СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Экономике» 10-11 классы 2022г

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Экономике» 10-11 классы 2022г»

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Экономика», 10-11 класс



Рабочая программа учебного предмета «Экономика» 10-11 класс составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ред. от 05.04.2021г.;

  2. Примерная основной образовательной программой среднего общего образования.

(Реестр. Протокол №2/16-з от 28.06.2016);

  1. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 .05. 2012 г № 413, в ред. от 11.12.2020 приказ №712 Минпросвещения РФ (далее – ФГОС среднего общего образования);

  2. Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 2/20 от 2июня 2020);

  3. Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства Просвещения и науки РФ от 24.12.2018 года);

  4. Учебный план МАОУ СОШ №69 города Тюмени на 2022-2023 учебный год.

  5. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ № 69 города Тюмени

  6. Авторской программы среднего общего образования по экономике (Основы экономической теории. Программы для старшей школы. 10-11 классы. Углубленный уровень/ под ред. С.И.Иванова, А.Я. Линькова. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020).



Общая характеристика учебного предмета.

Содержание среднего общего образования на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

  • основные концепции экономики;

  • микроэкономика;

  • макроэкономика и международная экономика;

  • прикладная экономика.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему экономисту.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществоведения, математики, истории, географии, права, литературы и др.

Профильное экономическое образование предполагает развитие начальных профессиональных умений и навыков, а также освоение базовых навыков для будущей работы в экономической сфере.

Цели и задачи изучения предмета, курса.

Задачами реализации примерной программы учебного предмета «Экономика» для углубленного уровня среднего общего образования являются:

– формирование у обучающихся представлений об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях ее методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки;

– овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

– овладение приемами работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;

– умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;

– формирование системы знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе, о динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России.

Место учебного предмета. Программа рассчитана на 2 часа в неделю в 10 и 11 классах, (68 часов в год), 34 рабочих недели.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

УМК:

  1. Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И. Иванова.- 11-изд. – В2-хкнигах. Книга 1.- М.:ВИТА-ПРЕСС,2017

  2. Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И. Иванова.- 11-изд. – В2-хкнигах. Книга 2.- М.:ВИТА-ПРЕСС,2017

  3. Практикум по основам экономической теории: уч. Пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования. / С.И. Иванов, А.Я. Линьков, В.В. Шереметова и др. Под ред. С.И. Иванова. – 9-е изд. – М.: Вита-пресс, 2017. – 272 с.

  4. Преподавание курса «Экономика. Основы экономической теории»: Пособие для учителя для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И. Иванова.- 5-изд.- М.:ВИТА-ПРЕСС,2017

Дополнительная литература:

  1. Экономика и право: Методические рекомендации по использованию учебников на базовом и профильном уровнях обучения./Ю.В. Автономов, И.В. Липсиц, А.Я. Линьков и др. – М.: ., Вита-Пресс, 2017.

  2. Методическое пособие. Савицкая С. А. М., часть 1-2, 2017г.

  3. Райсберг, Б.А. Словарь современных экономических терминов/ Б.А. Райсберг, Л.Ш. Лозовский. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2017.

  4. Тесты. Обществознание. 10-11класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2017;

  5. Единый государственный экзамен 2016-2020. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2016-2020

















  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Экономика»


1.1.Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.


Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.


1.2 Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных

целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению

различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Планируемые метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.


1.3 Предметные результаты:

Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях. Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это

предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету. Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

Требования к предметным результатам освоения углубленного курса экономики должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

  1. сформированность представлений об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях ее методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки;

  2. владение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

  3. владение приемами работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;

  4. умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;

  5. сформированность системы знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе, динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России.



Выпускник на углубленном уровне научится:

Основные концепции экономики

– Определять границы применимости методов экономической теории;

– анализировать проблему альтернативной стоимости;

– объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

– представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей и характеризовать ее;

– иллюстрировать примерами факторы производства;

– характеризовать типы экономических систем;

– различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства.


Микроэкономика

– Анализировать структуру бюджета собственной семьи;

– строить личный финансовый план;

– анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и покупателей;

– принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;

– анализировать собственное потребительское поведение;

– определять роль кредита в современной экономике;

– применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;

– объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и предложения;

– определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение;

– приводить примеры товаров Гиффена;

– объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;

– объяснять и отличать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

– приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;

– объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;

– различать и представлять посредством инфографики виды издержек производства;

– анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;

– объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики государства;

– объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

– сравнивать виды ценных бумаг;

– анализировать страховые услуги;

– определять практическое назначение основных функций менеджмента;

– определять место маркетинга в деятельности организации;

– приводить примеры эффективной рекламы;

– разрабатывать бизнес-план;

– сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;

– называть цели антимонопольной политики государства;

– объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;

– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда.


Макроэкономика

– Объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике;

– характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета;

– определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических моделей;

– указывать основные последствия макроэкономических проблем;

– объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»;

– приводить примеры сфер применения показателя ВВП;

– приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;

– различать сферы применения различных форм денег;

– определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование величины денежной массы;

– объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;

– приводить примеры, как банки делают деньги;

– приводить примеры различных видов инфляции;

– находить в реальных ситуациях последствия инфляции;

– применять способы анализа индекса потребительских цен;

– характеризовать основные направления антиинфляционной политики государства;

– различать виды безработицы;

– находить в реальных условиях причины и последствия безработицы;

– определять целесообразность мер государственной политики для снижения уровня безработицы;

– приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост;

– приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи.


Международная экономика

– Объяснять назначение международной торговли;

– анализировать систему регулирования внешней торговли на государственном уровне;

– различать экспорт и импорт;

– анализировать курсы мировых валют;

– объяснять влияние международных экономических факторов на валютный курс;

– различать виды международных расчетов;

– анализировать глобальные проблемы международных экономических отношений;

– объяснять роль экономических организаций в социально-экономическом развитии общества;

– объяснять особенности современной экономики России.


Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

Основные концепции экономики

– Критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

– анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

– владеть приемами работы с аналитической экономической информацией;

– оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;

– использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

– анализировать экономическую информацию по заданной теме в источниках различного типа и источниках, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).


Микроэкономика

– Применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

– оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

– критически осмысливать актуальную экономическую информацию по микроэкономике, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

– объективно оценивать и анализировать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

– использовать приобретенные ключевые компетенции по микроэкономике для самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

– применять теоретические знания по микроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;

– понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке, вкладам и др.;

– оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;

– сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять личный финансовый план;

– рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

– создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поисково-исследовательского характера;

– решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

– грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;

– моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана.


Макроэкономика

– Объективно оценивать и анализировать экономическую информацию по макроэкономике, критически относиться к псевдонаучной информации;

– владеть способностью анализировать денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику, используемую государством для стабилизации экономики и поддержания устойчивого экономического роста;

– использовать нормативные правовые документы при выполнении учебно-исследовательских проектов, нацеленных на решение разнообразных макроэкономических задач;

– анализировать события общественной и политической жизни разных стран с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

– осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;

– оценивать происходящие мировые события и поведение людей с экономической точки зрения;

– использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской и других экономик;

– анализировать динамику основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России;

– решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные макроэкономические ситуации;

– грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве гражданина и налогоплательщика;

– отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников;

– аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства.


Международная экономика

– Работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по международным экономическим проблемам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы;

– анализировать социально значимые проблемы и процессы с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

– оценивать происходящие мировые события с экономической точки зрения;

– ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимать механизм взаимовлияния планетарной среды и мировой экономики;

– создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поискового характера;

– решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

– анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат экономические знания по данному учебному предмету;

– использовать экономические знания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

– владеть пониманием особенностей формирования рыночной экономики и роли государства в современном мире.




  1. Содержание учебного предмета «Экономика».


10 класс (68 часов)


Основные концепции экономики (8 часов)

Предмет и метод экономической науки. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы производства и факторные доходы. Выгоды обмена. Абсолютные и сравнительные преимущества. Типы экономических систем.


Микроэкономика (60 часов)

Рациональный потребитель. Полезность и потребительский выбор. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники семейных доходов. Реальные и номинальные доходы семьи. Основные виды расходов семьи. Потребительский кредит. Ипотечный кредит.

Функционирование рынка. Спрос, величина спроса, закон спроса, индивидуальный и рыночный спрос. Товары Гиффена. Факторы спроса. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Нормальные блага, товары первой необходимости и товары роскоши. Заменяющие и дополняющие товары, перекрестная эластичность спроса. Предложение, величина предложения, закон предложения, индивидуальное и рыночное предложение. Факторы предложения. Эластичность предложения. Рыночное равновесие, равновесная цена. Фирма и ее цели. Организационно-правовые формы предприятий по российскому законодательству. Франчайзинг. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства. Закон убывающей отдачи. Амортизационные отчисления. Необратимые издержки. Постоянные и переменные издержки. Средние и предельные переменные издержки. Эффект масштаба. Предельные издержки и предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли.Предпринимательство, его виды и мотивы. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги и рынок ценных бумаг. Финансовые институты. Страховые услуги. Основные принципы менеджмента. Основные элементы маркетинга. Реклама. Бизнес-план.Рыночные структуры. Совершенная конкуренция. Монополия, виды монополий. Ценовая дискриминация. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монопсония. Политика защиты и антимонопольное законодательство.Рынки факторов производства. Производный спрос. Рынок труда. Спрос фирмы на труд. Предложение труда для отдельной фирмы. Минимальная оплата труда. Дискриминация на рынке труда. Роль профсоюзов. Рынки земли. Экономическая рента. Рынок капитала. Дисконтирование.





11 класс 68 часов.


Макроэкономика (60 часов)


Роль государства в рыночной экономике. Общественные блага и внешние эффекты. Распределение доходов. Измерение неравенства доходов. Государственный бюджет и государственный долг. Налоги. Фискальная политика государства. Монетарная политика Банка России.

Особенности макроэкономического анализа. Представление о системе национальных счетов. ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Совокупный спрос и совокупное предложение.

Деньги. Денежные агрегаты. Основы денежной политики. Банки и банковская система.

Инфляция и дефляция; виды инфляции. Причины инфляции. Последствия инфляции. Безработица. Государственная политика в области занятости. Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный рост. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Международная экономика (8 часов).

Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Обменный курс валюты. Валютный рынок. Международные финансы. Мировая валютная система. Международные расчеты. Платежный баланс. Международные экономические организации. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России



  1. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.



Целевым приоритетом на уровне СОО является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

1.опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

2.трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

3. опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

4.опыт природоохранных дел;

5. опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;

6.опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

7.опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

8.опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

9.опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

10.опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.



10 класс (68 часов).

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формируемые социально значимые и ценностные отношения

Предмет и метод экономической науки

9 часов

1.

Вводный урок. Что изучает экономика.

1

1,2,5,9,10

2.

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора

1

1,2,3,6

3.

Альтернативные затраты

1

3

4.

Кривая производственных возможностей

1

5,6

5.

Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической науки

1

1,2,5,9,10

6.

Метод экономической науки. Измерение экономических величин

1

3

7.

Повторение по теме: «Предмет и метод экономической науки»

1

5,6

8.

Контрольный урок по теме: «Предмет и метод экономической науки» .

1

1,2,3,6

9.

Практическая работа: «Предмет и метод экономической науки».

1

6

Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика

7 часов

10-11

Два способа решения фундаментальных проблем.

2

5,6

12

Рынок и его функции

1

3

13

Экономический кругооборот в рыночной экономике

1

1,2,5,9,10

14

Ограниченность возможностей рынка. Смешанная экономика

1


15

Повторение по теме: «Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика». Практическая работа по теме: «Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика»


1

1,2,3,6

16

Тематический контроль по теме: «Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика» (контрольный срез по теме).

1

6


Тема 3.Спрос, предложение и рыночное равновесие

6 часов

17-18

Спрос и закон спроса. Предложение и закон предложения

2

3

19

Рыночное равновесие.



1

1,2,3,6

20

Реакция рынка на изменение спроса и предложения


1

1,2,5,9,10

21

Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток

1

1,2,3,6

22

Повторение по теме: «Спрос, предложение и рыночное равновесие.


1

6


Тема 4.Эластичность спроса и предложения

6 часов

23

Ценовая эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу.

1

5,6

24

Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса

1

1,2,5,9,10

25

Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность


1

5,6

26

Ценовая эластичность предложения

1

1,2,3,6

27

Практическое применение теории эластичности

1

3

28

Тематический контроль по теме: «Эластичность спроса и предложения».

1

6


Тема 5. Поведение потребителя

6 часов

29

Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности

1

1,2,3,6

30

Правило максимизации полезности


1

5,6

31

Кривая безразличия


1

1,2,5,9,10

32

Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя

1

5,6

33

Выбор современного российского потребителя

1

3

34

Повторение по теме: «Поведение потребителя»

1

6


Тема 6.Фирма. Производство и издержки

7 часов

35

Современная фирма Фирма-коммерческая организация

1


36

Продукт фирмы

1

1,2,3,6

37

Бухгалтерские и экономические издержки. Необратимые издержки

1

5,6

38

Как изменяются издержки фирмы

1

1,2,5,9,10

39

Какой размер фирмы считать оптимальным

1

3

40

Повторение по теме: «Фирма. Производство и издержки».

1

1,2,3,6

41

Контрольная работа по теме: «Фирма. Производство и издержки».

1

6


Тема 7.Предпринимательство

7 часов

42

Понятие предпринимательства

1

3

43

Организационно-правовые формы предпринимательства

1

5,6

44

Франчайзинг

1

1,2,3,6

45

Менеджмент и его функции

1

3

46

Маркетинг и его основные элементы .

1

5,6

47

Повторение по теме: «Предпринимательство».


1

1,2,3,6

48

Контрольный урок по теме: «Предпринимательство».



1

6


Тема 8.Рынки факторов производства и распределение доходов

9 часов.

49

Особенности рынков факторов производства

1


50-51

Рынок труда и заработная плата

2

1,2,3,6

52

Рынок услуг земли (землепользования) и земельная рента.


1

5,6

53-54

Капитал и процент. Человеческий капитал

2

3

55-56

В каких случаях фирме целесообразно инвестировать

2

1,2,3,6

57

Практическая работа по теме: «Рынки факторов производства и распределение доходов»

1

5,6


Тема 9. Конкуренция и рыночные структуры

11 часов

58-59

Конкурентоспособность фирмы

2

3

60-61

Типы рыночных структур

2

1,2,3,6

62-63

Совершенная конкуренция

2

1,2,5,9,10

64-66

Монополия и Олигополия

3

5,6

67

Повторение по теме: «Конкуренция и рыночные структуры»

1

6

68

Промежуточная аттестация

1

6









11 класс (68 часов).

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формируемые социально значимые и ценностные отношения

Тема 1. Валовой внутренний продукт и национальный доход 6 часов


1.

Вводный урок.

1

3,8

2.

Почему необходимо определять размер национального продукта.

1

1,2,5,9,10

3.

Как исчисляется валовой внутренний продукт

1

1,2,3,6

4

Чистый национальный продукт и национальный доход Номинальный и реальный ВВП.

1

1,2,3,6

5.

Входная контрольная работа

1

1,2,3,6

6

Тематический контроль по теме: «Валовой внутренний продукт и национальный доход» .

1

6


Тема 2. Экономический рост 5 часов



7

Содержание экономического роста.

1

1,4

8

Измерение экономического роста.

1

3,7

9-10

Производственная функция и факторы роста. Экстенсивные и интенсивные факторы роста.

2

8,9

11

Повторение по теме: «Экономический рост».

1

6

Тема 3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономические равновесие.

5 часов

12

Совокупный спрос и совокупное предложение.

1

1,2,5,9,10

13

Доход, потребление и сбережения. Функция потребления

1

1,2,3,6

14

Сбережения и инвестиции

1

1,6

15

Мультипликатор

1

1,2,3,6

16

Повторение по теме: «Макроэкономическое равновесие»

1

6

Тема 4. Экономический цикл, занятость и безработица

9 часа

17-18

Экономический цикл

2

4,6

19-20

Механизм экономического цикла.

2

3,7

21-22

Занятые и безработные.



2

1,2,5,9,10

23-24

Причины и формы безработицы. Последствия безработицы и государственное регулирование занятости.


2

3,7

25

Самостоятельная работа по теме: «Экономический цикл, занятость и безработица».

1

6,10

Тема 5. Инфляция.7 часов


26-27

Определение инфляции и её измерение. Причины инфляции и формы инфляции

2

1,5

28-29

Последствия инфляции для различных социальных групп населения. Кривая Филипса.



2

1,7

30

Социальные последствия инфляции


1

10

31

Повторение по теме: «Инфляция».

1

6

32

Практическая работа по теме: «Инфляция»

1

6

Тема 6. Деньги и банковская система. 10 часов.

33-34

Роль денег в рыночной экономике.

2

1,7

35-36

Виды денег и их свойства

2

1,7

37

Коммерческие банки

1

6,7

38

Потребительский кредит

1

6

39-40


Центральный банк.


2


10


41


Повторение по теме: « Деньги и банковская система».




1



1,3


42

Тематический контроль по теме: «Деньги и банковская система»

1

10

Тема 7. Государственное регулирование экономики. 9 часов


43

Политика экономической стабилизации.

1

8,9

44-45

Бюджетно-финансовая политика.

2

1,2,5,9,10

46-47

Кредитно-денежная политика.

2

10

48

Роль государства в стимулировании экономического роста. Государственный долг.

1

1,5

49

Повторение по теме: «Государственное регулирование экономики» .

1

6

50

Самостоятельная работа по теме: «Государственное регулирование экономики»

1

6

51

Практическая работа по теме: «Государственное регулирование экономики» .

1

6

Тема 8. Международная торговля и валютный рынок.

5 часов

52

Мировое хозяйство.


1

2,4

53

Современная структура мирового хозяйства

1

10

54

Международная торговля

1

6

55

Внешнеторговая политика.

1

1,2,5,9,10

56

Валютный рынок.

1

3,9

57

Повторение по теме: «Международная торговля и валютный рынок»

1

6

58

Тематический контроль по теме: «Международная торговля и валютный рынок».

1

6

Тема 9. Международное движение капиталов. Платёжный баланс. Экономическая интеграция.

10 часов

59

Международное движение капиталов

1

1,5

60-61

Экспорт предпринимательского капитала и роль ТНК в мировой экономике

1

1,2,5,9,10

62-63

Платёжный баланс в России. Международная экономическая интеграция

1

1,4

64

Международная экономическая интеграция

1

3,4

65

Повторение по теме: «Международное движение капиталов. Платёжный баланс. Экономическая интеграция»

1

6

66-68

Итоговые уроки.

1

6






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!