Комитет администрации города Славгорода Алтайского края по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Селекционная средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании ШУМО гуманитарных дисциплин МБОУ «Селекционная СОШ», протокол от 29 августа 2018г. №4 | Согласовано методическим советом МБОУ «Селекционная СОШ» протокол от 30 августа 2018г. №1 | Утверждено приказом МБОУ «Селекционная СОШ» от 31 августа 2018 г. № 195 | | | |
Рабочая программа по учебному предмету
«Экономика »
(базовый уровень)
основного общего образования
для 11 класса
на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы
10, 11 классов— И. В. Липсиц, 2013 г.
Составитель: Болотина Анна Геннадьевна
Учитель истории и обществознания
с. Селекционное
2018
Пояснительная записка
Данная рабочая составлена на основе программы по экономике для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень). И.В.Липсиц. .- М.: Вита-пресс, 2011 г.
Изучение экономикина базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;
- овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
- развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
Знать и понимать
- функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь:
- приводить примеры факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
- описывать действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
- объяснять взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получения и оценки экономической информации;
- составления семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Содержание тем учебного курса
Тема 10. Что такое фирма и как она действует на рынке(5 ч).
Причины возникновения фирм. Экономические задачи фирмы. Типы фирм по российскому законодательству.
Понятие о внешних и внутренних ресурсов и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и переменных затратах . Средние и предельные затраты. Классификация рынков по типу конкуренции. Влияние степени монополизации рынка на положение продавцов и покупателей. Роль государства а ограничении монополизации рынков.
Предприниматель и создание успешного бизнеса.
Кто такой предприниматель и чем он отличается от менеджера. Почему не все новые фирмы оказываются успешными. Условия бизнес-успеха. Менеджмент. Маркетинг.
Тема 11. Как семьи получают и тратят деньги Неравенство доходов и его последствия (3ч)
Неравенство доходов и его последствия
Источники доходов семей в странах с различными типами экономических систем. Изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране. Закон Энгеля. Структура семейных расходов как индикатор уровня экономического развития страны. Понятия о номинальных и реальных доходах семей.
Влияние инфляции на уровень жизни семей. Роль семейных сбережений для обеспечения экономического развития страны. Страхование.
Неравенство доходов и неравенство богатства. Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Механизм регулирования дифференциации доходов в экономике смешанного типа. Экономические аспекты бедности. Социальные программы как метод смягчения проблемы бедности. Плюсы и минусы программ поддержки беднейших групп общества.
Тема 12. Экономические задачи государства (4 ч.)
Роль государства как защитника экономических свобод. Государственные органы, участвующие в регулирование экономической жизни страны. Понятие о слабостях (провалах) ранка. Экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка. Понятие об общественных благах.
Макроэкономические процессы в экономике страны. Понятие о товарах конечного и промежуточного потребления. Что такое валовой внутренний продукт и какое значение его величина имеет для граждан страны. От чего зависят темпы роста ВВП России. Что такое макроэкономическое равновесие и почему оно важно для страны. Как государство может поддерживать равновесие в экономике страны. Что такое экономический цикл и как он влияет на жизнь граждан.
Тема 13. Государственные финансы (2 ч.)
Роль налогообложения в формировании доходов государства. Виды налогов и их влияние на уровни доходов продавцов и покупателей, а также на уровне цен. Основные виды налогов, применяемые в России. Понятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и расходов федерального бюджета России.
Бюджетное тождество и бюджетный дефицит. Понятие о государственном долге. Причины возникновения государственного долга и способы его сокращения. Способы государственного одалживания. Внешний государственный долг и его влияние на благосостояние граждан страны.
Тема 14. Экономический рост (2 ч.)
Причины, порождающие необходимость в экономическом росте. Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ресурсов и ее значение для экономического роста. Факторы ускорения экономического роста. Человеческий капитал и его значение для обеспечения экономического роста. Понятие об экстенсивном и интенсивном экономическом росте.
Что изучает геоэкономика. Чем опасны “ножницы неравенства” в благосостоянии между странами. Можно ли предотвратить глобальную экономическую катастрофу и острые конфликты между бедными и богатыми странами.
Тема 15. Организация международной торговли (2ч.)
Экономические причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и экспорте. Принципы абсолютного и относительного экономического преимущества и их значение в формировании международного разделения труда и мировой торговли. Влияние международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния торгующих стран.
Причины сохранения многовалютности и ее значение для возникновения валютного рынка. Валютный курс как цена национальной денежной единицы. Механизмы формирования валютных курсов и особенности их проявления в условиях России. Экономические последствия изменений валютных курсов.
Изменения, внесенные в авторскую программу:
1. Авторская программа рассчитана на 36 часов в 10-11 классе.
2. При годовом учебном графике в 11 классе – 34 недели, продолжение изучения курса на базовом уровне организуется из расчета 0,5 часа в год или 17 часов во втором полугодии.
3. В теме 10. вместо 5 часов на изучение отводится 4 часа за счет объединения тем «Предприниматель и создание успешного бизнеса» и «Условия бизнес-успеха».
4. В теме 12. Вместо 4 часов, отведенных авторской программой в рабочей программе - 3 часа за счет объединения тем «Макроэкономические процессы в экономике страны. Что такое ВВП» и «Инфляция, её виды, причины».
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела, урока | Количество часов | Дата проведения урока |
планируемая | фактическая |
Тема 10. Что такое фирма и как она действует на рынке(4 ч). |
1. | Причины возникновения фирм. Экономические задачи фирмы. Типы фирм по российскому законодательству | 1 | | |
2. | Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирм | 1 | | |
3. | Классификация рынков | 1 | | |
4. | Предприниматель и создание успешного бизнеса. Условия бизнес-успеха | 1 | | |
Тема 11. Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и их последствия (3 ч). |
5. | Источник и доходов семей в странах с разными типами экономических систем. | 1 | | |
6. | Влияние инфляции на уровень жизни семей. Страхование | 1 | | |
7. | Неравенство доходов и неравенство богатства. Методы измерения неравенства доходов | 1 | | |
Тема 12. Экономические задачи государства (3 ч.) |
8. | Роль государства как защитника экономических свобод | 1 | | |
9. | Макроэкономические процессы в экономике страны. Что такое ВВП Инфляция, её виды, причины. | 1 | | |
10. | Экономическая политика государства и ее основные задачи | 1 | | |
Тема 13. Государственные финансы (2 ч.) |
11. | Роль налогообложения в формировании доходов государства. Виды налогов. Бюджетная система РФ. Доходы и расходы: навыки планирования. Формирование госбюджета в РФ и его исполнение | 1 | | |
12. | Понятие о государственном долге. Внешний государственный долг | 1 | | |
Тема 14. Экономический рост (2 ч.) |
13. | Сущность экономического роста. Факторы ускорения экономического роста | 1 | | |
14. | Что изучает геоэкономика. | 1 | | |
Тема 15. Организация международной торговли (2ч.) |
15. | Экономические причины возникновения международной торговли. Импорт, экспорт. | 1 | | |
16. | Причины сохранения многовалютности и ее значение для возникновения валютного рынка. | 1 | | |
17. | Итоговое повторение по курсу | 1 | | |
Приложение 1
Лист внесения изменений
Дата проведения урока | Тема урока | Основание для внесения изменений в программу (номер, дата приказа, причина) |
планируемая | фактическая |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
8