный Платов | 1 |
16 | 14.01.19 | Патриотизм поэзии и прозы донских писателей | 1 |
17 | 21.01 | Патриотизм поэзии и прозы донских писателей | 1 |
18 | 28.01 | Повести донских писателей о детях | 1 |
19 | 04.02 | Повести донских писателей о детях | 1 |
20 | 11.02 | Повести донских писателей о детях | 1 |
21 | 18.02 | Наши меньшие друзья в годы ВОВ на донской земле | 1 |
22 | 25.02 | Произведения донских писателей о Великой Отечественной войне. | 1 |
23 | 04.03 | Произведения донских писателей о Великой Отечественной войне. | 1 |
24 | 11.03 | Стихи о Великой Отечественной войне на донской земле. В.Гусев «Казак уходил на войну» | 1 |
25 | 18.03 | Стихи о Великой Отечественной войне на донской земле. А.Т.Твардовский «Бойцу южного фронта». | 1 |
26 | 01.04 | Живая природа на страницах произведений донских писателей. М.А.Шолохов «Жеребѐнок». | 1 |
27 | 08.04 | Живая природа на страницах произведений донских писателей. А.А.Коркищенко «Старая лошадь Зина». | 1 |
28 | 15.04 | Картины донской природы на страницах классической литературы. Л.Н.Толстой «Метель». | 1 |
29 | 22.04 | Проповедник святитель Дмитрий митрополит Ростовский на страницах русских летописей. Житие святого Дмитрия Ростовского. | 1 |
30 | 29.04 | Современные донские писатели. Проза. | 1 |
31 | 06.05 | Современная поэзия родного края. | 1 |
32 | 13.05 | Мое любимое произведение Дона и о Доне. | 1 |
33 | 20.05 | Подготовка к конкурсу чтецов «Поэзия родного края». | 1 |
34-35* | 27.05 | Конкурс чтецов «Поэзия родного края». | 1 |
*На основании годового календарного учебного графика (в связи с тем, что занятие выпадает на праздничный день 05.11), рабочая программа сокращена до 34 часов. Реализация программы планируется за счет уплотнения программного материала.
6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
УМК по данному предмету представлен следующим образом:
.Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 5-8 классах. Ростов-на-Дону. ЗАО «Книга», 2005г.
«Край родной в художественной литературе» Небратенко В.Б. Яцык В.Д. Учебное пособие для уч-ся 5-9 классов общеобразовательной школы. Ростов-на-Дону. Изд. «БАРО-ПРЕСС»,2004.
.Программно-методический материал 5-9 кл. Составители: Л.В.Куприянова, Т.И.Павлова, И.Р.Ратке, В.Я.Рыбникова.Ростов-на-Дону 2008.
Интернет-ресурсы.
«М. Шолохов. Страницы биографии».
Долгачёв И.Г. Язык земли родного края. - Волгоград,
Долгачев, И. Г. Язык земли родного края. - Волгоград, 1989. Стародуб, К. Литературное краеведение в школе. - М.: Дрофа, 2003.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета
МБОУ СШ №12 ______________ Т. И. Петухова
от_______20___года №____
Руководитель МС
________________________ «____»______________20____г.