СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Традиции казаков Тихого Дона"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Традиции казаков Тихого Дона"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнедонского района

Верхняковская средняя общеобразовательная школа



« Утверждаю»
Директор МБОУ Верхняковской СОШ


Приказ от __31.08.2023__ года80_


______________________ Яшкина Е. Г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ____________________внеурочной деятельности__________________

«Традиции казаков Тихого Дона»__________________

(указать учебный предмет, курс)

___________________________ 5 класс_________________________





Учитель ____________________Бровкина Татьяна Анатольевна, первая_

(ФИО, квалификационная категория)



















х. Верхняковский

2023г.




Пояснительная записка


Цель курса:

формирование представления о донском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций донского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

Задачи курса:

знакомство с укладом жизни донских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, вида­ми труда;

ознакомление с основными историческими вехами донского казачества, приобщение учащихся к донским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;

воспитание учащихся патриотами, активными граж­данами Донского края;

привитие нравственных устоев донских казаков в духе православия;

развитие творческих способностей детей;

формирование у учащихся интереса к исследователь­ской работе.


Рабочая программа ориентирована на «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVll-XXвв.» Астапенко Г.Д. Учебное пособие для школ, гимназий, кадетских корпусов. Издательство НПК «Гефест». г.Ростов-на-Дону, 2011г.


По учебному плану на внеурочную деятельность отводится 17 часов по годовому календарному графику 17 часа


Срок реализации рабочей программы – 2023-2024 уч. год





























Планируемые результаты освоения предмета.

В результате освоения предметного содержания у обучающихся формируются:

Личностные результаты:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.


Метапредметные результаты:

Регулятивные

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;                                         

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера           

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;                                

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;    

Познавательные

  • формирование знаний, понимание и принятие личностью ценностей, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;                        

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

Коммуникативные

  • способность учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности.

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;                                                   

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.


При изучении курса

обучающийся научится

  • защите национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонацио­нального государства;

  • видеть картину мира, адекватной современному уровню знаний;

  • формировать мировоззренческую, нравственную куль­туру;

  • проявлять интерес к истории и традициям казачества.

  • изучать бытовые и духовные традиции и правила пове­дения казаков;

  • совершенствовать физическое и психологиче­ское здоровье на примере исторически сложившихся традиций казачества.

  • укреплять связь с казачьей культурой.

Получит возможность научиться:

  • выделять происхождения казачества на Дону;

  • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

  • видеть проявления влияния православия на традиции казачества;

  • давать характеристику о месте в истории донских атаманов, характеризовать основные направления их деятельности.



Содержание программы


Тема 1. Традиционная культура донских казаков. 

Кто такие казаки. Донские казаки. Пословицы и поговорки, колыбельные песни донских казаков. Потешки. Считалки. Заклички. Казачьи сказки, легенды, былички. Донской говор.

Тема 2. История моей казачьей семьи. 

Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье.

Тема 3. Труд и быт казаков на Дону. 

Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. Обустройство жилища, домашняя утварь. Донская кухня. Конь - верный друг казака.

Тема 4. Декоративно-прикладное искусство. 

Материалы, из которых мастера декоративно-прикладного искусства нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т. д.). Образцы изделий, предметов декоративно-прикладного искусства, изготовленных в Ростовской области.




Тематический планирование


Номера уроков


Темы, раскрывающие основное содержание программы

Число часов, отводимых на каждую тему

Основные виды деятельности

1-4

Традиционная культура донских казаков. 

4

Изучат происхождение казаков. Познакомятся с устным народным творчеством. Подготовят небольшие сообщения об устном народном творчестве казаков.

5-8

История моей казачьей семьи

4

Рассмотрят иерархию семьи казаков. Изучат содержание казачьих заповедей, различие традиционного мужского и женского воспитания. Приобретут устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Выполнят творческую работу «Праздник первых штанов»

9-12

Труд и быт казаков на Дону

4

Изучат устройство подворья казака, предназначение традиционных предметов казачьего быта. Изучат коллективный труд казаков. Проанализируют распределение трудовых обязанностей в семье.

Выполнят творческую работу «Конь- верный друг казака»

13-17

Декоративно-прикладное искусство

5

Рассмотрят ремесла, материалы, из которых изготавливали изделия.

Дадут описание предметам в соответствии с их признаками

Выполнят творческую работу «Элементы казачьего костюма»

Итого 17


СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Верхняковской СОШ _______________Долгова Л.А
от 31.08. 2023 года №80 подпись

подпись руководителя МС 31.08. 2023 года

____________Долгова Л.А. дата








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!